Сегментация рынка – один из важнейших элементов маркетинга.
Цель сегментации – максимальное проникновение на отдельные рыночные сегменты вместо распыления усилий по всему рынку.
Сегмент рынка – группа потребителей, потенциальных покупателей конкретного товара, объединенных по одному или нескольким признакам потребителей или (и) товара.
Основные характеристики рыночного сегмента:
1) размер сегмента – число потребителей;
2) емкость сегмента – возможный объем реализации товара в натуральных или стоимостных единицах.
Условия успешной сегментации и правильного выбора сегмента состоят в следующем:
1) наличие существенных различий между потенциальными потребителями;
2) наличие схожих потребностей у единиц какого-либо сегмента;
3) достаточно большая емкость сегмента;
4) эффективность сегмента;
5) учет конкуренции;
6) способность фирмы самостоятельно или с помощью профессионалов-маркетологов оценить потребности покупателей;
7) доступность рекламы для потребителей в сегменте, и т.д.
Выделяют три альтернативных решения по выбору степени охвата рынка.
1.Массовый маркетинг – ориентация на широкий потребительский рынок без его разделения на сегменты (агрегирование рынка).
2.Работа на сегмент (сегментация). Фирма стремится к признанию как производитель уникального товара. Этот метод характерен для небольших, относительно слабых фирм.Опасность в обманчивости величины сегмента и недостаточном изучении конкуренции, что может привести к вынужденному уходу с рынка. Более предпочтительным может оказаться меньший сегмент, но на котором отсутствует конкуренция. Слишком интенсивный сбыт может повредить уникальности товара. “+++”: 1.возможность при относительно небольших затратах иметь большой успех(эффект) - получение максимальной прибыли в расчете на единицу продукции, 2.создание “своего” покупателя - надежного рынка сбыта. “---”: 1.ориентация на узкий сегмент рынка не позволяет получать максимальную прибыль со всего рынка,2. т.к. вкусы потребителей и общая рыночная конъюнктура очень изменчивы, то в случае неверных маркетинговых действий риск “прогореть” очень высок.
3.Работа на несколько сегментов (множественная сегментация). Возможна диверсификация (ориентация на производство товаров различных наименований)) при условии наличия у фирмы необходимых ресурсов для производства и маркетинга нескольких товаров. Снижается риск потери рынка сбыта, сохраняя некоторые сегменты. Позволяет варьировать между сегментами в зависимости от конъюнктуры рынка, возможностей максимизации прибыли. Часто после завоевания одного сегмента фирма выходит на новые. Однако необходим тщательный анализ рынка, значительные затраты на маркетинг, т.е. возможности фирмы должны быть соответствующими.
Критерии сегментации:
а) для рынка потребительских товаров:
– географический(страна, регион, город, село),
– демографический (возраст, пол, размер семьи, фаза жизненного цикла семьи),
– социально-экономические (профессия, место работы, уровень образования, социальный слой( уровень достатка)),
– психологические (стиль жизни (молодежный, спортивный, элитарный,...), личные качества, предпочтения и т.д.),
– поведенческие признаки (длительность процесса адаптации к новому товару, степень случайности покупки, статус постоянного клиента, отношение к товару или его производителю, степень нуждаемости в товаре, основа заинтересованности(качество товара, обслуживание, низкая цена), отношение к рекламе).
б) для рынка промышленных товаров (это наиболее привлекательный и крупный рынок) :
– территориальная принадлежность предприятий,
– сферы использования каких-либо изделий,
– размер предприятий-клиентов,
– объем товаарооборота,
– стоимость доставки (монтажа оборудования), консультационных услуг(которые могут включать в себя обучение сотрудников) и т.д.
Для российского рынка характерна сильная монополизация (“след” административно-плановой экономики): на рынке по-прежнему работают очень крупные предприятия, которые специализируются на определенных сегментах (массовая сегментация) – это автомобильные заводы, крупные хлебобулочные заводы, Сбербанк и т.д..Мелкие предприятия работают или 1-ым или 2-м методом, что не требует больших кап. вложений, обеспечивает максимальную прибыль, гарантирует сбыт (например, частные хлебопекарни, мелкие банки и т.д.).
Полезность продукта.
Экономисты австрийской школы пришли к выводу, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей. Одно дело, кусок хлеба, чтобы не умереть с голода; стакан воды, чтобы утолить жажду; пара обуви, чтобы не ходить босиком. Иное дело, наличие значительного количества подобных благ, что существенно изменяет остроту потребности, степени их полезности. Полезность одного ломтя хлеба, одного стакана воды, одной пары обуви намного выше полезности сотни стаканов воды, корзины хлеба, нескольких десятков пар обуви.
По мере потребления новых единиц, частей, долей блага (потребительной стоимости) темп нарастания пользы падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей, порцией снижается. Ценность благ определяется не средняя, а наименьшая, добавочная полезность, приносимая каждой очередной и в каждом конкретном случае “последней”, конечной единицей, долей, порцией блага. Для обозначения этой добавочной, наименьшей по величине полезности употребляется термин предельная полезность. Под предельной полезностью принято понимать наименьшую из всех, удовлетворяемых из имеющегося запаса.
В рыночной экономике полезность распределяется согласно ценам. Цена должна соответствовать предельной полезности товара. При повышении цен происходят сдвиги в структуре и иерархии полезностей, на практике - в структуре спроса и потребления. Если растут цены товаров, из относительная полезность (а значит, и спрос на них) падает. На каждый рубль, затрачиваемый покупателем на приобретение товара, он будет стремиться приобрести равные или сопоставимые предельные полезности. Иначе говоря, рубль, затраченный на мясо, должен представлять такую же полезность, что и рубль , затраченный на макароны.
Понятие коммуникации.
Коммуникации – это обмен информацией между людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. В процессе обмена информацией выделяют 4 базовых элемента:
1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал, средство передачи информации.
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Модель процесса обмена информацией.
Виды рекламной работы.
Реклама – неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Занимая особое место в маркетинговой деятельности, она призвана решать наиболее сложную задачу – формировать и стимулировать спрос. Её можно рассматривать как форму коммуникации, к-я имеет цель – перевести качества предоставляемых фирмой услуг, а также предлагаемых в этой области идей на язык нужд и запросов клиента.
Сфера деятельности рекламы включает в себя:
1) Изучение потребителей услуг, которые предстоит рекламировать,
2) Исследование особенностей рынка, который предстоит освоить,
3) Стратегическое планирование с точки зрения целей, определения границ рынка, обеспечения ассигнований и разработки творческого подхода и планирования использования средств рекламы,
4) Принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработке графиков публикаций и трансляции объявлений,
5) Составление рекламных объявлений, включая подготовку текста, макета, художественное оформление и их про-во.
Ее специфические особенности:
1) Не беспристрастность,
2) Ориентация на конкретного адресата, имеет специфическую направленность, идет в рамках оплаченного места или времени,
3) Выступает как многоканальное явление. Способна стимулировать трату денег или их накопление, высокие или низкие цены, платные или бесплатные акции от имени разных источников, для любых аудиторий и по самым различным причинам,
4) Является средством, способных принести колоссальный успех или катастрофический провал, и нередко действующим в условиях неопределенности конечного результата.
Виды рекламы:
1. Товарная. Информирование покупателя об особенностях и достоинствах услуг, пробуждает интерес к ним.
2. Престижная (фирменная). Представляет достоинства фирмы, выгодно отличающие её от конкурентов. Цель – создание привлекательного имиджа.
По распространению рекламного обращения:
1. Прямая
Чаще всего индивидуальная – распространение агентами по рекламе спецлитературы непосредственно потенциальным клиентам. Кроме того – распространение рекламных материалов по почте и работа с клиентами по телефону.
2. Безличная (массовая)
1) Реклама в прессе,
2) Печатная реклама (проспекты, каталоги, плакаты, листовки, календари и т.д.),
3) Экранная реклама,
4) Радиореклама,
5) Наружная реклама (крупногабаритные плакаты, специальные рекламные места),
6) Реклама на транспорте (внутрисалонная, размещаемая на наружной поверхности транспортных средств, размещаемая на станциях общественного транспорта и вокруг них),
7) Сувениры и др. формы рекламы.
По характеру и особенностям рекламного продукта, жизненного цикла товара и задач, к-е ставятся перед рекламой на конкретном этапе:
1) Информативная. Преобладает при выведении нового продукта на рынок, когда стоит задача первичного формирования спроса.
2) Увещевательная. Применяется на этапе расширения рынка, задача фирмы – формирование нового рынка сбыта. Задача рекламы – доказательство преимуществ условий и качества конкретной услуги, по конкретному сравнению её с аналогичной практикой конкурентов.
3) Напоминающая. Банк уже многого достиг в оказании конкретных услуг и ему нужно вновь сконцентрировать внимание на их достоинствах.
4) Подкрепляющая. Уверяет клиентов в правильности сделанного ими выбора.
Иногда разновидностью рекламы выступает так называемая “антиреклама”. Бывают моменты, когда маркетинговой программой поставлена цель ¯ спрос на опр. вид услуг. Тогда применяется антиреклама, подчеркивающая некоторые негативные последствия использования такой услуги.
Билет 29.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 248.