Экономическое развитие в XVII веке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Шах Аббас, кроме административных и военных дел, большое внимание уделял экономике. Европейские путешественники, посещавшие его двор, писали, что Сефевиды в XVII веке были «самыми богатыми монархами в мире». Как территория Ирана делилась шахский домен и уделы, так и торговля делилась на шахскую, главенствующую, и торговлю остальных феодалов и купцов. Обладая неограниченной властью, шах объявлял монополию на наиболее выгодные предметы торговли: шелк, соль, мыло и т. д. Весь проводившийся в стране шелк должен был сдаваться шахским приемщикам по фиксированным ценам, шахские купцы торговали шелком за границей, в том числе и в Европе. Были введены откупа таможенных налоговых и других сборов, что приносило откупщикам огромные доходы. Для удобства торговли строились дороги и мосты. Возводились помпезные дворцы шаха и знати, мечети. Большое значение в быту двора и знати стали играть европейские предметы обихода, приглашались европейские ремесленники и художники. Основные источники средств на все это шах и придворные изыскивали за счет податей с крестьян и ремесленников.

Сельское хозяйство при Сефевидах достигло сравнительно высокого уровня, особенно была развита ирригация. Иран славился фруктовыми садами, виноградарством; обработка же почвы под зерновые, по свидетельству европейских путешественников, отставала от Европы. Но при южном климате и искусственном орошении на урожаях это пока не очень сказывалось. Весьма интенсивного развития достигла культура шелка-сырца. В городе и деревне были распространены текстильное, шелкоткацкое, гончарное ремесла, производство бумаги, чеканка металлов, производство оружия с XVII в. — огнестрельного), кожевенное дело. Как оседлое, так и кочевое население славилось ковроткачеством. Персидские ковры доставлялись в Европу.

Хозяйственному подъему страны способствовало упорядочение и сокращение налогового и податного бремени, осуществленное первыми сефевидскими шахами. Однако хищническая эксплуатация крестьян и ремесленников вела со временем к подрыву производительных сил, к застойным явления экономике. Все успехи в ремесле, торговле и сельском хозяйстве, как сказано выше, относятся к Исфахану и центральным районам Ирана. Западные же области, включая Тебриз, были разорены непрерывными войнами и не скоро восстановились.

Обострение классовой борьбы. Восстание Адиль-Шаха

 

В 1629 году, вскоре после смерти Аббаса, началось крупное народное восстание в североиранской провинции Гилян. Поводом послужили насилия, чинимые шахскими чиновниками над крестьянами-шелководами. Главными очагами стали Лахиджан и Гилян. Крестьяне и ремесленники начали погромы домов чиновников и знати. Вместе с тем к восстанию примкнула и часть гилянских феодалов-сепаратистов, надеявшихся с помощью народа восстановить свою прежнюю самостоятельность. Вождем восстания стад потомок местной княжеской династии, получивший прозвище Адиль-шах («Справедливый царь»).

Неорганизованность и разнонаправленность целей повстанцев привели к ослаблению и поражению движения. Адиль-шах был схвачен и казнен. Шах Сефивидов собственноручно расстрелял его из лука. На народные массы обрушились репрессии. Это восстание и национально-освободительные восстания неиранских народов постепенно расшатывали государство Сефевидов.

Культура

 

Народы Иранского плоскогорья были хранителями богатого культурного наследия прошлого. Развивались музыка, танцы, литература. Специфической чертой культуры Ирана, как мусульманской страны, являлось отсутствие скульптуры и живописи, что объяснялось религиозными запретами. Однако была развита книжная миниатюра (изображение должно быть скрыто от глаз при хранении, картины же в настенная живопись запрещались). Рукописи и даже отрывки, выполненные искусными каллиграфами, были украшением богатых домов в Иране, как картины в Европе.

Герат, Тебриз, Исфахан были центрами каллиграфического искусства. Наиболее известными каллиграфами были Бехзад, Султан-Махмуд, Ага-Реза Аббаси.

Шах и знать привлекали к себе искусных художников, архитекторов, переписчиков. Резиденции феодалов и мечетей Сефевидского государства поражали своей красотой и роскошью. Народы Ирана внесли свой весомый вклад в развитие культуры.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.