Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками. С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889— 81. Получают его на базе летнего дизельного топлива с tп = -5 °С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 °С и позволяет использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при температуре до -15 °С. [3]
Для применения в районах с холодным климатом при температурах -25 и -45 °С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения -15 °С, товарное — с предельной температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизельное топливо ДАп-35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения -35 °С, товарное — с предельной температурой фильтруемости -45 °С). [3]
Таблица 5 — Характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками
Показатели | Нормы для марок | ||
ДЗп | ДЗП-15/-25 | ДАП-35/-45 | |
ТУ 38.101889 -81 | ТУ 38.401-58-36-92 | ||
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 40 |
Фракционный состав: | |||
перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||
50% | 280 | 280 | 280 |
90% (конец перегонки) | 360 | 360 | 340 |
Кинематическая вязкость для дизелей общего | 3,0-6,0 | 1,8-6,0 | 1,5-5,0 |
назначения при 20 °С, мм7с | |||
Температура, °С, не выше: | |||
застывания | -30 | -35 | -55 |
помутнения | -5 | -15 | -35 |
предельной фильтруемое | -15 | -25 | -45 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже: | |||
для дизелей общего назначения | 40 | 40 | 35 |
для тепловозных и судовых дизелей | 62 | 35 | 30 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | |||
вида I | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
вида II | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 базового | 40 | - | - |
топлива, не более | |||
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 |
Йодное число, г у 100 г топлива, не более | 6 | 5 | 5 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
Коэффициент фильтруемое, не более: | |||
для базового топлива | 2,0 | - | - |
для топлива с присадкой | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 860 | 860 | 840 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Примечание. Для топлив всех марок: содержание сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; испытание на медной пластинке — выдерживают. |
Улучшение смазочных свойств дизельных топлив
Топлива в дизельных двигателях являются смазочным материалом для движущихся деталей топливной аппаратуры, трущихся пар плунжерных топливных насосов. В связи с этим они должны обладать хорошими противоизносными свойствами. Оценку противоизносных свойств дизельных топлив проводили в результате измерения износа плунжеров полноразмерной топливной аппаратуры после проведения длительных испытаний. Так, установлено, что при снижении содержания серы в дизельном топливе с 1,0 до 0,03% уменьшается износ плунжеров в 2 раза, при этом особенно сильно влияют на износ меркаптаны. По аналогии с топливами для реактивных двигателей можно было полагать, что кроме сернистых соединений на противоизносные свойства дизельных топлив может влиять вязкость, кислотность и присутствие воды.
5. Современные и перспективные требования к дизельным топливам
В таблице 6 приведены требования к качеству дизельных топлив по стандарту EN 590. Приведена тенденция снижения серы, увеличения ЦЧ с 1993 по 2000 гг.
Таблица 6 — Требования к качеству дизельных топлив по EN 590
Показатели
EN590
Таблица 7 — Требования к качеству дизельного топлива за рубежом
Регион | США | Калифорния (Техас) | Европейский Союз | Швеция | Категория IV | ||||
Характеристика | США ЕРА | САКВ (TNRCC) | Евро-1 | Евро-2 | Auto Oil II | Класс 1 | Мировая Хартия Топлив | ||
Ввод в действие | 1993 | 1998 | 2006 | 2006 | 2000 | 2005 | 2008 | 1991 | |
Плотность, г/см3 | |||||||||
минимум | - | - | - | 0,83 | - | 0,825 | 0,825 | 0,8 | 0,82 |
максимум | 0,876 | - | - | 0,86 | 0,845 | 0,845 | 0,830 | 0,82 | 0,84 |
API минимум | 30 | - | Н/у | 33 | 36 | 36-40 | - | 41,1 | 37,0 |
Содержание серы, ppm | 500 | 50 | 15 | 15 | 350 | 50 | 30 | 10 | 5-10 |
Цетановый индекс | 40 | - | Н/у | - | - | - | - | 50 | >52 |
Цетановое число | - | - | на | 48 | 51 | 53 | 54-58 | ns | 55 |
Содержание ароматических | |||||||||
углеводородов, макс.: | |||||||||
общее | 35% об. | - | Н/у | 10% мас. | - | - | - | 5% об. | 15% об. |
полициклических | - | - | - | 1,4% мас. | 11% мае. | 1-6% мае. | 1-4% мае. | 0,02% об. | 2% об. |
Фракционный состав, °С: | |||||||||
Т90 макс., °С | 338 | - | Н/у | 321 | - | - | - | 285 | 320 |
Т95 макс., °С | 366 | - | - | - | 360 | 340-360 | 340-350 | 300 | 340 |
Т конца кипения, макс., °С | - | - | - | 348 | - | - | - | - | 350 |
В таблице 8 приведены требования к качеству дизельных топлив.
Таблица 8 — Требования ТУ 38.401-58-296-01 к качеству дизельных топлив
Показатель |
Единицы |
Пределы | |
минимум | максимум | ||
1. Цетановое число | 51,0 | - | |
2. Цетановый индекс | 46,0 | - | |
3. Плотность при 150 °С | кг/м3 | 820 | 845 |
4. Полициклические ароматические | % масс. | 11 | |
углеводороды | |||
5. Содержание серы | мг/кг | - | 350 |
6. Температура вспышки | °С | Выше 55 | - |
7. Коксовый остаток (10%-го остатка разгонки) | |||
% масс. | 0 30 | ||
8. Зольность | % масс. | - | 0,01 |
9. Содержание воды | мг/кг | - | 200 |
10. Общее загрязнение. | мг/кг | - | 24 |
11. Коррозионная агрессивность меди (3 ч при 50°С) | Оценка | Класс 1 | |
12. Окислительная стабильность | г/м3 | - | 25 |
13. Смазывающая способность, | |||
скорректированный диаметр пятна | мкм | - | 460 |
износа (WS 1,4) при 60 °С | |||
14. Вязкость при 40 °С | мм2/с | 2,00 | 4,50 |
15. Фракционный состав | %об. | ||
% об. перегоняется до 250 °С | <65 | ||
% об. перегоняется до 350 °С | 85 | ||
95% об. перегоняется при | °С | 360 |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.