Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

1.1 Турецкая модель этатизма

1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях

Раздел 3. Аспекты решения Турцией курдского вопроса

3.1 Проблема курдского терроризма

3.2 Характеристика положения курдов в Турции

Вывод

Список использованной литературы

 



Введение

 

Актуальность темы курсовой работы связана с поиском современными правительствами путей решения ряда внутренних экономических проблем государств, которые ранее входили в СССР. И поскольку они были отнюдь не первыми, кто избрал эту дорогу развития, интересным представляется опыт тех стран, чей путь в каких-то моментах совпадал с советским. Анализ этого опыта может дать материал для прогноза дальнейшего развития событий как в Украине, так и в странах „ближнего зарубежья”. Чем более близкое знакомство с историей национальной хозяйственной модели, тем верней можно сделать выбор. А что можно сказать об уже сделанном выборе? Президенты Кыргызстана и Казахстана А. Акаев и Назарбаев свой выбор сделали: для них путеводной звездой служит Турция, которая в последнее десятилетие осуществила огромный рывок к процветанию на пути либерализации экономического механизма.

Посмотрим на турецкую историю прошлого века. Создание Турецкой Республики в начале 20 - х годов означало видимый разрыв с социальными, экономическими, политическими традициями: Турция стала светским государством, парламентским республикой, состоялся поворот к самостоятельному развитию национального хозяйства, была созданная самобытная экономическая модель, в которой ключевую роль стало играть государственное предпринимательство. Не меньший по масштабам разрыв традиции пережили народы, которые входили в Российскую империю. Если же обратиться к глобальным историческим параллелям, то Турция, как и Украина, будучи в составе России столетиями балансировала между Западом и Востоком, не будучи ни тем, ни другим. В конце концов, последние десятилетия ознаменовались успехом в проведении экономических реформ „по рецептах” Международного валютного фонда. Все это довольно важное для определение факторов нынешнего положения Турецкой Республики в мировой экономике и цивилизации.

Объектом курсовой работы является широкий спектр мероприятий турецкого правительства, который использовался для решения важных внутригосударственных проблем.

Предметом исследования определено рассмотрение и изучение вопросов, связанных с решения внутриэкономических и внутриполитических вопросов турецкого государства.

Основной целью курсовой работы является исследование особенностей внутренней политики турецкого правительства в решении вопросов экономического развития страны, проблемы курдского терроризма, а также роли ислама в политической жизни Турции, методы реализации его влияния на внутреннюю политику.

Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:

- проанализировать основные принципы проведения экономических преобразований;

- рассмотреть механизм влияния ислама на турецкое общество;

- дать общую историческую картину зарождения и деятельности партий, использующих ислам;

- проследить решение курдской проблемы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 40-х годов ХХ века по настоящее время.

Территориальные рамки определяются границами турецкого государства.

Цель, предмет и задание курсовой работы определили структуру курсовой работы, которая состоит из вступления, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.

При разработке данной проблемы в основном использовались работы турецких, западных (в основном американских), советских, российских и украинских авторов.

Исследованием экономических преобразований Турции занимались такие исследователи как Авдашева С. (Турция: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. – С. 15 – 58), Розалиева Ю. (экономическая история Турции. – М., 1980.), Старченков Г. (Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - №19-20. – С.25 – 31) и другие. В этих работах дана характеристика политики турецкого правительства в сфере экономических преобразований.

Проблемам влияния исламского фактора на общественную и политическую жизнь посвящены статьи Киреева Н. (Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - №6. – С. 17 – 23), интернетсайты московского государственного университета имени Ломоносова (Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. Com), Вербанца П.(Іслам в турецькій політиці //Політика і час. – 2002. - №10. – С. 44 – 49.) Авторы этих исследований преимущественно занимались внутренней политикой Турции и рассматривали политику государства и военных по отношению к исламским партиям, а также исследовали роль ислама в политической жизни страны.

Вопросам решения курдского вопроса посвящено ряд статей Уоркинга Р. (Не хочет Турция войны //Эхо планеты. – 2002. - №19-20. – С. 50 – 53), а также интернетсайты Алмаатинского государственного университета (Казахстан) (Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV com). Авторы этих исследований рассматривали причины возникновения курдской проблемы и пути ее решения.

Таким образом использование системного анализа существующей литературы в комплексе с объективной оценкой событий по указанной проблематике предоставит возможность достижения поставленной цели данного исследования.

 



Турецкая модель этатизма

 

Преобразование 20-х годов имели решающее значение для будущего развития Турции, в том числе создания ее экономической системы. В первые же года существования республики стало ясно, что хозяйственный прогресс может быть достигнут лишь в случае, если его локомотивом станет государство. К 20-м годам в Турции не просто не были развиты традиции частного предпринимательства, но не существовало национального турецкого предпринимательства как такого. Подавляющее большинство купечества в стране представляли греки, армяне, еврее.[1] Области промышленности были разделены между иностранным капиталом, частица которого представляла: 67,5% капиталов в добывающей промышленности (французские компании), 75% капиталов в обрабатывающей промышленности (английские компании), 67,5% капиталов в железнодорожном строительстве (немецкие компании). Капитал, сосредоточенный в национальных банках, представлял около одной пятой капитала банков иностранных. Кемалистская революция, которая происходила в эти года вобрала в себя стремление всех слоев общества, в том числе буржуазии, которая зарождается, к национальной самостоятельности. Это ярко продемонстрировал первый Измирский экономический конгресс (1924), что потребовал от государства проведения политики, которая более всего полно отвечает интересам развития частного турецкого предпринимательства.

Много западных экономистов считают 20 - е года периодом „первой попытки либерализации”, но это не совсем так. В то время поддержка национального капитала, который зарождается, допускала не либерализацию, способную снова привести страну к подчинению Запада (что противоречило духу кемалистской революции), а усиление экономического патернализма со стороны государства.

Кроме хозяйственных проблем, ключевая роль государства в создании турецкой экономической системы определялась традициями мусульманского общества. Стойкость социальных и хозяйственных форм делает необходимым условием кардинальных преобразований общества наличие харизмы лидера, который в силу своего авторитета может разрешить игнорировать традиционные ценности и утверждать новые. Таким лидером в 20-30 - е года был Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, глава народно-республиканской партии, чье имя стало символом национальной независимости. Именно с ним связанный важнейший выбор модели будущего Турции как парламентской республики и светского государства. Именно под его руководством в стране сложилась экономическая модель. В ней государство сыграет ключевую роль, во время отсутствия значительных частных накоплений она берет на себя заботу о больших инвестиционных проектах.[2]

Особенностью хозяйства Турции на протяжении почти шестидесяти лет было тесное сотрудничество частного сектора с государственным.

Патернализм турецкого государства относительно национальной промышленности выражался в поддержке низкой ставки процента по кредитам (наибольшие турецкие банки, которые играли на протяжении этого периода главную роль в кредитной системе - Деловой банк, созданный по инициативе Ататюрка, Сумербанк, Этибанк, Народный банк, - были или полностью, или частично государственными и во всяком случае испытывали сильное притеснение правительственной политики). Для поддержки молодой национальной индустрии проводилась линия на твердый протекционизм во внешнеэкономической политике. Ограничивался приток в Турцию иностранных капиталов (в 30-ые годы государство выкупило предприятия, которые принадлежали иностранцам на территории страны). Серьезное внимание отводилось аграрному сектору (эта традиция также была заложена Ататюрком, которые основывали в 20-е года „показательные фермерские хозяйства”). Со временем практиковались дотационные закупки ряда сельскохозяйственных продуктов. Правительство неоднократно стремилось стать между работодателями и наемными работниками, занимая патерналистсткие позиции не только относительно предпринимателей, но и относительно профсоюзов.[3]

Такая экономическая система получила название „этатизма”. Ее роль в экономическом развитии Турции сегодня оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, государственное хозяйство несло в себе все присущие ему недостатки: подавление действия объективных рыночных закономерностей, неэффективность производства, невосприимчивость к научно-техническому прогрессу. С другой стороны - тяжело себе представить альтернативный вариант развития самостоятельной турецкой экономики, не подчиненной полностью притока капитала извне.[4]

Экономическая система этатизма существовала с незначительными изменениями в 80-х годах. И хотя турецкое общество и государство неоднократно испытывали потребность в пересмотре экономической модели, в сокращении сферы государственной интервенции, экономическая ситуация каждый раз ставила объективные границы либерализации экономики. Все попытки через несколько лет завершались движением „возвращения к принципам Ататюрка”.

Первая такая попытка была начата в 1950 году, когда Демократическая партия изменила при власти Народно-республиканскую. Использование американской помощи по плану Д. К. Маршалла, в том числе дешевых кредитов, соединялось с ослаблением протекционизма, либерализацией внешнеэкономического режима. Но девальвация, которая пошла за этим, турецкой лиры не вызвала значительного расширения экспорта при сокращении возможностей импорта. Внутренние сбережения - основа роста частного сектора - не представляли значительной величины. Приток же иностранных инвестиций оказался значительно ниже предыдущих экспертных оценок. В результате резкое падение лиры и угрожающий рост дефицита торгового баланса привели к свертыванию реформ.

Вторая попытка Турции войти в мировое хозяйство и принять участие в экономическом буме была начата в 1970 году. Однако в результате девальвации лиры (традиционного монетарного мероприятия) желательный результат достигнутый не был. Снова состоялось замедление экономического развития вследствие сокращения государственных инвестиций в экономику, вызванных обострением проблемы платежного баланса. Турецкое правительство снова возвратилось к курсу протекционизма, стремясь для смягчения проблемы торгового и платежного баланса проводить „импортозамещающую” политику развития промышленности.[5]

 

Вывод

Таким образом, подводя итоги из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов. Мы думаем, что при решении внутренних экономических проблем нашего государства, современным украинским политикам следовало бы обратить внимание на методы решения сложившихся проблем и перенять их опыт. Дело в том, что события, проходившие в экономике Турции очень напоминают те, которые, как мне кажется, происходили и происходят сейчас в украинской экономике. И мы думаем, что именно привлечение турецкого опыта помогло бы более сбалансировано решить экономические проблемы нашего государства.

Как известно в Турции ислам продолжает играть одну из главных ролей в построении как внутренней так и внешней политики государства. Как бы не пытались турецкие политики отделить влияние ислама от общественно-политической жизни государства, нам кажется, что процент успеха в этом очень низок. Причиной служит, мы думаем, исторический фактор – то есть Турция на протяжении своей истории оставалась закрытым государством для европейского влияния, европейские нормы приживались с большим трудом либо вообще растворялись под прессом влияния ислама. И как бы не старались турецкие политики присоединить Турцию к ЕС, нам кажется это очень маловероятно в ближайшие годы. Дело в том, что наявность албанских мусульман на территории Европы и связанных с ними проблем, ставит перед правительствами европейских стран большую дилемму присоединения Турции к Евросоюзу. К тому же неопределенность в решении курдской проблемы приводит к откладыванию вопроса о присоединении Турции к Евросоюзу на неопределенный срок.

 



Список использованной литературы

1. Авдашева С. Турция: национальная модель либеральной экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. – С. 45 – 58.

2. Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com

3. Бабаева с. Турецкий марш к рыночной экономике // Известия. – 1999. – 10 июля. – С. 4.

4. Вербанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. – 2002. - № 10. – С. 44 – 49.

5. Данилов В. Турция 20 – 30 –е годы: путь к демократии // Восток. – 1997. - №2. – С. 58 – 67.

6. Йилмаз Б. Туреччина: залишився один шлях // ЧАС. – 1997. - № 31. – С. 9.

7. Карицкий А. Турецкие зарисовки // Азия и Африка сегодня. – 1999. - № 1. – С. 40 – 41.

8. Каспрук В. Анкара: можливості ісламської реверанси // українське слово. – 2002. - №46. – С. 7.

9. Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - № 6. – С. 17 – 23.

10. Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. – 1994.- № 2. – С. 24 – 28.

11. Озал Т. Турция в Европе // Простор. – 1993. - №1. – С. 173 – 186.

12. Розалиева Ю. Экономическая история Турции. – М., 1980.

13. Сагнаев Д Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV. сom.

14. Старченков Г. Бегом в ХХІ век // Азия и Африка сегодня. – 1994. - № 2. – С. 13 – 19.

15. Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - №6. – С. 25 – 31.

16. Трифонов Е. Волчья стая периода благоденствия // Новое время. – 2003. - №11. – С. 18 – 19.

17. Турция: новые тенденции экономического развития в 80 –е годы. – М., 1991.

18. Турция: по дороге к процветанию // Зеркало недели. – 2000. – 1-7 июля. – С. 10.

19. Уоркинг Р. Не хочет Турция войны // Эхо планеты. – 2002. – 3 19 – 20. – С. 22 – 23.


[1] Туриця: по дороге к процветанию. // Зеркало недели. – 2000. – 1 – 7 июля. – С. 10.

[2] Розалиева Ю. Экономическая история Турции. – М., 1980. – С. 45.

[3] Данилов В. Турция 20 – 30 – х годов: путь к демократии //Восток. – 1997. - №2. – С. 63. 

[4] Турция: новые тенденции экономического развития в 80 –е годы. – М., 1990. – С. 59.

[5] Озал Т. Турция в Европе // Простор. – 1993. - №1. – С. 175.

[6] Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. – С. 46.

[7] Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. – 1994. - № 2. – С. 25.

[8] Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. – С. 48.

[9] Карицкий А. Турецкие зарисовки //Азия и Африка сегодня. – 1999. - № 1. – С. 41.

[10] Турция: новые тенденции экономического развития в 80-х годов. – М., 1991. – С. 79.

[11] Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. – С. 50.

[12] Бабаева С. Турецкий марш к рыночной экономике //Известия. – 1999. – 10 июля. – С. 4.

[13] Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com

[14] Варбанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. – 2002. - № 10. – С. 45.

[15] Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - № 11. – С. 20.

[16] Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - № 6. – С. 26.

[17] Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - № 6. – С. 26.

[18]Старченков Г. Бегом в ХХІ век // Азия и Африка сегодня. – 1998. - № 2. – С. 16.

[19] Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com

[20] Каспарук В. Анкара: можливості ісламської реверанси // Українське слово. – 2002. - № 46. – С. 7.

[21] Вербанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. – 2002. - № 10. – С. 47.

[22] Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV. com.

[23] Там же.

[24] Трифонов Е. Волчья стая в период благоденствия // Новое время. – 2003. - № 11. – С. 18.

[25] Уоркинг Р. Не хочет Турция войны //Эхо планеты. – 2002. - № 19-20. – С. 22.


Содержание

Введение

Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

1.1 Турецкая модель этатизма

1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях

Раздел 3. Аспекты решения Турцией курдского вопроса

3.1 Проблема курдского терроризма

3.2 Характеристика положения курдов в Турции

Вывод

Список использованной литературы

 



Введение

 

Актуальность темы курсовой работы связана с поиском современными правительствами путей решения ряда внутренних экономических проблем государств, которые ранее входили в СССР. И поскольку они были отнюдь не первыми, кто избрал эту дорогу развития, интересным представляется опыт тех стран, чей путь в каких-то моментах совпадал с советским. Анализ этого опыта может дать материал для прогноза дальнейшего развития событий как в Украине, так и в странах „ближнего зарубежья”. Чем более близкое знакомство с историей национальной хозяйственной модели, тем верней можно сделать выбор. А что можно сказать об уже сделанном выборе? Президенты Кыргызстана и Казахстана А. Акаев и Назарбаев свой выбор сделали: для них путеводной звездой служит Турция, которая в последнее десятилетие осуществила огромный рывок к процветанию на пути либерализации экономического механизма.

Посмотрим на турецкую историю прошлого века. Создание Турецкой Республики в начале 20 - х годов означало видимый разрыв с социальными, экономическими, политическими традициями: Турция стала светским государством, парламентским республикой, состоялся поворот к самостоятельному развитию национального хозяйства, была созданная самобытная экономическая модель, в которой ключевую роль стало играть государственное предпринимательство. Не меньший по масштабам разрыв традиции пережили народы, которые входили в Российскую империю. Если же обратиться к глобальным историческим параллелям, то Турция, как и Украина, будучи в составе России столетиями балансировала между Западом и Востоком, не будучи ни тем, ни другим. В конце концов, последние десятилетия ознаменовались успехом в проведении экономических реформ „по рецептах” Международного валютного фонда. Все это довольно важное для определение факторов нынешнего положения Турецкой Республики в мировой экономике и цивилизации.

Объектом курсовой работы является широкий спектр мероприятий турецкого правительства, который использовался для решения важных внутригосударственных проблем.

Предметом исследования определено рассмотрение и изучение вопросов, связанных с решения внутриэкономических и внутриполитических вопросов турецкого государства.

Основной целью курсовой работы является исследование особенностей внутренней политики турецкого правительства в решении вопросов экономического развития страны, проблемы курдского терроризма, а также роли ислама в политической жизни Турции, методы реализации его влияния на внутреннюю политику.

Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:

- проанализировать основные принципы проведения экономических преобразований;

- рассмотреть механизм влияния ислама на турецкое общество;

- дать общую историческую картину зарождения и деятельности партий, использующих ислам;

- проследить решение курдской проблемы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 40-х годов ХХ века по настоящее время.

Территориальные рамки определяются границами турецкого государства.

Цель, предмет и задание курсовой работы определили структуру курсовой работы, которая состоит из вступления, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.

При разработке данной проблемы в основном использовались работы турецких, западных (в основном американских), советских, российских и украинских авторов.

Исследованием экономических преобразований Турции занимались такие исследователи как Авдашева С. (Турция: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. – С. 15 – 58), Розалиева Ю. (экономическая история Турции. – М., 1980.), Старченков Г. (Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - №19-20. – С.25 – 31) и другие. В этих работах дана характеристика политики турецкого правительства в сфере экономических преобразований.

Проблемам влияния исламского фактора на общественную и политическую жизнь посвящены статьи Киреева Н. (Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - №6. – С. 17 – 23), интернетсайты московского государственного университета имени Ломоносова (Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. Com), Вербанца П.(Іслам в турецькій політиці //Політика і час. – 2002. - №10. – С. 44 – 49.) Авторы этих исследований преимущественно занимались внутренней политикой Турции и рассматривали политику государства и военных по отношению к исламским партиям, а также исследовали роль ислама в политической жизни страны.

Вопросам решения курдского вопроса посвящено ряд статей Уоркинга Р. (Не хочет Турция войны //Эхо планеты. – 2002. - №19-20. – С. 50 – 53), а также интернетсайты Алмаатинского государственного университета (Казахстан) (Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV com). Авторы этих исследований рассматривали причины возникновения курдской проблемы и пути ее решения.

Таким образом использование системного анализа существующей литературы в комплексе с объективной оценкой событий по указанной проблематике предоставит возможность достижения поставленной цели данного исследования.

 



Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

Турецкая модель этатизма

 

Преобразование 20-х годов имели решающее значение для будущего развития Турции, в том числе создания ее экономической системы. В первые же года существования республики стало ясно, что хозяйственный прогресс может быть достигнут лишь в случае, если его локомотивом станет государство. К 20-м годам в Турции не просто не были развиты традиции частного предпринимательства, но не существовало национального турецкого предпринимательства как такого. Подавляющее большинство купечества в стране представляли греки, армяне, еврее.[1] Области промышленности были разделены между иностранным капиталом, частица которого представляла: 67,5% капиталов в добывающей промышленности (французские компании), 75% капиталов в обрабатывающей промышленности (английские компании), 67,5% капиталов в железнодорожном строительстве (немецкие компании). Капитал, сосредоточенный в национальных банках, представлял около одной пятой капитала банков иностранных. Кемалистская революция, которая происходила в эти года вобрала в себя стремление всех слоев общества, в том числе буржуазии, которая зарождается, к национальной самостоятельности. Это ярко продемонстрировал первый Измирский экономический конгресс (1924), что потребовал от государства проведения политики, которая более всего полно отвечает интересам развития частного турецкого предпринимательства.

Много западных экономистов считают 20 - е года периодом „первой попытки либерализации”, но это не совсем так. В то время поддержка национального капитала, который зарождается, допускала не либерализацию, способную снова привести страну к подчинению Запада (что противоречило духу кемалистской революции), а усиление экономического патернализма со стороны государства.

Кроме хозяйственных проблем, ключевая роль государства в создании турецкой экономической системы определялась традициями мусульманского общества. Стойкость социальных и хозяйственных форм делает необходимым условием кардинальных преобразований общества наличие харизмы лидера, который в силу своего авторитета может разрешить игнорировать традиционные ценности и утверждать новые. Таким лидером в 20-30 - е года был Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, глава народно-республиканской партии, чье имя стало символом национальной независимости. Именно с ним связанный важнейший выбор модели будущего Турции как парламентской республики и светского государства. Именно под его руководством в стране сложилась экономическая модель. В ней государство сыграет ключевую роль, во время отсутствия значительных частных накоплений она берет на себя заботу о больших инвестиционных проектах.[2]

Особенностью хозяйства Турции на протяжении почти шестидесяти лет было тесное сотрудничество частного сектора с государственным.

Патернализм турецкого государства относительно национальной промышленности выражался в поддержке низкой ставки процента по кредитам (наибольшие турецкие банки, которые играли на протяжении этого периода главную роль в кредитной системе - Деловой банк, созданный по инициативе Ататюрка, Сумербанк, Этибанк, Народный банк, - были или полностью, или частично государственными и во всяком случае испытывали сильное притеснение правительственной политики). Для поддержки молодой национальной индустрии проводилась линия на твердый протекционизм во внешнеэкономической политике. Ограничивался приток в Турцию иностранных капиталов (в 30-ые годы государство выкупило предприятия, которые принадлежали иностранцам на территории страны). Серьезное внимание отводилось аграрному сектору (эта традиция также была заложена Ататюрком, которые основывали в 20-е года „показательные фермерские хозяйства”). Со временем практиковались дотационные закупки ряда сельскохозяйственных продуктов. Правительство неоднократно стремилось стать между работодателями и наемными работниками, занимая патерналистсткие позиции не только относительно предпринимателей, но и относительно профсоюзов.[3]

Такая экономическая система получила название „этатизма”. Ее роль в экономическом развитии Турции сегодня оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, государственное хозяйство несло в себе все присущие ему недостатки: подавление действия объективных рыночных закономерностей, неэффективность производства, невосприимчивость к научно-техническому прогрессу. С другой стороны - тяжело себе представить альтернативный вариант развития самостоятельной турецкой экономики, не подчиненной полностью притока капитала извне.[4]

Экономическая система этатизма существовала с незначительными изменениями в 80-х годах. И хотя турецкое общество и государство неоднократно испытывали потребность в пересмотре экономической модели, в сокращении сферы государственной интервенции, экономическая ситуация каждый раз ставила объективные границы либерализации экономики. Все попытки через несколько лет завершались движением „возвращения к принципам Ататюрка”.

Первая такая попытка была начата в 1950 году, когда Демократическая партия изменила при власти Народно-республиканскую. Использование американской помощи по плану Д. К. Маршалла, в том числе дешевых кредитов, соединялось с ослаблением протекционизма, либерализацией внешнеэкономического режима. Но девальвация, которая пошла за этим, турецкой лиры не вызвала значительного расширения экспорта при сокращении возможностей импорта. Внутренние сбережения - основа роста частного сектора - не представляли значительной величины. Приток же иностранных инвестиций оказался значительно ниже предыдущих экспертных оценок. В результате резкое падение лиры и угрожающий рост дефицита торгового баланса привели к свертыванию реформ.

Вторая попытка Турции войти в мировое хозяйство и принять участие в экономическом буме была начата в 1970 году. Однако в результате девальвации лиры (традиционного монетарного мероприятия) желательный результат достигнутый не был. Снова состоялось замедление экономического развития вследствие сокращения государственных инвестиций в экономику, вызванных обострением проблемы платежного баланса. Турецкое правительство снова возвратилось к курсу протекционизма, стремясь для смягчения проблемы торгового и платежного баланса проводить „импортозамещающую” политику развития промышленности.[5]

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 262.