Особенности законодательной базы операций международного форфейтинга в Республике Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Постановлением Национального банка Республики Беларусь № 2 от 12.05.92 г., которое ввело векселя в хозяйственный оборот, предусматривалось, что они будут использоваться при поставках продукции или оказании услуг в кредит, т.е. были вве­дены коммерческие или товарные векселя. В комментариях к «Вре­менным правилам выпуска и обращения векселей в народном хо­зяйстве» говорится, что введение вексельного обращения пресле­дует цели:

ускорения расчетов;

сокращения неплатежей;

усиления ответственности субъектов хозяйствования по соблю­дению расчетно-платежной дисциплины в народном хозяйстве страны. [2, c.41]

Там же говорится, что вексель представляет собой инстру­мент коммерческого кредитования. Согласно статье 80 Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь" предприятия могут поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой покупателями (потребителя­ми) процентов — как за пользование заемными средствами. Для оформления таких торговых сделок предприятие может приме­нять в хозяйственном обороте векселя. Предприятия и органи­зации не имеют нрава выписывать векселя до поставки то­варов или оказания услуг. [4, c.23]

Право выпуска векселей, имеющих денежный характер (для привлечения на возвратной основе денежных средств), имеют только Министерство финансов. Национальный банк и банки Рес­публики Беларусь.

Кроме этого, необходимо отметить: должник и кредитор обязаны оговорить, что расчеты между собой они произведут век­селем. Если такая договоренность достигнута, то вексель выпи­сывает либо должник (простой вексель), либо кредитор (перевод­ной вексель); в случае отсутствия договоренности расчеты производятся в обычном порядке.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и На­ционального банка Республики Беларусь № 430/6 от 10.06.94 г. "Об обязательном оформлении векселями просроченной задол­женности за поставленные товары и оказанные услуги" субъекты хозяйствования обязаны оформлять свою задолженность векселями. [6, c.35] Однако, как показала практика, данное Постановле­ние "не пошло на пользу" большинству предприятий, так как предъявлять претензии в случае несвоевременной оплаты удоб­нее всего по сделкам, оформленным векселями. Поэтому можно предположить, учитывая предусмотренные штрафные санкции за его неисполнение, что претворение в жизнь вышеназванного По­становления будет способствовать расширению практики при­менения этого долгового инструмента. Сам по себе подобный акт должен был бы "подтолкнуть" субъектов хозяйствования к более активному участию в вексельном обращении. Ведь сама природа вексельного обращения предполагает решение проблемы непла­тежей, если у предприятия возникают временные финансовые затруднения. Но, как показывает практика, директивное внедре­ние вексельного обращения в условиях повальных неплатежей не имеет смысла. Для использования векселей необходимо, чтобы каждый, кто хочет взять его себе в качестве оплаты за поставку товара, был уверен в платеже. У нас же предполагается хождение документа без уверенности в его оплате.

Дополнения Национального банка, введенные от 11.01.96 года, напрочь исключили и физических лиц из "списков" индос­сатов, тем самым вывели из вексельного обращения физических лиц. Данный шаг был вынужденным в силу многочисленных наруше­ний нормативных актов Национального банка: физические лица "обналичивали" крупные суммы наличной иностранной валюты с помощью банковских векселей.[18,с.49]

Существующее налогообложение доходов по векселям раз­лично: зависит от срока платежа. В последнее время (до начала 1996 года) наблюдалась тенденция увеличения роли процент­ных векселей, как наиболее выгодных для векселеполучателей. Эта польза от процентных векселей объяснялась условиями на­логообложения дохода по ценным бумагам. Как известно, дохо­ды, получаемые в форме дивидендов и процентов по векселям, облагались налогом у источника этих доходов по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой прода­жи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сум­ме в состав внереализационных доходов и подлежат налогооб­ложению в общем порядке. Таким образом, такое налогообло­жение способствует распространению "процентных" векселей, ставя их в "искусственно" неравные условия со срочными век­селями, так как во Временных правилах нет четкой оговорки о том, какие векселя считать "процентными", а какие дисконт­ными. Четкая трактовка по данному вопросу дана только в отно­шении банковских векселей ( пункт 2.4, абзац 6 «Положения о порядке выпуска и регистрации ценных бумаг и депозитных сер­тификатов банков»). Результатом данной оговорки явилось подавляющее преимущество на рынке ценных бумаг Республи­ки Беларусь "процентных" векселей. Однако данная ситуация была "исправлена" после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О налогах на дохо­ды и прибыль предприятий, объединений, организаций". В на­стоящее время дивиденды и приравненные к ним доходы, на­числяемые предприятием, облагаются по ставке 15 %. Налог взимается с общего дохода.[9, c.54]

Механизм протеста векселей урегулирован в Инструктивном письме Министерства юстиции Республики Беларусь "О порядке и основании совершения протестов векселей". Однако в нем не нашли отражение существенные моменты.

1. Согласно Инструктивному письму, под вексельным протес­том понимается акт об отказе плательщика от уплаты векселя. [2, c.27] Однако существуют ситуации, когда плательщик не оплачивает вексель по причине отсутствия средств (в то же время не отказы­ваясь от факта оплаты). Поэтому, целесообразно, в механизм про­теста необходимо внести изменения формулировки самого акта протеста и изложить ее так: "Под вексельным протестом понима­ется акт о факте неоплаты (неакцепта) векселя".

2. Согласно Инструктивному письму, нотариус должен в день принятия векселя к протесту предъявить плательщику требова­ние о платеже. Однако чисто с практической стороны данная процедура иногда бывает невыполнима, и поэтому нотариусы совер­шают протест после вызова плательщика в нотариат (а это проис­ходит через несколько педель, хотя сам факт протеста важен на дату отказа).

3. Согласно приведенному в Инструктивном письме акту о про­тесте в неплатеже, нотариус предъявляет требование о платеже к:

· акцептанту;

· авалисту;

· векселедателю;

· должнику;

· индоссанту.

Как было отмечено, отношения участников вексельного обра­щения строятся, прежде всего, на доверии друг к другу. Если процесс расчета вексельным обязательством заканчивается бла­гополучно для последнего держателя, то само вексельное обяза­тельство уничтожается. В дальнейшем действует принцип: нет векселя — нет обязательства. Но если держатель не получает от должника денежной суммы, обозначенной на векселе, то он впра­ве обратиться с регрессным иском ко всем участникам вексель­ных отношений, поставившим свою подпись на бланке векселя. Именно этот факт и должен фиксировать нотариус в акте о проте­сте векселя. Иными словами, нотариус должен составить акт, из содержания которого будет видно, что держатель предъявлял рассматриваемый вексель должнику (векселедателю простого вексе­ля или плательщику переводного векселя) и не получил денеж­ную сумму, обозначенную на векселе, в полном объеме по каким­-либо причинам. Только после получения акта о протесте векселя у держателя появляется право на регресс к другим участникам обращения векселя. Наличие акта о протесте векселя у держателя является бесспорным доказательством наличия у него регрессного права. В дальнейшем — при обращении к другим участникам обращения векселя в порядке регресса — уже не требуется со­ставления акта о протесте векселя, так как это не имеет смысла. Однако в рассматриваемом акте о протесте векселя в неплатеже должник указан только четвертым, хотя он должен быть первым и единственным. Требование выплаты по векселю предъявляется только плательщику. При непогашении им долга держатель век­селя вправе обратиться к нотариусу для фиксации данного обсто­ятельства в публичном порядке (составляется акт о протесте век­селя в неплатеже).

Национальный банк Беларуси 8 июня 1995 года запретил вы­дачу кредитов в порядке учета и залога векселей (имеющих то­варный характер). Таким образом, ликвидность векселей, имею­щих товарный характер, была сведена к минимуму.

При продаже векселей банкам необходимо требовать у субъек­та хозяйствования декларацию об объемах и источниках ин­вестиций при сделках, превышающих 1 млрд. руб. Данное требование предполагает наличие деклараций, процесс получения которых занимает длительное время, в то время как вексель и интересен "скоростью" оборачиваемости.

Согласно нормативным указаниям Национального банка Рес­публики Беларусь корреспонденция счетов по операциям с вексе­лями должна осуществляться только через расчетный счет держа­теля векселя. Данное ограничение должно способствовать норма­лизации расчетов субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Бланки векселей должны иметь определенные степени защи­ты, изготовление которых не допускается без предварительной экспертизы их защищенности от подделки. Данное положение, конечно, способствует уверенности эмитента от подделки его векселя, однако сама процедура получения бланка длительная, а иногда и дорогая.[17,с.39]

Банковские векселя выписываются в денежных единицах Рес­публики Беларусь. Данное ограничение способствует дедолларизации экономики и необходимо в условиях жесткого контро­ля со стороны государства за хождением иностранной валюты на территории Республики Беларусь, однако в условиях перехода к "цивилизованному" рынку недопустимо.

Вексель часто отождествляют со средством платежа и платеж­ным средством. Однако, когда речь идет о расчетной функции век­селя (именно с этой функцией государственные и негосударствен­ные органы связывают надежды при работе над созданием эффек­тивных вексельных расчетов для "расшивки неплатежей") недопу­стимо смешивать понятия средство расчетов и средство платежа.

Вексель — именно средство расчетов, а не средство платежа. Единственным законным средством платежа в Республике Бела­русь, согласно Постановлению Верховного Совета Республики Беларусь от 19.10.94 № 3326-XII "О платежном средстве Респуб­лики Беларусь", является белорусский рубль. [] Вексель деньгами не является, поскольку по наступлении срока платежа он сам под­лежит обмену на деньги. Выдавая вексель, векселедатель отодви­гает оплату полученного товара до срока платежа по векселю. В этом собственно и состоит истинный смысл и значение рассмат­риваемого инструмента.

Следует обратить внимание на вексельные реквизиты, пред­усмотренные Временными правилами выпуска и обращения век­селей в народном хозяйстве Республики Беларусь'(утверждены постановлением Национального банка Республики Беларусь от 12.05.92 № 2). Векселедатель должен указать для плательщика: наименование, юридический адрес и банковские реквизиты того, кто должен платить по векселю. Таким образом, уже в 1992 году вексель отождествляли с платежным документом. Юридически это было закреплено в положении Национального банка Республики Беларусь от 13 июля 1992 г. № 18 "О временном порядке проведения валютных операций на территории Республики Бе­ларусь". Данное представление существует и в настоящее время. На наш взгляд, вексель, прежде всего, —долговое обязательство, которому в нашем законодательстве придан статус ценной бума­ги. Вексель должен использоваться главным образом при довери­тельном кредитовании поставщиком своего партнера.

Вексель широко применяется как инструмент кредитования при экспортно-импортных поставках. Согласно разъяснениям Национального банка Республики Беларусь (письмо от 23.05.94 № 326 "О применении Положения "О порядке проведения валют­ных операций, связанных с движением капитала"), операции юри­дических лиц-резидентов Республики Беларусь по покупке ино­странных векселей на международном рынке и в Беларуси подле­жат лицензированию со стороны Национального банка Респуб­лики Беларусь. Кроме этого, лицензированию подлежит также предоставление коммерческого кредита субъектом хозяйствова­ния Республики Беларусь в пользу ее нерезидента по экспортным контрактам на срок, превышающий установленный Нацио­нальным банком Республики Беларусь от даты отгрузки товара (принятия на борт, принятия к перевозке или отправке). Ограни­чение не распространяется на данную операцию, если поставка товара произведена субъектом хозяйствования Республики Беларусь против тратты, выставленной нерезидентом Республи­ки Беларусь на срок более 180 дней, если она учтена до истече­ния этого срока в уполномоченном банке Республики Беларусь.

Не требуют лицензирования со стороны Национального банка операции юридических лиц - резидентов Республики Беларусь по продаже собственных ценных бумаг (векселей) нерезидентам Республики Беларусь за иностранную валюту.

В настоящее время деятельность субъектов хозяйствования, использующих вексель в своих валютных операциях, регулиру­ется нормативными документами Национального банка Респуб­лики Беларусь, одним из которых является "Положение о поряд­ке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь" от 01.08.96 № 768. Рассмотрим этот аспект вексельного обращения с двух сторон:

1) вексель используется как средство расчетов при расчетах;

2) вексель используется как предмет (ценная бумага) сделки купли-продажи.

Следует сразу определить, что предоставление и получение от­срочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг следует относить к валютным операциям, связанным с движением капитала. Поэтому в первом случае все операции с векселями, связанные с расчетами по экспортно-им­портным поставкам, следует рассматривать с учетом сроков пога­шения векселей:

а) если период от даты выписки векселя до срока погашения векселя составляет менее 180 дней, то данную операцию следует рассматривать как текущую валютную операцию;[6, c.19]

б) если период от даты выписки векселя до срока погашения векселя составляет более 180 дней, то данную операцию следует рассматривать как операцию, связанную с движением капитала; [] при осуществлении операций, связанных с движением капитала, тре­буется получение разрешения Национального банка Республики Беларусь — согласно Положению Национального банка Республи­ки Беларусь от 01.04.94 № 302 "О порядке проведения валютных операций, связанных с движением капитала" и дополнений к нему.

Во втором случае, когда вексель используется как ценная бу­мага при купле-продаже между резидентами Республики Беларусь и ее нерезидентами, данную операцию следует рассматривать с учетом периода от момента оформления передаточной надписи на векселе до момента оплаты сделки по договору купли-прода­жи векселя, то есть:[17,с.42]

а) если установлено, что данный период не превышает 180 дней, то такая операция относится к текущим валютным опера­циям и ее проведение не требует наличия согласия со стороны Национального банка Республики Беларусь;

б) если установлено, что данный период превышает 180 дней, то такая операция относится к валютным операциям, связанным с движением капитала и для ее проведения необходимо получить согласие со стороны Национального банка Республики Беларусь.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.