Ассортимент, качество и состав тяжелых видов моторных топлив
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585—75 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость (ответствующих марок мазутов при 50 °С. В зависимости от содержания серы топочные мазуты подразделяют на низкосернистые — до 0,5 %, малосернистые — от 0,5 % до 1,0 %, сернистые — от 1,0 до 2,0 % и высоко-сернистые от 2,0 до 3,5 %. [3]

Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков перера­ботки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8—15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.

 

Таблица 17 — Характеристики мазутов (ГОСТ 10585-75)

 

Показатели

                 Марка топлива

  Ф-5 Ф-12 40 100
Вязкость при 50 °С, не более:        
условная, °ВУ 5,0 12,0 - -
соответствующая ей кинематическая, мм2 36,2 89,0 - -
Вязкость при 80 °С, не более:        
условная, °ВУ - - 8,0 16,0
соответствующая ей кинематическая, мм2 - - 59,0 118,0
Динамическая вязкость при 0 °С, Па-с, не более 2,7 - - -
Зольность, %, не более, для мазута:        
малозольного - - 0,04 0,05
зольного 0,05 0,10 0,12 0,14

 

 

Массовая доля, %, не более:        
механических примесей 0,10 0,12 0,5 1,0
воды 0,3 0,3 1,0 1,0
Массовая доля серы, %, не более, для мазута:        
низкосернистого - - 0,5 0,5
малосернистого - 0,6 1,0 1,0
сернистого 2,0   2,0 2,0
высокосернистого - - 3,5 3,5
Коксуемость, %, не более 6,0 - - -
Температура вспышки, °С, не ниже:        
в закрытом тигле 80 90 - -
' в открытом тигле - - 90 110
Температура застывания, °С, не выше -5 -8 10; 25* 25; 42*
Теплота сгорания (низшая) в пересчете        
на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг,        
не менее, для мазута:        
низкосернистого, малосернистого 41454 41454 40740 40530
и сернистого        
высокосернистого - - 39900 39000
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 955 960 - -

* Для мазута из высокопарафинистых нефтей

Примечание. Для всех марок топлива содержание водорастворимых кислот и щелочей, сероводорода — отсутствие.

 

Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания. Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60—70 % мазута прямогонного и 30—40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (<0,8 % против <2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (<12 °ВУ против <5 °ВУ).

Кроме флотских и топочных мазутов промышленность выпускает технологическое экспортное топливо по ТУ 38. 001361—87. Это топливо изготовляют только из продуктов прямой перегонки нефти и поставляют на экспорт. Для оценки прямогонности топлива введен показатель, определяемый по ГОСТ Р 50837.1-95 — Р 50837.8-95. Конкретно метод определения прямогонности топлива устанавливается контрактом на его поставку. [3]

 

Таблица 18 — Характеристики технологического экспортного топлива

 

 

Показатели

Марка топлива

Э-2 Э-3 Э-4 Э-5
Плотность при 20 °С, кг/ма, не более 920 930 965 965
Вязкость:        
условная при 80 °С, °ВУ, не более 2,0 3,0 4,0 5,0

 

 

соответствующая ей кинематическая, мм2/с, при 50 °С, не более

       
30 70 - -
Зольность, %, не более 0,02 0,05 0,1 0,1
Массовая доля серы, %, не более        
I вида 0,5 0,5 - -
II вида 1,0 1,0 - -
III вида - - 2,0 2,0
IV вида - - 2,5 2,5
Массовая доля, %, не более:        
механических примесей 0,05 0,05 0,2 0,2
воды     0,5  
ванадия 0,001 0,002 0,012 0,020
Температура, 'С:        
застывания, не выше 15 15 15 15
вспышки в закрытом тигле, не ниже 65 65 75 75
Теплота сгорания низшая, кДж/кг, не менее 40402 40402 40402 40402

 

Для судовых энергетических установок вырабатывают несколько видов топлив, в том числе моторное топливо по ГОСТ 1667—68, судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567—87 и судовое высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314-90.

Моторное топливо ДТ по ГОСТ 1667-68 по вязкости приближается к флотскому мазуту Ф-5, но в его состав могут входить все компоненты, обеспечивающие качество топлива.

 


 


Литература

 

1. Гуреев А.А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив. М, Химия, 1984.- 200 с.; ил.

 

2. Кондрашева Н.К., Ахметов А.Ф. Судовые топлива. Уфа: Гилем, 2001. 143с.

 

3. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Т 581 Справочник / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А. Бнатов и др.; Под ред. В.М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Техинформ", 1999.-596 с.: ил.

 

4. Т.Н. Митусова, Е.В. Полина, М.В. Калинина. Современные дизельные топлива и присадки к ним — М.: Издательство «Техника». ООО «ТУМА ГРУПП», 2002. — 64 с.

 

5. Топливо дизельное автомобильное (EN 590) ТУ 38.401-58-296-2001

 

6. Топливо маловязкое судовое. Технические условия ТУ 38.101567-2000 Взамен ТУ 38 101567-87

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.