С приходом к власти законно избранного правительства во главе с Т. Озалом политика либерализации турецкой экономики вступила в новую фазу: лозунг „смешанной экономики” был отброшен как половинчатый и провозглашенный идеал свободного рыночного развития.
Был принят пакет законов, которые определили дальнейший курс реформирования. Важное место принадлежало закону о поощрении сбережений, которые предусматривает приватизацию государственных компаний путем акционирования. Он также предоставлял право частным компаниям арендовать государственные предприятия.[9]
Расширение деятельности частного сектора турецкой экономики приобретало специфические формы. Широкое распространение, например, получили так называемые „доходные акции” - ценные бумаги, которые выпускают государственными компаниями, на предъявителя, открытые для котировки на фондовой бирже, с ограниченным сроком действия. Для стимулирования участия сбережений населения в кредитовании экономики было созданное специальное банковско-кредитное учреждение - Фонд общественного акционирования, которое принимает участие в финансировании строительства больших объектов производственной инфраструктуры (гидроузлов, шоссейных дорог, мостов и т.п.).[10]
Приватизация государственных компаний шла постепенно. В конце 80- х начала 90 - х годов ринят еще один закон, неофициально называемый „законом о спасении компаний”. Он предусматривал частичную приватизацию неплатежеспособных компаний. Так было акционировано значительное количество промышленных предприятий.
Еще одна интересная форма приватизации составляется во взаимной передаче акций семейных компаний в Совет по делам жилищного строительства и общественного акционирования в обмен на некоторую частицу акций ГЭО (государственных экономических организаций, которые объединяют несколько предприятий).
Финансовый рынок Турции оставался относительно неразвитым. Из трех его составных частей (банковской системы, рынка капиталов и неорганизованного денежного рынка) доминирующую роль играет первая. Фондовые биржи не имеют того значения, которое свойственно им в хозяйственных системах развитых западных стран. Это может быть объяснимо, по крайней мере, двумя обстоятельствами. По - первое, население предпочитает вкладывать деньги в золото, недвижимость, стабильную иностранную валюту; меньшей популярностью пользуются банковские вклады с высокими индексированными ставками процента. Во-вторых, большинство акционерных фирм представляют собственность ограниченного традиционными связями круга лиц, не заинтересованных в расширении состава акционеров. При вторичном размещении ценных бумаг турецкие акционерные фирмы предпочитают использовать именные привилегированные акции, которые не дают права участия в управлении корпорацией.
Неразвитость финансового рынка, кроме проблемы аккумулирования сбережений, усложняло проведение антиинфляционной политики. На протяжении 60-х лет инфляция оставалась для правительства врагом номер один. Т. Озал считал целью правительственной политики сокращения инфляции до 20% годовых, сознавая, что в условиях нестабильной основы экономического роста за достижение полного равновесия денежного рынка можно заплатить падениям производства и углублением структурных диспропорций - основных факторов турецкой инфляции.[11] Эта программа-максимум достигнутая не была: на протяжении 80 - 90 – х годов инфляция колебалась в пределах 30-45% в год.
Следует заметить, что сравнительно скромные успехи турецкого правительства в области борьбы с инфляцией объясняются не столько неудачами, сколько тем, что антиинфляционная политика периодически отходила на второй план под давлением проблем стагнации темпов экономического развития.
До сих пор речь шла о традиционных мероприятиях монетарного типа с небольшим „неокейнсианским” оттенком. Но, наверное, центральным пунктом экономической политики Т. Озала, которому много западных экспертов приписывают главную роль в успехе либерализационных реформ, стало резкое усиление экспортной ориентации турецкой промышленности.
Объективной предпосылкой упора на развитие экспорта служили и служат относительно низкие цены факторов производства (как и в большинстве стран, которые развиваются).
Политика экспортной ориентации проводилась и проводится довольно успешно. Объем турецкого экспорта вырос в пять раз, состоялась прогрессивная перестройка его структуры: возросла частица продукции обрабатывающей промышленности в экспорте. Одновременно сократилась более чем вдвое, частица в экспорте Турции сырья и топлива.
Что касается импорта, то турецким правительством используется система импортных лицензий, которая разрешает проводить дифференцированную политику относительно потенциальных импортеров, а кроме того, сделать импортные лицензии средством стимулирования экспорта. Валютные доходы Турции на протяжении десятилетия ежегодно возрастали на 12%, а валютные резервы, которые играют значительную роль в антиинфляционной политике, - на 19%.[12] Благодаря резкому увеличению экспорта дефицит торгового и платежного баланса Турции последовательно снижался. Кроме ярко выраженной экспортной ориентации этому оказывал содействие приток валютных поступлений за счет развития туризма.
Государство осуществляет целенаправленную политику по привлечению в Турцию иностранного капитала. Оно проводит селективную политику относительно инвестиций в разные сферы национальной экономики: преимуществом пользуются вложение в сельское хозяйство и туризм.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 301.