СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА
(СИФБД)
К защите:
Заведующая кафедрой "Финансы и кредит"
_________________проф. Фадейкина Н.В.
подпись
_________________
дата
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ В РОССИИ
(Приказ №________ от"____"___________________1997 года)
______________________________________
шифр документа
Выполнил: Руководитель:
__________ Деревягин А.М. __________Канкалевская Н.Г.
подпись подпись
__________ __________
дата дата
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................................................5
1.Необходимость , сущность и значение межбанковских расчетов.........6
1.1.Основы организации корреспондентских отношений......................
1.2.Организационно-правовая база регулирования межбанковских расчетов
1.3.Эволюция межбанковских расчетов...............................................
2.Характеристика межбанковских расчетов....................
2.1.Расчеты через расчетно-кассовые центры......................................
( региональные платежи)
2.2.Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках.
2.3.Клиринговые расчеты..................................................................
2.4.Расчеты между банками стран - членов СНГ.....................
2.5.Проблемы межбанковских расчетов и пути их преодоления.
2.5.1.Сбои и задержки платежей в РКЦ...........
2.5.2.Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков.......
2.5.3.Расхождение в учете расчетных операций в РКЦ и коммерческих банках........................
Анализ межбанковских расчетов проводимых в банке
АКБ "ГРИНКОМБАНК"............................................................
3.1.Характеристика банка АКБ "ГРИНКОМБАНК"
3.2.Анализ платежей проводимых банком
3.3.Рекомендации по улучшению схемы межбанковских расчетов
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Межбанковские платежи и расчеты - кровеносная система экономики любой страны, и ей присущи все те характерные черты, которые определяют состояние общества в целом.
Трудный переход России от сверх централизованной государственной экономики к нормальным рыночным отношениям не мог не затронуть межбанковские расчеты. Все мы помним кризис 1992 года, когда платеж из города в город шел по несколько недель. Сейчас положение значительно улучшилось (благодаря целенаправленным усилиям Центрального банка и деятельности самих коммерческих банков по созданию корреспондентских сетей), однако еще не достигло идеала.
Делаются шаги и в области применения новых прогрессивных форм безналичных расчетов населения ( в личном секторе).
Внедрение и отлаживание новых расчетов сопряжено с большими трудностями экономического, организационного и технического характера. В частности, устаревшая законодательная база, формирование Центральным банком Российской Федерации (Банком России) заново собственной филиальной .сети, предназначенной для осуществления межбанковских расчетов, с перестройкой системы эмиссионно-кассового регулирования, с созданием независимых центральных банков в союзных республиках - бывших субъектах СССР, провозгласивших суверенитет. Серьезным образом сказывается и отсутствие опыта в организации таких расчетов. За неимением необходимых аналогов ввиду специфики развития страны пришлось заново создавать методологию межбанковских расчетов.
Данный дипломный проект рассматривает систему межбанковских платежей в России. Система платежей рассматривается в разрезе типов расчетов, проводится сравнительный анализ.
Данный дипломный проект состоит из трех основных частей:
· в первой части рассматривается необходимость, сущность и значение межбанковских расчетов;
· вторая часть рассматривает типы межбанковских расчетов и их перспективы развития;
· третья часть содержит описание опыта проведения расчетов на примере Усольского Акционерного Коммерческого Банка ГРИНКОМБАНК.
НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
Система расчетов между различными контрагентами и хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики.
В денежных расчетах и платежах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений в обществе. Это, в свою очередь, немыслимо без взаимных расчетов между банками, что обусловлено широкой разветвленностью хозяйственных связей, большой территориальной удаленностью предприятий и некоторыми другими факторами.
По существу, лишь на основе расчетов между разными банками и их филиалами можно завершить расчеты в народном хозяйстве: предприятий друг с другом по поводу купли-продажи товаров (услуг), с финансовыми органами по уплате налоговое внебюджетными фондами по перечислению обязательных взносов, с банками по ссудам, со страховыми компаниями по страхованию имущества и коммерческих рисков, с собственным персоналом по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей, а также другие денежные расчеты.
Определенная часть межбанковских расчетов служит для экономических связей самих кредитных и финансовых институтов, например, при размещении денежных средств в форме депозитов и кредитов, при переучете векселей другу друга и в центральном банке, получении от него кредитов в порядке рефинансирования, покупке и продаже ценных бумаг, в том числе государственных, при предоставлении дотаций, субвенций и бюджетных ссуд.
Межбанковские расчеты опосредствуют и различные виды внешнеэкономических связей, возникающих в процессе экспорта-импорта товаров (услуг), капиталов и миграции рабочей силы.
Для осуществления платежей и расчетно-кассового обслуживания клиентов банки по поручению друг друга устанавливают между собой отношения, как правило, на договорной основе, получившие название корреспондентских. [3]
Таблица № 1
Платежи внутри города
Клиент банка- Коммерческий
плательщик банк, обслуживающий
плательщика Расчетно-
кассовый центр
ГУ ЦБ России
Клиент банка- Коммерческий банк
получатель обслуживающий
получателя средств
Рис. 1
Телеграфный перевод
Клиент банка- Коммерческий банк Расчетно-
плательщик Санкт-Петербурга кассовый центр обслуживающий при ГУЦБ России
плательщика средств Санкт-Петербург
(филиал А)
Расчетно-
кассовый центр Клиент банка- Коммерческий банк при ГУЦБ Росси получатель Мурманска, обслу- по Мурманску
живающий получателя (филиал Б)
средств
Рис. 2
Почтовый перевод
Клиент банка- Коммерческий банк Расчетно-
плательщик Санкт-Петербурга кассовый центр обслуживающий при ГУЦБ России
плательщика средств Санкт-Петербург
(филиал А)
Расчетно-
кассовый центр Клиент банка- Коммерческий банк при ГУЦБ Росси
получатель Мурманска, обслу- по Мурманску
живающий получателя (филиал Б)
средств
Рис. 3
Платежи через сч.871
Клиент банка- Коммерческий банк Региональный
плательщик Усолье -Сибирского центр информа- обслуживающий тизации при ГУ
плательщика средств ЦБ РФ Иркутска
доставка платежных поручений
Расчетно-
кассовый центр Клиент банка- Коммерческий банк при ГУЦБ Росси
получатель Ангарска , обслу- по Ангарску
живающий получателя по Усолье-Сибир
средств
Рис. 4
На рис. 4 показана схема платежей через сч. 871, действующая в Иркутской области с 1994 года.
Участниками платежей могут выступать кредитные организации области(в том числе учреждения ГУ ЦБ РФ), имеющие необходимые программно-технические средства и заключившие договор с ГУ ЦБ РФ по Иркутской области.
Платежи проходят в пределах остатка средств на кор.счете в РКЦ, "день в день". Роль РКЦ в данной схеме - осуществления контроля за тем чтобы банк не вышел на дебетовый остаток корреспондентского счета.
Прием, обработка и подведение итогов операционного дня осуществляет Региональный Центр Информатизации при ГУ ЦБ РФ по Иркутской области(РЦИ). Кредитная организация в течении дня, до 1400 отправляет платежи на банки Иркутской области в РЦИ, а после 1600 получает ответные платежи. Передача электронных документов осуществляется без электронной подписи и указания назначения платежа, вследствие этого необходима доставка бумажных документов до банка получателя.
Доставка бумажных документов ограничивает работу по сч.871 в рамки близлежайших городов области.
К середине 1997 года ГУ ЦБ РФ планирует запустить систему электронных платежей по счету 872. При работе по счету 872 электронные документы будут подписываться электронной подписью и в эл. документах будет указываться назначение платеже, вследствие этого отпадет необходимость доставки бумажного документа и платежи действительно будут осуществляться "день в день".
Централизованный порядок организации межбанковских расчетов страдает одним очень серьезным недостатком - низкой скоростью (совершения расчетных операций. Последнее связано с отсталостью технической базы РКЦ , не позволяющей качественно и своевременно обрабатывать постоянно возрастающий поток расчетных документов; несовершенством технологии осуществления расчетных операций, так как она основана на использовании большого числа бумажных носителей информации; задержкой документов в почтовом обороте между РКЦ. Замедление платежей крайне негативно отражается на финансовом состоянии предприятий, формировании доходной части бюджета, приводит к осложнению взаимоотношений коммерческих банков с их клиентами. К минусам можно отнести и то, что банку не выгодно иметь слишком большой остаток на корреспондентском счета, тат как ЦБ РФ не платит банкам процент за пользование денежными средствами.
Плюсом является то, что ЦБ РФ может осуществлять рефинансирование коммерческих банков. Центральный банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекомуникаций, необходимыми для осуществления расчетов между участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции, происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков. Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а также надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, центральный банк может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из-за банкротства или не ликвидности ее участников.
И наконец, только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей при расчетах с участием РКЦ практически к нулю.
Рис. 5.
К достоинствам данной схемы платежей можно отнести скорость осуществления расчетов обычно "день в день", низкая себестоимость.
Главный недостаток нет полной гарантии в ликвидности банка корреспондента, следовательно не ликвидность одного банка может повлечь цепь не платежей вплоть до банковского кризиса.
Также банк не может установить прямые корреспондентские отношения со всеми другими банками. Установление прямых корреспондентских отношений необходимо для покрытие постоянных(имеющих большой удельный вес в денежном потоке банка) платежей.
Клиринговые расчеты.
Клиринг - осуществление платежей путем взаимозачета платежных обязательств и требований банка.
Клиринговое учреждение - небанковская кредитная организация, осуществляющая на основании специальной лицензии Банка России:
• обмен платежными документами между банками-участниками
• расчет чистых позиций банков-участников (итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-участников).
Под чистой позицией понимается итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-участников. Прием и передача платежных документов может осуществляться клиринговым учреждением в электронной форме в соответствии с действующим законодательством и договором с банками-участниками, определяющим процедуры использования электронной цифровой подписи.
Все существующие в платежных системах мира Расчетные Палаты создавались с одной и той же целью: для ускорения безналичных расчетов между банками-членами палат и их клиентами, для увеличения оборачиваемости денежных средств в течение операционного дня. Для решения этих задач Расчетные Палаты выполняют ряд определенных основных функций. Но в разных странах или даже в одной и той же стране эти функции могут быть различны, что зависит от целого ряда факторов: конкретного состава участников Расчетной Палаты, используемых видов платежных документов, объема документооборота, географической области, особенностей банковской системы, правовых условий и доступности технологий. Так, в таких странах, как Канада и Великобритания, обработка платежей в основном осуществляется негосударственными центрами, но, регулируется со стороны государства.
Существует множество положений финансового, структурного и оперативного характера в негосударственных платежных механизмах, помогающих обеспечить проведение клиринга и расчетов безопасным и надежным образом. Однако, самыми важными являются обязательства участников в форме гарантий или других договоренностей, призванных обеспечить окончательный и своевременный расчет в рамках этих систем, особенно систем многостороннего клиринга. Эти гарантии и договоренности для обеспечения своевременного расчета должны базироваться на тщательно разработанных критериях участия. Кроме того, необходимы конкретные обязательства, призванные обеспечить наличие финансовых ресурсов и ликвидности, чтобы гарантировать расчет в случае невыполнения обязательств одним или несколькими участниками. Так, например Нью-Йоркская Клиринговая Палата приняла гарантии расчета для межбанковских клиринговых расчетов (CHIPS - Clearing House Interbank Payments System) и классифицирует свои риски по трем типам: операционные, системные/кредитные и "мошеннические". Снижение операционных рисков обеспечивается за счет наличия зеркальных систем с высокоскоростной связью между ними, энергонезависимости обоих систем и постоянного тестирования всей системы в целом и программного обеспечения в частности, наличие системы автоматического восстановления базы данных. Снижение системных/кредитных рисков обеспечивается за счет завершения платежей в тот же день и уравновешенности двусторонних кредитных лимитов. Снижение "мошеннических" рисков обеспечивается за счет наличия полной аутентификации всех платежных сообщений. Принципы, лежащие в основе надлежащего функционирования негосударственных механизмов клиринга и расчетов, универсальны. Эти нормы предусматривают, что механизмы взаимозачета обязательств должны обладать, в частности, прочной правовой основой, четко установленными процедурами управления кредитным риском и риском не ликвидности, а также иметь возможность обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов даже в том случае, если крупнейший участник в системе станет неплатежеспособным.
Государству присущи следующие функции:
· контроль за клиринговыми организациями и банками, играющими важнейшую роль в системе платежей;
· обеспечение расчетов по своим бухгалтерским книгам;
· организация работы системы крупных переводов;
· выработка соответствующей государственной политики, определяющей структуру механизмов клиринга и расчетов.
Наиболее яркими отличительными чертами условий, в которых развивается банковская система в России, являются наличие нескольких часовых поясов, большие сети межбанковских корреспондентских отношений и довольно низкий уровень доверия банков друг к другу. При этом, следует отметить, что банки вступают между собой в корреспондентские отношения в основном не для ускорения прохождения платежей, а для того, чтобы получить выход на основные сегменты российского финансового рынка. Например, получить на остатки на корсчете кредитные линии под МБК, под валютные операции и т.п. Непосредственно для ускорения проведения платежей банки обычно вступают в корреспондентские отношения с клиринговыми (расчетными) палатами.
Различают две основные модели клиринга: без предварительного депонирования денежных средств на счетах банков-участников и с предварительным депонированием. Мы будем рассматривать только вторую модель, по которой работают все существующие клиринговые учреждения. Технологические и юридические принципы данной системы обеспечивают независимость Расчетного Центра, который, с одной стороны, гарантирует проведение встречных платежей при условии выполнения контрагентами определенных условий поставки, с другой стороны, завершает расчеты в реальном времени. Единственным требованием к участникам системы является наличие достаточных средств, депонированных в Центре. Все операции между банками-участниками системы клиринговых расчетов проводятся в режиме реального времени, а платежи за пределами Центра - в режиме прямых расчетов через МЦИ при ЦБ РФ. Также следует отметить, что клиринговая система может успешно использоваться и для обработки платежной информации как внутри одного банка, имеющего большое количество отделений и филиалов, так и способна обрабатывать потоки денежных средств между крупными банками, у которых появляются дополнительные средства управления своей ликвидностью и снижаются издержки на проведение большого количества мелких платежей.
Главной отличительной особенностью Расчетных Палат перед обычными банками является наличие специальной лицензии Центрального Банка России, которая не дает им право производить кредитные функции. Поэтому мы можем говорить именно о надежности проведения платежей через небанковские кредитные организации. Клиринговое учреждение свободно от основных банковских рисков и несет ответственность за правильность расчетов чистых позиций банков-участников, своевременное отражение чистых позиций по их счетам и дебетовое сальдо по своему корреспондентскому счету, если оно образовалось в результате операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью.
При этом, основным направлением деятельности почти всех Расчетных Палат является проведение региональных и внутри региональных расчетов. Работает схема, при которой взаимозачет (клиринг) производится между банками-корреспондентами по бухгалтерским книгам в Расчетных Центрах - клиринговых палатах. Банки-корреспонденты выходят на связь с центрами по несколько раз в день. Электронный документооборот в таких клиринговых палатах очень высок, т.к. согласно статистике порядка 70-80% всех платежей являются местными. Таким образом, удается сократить время прохождения платежей между банками до режима реального времени, что является экономически выгодным для них, позволяя оборачивать денежные средства по несколько раз в день. В клиринговых центрах невозможна ситуация, при которой банк, открыв счет для проведения платежей, переставал бы регулярно выходить на связь. Последние события, связанные с остановкой расчетов некоторыми крупными банками, взявшими на себя функцию региональных платежных центров, подтвердили мировой опыт, где в качестве транзитных банков могут выступать только специализированные небанковские кредитные организации, не имеющие основных банковских рисков.
До недавнего времени Расчетные Палаты были замкнуты только на свои регионы и их возможностями не могли пользоваться банки-участники из других областей России. Ситуацию изменил Межбанковский Расчетный Центр "Московская Расчетная Палата", имеющий корреспондентские отношения со всеми Расчетными Палатами России, что позволяет ему оперативно проводить платежи не только из регионов на Москву и обратно, но и проводить платежи между клиентами двух разных Расчетных Палат практически в режиме реального времени. Кроме того, Расчетный Центр "Московская Расчетная Палата" имеет доступ в межрегиональную электронную платежную систему Банка России, что позволяет оперативно вести платежи с регионами, которые не имеют клиринговых центров.
Специально разработанные организационно-технологические мероприятия и совершенное программное обеспечение позволяют клиентам Расчетного Центра “Московская Расчетная Палата” получать полную информацию о движении средств на счете за предыдущий день, включая полную сумму поступлений, не позднее 9.00 утра московского времени.
Прием платежных документов на списание средств с корреспондентского счета текущей датой в Расчетном Центре “Московская Расчетная Палата” установлен до 17.00 московского времени. Данная особенность позволяет руководству региональных финансовых центров использовать дополнительное время для более полного оперативного учета и оптимизации распределения средств между различными сегментами рынка.
Рис. 6
При этом документы (сводное платежное поручение или сводное авизо, описи и расчетные документы клиентов) подбираются по областным РКЦ стран-членов СНГ, вкладываются в отдельные пакеты, а затем собираются в общий пакет на соответствующее государство.
Центр межгосударственных расчетов после проверки в установленном порядке полученной от областных РКЦ корреспонденции осуществляет бухгалтерские проводки по корреспондентским счетам соответствующих государств-получателей.
Далее документы рассортировываются по государствам-получателям, формируются по областным РКЦ государств (а внутри них по РКЦ и коммерческим банкам) с составлением описи. Затем на общую сумму платежа выписывается поручение, которое на следующий день вместе с выпиской из корсчета Национального банка государства направляется Центральному банку-корреспонденту через фельдъегерскую связь или спецсвязь. В свою очередь, национальные банки-корреспонденты, получив указанные документы, осуществляют операции по зачислению средств на свои корреспондентские счета.
Иными словами, платежи из России в адрес клиентов в странах СНГ проходят по схеме: предприятие - коммерческий банк - РКЦ - Центр межгосударственных расчетов Банка России - национальный банк в стране СНГ.
Аналогичным образом ведутся и платежи в адрес российских клиентов из стран-членов СНГ. Сначала они поступают в национальные банки стран СНГ и пересылаются ими в Центр межгосударственных расчетов ЦБ России, где ведется учет сбалансированности расчетов между Россией и другими государствами. Только при достижении такой сбалансированности в двусторонних расчетах (что может вызвать задержки платежей по времени) платежные документы направляются далее в территориальные РКЦ России, откуда средства переводятся в коммерческие банки, обслуживающие российских клиентов.
Для упрощения расчетов установлены прямые корреспондентские отношения между ГРКЦ (РКЦ) сопредельных областей Российской Федерации и Республики Казахстан.
В соответствующих ГРКЦ и РКЦ открыты субкорреспондентские счета указанных двух центральных банков для проведения межгосударственных расчетов по платежам предприятий и организаций, расположенных на сопредельных территориях. Порядок совершения операций по этим счетам определяется соглашениями между территориальными управлениями центральных банков прилегающих друг к другу областей.
Регулирование остатков субкорреспондентских счетов осуществляется центральными банками таким образом, чтобы соблюдались согласованные нормативы использования взаимного технического кредита, предоставляемого банками в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями. Базой для регулированиям служит еженедельная информация ГРКЦ и РКП об оборотах и остатках по субкорреспондентским счетам.
Имеются особенности в проведении операций с валютами стран членов СНГ. Рассмотрим их на примере корреспондентских отношений России с Украиной.
Прежде всего следует отметить, что введение отдельными государствами бывшего СССР собственной национальной валюты не освобождает хозяйственные организации от выполнения своих прежних платежных обязательств. Межгосударственными соглашениями Российской Федерации с такими государствами была предусмотрена необходимостью урегулирования всех платежных обязательств хозяйствующих субъектов сторон. Соответствующими соглашениями между центральными банками предполагалось завершение всех расчетов по ранее заключенным договорам в рублях. И лишь при заключении новых договоров, контрактов ставится вопрос о платежах, скажем, российскими предпринимателями, в украинских карбованцах (или других национальных валютах контрагентам соответствующих государств). При этом стороны по договору должны определить валюту платежа, выбор которой зависит от согласия договаривающихся сторон с учетом их способности выполнить свои обязательства в той или иной валюте, включая Российские рубли.
К примеру, чтобы произвести платеж в Россию из Украины, украинские партнеры должны иметь в своем распоряжении российские рубли, которые они могут или получить от российских покупателей, или приобрести рубли за украинские карбованцы на валютном рынке Украины. Соответственно российский плательщик, чтобы произвести платеж на Украину в карбованцах, должен или получить их от украинских покупателей своей продукции, или приобрести украинские карбованцы за рубли на валютном рынке России. Это станет возможным после начала торгов по карбованцу на Московской международной валютной бирже. Сделка может не состояться, если стороны не смогут договориться о валюте платежа.
Экспортная выручка резидентов Российской Федерации в украинских карбованцах не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. На балансе российского коммерческого банка она учитывается по счету 074 "Расчеты с иностранными государствами по клирингам" с открытием на нем специального субсчета "Средства в украинских карбованцах". Указанный банк открывает своему клиенту текущий счет "Средства в украинских карбованцах" (либо в рамках ранее открытого текущего валютного счета клиента российского уполномоченного банка отдельный лицевой счет). Учет средств на указанных счетах ведется в рублях (код валюты 902 "украинские карбованцы") с применением курса украинского карбованца к рублю. Указанный курс устанавливается Банком России на основе спроса и предложения украинского карбованца на валютных рынках.
Российские коммерческие банки осуществляют операции с украинскими карбованцами на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а также операции через украинские коммерческие банки в порядке и в пределах открытой валютной позиции[2], устанавливаемых Банком России.
Средства в украинских карбованцах, которые находятся на корреспондентских счетах в украинских коммерческих банках, могут быть использованы для осуществления платежей в пользу юридических и физических лиц Российской Федерации и Украины или других государств, ранее входивших в состав СССР, использующих в расчетах украинские карбованцы.
Украинским коммерческим банкам корреспондентские счета в рублях открываются в российских коммерческих банках без дополнительного разрешения Национального банка Украины. На эти счета зачисляется выручка от реализации в Российской Федерации товаров (работ, услуг) клиентов украинских коммерческих банков.
За счет средств в рублях, находящихся на корсчетах в российских коммерческих банках, в пределах имеющихся на них остатков, могут осуществляться платежи в пользу юридических и физических лиц Украины и Российской Федерации или других государств, входивших ранее в состав СССР, использующих в расчетах рубли.
В целях защиты России от денежной экспансии впредь до особого распоряжения Банка России не допускается использование в Российской Федерации средств в рублях с корсчетов украинских коммерческих банков в российских коммерческих банках на цели прямых и портфельных инвестиций, оплаты недвижимости и прав на недвижимость, а также для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России.
Российские и украинские коммерческие банки, ведущие корсчета в украинских карбованцах и в рублях, могут кредитовать друг друга на договорных условиях в соответствии с принятой банковской практикой, а также совершать операции по покупке и продаже рублей против украинских карбованцев на валютных рынках.
Банк России не несет ответственности по урегулированию возникающих обязательств банков-сторон и не гарантирует сбалансированности расчетов по проводимым ими операциям.
Российские коммерческие банки, ведущие счета в украинских коммерческих банках в украинских карбованцах, а также корреспондентские счета украинских коммерческих банков в рублях, ежемесячно по состоянию на 1-е число отчетного месяца (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным) представляют в Управление международных расчетов Банка России отчетные данные об остатках средств на указанных корсчетах, общих объемах сделок купли-продажи украинских карбованцев за рубли на валютных рынках, а также складывающихся при этом курсовых соотношениях.
И все же пока взаиморасчеты между бывшими союзными республиками крайне затруднены. В этой связи предприятия вынуждены обращаться к услугам финансовых посредников, которые организуют расчеты по системе валютного клиринга. Последний, однако, происходит не на межгосударственном уровне, а на уровне коммерческих банков и финансовых групп. В результате это позволяет предпринимателям нередко обходить законы, ограничивающие потоки товаров и денег через государственные границы.
Отдельные группы банков подписывают между собой различного рода соглашения, финансовые компании создают синдикаты. В качестве примера можно привести создание по инициативе днепропетровского "Приватбанка" с участием ряда коммерческих банков России, Молдовы, Беларуси, Украины, Казахстана, Литвы и других государств межбанковской клиринговой палаты "Экспресс" на негосударственном уровне. Данная система предполагает аккумулирование в различных регионах денежных средств и налаживание многоступенчатой единой практики взаиморасчетов. Предусматривается введение межгосударственных вексельных расчетов.
Появились и принципиально новые схемы расчетов, основанные на выпуске небанковских векселей. Так, небанковские векселя "Международного финансового синдиката" не предполагают использование корреспондентских счетов банков и позволяют заниматься эффективным управлением денежными ресурсами, получаемыми от продажи векселей, храня их в наиболее стабильных финансовых инструментах со стопроцентной ликвидн6стью, и обеспечивающими мгновенные расчеты по векселю независимо от остатков средств на указанных счетах (т.е. без введения лимитов технического кредитования). Причем вексель данного синдиката может быть предъявлен к погашению в национальных валютах Латвии, Украины, Молдовы и Казахстана. Но проведение подобного рода расчетов требует гармонизации вексельного законодательства стран-членов СНГ и обеспечения более тесной координации денежно-кредитной политики соответствующих центральных банков.
На встрече в Минске 22 января 1993 г. глав государств - бывших субъектов СССР был подписан целый ряд совместных документов. В частности одобрен Устав СНГ, в котором предусмотрены: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, координация кредитно-финансовой политики. Соглашение о единой денежной ситце и согласованной денежно-кредитной и валютой политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства, было подписана еще в Бишкеке 9 октября 1992 г. представителями восьми республик, входивших в состав бывшего СССР - Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана.
Во исполнение этого соглашения на встрече в Минске было также, подписано соглашение об учреждении Межгосударственного банка СНГ. Основная Цель его создания - организация системы многосторонних межгосударственных расчетов между центральными (национальными) банками в связи с торговыми и иными операциями, усиление валютно-финансового воздействия на выполнение взаимных межгосударственных обязательств и влияния платежно-расчетного механизма на расширение непосредственных связей предприятий, организаций и коммерческих структур. С подписанием соглашения об указанном банке появились реальные возможности для практической реализации его деятельности отработки технологических инструкций по осуществлению многостороннего клиринга, подбора служащих Банка, определениям состава Совета Банка, предоставления соответствующего помещения и его оборудования.
В качестве единого межгосударственного расчетного средства используется рубль, эмитируемый Банком России. Завершение же расчетов по клирингу, проходящих через Межгосударственный банк будет осуществляться в рублях либо по решению Совета Банка в свободою конвертируемой или иной валюте.
Основы расчетов через Межгосударственный банк заключаются в следующем.
Каждому центральному (национальному) банку в Межгосударственном банке открывается один корреспондентский счет. По этом счету проходят текущие платежи, связанные с экспортом и импортом товаров (услуг) и неторговым операциям.
Ежедневно Межгосударственный банк производит многосторонний клиринг и определяет расчетную позицию каждого национального банка в отношениях со всеми-другими центральными банками. Периодичность и порядок завершения расчетов по результатам многостороннего клиринга определяются Советом Банка.
Для завершения расчетов по многостороннему клирингу Межгосударственный банк на первом этапе может предоставлять членами Банка кредит в размерах, как правило, до месячного объема поступлений на счет этого члена за счет кредитной линии, открываемой Банку Центральным банком Российской Федерации. В дальнейшем предельные размеры допустимых кредитов Банка центральным банкам устанавливаются Советом Банка.
Центральные банки погашают свою задолженность перед Банком за счет кредитов на двусторонней основе или свободно конвертируемой валютой.
Национальные банки обязаны регулировать свои платежные отношения на двусторонней основе таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение лимитов - технического кредитования, установленных для каждого из этих банков Советом Банка. Отметим, что за рубежом объем технического кредита (разрешенный размер дебетового сальдо по корсчету) обычно составляет до 10% объема поставок.
Технические кредиты предоставляются на срок до очередного регулирования клиринговых счетов. За пользование ими взимаются проценты в размерах, устанавливаемых Советом Банка.
Требования к национальному банку-должнику, превышающие допустимый размер технического кредита, должны быть погашены им в течение пяти банковских дней после направления ему соответствующего извещения от Межгосударственного банка.
Последний информирует соответствующие органы государств- участников Соглашения об учреждении Межгосударственного банка о возникающих нарушениях платежных обязательств.
Межгосударственный банк правомочен ограничивать или полностью прекращать расчеты тех центральных банков, которые нарушают свои платежные обязательства перед Банком. Если дефицит не ликвидируется в течение нескольких месяцев, а значит участник не соблюдает правила игры, то по замыслу он исключается из расчетно-платежного механизма и его обязательства в расчетных рублях превращаются в долги в СКВ. "Нарушитель" далее вынужден будет торговать через коммерческие структуры или за доллары.
Помимо многосторонних расчетов Межгосударственный банк может выполнять и ряд других важных функций. К ним относятся:
· организация управления эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссией центральными банками. Но данная функция выполняется только при условии делегирования Банку соответствующих полномочий законодательными органами государств, подписавших соглашение об учреждении Межгосударственного банка;
· изучение и анализ экономики государств участников указанного соглашения с подготовкой предложений и рекомендаций центральным банкам в целях координации их денежно-кредитной и валютной политики;
· координация деятельности национальных банков этих государства в области методологии выполнения расчетно-платежных операций, организации системы бухгалтерского учета и отчетности по расчетными и иным операциям, разработка предложений по сближению режимов надзора за коммерческими банками;
· техническое кредитование, о чем уже было сказано выше, а также сезонное кредитование центральных бантов в процессе осуществления взаимных многосторонних межгосударственных расчетов;
· совершение других операций, соответствующих целям и задачами банка, вытекающих из Соглашения об учреждении Межгосударственного банка и его Устава.
Необходимы большие усилия для того, чтобы вновь созданный Межгосударственный банк превратился в эффективный экономический институт для государств - членов СНГ.
Подведем краткое резюме характеристики действующей системы межбанковских расчетов. Она отличается сложностью, многозвенностью, большой трудоемкостью, недостаточной надежностью. Вполне очевидно, что все эти черты расчетов вызвали серьезные недостатка в проведении платежей в народном хозяйстве. Рассмотрим их далее.
Рекомендации по улучшению схемы межбанковских расчетов
Как уже отмечалось выше в работе по межбанковским платежам выделяют два критерия : срок прохождения платежа и себестоимость, манипулируя этими критериями менеджер банка строит схемы прохождения собственных и клиентских платежей.
В предыдущей главе рассматривались схемы платежей существующие в АКБ ГРИНКОМБАНК, но поработав с Приложением №1 и №2 можно проанализировать поток платежей на регионы(города) и кор.счет банка открытый в РКЦ, и относительно этого составить оптимальную структуру платежей, что и сделаем сейчас:
Согласно Приложения №1 составим таблицу №5
Таблица №5
Таблица №6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно спорить о том, является ли управление корреспондентскими счетами наукой или искусством. Мнение автора на этот счет таково: в настоящее время -
это искусство, основанное на интуиции банкиров, в недалеком будущем при наличии мощных аналитических программных систем такое управление превратится в науку.
Теоретически все "частные" расчетные системы можно разделить на те, которые много платят за привлечение денежных средств, и те, которые предоставляют максимальные удобства для их использования. Выбор "золотой середины" предопределяет как эффективность, так и устойчивость каждой расчетной системы.
Ситуация становится зеркальной для каждого банка-участника. Необходимо четко знать экономические условия работы по каждому корсчету: чаще всего системы, дающие высокие проценты по открытым лора-счетам, гарантируют списание с лора-счетов (для банка-отправителя это пестро-счет), но доставка средств может быть отделена по времени.
Конечно же, такая задержка не обязательно сопровождает каждый платеж, но для банков-гигантов расчетные центры являются лишь одним из отделов. Поэтому в трудной ситуации нет гарантии от того, что для сохранения "чести всего мундира" в зависимое положение руководство банка поставит именно расчетный центр. В этом случае могут пострадать участники расчетной системы.
Более привлекательным видится создание специализированных клиринговых банков, занимающихся исключительно обслуживанием межбанковских расчетов. Для таких банков любое пятно на расчетной системе не может остаться незаметным на "всем мундире". Поэтому клиринговый банк в критических ситуациях скорее пойдет на прямые убытки для себя, чем поставит в трудное положение участников расчетов.
Что же необходимо учитывать банкирам для грамотного управления корреспондентскими счетами? С лора-счетами в собственном банке вроде бы попроще: эти счета являются внутрибалансовыми для банка и полностью управляются самим банком. Банк-корреспондент только отдает распоряжение на перевод средств, а перевод уже осуществляет сам банк. Никаких проблем не возникает при переводе средств с одного лора-счета на другой лора-счет - кредитный ресурс ни на секунду не уходит из банка.
В случае необходимости перевода средств с лора-счета во "внешний мир" это перечисление можно сделать в удобном для банка режиме, разумеется в.рам- ках договора по обслуживанию конкретного лора-счета. Главная аналитическая функция по обслуживанию лора-счетов состоит в планировании дебетового потока как внутри расчетной системы, так и из расчетной системы во "внешний мир" (что гораздо важнее).
С ностро-счетами в других банках все гораздо сложнее, и с ними необходимо работать осторожнее. Если костра-счет всего один, то тогда необходимо точно знать проценты по данному счету, текущий остаток, стоимость выполнения операций, средние и минимальные сроки операций, и лишь отслеживать выполнение договора банком-корреспондентом. Хорошо, если банк может влиять на срок исполнения платежей с ностро-счета, хотя бы за счет стоимости такого исполнения.
Если же ностро-счетов больше одного, то необходимо принимать во внимание и другие слабоформализуемые факторы: альтернативы в выборе оптимального пути отправки платежа, ответственность корреспондента за выполнение операций, надежность конкретной валюты и валютного рынка в конкретном регионе (для стран СНГ), устойчивость и деловую репутацию партнера (особенно щекотливы ситуации, когда появляющиеся "местные" нормативные акты вступают в противоречие с ранее заключенными договорами), уникальность услуг банка (проведение операций на бирже подразумевает открытие корсче- та в банке, обслуживающем эту биржу).
На основе всей этой совокупности данных и со знанием интересов собственных клиентов можно уже планировать обороты по пестро-счетам, оценивать устойчивость оборота и критичность оборота, прогнозировать остатки по конкретному счету и совокупных остатков. "Высшим пилотажем" управления можно считать такой уровень прогнозирования, при котором средства банка заранее распределяются по ностро-счетам с целью эффективного проведения плановых операций по счетам клиентов и в интересах самого банка.
Кажется, что аргументов для выбора определения: "наука" или "искусство" вполне достаточно. Теперь об одном банке, обслуживающим только межбанковские расчеты и ничего больше: о Межрегиональном клиринговом банке "Оргбанк". Существующая в банке технология взаиморасчетов разработана фирмой "ПрограмБанк". Это технология реального времени и гарантированного прохождения платежей.
Например, при отправке платежа возможна такая формулировка: "Не отправлять платеж, пока не установлена связь с получателем". Расчетный центр сам "дозванивается" до получателя. При выходе абонента на расчетный центр, абонент первым делом получает "почту": информация о пришедших платежах и выписки на платежи, отправленные им самим ранее. Если связь с каким-либо получателем по какой-либо причине не установлена, то отправитель средств имеет право отозвать платеж в любое время. Платеж становится безотзывным только в момент зачисления средств на счет получателя и фактического извещения получателя об этом.
И ЧТО ЖЕ ЛАЛЬШЕ? В заключение попытаюсь сделать прогноз развития систем межбанковских расчетов в среднесрочной перспективе.
Заслуживает внимания уже начатое Тверьуниверсалбанком формирование глобальной системы финансового транспорта на базе межрегиональной системы продажи авиабилетов "Сирена- Сириус". Скорее всего, эта система не станет глобальной по стране (то есть не заменит систему РКП), а останется достаточно мощной расчетной сетью одного банка.
Начав переоснащаться, некоторые территориальные управления ЦБ в свое время приобретали оборудование у разных инофирм (IBM, DEC, UNISYS и др.), особенно не задумываясь, насколько трудно впоследствии окажется интегрировать региональные сети в единую общероссийскую систему. Тем не менее, группа по информатизации банковской системы, которую возглавляет директор департамента информатизации ЦБ Игорь Дуброва в сотрудничестве с американскими коллегами, надеется это сделать. Уже в этом году Банк России планирует ввести в действие сегмент собственной спутниковой системы "Банкир", опытные испытания которой уже ведутся на базе арендованного спутника. Центр управления "Банкира" расположится в Подмосковье под Клином.
Возможно, что Центробанк примет собственные стандарты электронного (полностью безбумажного) документооборота. Вполне возможно, что с программной точки зрения эти стандарты совпадут с "Единым стандартом" фирм-разработчиков, и главный вопрос будет в части аппаратной и информационной защиты. Это было бы заметным
шагом вперед в развитии банковской системы России в целом и в развитии уже существующих расчетных систем.
Есть все основания считать также, что в скором времени возникнет официальный стандарт Центробанка на программно-аппаратные средства защиты межбанковской информации. Это позволит (скорее всего - поэтапно) ввести в действие полностью электронный документа- оборот с персональной авторизу- емостью каждого сообщения и с контролем всех этапов прохождения документов.
"Полигоном" для обкатки этих безбумажных технологий будут выбраны уже действующие государственные системы "быстрых расчетов" (по типу МЦО). К тому же имеется Письмо N9 18-06/105 от 26.10.94 Главного Управления Банка России по Москве за подписью Начальника ГУ, где, в частности, говорится: "...В связи с предстоящим переводом обслуживания коммерческих банков Москвы и Московской области на новую технологию межбанковских расчетов в качестве обязательного условия должен быть обеспечен перевод обработки внутренних счетов коммерческого банка (задача "Операционный день") с Межрегионального центра информатизации на локальную обработку самим банком".
При таком развитии событий значение негосударственных расчетных систем несколько уменьшится, но тем не менее их будущее - в обслуживании устоявшихся связей. В тех системах, где головной 'банк в том или ином виде будет вводить плату за проведение платежей (например, Инкомбанк уже ввел такую плату) будет наблюдаться уменьшение числа активно работающих банков-корреспондентов.
Еще одна "экологическая ниша" для негосударственных рас-
четных систем определяется наличием постоянно возникающих потребностей, до обслуживания которых у Центробанка "руки не доходят". Одним из примеров явно растущей потребности коммерческих банков является проведение расчетов по пластиковым карточкам (магнитным и Smart-картам).
Еще одной альтернативой "внутрибанковским" расчетным сетям (Сибторгбанк, Тверьуниверсалбанк, Инкомбанк и др.) в перспективе может стать создание специализированных клиринговых банков, занимающихся лишь несколькими видами операций. Такие банки могут быть созданы, например, на базе отделов уже существующих банков с широкой корреспондентской сетью.
Хорошие перспективы развития у так называемых многоуровневых систем расчетов, в которых задействуются корреспондентские сети нескольких банков. Однако для таких сетей необходима отработка технологии транзитных платежей, чему будет значительно способствовать "Единый стандарт" фирм-разработчиков.
Выживут и будут развиваться параллельно несколько крупных и средних расчетных систем, чья технология окажется наиболее устойчивой к изменению нормативной базы и к различным обстоятельствам форс-мажорного характера. К хорошо зарекомендовавшим себя платежным системам быстрых расчетов начнут "прирастать" различные системы торговли быстроликвидными активами: короткие кредиты, безналичные ценные бумаги, внебиржевой валютный рынок и др. Большое значение для развития каждой системы будут иметь используемые программно-аппаратные технологии обеспечения скорости, гарантированности и безопасности платежей. В
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛИРИНГОВЫХ РАСЧЕТОВ
(суммы в млрд. руб.)
1. Общая сумма документов, оплаченных
при проведении зачета 100
2. Общая сумма незачтенных дебетовых
остатков клиринговых счетов 40
3. Зачтенная часть платежей (стр. 1 - стр. 2) 60
4. Процент зачета (стр. 3 x 100%)
--------------- 60%
стр. 1
5. Общая сумма незачтенных кредитовых остатков
клиринговых счетов 20
6. Процент поступлений, не использованных
для зачета (стр. 5 x 100%)
--------------- 20%
стр. 1
7. Предоставлено краткосрочных кредитов
участникам клиринговых расчетов 10
8. Процент участия кредита в зачетной операции
(стр. 7 x 100%)
--------------- 10%
стр. 1
Список используемой литературы
1. Маркелов К. Эволюция межбанковских расчетов // Банковские системы и оборудование 94 - 1995. - №5. - с.5-17
2. Положение об организации межбанковских расчетов на территории РФ от 9 июля 1992г. №14 (изм. От 19 мая 1993г. №37).
3. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты - М.: АО "Финстатинформ", 1993.
4. Финансово-кредитный словарь / Гл. Ред. В.Ф. Гарбузов. - М.: Финансы и статистика. - 1986. Т.2.
5. Дитер В.Эльберских. Практика осуществления межбанковских операций // Деньги и кредит. - 1991. - №6 - С.41-49.
6. Под редакцией В.И.Колесникова. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика. - 1995.
7. Кристиан Л.Фонтц. Межбанковские корреспондентские отношения Дойче банка АГ // Деньги и кредит. - 1991. -№5. - С.32-35.
8. Котельников С.Ф. Расчеты: противоречие должно быть преодолено // Деньги и кредит. - 1993. - №1 - С. 24-28.
9. Баранова И.В., Болгова Е.К., Фадейкина Н.В. Методическое указание по оформлению, написанию и защите дипломных работ. - СМВШБД, 1997.
[1]Рублевая зона - зона использования рубля для взаиморасчетов между государствами - членами СНГ, применяющими общую денежную единицу. Последняя совместно контролируется и эмитируется. Это понятие отличается от понятия "рублевое пространство", охватывающее государства, имеющие собственные денежные единицы, порой носящие название "рубль".
[2] Валютная позиция есть соотношение требований и обязательств банка в иностранной валюте и при их равенстве считается закрытой, а при несовпадении - открытой. Последняя может быть короткой, если обязательства по проданной валюте превышают требования, и длинной - если требования по купленной валюте превышают обязательства.
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА
(СИФБД)
К защите:
Заведующая кафедрой "Финансы и кредит"
_________________проф. Фадейкина Н.В.
подпись
_________________
дата
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ В РОССИИ
(Приказ №________ от"____"___________________1997 года)
______________________________________
шифр документа
Выполнил: Руководитель:
__________ Деревягин А.М. __________Канкалевская Н.Г.
подпись подпись
__________ __________
дата дата
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................................................5
1.Необходимость , сущность и значение межбанковских расчетов.........6
1.1.Основы организации корреспондентских отношений......................
1.2.Организационно-правовая база регулирования межбанковских расчетов
1.3.Эволюция межбанковских расчетов...............................................
2.Характеристика межбанковских расчетов....................
2.1.Расчеты через расчетно-кассовые центры......................................
( региональные платежи)
2.2.Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках.
2.3.Клиринговые расчеты..................................................................
2.4.Расчеты между банками стран - членов СНГ.....................
2.5.Проблемы межбанковских расчетов и пути их преодоления.
2.5.1.Сбои и задержки платежей в РКЦ...........
2.5.2.Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков.......
2.5.3.Расхождение в учете расчетных операций в РКЦ и коммерческих банках........................
Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.