Платежи между банками России и стран СНГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

             
     


Клиент банка-   Коммерческий банк   Расчетно-           Информационый   плательщик   Санкт-Петербурга     кассовый центр       центр ЦБ России                 обслуживающий       при ГУЦБ России  (Москва)

                           плательщика            Санкт-Петербург

                                                                 (филиал А)

 

 

Расчетно-          Информационый

             кассовый центр     центр национ.  Клиент банка-   Коммерческий банк      при ГУ национал. Банка Украины

получатель      Чернигова обслу- банка Украины     (Киев)

                         живающий получателя (Чернигов)

                          средств                                      

 


Рис. 6

 

При этом документы (сводное платежное поручение или сводное авизо, описи и расчетные документы клиентов) подбираются по област­ным РКЦ стран-членов СНГ, вкладываются в отдельные пакеты, а затем собираются в общий пакет на соответствующее государство.

Центр межгосударственных расчетов после проверки в установ­ленном порядке полученной от областных РКЦ корреспонденции осуществляет бухгалтерские проводки по корреспондентским счетам соответствующих государств-получателей.

Далее документы рассортировываются по государствам-получа­телям, формируются по областным РКЦ государств (а внутри них по РКЦ и коммерческим банкам) с составлением описи. Затем на общую сумму платежа выписывается поручение, которое на следующий день вместе с выпиской из корсчета Национального банка государства направляется Центральному банку-корреспонденту через фельдъегер­скую связь или спецсвязь. В свою очередь, национальные банки-коррес­понденты, получив указанные документы, осуществляют операции по зачислению средств на свои корреспондентские счета.

Иными словами, платежи из России в адрес клиентов в странах СНГ проходят по схеме: предприятие - коммерческий банк - РКЦ - Центр межгосударственных расчетов Банка России - национальный банк в стране СНГ.

Аналогичным образом ведутся и платежи в адрес российских клиентов из стран-членов СНГ. Сначала они поступают в национальные банки стран СНГ и пересылаются ими в Центр межгосударственных расчетов ЦБ России, где ведется учет сбалансированности расчетов между Россией и другими государствами. Только при достижении такой сбалансированности в двусторонних расчетах (что может вызвать задержки платежей по времени) платежные документы направляются далее в территориальные РКЦ России, откуда средства переводятся в коммерческие банки, обслуживающие российских клиентов.

Для упрощения расчетов установлены прямые корреспондентские отношения между ГРКЦ (РКЦ) сопредельных областей Российской Федерации и Республики Казахстан.

В соответствующих ГРКЦ и РКЦ открыты субкорреспондентские счета указанных двух центральных банков для проведения межгосударственных расчетов по платежам предприятий и организаций, расположенных на сопредельных территориях. Порядок совершения операций по этим счетам определяется соглашениями между территориальными управлениями центральных банков прилегающих друг к другу областей.

Регулирование остатков субкорреспондентских счетов осуществляется центральными банками таким образом, чтобы соблюдались согласованные нормативы использования взаимного технического кредита, предоставляемого банками в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями. Базой для регулированиям служит еженедельная информация ГРКЦ и РКП об оборотах и остатках по субкорреспондентским счетам. 

Имеются особенности в проведении операций с валютами стран членов СНГ. Рассмотрим их на примере корреспондентских отношений России с Украиной.

Прежде всего следует отметить, что введение отдельными государствами бывшего СССР собственной национальной валюты не освобождает хозяйственные организации от выполнения своих прежних платежных обязательств. Межгосударственными соглашениями Российской Федерации с такими государствами была предусмотрена необходимостью урегулирования всех платежных обязательств хозяйствующих субъектов сторон. Соответствующими соглашениями между центральными банками предполагалось завершение всех расчетов по ранее заключенным договорам в рублях. И лишь при заключении новых договоров, контрактов ставится вопрос о платежах, скажем, российскими предпринимателями, в украинских карбованцах (или других национальных валютах контрагентам соответствующих государств). При этом стороны по договору должны определить валюту платежа, выбор которой зависит от согласия договаривающихся сторон с учетом их способности выполнить свои обязательства в той или иной валюте, включая Российские рубли.

К примеру, чтобы произвести платеж в Россию из Украины, украинские партнеры должны иметь в своем распоряжении российские рубли, которые они могут или получить от российских покупателей, или приобрести рубли за украинские карбованцы на валютном рынке Украины. Соответственно российский плательщик, чтобы произвести платеж на Украину в карбованцах, должен или получить их от украин­ских покупателей своей продукции, или приобрести украинские карбо­ванцы за рубли на валютном рынке России. Это станет возможным после начала торгов по карбованцу на Московской международной валютной бирже. Сделка может не состояться, если стороны не смогут договориться о валюте платежа.

Экспортная выручка резидентов Российской Федерации в украин­ских карбованцах не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. На балансе российского коммерческого банка она учитывается по счету 074 "Расчеты с иност­ранными государствами по клирингам" с открытием на нем специаль­ного субсчета "Средства в украинских карбованцах". Указанный банк открывает своему клиенту текущий счет "Средства в украинских кар­бованцах" (либо в рамках ранее открытого текущего валютного счета клиента российского уполномоченного банка отдельный лицевой счет). Учет средств на указанных счетах ведется в рублях (код валюты 902 "украинские карбованцы") с применением курса украинского карбо­ванца к рублю. Указанный курс устанавливается Банком России на основе спроса и предложения украинского карбованца на валютных рынках.

Российские коммерческие банки осуществляют операции с укра­инскими карбованцами на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а также операции через украинские коммерческие банки в порядке и в пределах открытой валютной позиции[2], устанавливаемых Банком России.

Средства в украинских карбованцах, которые находятся на корреспондентских счетах в украинских коммерческих банках, могут быть использованы для осуществления платежей в пользу юридических и физических лиц Российской Федерации и Украины или других госу­дарств, ранее входивших в состав СССР, использующих в расчетах украинские карбованцы.

Украинским коммерческим банкам корреспондентские счета в рублях открываются в российских коммерческих банках без допол­нительного разрешения Национального банка Украины. На эти счета зачисляется выручка от реализации в Российской Федерации товаров (работ, услуг) клиентов украинских коммерческих банков.

За счет средств в рублях, находящихся на корсчетах в российских коммерческих банках, в пределах имеющихся на них остатков, могут осуществляться платежи в пользу юридических и физических лиц Украины и Российской Федерации или других государств, входивших ранее в состав СССР, использующих в расчетах рубли.

В целях защиты России от денежной экспансии впредь до особого распоряжения Банка России не допускается использование в Россий­ской Федерации средств в рублях с корсчетов украинских коммерче­ских банков в российских коммерческих банках на цели прямых и портфельных инвестиций, оплаты недвижимости и прав на недвижи­мость, а также для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России.

Российские и украинские коммерческие банки, ведущие корсчета в украинских карбованцах и в рублях, могут кредитовать друг друга на договорных условиях в соответствии с принятой банковской практикой, а также совершать операции по покупке и продаже рублей против украинских карбованцев на валютных рынках.

Банк России не несет ответственности по урегулированию возни­кающих обязательств банков-сторон и не гарантирует сбалансированности расчетов по проводимым ими операциям.

Российские коммерческие банки, ведущие счета в украинских коммерческих банках в украинских карбованцах, а также корреспон­дентские счета украинских коммерческих банков в рублях, ежемесячно по состоянию на 1-е число отчетного месяца (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным) представляют в Управление между­народных расчетов Банка России отчетные данные об остатках средств на указанных корсчетах, общих объемах сделок купли-продажи укра­инских карбованцев за рубли на валютных рынках, а также складываю­щихся при этом курсовых соотношениях.

И все же пока взаиморасчеты между бывшими союзными респуб­ликами крайне затруднены. В этой связи предприятия вынуждены обращаться к услугам финансовых посредников, которые организуют расчеты по системе валютного клиринга. Последний, однако, происхо­дит не на межгосударственном уровне, а на уровне коммерческих банков и финансовых групп. В результате это позволяет предпринима­телям нередко обходить законы, ограничивающие потоки товаров и денег через государственные границы.

Отдельные группы банков подписывают между собой различного рода соглашения, финансовые компании создают синдикаты. В ка­честве примера можно привести создание по инициативе днепропетровского "Приватбанка" с участием ряда коммерческих банков России, Молдовы, Беларуси, Украины, Казахстана, Литвы и других государств межбанковской клиринговой палаты "Экспресс" на негосударственном уровне. Данная система предполагает аккумулирование в различных регионах денежных средств и налаживание многоступенчатой единой практики взаиморасчетов. Предусматривается введение межгосударст­венных вексельных расчетов.

Появились и принципиально новые схемы расчетов, основанные на выпуске небанковских векселей. Так, небанковские векселя "Меж­дународного финансового синдиката" не предполагают использование корреспондентских счетов банков и позволяют заниматься эффектив­ным управлением денежными ресурсами, получаемыми от продажи векселей, храня их в наиболее стабильных финансовых инструментах со стопроцентной ликвидн6стью, и обеспечивающими мгновенные расчеты по векселю независимо от остатков средств на указанных счетах (т.е. без введения лимитов технического кредитования). Причем вексель данного синдиката может быть предъявлен к погашению в национальных валютах Латвии, Украины, Молдовы и Казахстана. Но проведение подобного рода расчетов требует гармонизации вексель­ного законодательства стран-членов СНГ и обеспечения более тесной координации денежно-кредитной политики соответствующих централь­ных банков.

На встрече в Минске 22 января 1993 г. глав государств - бывших субъектов СССР был подписан целый ряд совместных документов. В частности одобрен Устав СНГ, в котором предусмотрены: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, координация кредитно-финансовой политики. Соглашение о единой денежной ситце и согла­сованной денежно-кредитной и валютой политике государств, сохра­нивших рубль в качестве законного платежного средства, было подписана еще в Бишкеке 9 октября 1992 г. представителями восьми республик, входивших в состав бывшего СССР - Армении, Беларуси, Казах­стана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана. 

Во исполнение этого соглашения на встрече в Минске было также, подписано соглашение об учреждении Межгосударственного банка СНГ. Основная Цель его создания - организация системы многосторонних межгосударственных расчетов между центральными (национальными) банками в связи с торговыми и иными операциями, усиление валютно-финансового воздействия на выполнение взаимных межгосударственных обязательств и влияния платежно-расчетного механизма на расширение непосредственных связей предприятий, организаций и коммерческих структур. С подписанием соглашения об указанном банке появились реальные возможности для практической реализации его деятельности отработки технологических инструкций по осуществлению многостороннего клиринга, подбора служащих Банка, определениям состава Совета Банка, предоставления соответствующего помещения и его оборудования.

В качестве единого межгосударственного расчетного средства используется рубль, эмитируемый Банком России. Завершение же расчетов по клирингу, проходящих через Межгосударственный банк будет осуществляться в рублях либо по решению Совета Банка в свободою конвертируемой или иной валюте.

Основы расчетов через Межгосударственный банк заключаются в следующем.

Каждому центральному (национальному) банку в Межгосударственном банке открывается один корреспондентский счет. По этом счету проходят текущие платежи, связанные с экспортом и импортом товаров (услуг) и неторговым операциям. 

Ежедневно Межгосударственный банк производит многосторонний клиринг и определяет расчетную позицию каждого национального банка в отношениях со всеми-другими центральными банками. Периодичность и порядок завершения расчетов по результатам многостороннего клиринга определяются Советом Банка. 

Для завершения расчетов по многостороннему клирингу Межгосударственный банк на первом этапе может предоставлять членами Банка кредит в размерах, как правило, до месячного объема поступле­ний на счет этого члена за счет кредитной линии, открываемой Банку Центральным банком Российской Федерации. В дальнейшем предельные размеры допустимых кредитов Банка центральным банкам устанавли­ваются Советом Банка.

Центральные банки погашают свою задолженность перед Банком за счет кредитов на двусторонней основе или свободно конвертируемой валютой.

Национальные банки обязаны регулировать свои платежные отно­шения на двусторонней основе таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение лимитов - технического кредитования, установленных для каждого из этих банков Советом Банка. Отметим, что за рубежом объем технического кредита (разрешенный размер дебетового сальдо по корсчету) обычно составляет до 10% объема поставок.

Технические кредиты предоставляются на срок до очередного регулирования клиринговых счетов. За пользование ими взимаются проценты в размерах, устанавливаемых Советом Банка.

Требования к национальному банку-должнику, превышающие допустимый размер технического кредита, должны быть погашены им в течение пяти банковских дней после направления ему соответствую­щего извещения от Межгосударственного банка.

Последний информирует соответствующие органы государств- участников Соглашения об учреждении Межгосударственного банка о возникающих нарушениях платежных обязательств.

Межгосударственный банк правомочен ограничивать или полно­стью прекращать расчеты тех центральных банков, которые нарушают свои платежные обязательства перед Банком. Если дефицит не ликви­дируется в течение нескольких месяцев, а значит участник не соблюдает правила игры, то по замыслу он исключается из расчетно-платежного механизма и его обязательства в расчетных рублях превращаются в долги в СКВ. "Нарушитель" далее вынужден будет торговать через коммерческие структуры или за доллары.

Помимо многосторонних расчетов Межгосударственный банк может выполнять и ряд других важных функций. К ним относятся:

· организация управления эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссией центральными банками. Но данная функция выполняется только при условии делегирования Банку соответствующих полномо­чий законодательными органами государств, подписавших соглашение об учреждении Межгосударственного банка;

· изучение и анализ экономики государств участников указанного соглашения с подготовкой предложений и рекомендаций центральным банкам в целях координации их денежно-кредитной и валютной по­литики;

· координация деятельности национальных банков этих государства в области методологии выполнения расчетно-платежных операций, организации системы бухгалтерского учета и отчетности по расчетными и иным операциям, разработка предложений по сближению режимов надзора за коммерческими банками; 

· техническое кредитование, о чем уже было сказано выше, а также сезонное кредитование центральных бантов в процессе осуществления взаимных многосторонних межгосударственных расчетов; 

· совершение других операций, соответствующих целям и задачами банка, вытекающих из Соглашения об учреждении Межгосударственного банка и его Устава. 

 

Необходимы большие усилия для того, чтобы вновь созданный Межгосударственный банк превратился в эффективный экономический институт для государств - членов СНГ.

Подведем краткое резюме характеристики действующей системы межбанковских расчетов. Она отличается сложностью, многозвенностью, большой трудоемкостью, недостаточной надежностью. Вполне очевидно, что все эти черты расчетов вызвали серьезные недостатка в проведении платежей в народном хозяйстве. Рассмотрим их далее.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.