Топлива являются смазочным материалом для движущихся деталей топливной аппаратуры быстроходных дизелей, пар трения плунжерных топливных насосов, запорных игл, штифтов и других деталей.
Смазывающие свойства топлив значительно хуже, чем у масел, так как и вязкость, и содержание поверхностно-активных веществ (ПАВ) в топливах меньше, чем их содержание в маслах. Противоизносные свойства топлив улучшаются с увеличением содержания ПАВ, вязкости и температуры выкипания.
В связи с ужесточением требований к качеству дизельных топлив по содержанию серы и переходом на выработку экологически чистых топлив, гидроочистку их проводят в жестких условиях. При этом из дизельных топлив удаляются соединения, содержащие серу, кислород и азот, что негативно влияет на их смазывающую способность. Наиболее реальным способом улучшения смазывающих свойств дизельного топлива является применение противоизносных присадок.
Химическая стабильность.
Химическая стабильность дизельного топлива — способность противостоять окислительным процессам, протекающим при хранении. Эта проблема возникла с углублением переработки нефти и вовлечением в состав товарного дизельного топлива среднедистиллятных фракций вторичной переработки нефти, таких, как легкого газойля каталитического крекинга, висбрекинга, коксования. Последние обогащены ненасыщенными углеводородами, включая диолефины и дициклоолефины, а также содержат значительное количество сернистых, азотистых и смолистых соединений. Наличие гетероатомных соединений, особенно в сочетании с ненасыщенными углеводородами, способствует их окислительной полимеризации и поликонденсации, тем самым влияя на образование смол и осадков. Самыми сильными промоторами смоло- и осадкообразования являются азотистые и сернистые соединения.
Химическая стабильность оценивается по количеству образовавшегося в топливе осадка (мг/100 мл) по ASTM D 2274. Легкий газойль каталитического крекинга (ЛГКК) по химической стабильности существенно уступает прямогонным или гидроочищенным дистиллятным фракциям: [3]
Содержание ЛГКК 43/107 в топливе, %. 0 10 20 30 40 100 Норма
Осадок, мг/100 мл 1,2 5,5 7,2 8,9 10,3 21,5 < 0,2
Коррозионная агрессивность
Стандартами на дизельные топлива регламентируются следующие показатели качества, характеризующие их коррозионную агрессивность: содержание общей серы, содержание меркаптановой серы и сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, испытание на медной пластинке.
Современная технология получения дизельных топлив практически исключает возможность присутствия в них элементной серы и сероводорода в количествах, вызывающих коррозионное воздействие на металлы. Отсутствие эле-
ментной серы и сероводорода надежно контролируется испытанием на медной пластинке. Топливо выдерживает эти испытания, если содержание свободной серы не выше 0,0015 %, сероводорода не более 0,0003 %.
Общее содержание серы мало характеризует коррозионную агрессивность топлива по отношению к металлам. При увеличении содержания серы с 0,18 до 1,0 %, но незначительном повышении содержания меркаптановой серы с 0,005 до 0,009 %, коррозионная агрессивность топлива почти не изменяется.
Большое влияние на коррозионную агрессивность дизельных топлив оказывает глубина их гидроочистки, так как при этом вместе с сернистыми и ароматическими соединениями удаляются поверхностно-активные вещества, в результате чего ухудшаются защитные свойства топлив. Удаление поверхностно-активных веществ приводит к снижению способности топлива вытеснять влагу с поверхности металлов и образовывать защитную пленку.
Коррозионная агрессивность дизельных топлив, в основном, зависит от содержания меркаптановой серы. Так, повышение содержания меркаптановой серы с 0,01 % (норма ГОСТ) до 0,06 % увеличивает коррозию более чем в 2 раза.
Коррозионная активность меркаптановой серы в дизельном топливе существенно зависит от присутствия в нем свободной воды и растворенного кислорода, которые ускоряют процесс образования меркаптидов.
Прямогонные дизельные топлива обладают более высокими защитными свойствами по сравнению с гидроочищенными. Сравнительно низкими защитными свойствами обладает газойль каталитического крекинга.
Защитные свойства мало зависят от фракционного состава. Зимнее и летнее топлива, полученные по одинаковой технологии, обладают примерно одинаковым защитными свойствами.
Причиной повышенной коррозии и износа является присутствие в топливе металлов. [3]
Содержание металлов в дизельных топливах (х10-4 %), полученных на различных предприятиях:
Номер образца | V | Ni | Fe | Cu | Pb | Са | Al | Na | Мо |
1 | <0,5 | <0,3 | 0,35 | <0,07 | <0,3 | 0,15 | <0,7 | 0,08 | <0,3 |
2 | <0,5 | <0,3 | 0,35 | <0,07 | 0,2 | 0,1 | <0,7 | 0,02 | <0,3 |
3 | <0,5 | <0,3 | 0,55 | 0,07 | 0,2 | 0,17 | <0,7 | 0,18 | 0,3 |
4 | <0,5 | <0,3 | 0,35 | 0,07 | 0,2 | 0,3 | <0,7 | 0,15 | <0,3 |
5 | <0,5 | <0,3 | 0,35 | <0,07 | 0,3 | 0,3 | <0,7 | 0,12 | <0,3 |
6 | <0,5 | <0,3 | 0,4 | <0,07 | 0,3 | <0,15 | <0,7 | <0,07 | <0,3 |
7 | <0,5 | <0,3 | 0,4 | 0,06 | 0,2 | 0,12 | <0,7 | <0,07 | <0,3 |
8 | 0,3 | 1,3 | 0,45 | <0,07 | 0,3 | 0,1 | <0,7 | <0,07 | <0,3 |
9 | <0,5 | <0,1 | 0,3 | 0,06 | 0,35 | <0,15 | <0,7 | <0,07 | <0,3 |
10 | <0,5 | <0,1 | 0,3 | 0,06 | 1,0 | 0,07 | <0,7 | 0,2 | <0,3 |
11 | <0,1 | <0,1 | 0,3 | <0,1 | 0,6 | <0,1 | — | 0,05 | <0,3 |
1.8 Склонность к нагарообразованию (степень чистоты топлива)
Этот показатель определяет эффективность и надежность работы двигателя, особенно топливной аппаратуры. Для плунжеров и гильз топливных насосов зазоры составляют 1,5—4,0 мкм. Частицы загрязнений, размер которых более 4,0 мкм, вызывают повышенный износ деталей топливной аппаратуры, что предопределяет и соответствующие требования к очистке топлива.
Чистоту топлива оценивают коэффициентом фильтруемости по ГОСТ 19006—73, который представляет собой отношение времени фильтрования через фильтр из бумага БФДТ при атмосферном давлении десятой порции фильтруемого топлива к первой. На фильтруемость топлива влияет наличие воды, механических примесей, смолистых веществ, мыл нафтеновых кислот. В товарных дизельных топливах содержится, в основном, растворенная вода от 0,002 до 0,008 % (гидрид-кальциевый метод определения), которая не влияет на коэффициент фильтруемости. Нерастворенная в топливе вода — 0,01 % и более — приводит к повышению коэффициента фильтруемости. Однако влияние этого фактора неоднозначно. Присутствие в топливе поверхностно-активных веществ мыл нафтеновых кислот, смолистых соединений усугубляет отрицательное влияние эмульсионной воды на фильтруемость топлив. Достаточно (15—20)-10-4 % мыл нафтеновых кислот, образующихся при защелачивании топлив, чтобы коэффициент фильтруемости повысился с 2 до 5.
Содержание механических примесей в товарных дизельных топливах, выпускаемых нефтеперерабатывающими предприятиями, составляет 0,002-0,004 % (отсутствие по ГОСТ 6370-83). Это количество не отражается на коэффициенте фильтруемости при исключении других отрицательных факторов. Коэффициент фильтруемости дизельных топлив, отправляемых с предприятий, находится в пределах 1,5—2,5. [3]
2. Современные и перспективные требования к качеству дизельных топлив. Ассортимент, качество и состав дизельных топлив.
Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305—82 трех марок: Л — летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха 0 °С и выше; 3 — зимнее, применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь tз < -35 °С и tп < -25 °С), или зимнее, применяемое при температурах до -30 °С, тогда топливо должно иметь tз < -45 °С и tп < -35 °С), марки А — арктическое, температура применения которого до -50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превышает 0,2 % — для I вида топлива и 0,5 — для II вида топлива, а марки А — 0,4 %. Для удовлетворения потребности в дизельном топливе разрешаются по согласованию с потребителем выработка и применение топлива с температурой застывания 0 °С без нормирования температуры помутнения.
В соответствии с ГОСТ 305—82 принято следующее условное обозначение дизельного топлива: летнее топливо заказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее — с учетом содержания серы и температуры застывания (3-0,2-минус 35). В условное обозначение на арктическое дизельное топливо входит только содержание серы: А-0,2.
Дизельное топливо (ГОСТ 305—82) получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,8-1,0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищенном компоненте — от 0,08 до 0,1.
Дизельное экспортное топливо (ТУ 38.401-58-110—94) — вырабатывают для поставок на экспорт, содержание серы 0,2 %. Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качества по требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято ГОСТ 305—82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10°С. [3]
Таблица 3 — Характеристики дизельного топлива (ГОСТ 305-82)
Показатели | Норма дня марок | ||
Л | 3 | А | |
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 |
Фракционный состав: | |||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 255 |
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), | |||
°С, не выше | 360 | 340 | 330 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, ммг/с | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 |
Температура застывания, °С, не выше, для климатической | |||
зоны: | |||
умеренной | -10 | -35 | - |
холодной | - | -45 | -55 |
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической | |||
зоны: | |||
умеренной | -5 | -25 | - |
холодной | - | -35 | - |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже: | |||
для тепловозных и судовых дизелей и пазовых турбин | 62 | 40 | 35 |
для дизелей общего назначения | 40 | 35 | 30 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | |||
Вида I | 0,20 | 0,20 | 0,20 |
вида II | 0,50 | 0,50 | 0,40 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, | 40 | 30 | 30 |
не более | |||
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 |
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более | 0,20 | 0,30 | 0,30 |
Коэффициент фильтруемости, не более | 3 | 3 | 3 |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 860 | 840 | 830 |
Примечание. Для топлив марок Л, 3, А: содержание сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие, испытание на медной пластинке— выдерживают. |
Таблица 4 — Характеристики дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-110-94)
Показатели | Норма для марок | |
ДЛЭ | ДЭЗ | |
Дизельный индекс, не менее | 53 | 53 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше: 50% 90% 96% | 280 340 360 | 280 330 360 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с | 3,0-6,0 | 2,7-6,0 |
Температура, °С: застывания, не выше предельной фильтруемое, не выше вспышки в закрытом тигле, не ниже | -10 -5 65 | -35 -25 60 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: вида I вида II | 0,2 0,3 | 0,2 - |
Испытание на медной пластинке | Выдерживает | |
Кислотность, мгКОН/100 см3 топлива, не более | 3,0 | 3,0 |
Зольность, %, не более | 0.01 | 0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более | 0,2 | 0,2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 2,0 | 2,0 |
Содержание механических примесей | Отсутствие | |
Прозрачность при температуре 10 °С | Прозрачно | |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 860 | 845 |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.