Постановлением Национального банка Республики Беларусь № 2 от 12.05.92 г., которое ввело векселя в хозяйственный оборот, предусматривалось, что они будут использоваться при поставках продукции или оказании услуг в кредит, т.е. были введены коммерческие или товарные векселя. В комментариях к «Временным правилам выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве» говорится, что введение вексельного обращения преследует цели:
ускорения расчетов;
сокращения неплатежей;
усиления ответственности субъектов хозяйствования по соблюдению расчетно-платежной дисциплины в народном хозяйстве страны. [2, c.41]
Там же говорится, что вексель представляет собой инструмент коммерческого кредитования. Согласно статье 80 Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь" предприятия могут поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой покупателями (потребителями) процентов — как за пользование заемными средствами. Для оформления таких торговых сделок предприятие может применять в хозяйственном обороте векселя. Предприятия и организации не имеют нрава выписывать векселя до поставки товаров или оказания услуг. [4, c.23]
Право выпуска векселей, имеющих денежный характер (для привлечения на возвратной основе денежных средств), имеют только Министерство финансов. Национальный банк и банки Республики Беларусь.
Кроме этого, необходимо отметить: должник и кредитор обязаны оговорить, что расчеты между собой они произведут векселем. Если такая договоренность достигнута, то вексель выписывает либо должник (простой вексель), либо кредитор (переводной вексель); в случае отсутствия договоренности расчеты производятся в обычном порядке.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 430/6 от 10.06.94 г. "Об обязательном оформлении векселями просроченной задолженности за поставленные товары и оказанные услуги" субъекты хозяйствования обязаны оформлять свою задолженность векселями. [6, c.35] Однако, как показала практика, данное Постановление "не пошло на пользу" большинству предприятий, так как предъявлять претензии в случае несвоевременной оплаты удобнее всего по сделкам, оформленным векселями. Поэтому можно предположить, учитывая предусмотренные штрафные санкции за его неисполнение, что претворение в жизнь вышеназванного Постановления будет способствовать расширению практики применения этого долгового инструмента. Сам по себе подобный акт должен был бы "подтолкнуть" субъектов хозяйствования к более активному участию в вексельном обращении. Ведь сама природа вексельного обращения предполагает решение проблемы неплатежей, если у предприятия возникают временные финансовые затруднения. Но, как показывает практика, директивное внедрение вексельного обращения в условиях повальных неплатежей не имеет смысла. Для использования векселей необходимо, чтобы каждый, кто хочет взять его себе в качестве оплаты за поставку товара, был уверен в платеже. У нас же предполагается хождение документа без уверенности в его оплате.
Дополнения Национального банка, введенные от 11.01.96 года, напрочь исключили и физических лиц из "списков" индоссатов, тем самым вывели из вексельного обращения физических лиц. Данный шаг был вынужденным в силу многочисленных нарушений нормативных актов Национального банка: физические лица "обналичивали" крупные суммы наличной иностранной валюты с помощью банковских векселей.[18,с.49]
Существующее налогообложение доходов по векселям различно: зависит от срока платежа. В последнее время (до начала 1996 года) наблюдалась тенденция увеличения роли процентных векселей, как наиболее выгодных для векселеполучателей. Эта польза от процентных векселей объяснялась условиями налогообложения дохода по ценным бумагам. Как известно, доходы, получаемые в форме дивидендов и процентов по векселям, облагались налогом у источника этих доходов по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов и подлежат налогообложению в общем порядке. Таким образом, такое налогообложение способствует распространению "процентных" векселей, ставя их в "искусственно" неравные условия со срочными векселями, так как во Временных правилах нет четкой оговорки о том, какие векселя считать "процентными", а какие дисконтными. Четкая трактовка по данному вопросу дана только в отношении банковских векселей ( пункт 2.4, абзац 6 «Положения о порядке выпуска и регистрации ценных бумаг и депозитных сертификатов банков»). Результатом данной оговорки явилось подавляющее преимущество на рынке ценных бумаг Республики Беларусь "процентных" векселей. Однако данная ситуация была "исправлена" после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций". В настоящее время дивиденды и приравненные к ним доходы, начисляемые предприятием, облагаются по ставке 15 %. Налог взимается с общего дохода.[9, c.54]
Механизм протеста векселей урегулирован в Инструктивном письме Министерства юстиции Республики Беларусь "О порядке и основании совершения протестов векселей". Однако в нем не нашли отражение существенные моменты.
1. Согласно Инструктивному письму, под вексельным протестом понимается акт об отказе плательщика от уплаты векселя. [2, c.27] Однако существуют ситуации, когда плательщик не оплачивает вексель по причине отсутствия средств (в то же время не отказываясь от факта оплаты). Поэтому, целесообразно, в механизм протеста необходимо внести изменения формулировки самого акта протеста и изложить ее так: "Под вексельным протестом понимается акт о факте неоплаты (неакцепта) векселя".
2. Согласно Инструктивному письму, нотариус должен в день принятия векселя к протесту предъявить плательщику требование о платеже. Однако чисто с практической стороны данная процедура иногда бывает невыполнима, и поэтому нотариусы совершают протест после вызова плательщика в нотариат (а это происходит через несколько педель, хотя сам факт протеста важен на дату отказа).
3. Согласно приведенному в Инструктивном письме акту о протесте в неплатеже, нотариус предъявляет требование о платеже к:
· акцептанту;
· авалисту;
· векселедателю;
· должнику;
· индоссанту.
Как было отмечено, отношения участников вексельного обращения строятся, прежде всего, на доверии друг к другу. Если процесс расчета вексельным обязательством заканчивается благополучно для последнего держателя, то само вексельное обязательство уничтожается. В дальнейшем действует принцип: нет векселя — нет обязательства. Но если держатель не получает от должника денежной суммы, обозначенной на векселе, то он вправе обратиться с регрессным иском ко всем участникам вексельных отношений, поставившим свою подпись на бланке векселя. Именно этот факт и должен фиксировать нотариус в акте о протесте векселя. Иными словами, нотариус должен составить акт, из содержания которого будет видно, что держатель предъявлял рассматриваемый вексель должнику (векселедателю простого векселя или плательщику переводного векселя) и не получил денежную сумму, обозначенную на векселе, в полном объеме по каким-либо причинам. Только после получения акта о протесте векселя у держателя появляется право на регресс к другим участникам обращения векселя. Наличие акта о протесте векселя у держателя является бесспорным доказательством наличия у него регрессного права. В дальнейшем — при обращении к другим участникам обращения векселя в порядке регресса — уже не требуется составления акта о протесте векселя, так как это не имеет смысла. Однако в рассматриваемом акте о протесте векселя в неплатеже должник указан только четвертым, хотя он должен быть первым и единственным. Требование выплаты по векселю предъявляется только плательщику. При непогашении им долга держатель векселя вправе обратиться к нотариусу для фиксации данного обстоятельства в публичном порядке (составляется акт о протесте векселя в неплатеже).
Национальный банк Беларуси 8 июня 1995 года запретил выдачу кредитов в порядке учета и залога векселей (имеющих товарный характер). Таким образом, ликвидность векселей, имеющих товарный характер, была сведена к минимуму.
При продаже векселей банкам необходимо требовать у субъекта хозяйствования декларацию об объемах и источниках инвестиций при сделках, превышающих 1 млрд. руб. Данное требование предполагает наличие деклараций, процесс получения которых занимает длительное время, в то время как вексель и интересен "скоростью" оборачиваемости.
Согласно нормативным указаниям Национального банка Республики Беларусь корреспонденция счетов по операциям с векселями должна осуществляться только через расчетный счет держателя векселя. Данное ограничение должно способствовать нормализации расчетов субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Бланки векселей должны иметь определенные степени защиты, изготовление которых не допускается без предварительной экспертизы их защищенности от подделки. Данное положение, конечно, способствует уверенности эмитента от подделки его векселя, однако сама процедура получения бланка длительная, а иногда и дорогая.[17,с.39]
Банковские векселя выписываются в денежных единицах Республики Беларусь. Данное ограничение способствует дедолларизации экономики и необходимо в условиях жесткого контроля со стороны государства за хождением иностранной валюты на территории Республики Беларусь, однако в условиях перехода к "цивилизованному" рынку недопустимо.
Вексель часто отождествляют со средством платежа и платежным средством. Однако, когда речь идет о расчетной функции векселя (именно с этой функцией государственные и негосударственные органы связывают надежды при работе над созданием эффективных вексельных расчетов для "расшивки неплатежей") недопустимо смешивать понятия средство расчетов и средство платежа.
Вексель — именно средство расчетов, а не средство платежа. Единственным законным средством платежа в Республике Беларусь, согласно Постановлению Верховного Совета Республики Беларусь от 19.10.94 № 3326-XII "О платежном средстве Республики Беларусь", является белорусский рубль. [] Вексель деньгами не является, поскольку по наступлении срока платежа он сам подлежит обмену на деньги. Выдавая вексель, векселедатель отодвигает оплату полученного товара до срока платежа по векселю. В этом собственно и состоит истинный смысл и значение рассматриваемого инструмента.
Следует обратить внимание на вексельные реквизиты, предусмотренные Временными правилами выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве Республики Беларусь'(утверждены постановлением Национального банка Республики Беларусь от 12.05.92 № 2). Векселедатель должен указать для плательщика: наименование, юридический адрес и банковские реквизиты того, кто должен платить по векселю. Таким образом, уже в 1992 году вексель отождествляли с платежным документом. Юридически это было закреплено в положении Национального банка Республики Беларусь от 13 июля 1992 г. № 18 "О временном порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь". Данное представление существует и в настоящее время. На наш взгляд, вексель, прежде всего, —долговое обязательство, которому в нашем законодательстве придан статус ценной бумаги. Вексель должен использоваться главным образом при доверительном кредитовании поставщиком своего партнера.
Вексель широко применяется как инструмент кредитования при экспортно-импортных поставках. Согласно разъяснениям Национального банка Республики Беларусь (письмо от 23.05.94 № 326 "О применении Положения "О порядке проведения валютных операций, связанных с движением капитала"), операции юридических лиц-резидентов Республики Беларусь по покупке иностранных векселей на международном рынке и в Беларуси подлежат лицензированию со стороны Национального банка Республики Беларусь. Кроме этого, лицензированию подлежит также предоставление коммерческого кредита субъектом хозяйствования Республики Беларусь в пользу ее нерезидента по экспортным контрактам на срок, превышающий установленный Национальным банком Республики Беларусь от даты отгрузки товара (принятия на борт, принятия к перевозке или отправке). Ограничение не распространяется на данную операцию, если поставка товара произведена субъектом хозяйствования Республики Беларусь против тратты, выставленной нерезидентом Республики Беларусь на срок более 180 дней, если она учтена до истечения этого срока в уполномоченном банке Республики Беларусь.
Не требуют лицензирования со стороны Национального банка операции юридических лиц - резидентов Республики Беларусь по продаже собственных ценных бумаг (векселей) нерезидентам Республики Беларусь за иностранную валюту.
В настоящее время деятельность субъектов хозяйствования, использующих вексель в своих валютных операциях, регулируется нормативными документами Национального банка Республики Беларусь, одним из которых является "Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь" от 01.08.96 № 768. Рассмотрим этот аспект вексельного обращения с двух сторон:
1) вексель используется как средство расчетов при расчетах;
2) вексель используется как предмет (ценная бумага) сделки купли-продажи.
Следует сразу определить, что предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг следует относить к валютным операциям, связанным с движением капитала. Поэтому в первом случае все операции с векселями, связанные с расчетами по экспортно-импортным поставкам, следует рассматривать с учетом сроков погашения векселей:
а) если период от даты выписки векселя до срока погашения векселя составляет менее 180 дней, то данную операцию следует рассматривать как текущую валютную операцию;[6, c.19]
б) если период от даты выписки векселя до срока погашения векселя составляет более 180 дней, то данную операцию следует рассматривать как операцию, связанную с движением капитала; [] при осуществлении операций, связанных с движением капитала, требуется получение разрешения Национального банка Республики Беларусь — согласно Положению Национального банка Республики Беларусь от 01.04.94 № 302 "О порядке проведения валютных операций, связанных с движением капитала" и дополнений к нему.
Во втором случае, когда вексель используется как ценная бумага при купле-продаже между резидентами Республики Беларусь и ее нерезидентами, данную операцию следует рассматривать с учетом периода от момента оформления передаточной надписи на векселе до момента оплаты сделки по договору купли-продажи векселя, то есть:[17,с.42]
а) если установлено, что данный период не превышает 180 дней, то такая операция относится к текущим валютным операциям и ее проведение не требует наличия согласия со стороны Национального банка Республики Беларусь;
б) если установлено, что данный период превышает 180 дней, то такая операция относится к валютным операциям, связанным с движением капитала и для ее проведения необходимо получить согласие со стороны Национального банка Республики Беларусь.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.