ОРГАНЫ ООН ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приложения

Список литературы

 

 

                                                                                                                               

Введение

 

  Кыргызская Республика - молодое независимое государство, которое стремится к построению истинно демократического общества. В тоже время, получение суверенитета поставило перед нашей страной ряд крайне важных проблем экономического и политического характера, которые негативно отразились на социальной жизни республики.

  Неизбежное в переходный к рыночной экономике период резкое ухудшение экономической ситуации привело к закрытию многих промышленных предприятий, распаду колхозов и совхозов, а также к значительному сокращению бюджетных ассигнований на социальные программы.

  Как следствие, в республике появились ранее неизвестные социально- стрессовые явления - безработица, неуверенность в завтрашнем дне, резко выраженная социальная напряженность, массовая миграция населения из села в город, обострение межнациональных противоречий, расслоение общества на богатых и бедных и т. п.

     Трансформируясь, столь сложная социальная обстановка нашла свое отражение в появлении саморазрушающих форм человеческого поведения, таких как стремительный рост наркотизации граждан республики и резкое увеличение потребления социальных наркотиков (алкоголь, табак), которые уже угрожают принять характер национальной катастрофы; выраженная криминализация общества; рост числа суицидов; расцвет проституции; изменение нравственно-этических критериев жителей республики.

Перечисленные факторы значительно ослабляют, а порой и затрудняют проведение демократических реформ в государстве.

Что же такое наркомания?

«Наркомания – это употребление растительных веществ, минералов, синтетических препаратов с немедицинской целью, а для произвольного изменения своего психического состояния, которое характеризуется злоупотреблением, что в свою очередь приводит к тяжелой зависимости»[1]

Наркомания, как социальное явление, вызывает значительные расходы для общества в результате издержек, которые приходится нести в сфере здравоохранения, социального обеспечения, транспорта и обеспечения охраны общественного порядка.

Заболеваемость наркоманией к 1997 году выросла более, чем в 5 раз ( по официальным данным) в сравнении с 1992 годом. На 1997 год по республике состояло на учете 2866 больных. Кроме того на профилактическом учете по поводу эпизодического употребления наркотиков состоит 2017 человек.

Наиболее высокая заболеваемость отмечается в крупных городах, таких как Бишкек ( 72.9 на 100 тыс. населения), Токмак (62.7), ОШ (52.5), а также в регионах Чуйской области.

Но показатели официального учета – это только «вершина айсберга».

Наряду с ростом наркологической заболеваемости изменилась и структура наркомании. Если в 80-е годы доля гашишной наркомании составляла 60-80%, а опийной 8-10%, то в настоящее время доля опийной наркомании возросла до 60%, а гашишной снизилась до 30%.

Подавляющее большинство больных (95,6%) –это люди трудоспособного, репродуктивного возраста (от 18 до 45 лет). Однако уже сегодня можно сказать, что наряду с ростом наркомании идет полным ходом наркотизация подростков. Так, исследователи 70-80 годов показали, что первые пробы наркотиков были в 16-18 летнем возрасте, а регулярные приемы наркотиков приходились на возраст 20-22 года, то в настоящее время эпизоды потребления приходятся на возраст 13-14 лет, а переход к постоянному потреблению наркотиков на возраст 15-16 лет, но имеются также случаи заболевания наркоманией у детей 10-12 лет.

       Дополнительным показателем неблагополучия в наркологической ситуации является увеличение числа лиц прошедших судебно-наркологическую экспертизу с 1878 – в 1995 году, до 2136 – в 1996 году.

Все это свидетельствует об увеличивающемся росте заболеваемости наркоманией людей из различных социальных групп, которые подвергаются риску попадания в физическую и психическую зависимость от наркотиков и, что особенно опасно – подавляющее большинство из них подростки и молодежь, что представляет собой серьезную угрозу генофонду республики и вызывает невосполнимые потери человеческих ресурсов.

Только по официальным статистическим данным в 1998 году от передозировки и отравления наркотиками по республике скончалось 14 человек в трудоспособном возрасте, однако, фактический уровень смертности наркоманов гораздо выше статистического.

Кыргызстан по своему географическому положению, наличию

Транспортных путей сообщения находится в центре регионов выращивания

 и потребления наркотических средств.

 До недавнего времени проблемам, связанным с наркотиками от потребления до производства и торговли, не придавался характер острой социальной проблемы. После обретения независимости под воздействием различных внешних и внутренних факторов, которые зачастую, к сожалению, не принимались во внимание, проблемы, связанные с незаконным торговлей наркотиками, получили дальнейшее развитие.

Сегодня наркорынок является самым подвижным и многоликим сектором криминального рынка, моментально реагирующим на деструктивные и аномальные потребности людей. Приходится констатировать, что в Кыргызстане, к сожалению, на сегодня существуют все условия для его расширенного производства. Только по официальной статистике, в 1995 г. рост1 составил 3,1%, а в 1996 г. – 11%, причем эта прогрессирующая тенденция, характерная для всех регионов Кыргызстана, с каждым годом растет все с большей скоростью не только в Кыргызстане, но и во всем мире.

К факторам, способствующим этим процессам, можно отнести:

 -собственные сырьевые источники дикорастущей конопли;

-слабо укрепленные границы, когда в соседнем Таджикистане не прекращаются внутренние конфликты, а в Афганистане производство опия, по оценкам ООН, достигает 3 тысяч тонн в год;1

-широкое распространение бедности. По данным Всемирного банка, в Кыргызстане 75% населения находится за чертой бедности, а 30% из них – в крайней бедности;2

-слабая законодательная урегулированность в вопросах организации государственной службы, что привело к широкому распространению коррупции в органах власти;

- отсутствие государственных действий по рационализации жизненных ориентаций молодежи.

Также одним из факторов, усугубляющим существующее положение является все увеличивающаяся контрабанда наркотиков из сопредельных стран дальнего и ближнего зарубежья, втягивание в наркобизнесс широких слоев населения.

Колоссальные прибыли, извлекаемые из незаконного оборота НС, с одной стороны, отсутствие жизненных идеалов и бесперспективность значительных групп населения в обществе, с другой, привлекают к нелегальному производству и спекуляции наркотиками тысячи и тысячи преступных элементов. По данным международных экспертов ООН и Интерпола, 1 доллар, вложенный в наркобизнес, приносит 12.240 долларов прибыли.  Именно высокая прибыльность и способствует быстрому развитию незаконного оборота наркотических средств.

Различные по своему положению в обществе, средствам, связям, возможностям они имеются на всех ступенях гигантского механизма, цель которого – производство денег, а средство – отравление миллионов людей. Среди многочисленных форм преступной деятельности, незаконный оборот НС является самым массовым и организованным видом.

К примеру, на сегодняшний момент можно привести следующие цены на

некоторые виды наркотиков на территории нашей республики:

- 1кг – героина в Ошской области стоит 5-7 тысяч долларов США, в Бишкеке – 10-12 тысяч долларов США;

- 1кг опиума в Оше – 500-800 долларов США, в Бишкеке – 800-1000 долларов США;

- 1 кг гашиша – 500 долларов США;

- 1 кг марихуаны – 100-300 долларов США.3

Масштабы незаконного оборота НС невозможно установить достаточно четко. Определенные сведения о них можно получить на основе данных о произведенных изъятиях наркотиков. К примеру, на территории Кыргызстана было изъято наркотических средств:

-в 1993 году - 1773,4 кг;

-в 1994 году – 1131,8 кг;

- в 1995 году – 1254,8 кг;

-в 1996 году – 1472,6 кг;

-в 1997 году – 1336,8 кг;

-в 1998 году – 1774,4 кг;

-в 1 квартале 1999 года – 334,9 кг.1

Из приведенной статистики можно увидеть, что количество незаконных операций с НС с каждым годом увеличиваются, несмотря на тенденцию уменьшения общего количества преступлений.

Основная масса изъятых НС приходит в КР транзитными путями из Афганистана и Таджикистана. Существует хорошо отлаженный криминальными структурами наркотрафик через нашу республику с «доставкой на дом» наркотиков в страны Центральной и Восточной Азии. Часть этих НС оседает в Кыргызстане.

Все вышеуказанное актуализирует тему предлагаемой дипломной работы.

Актуализация и рост общественной значимости проблемы незаконной торговли наркотиками определили отношение общественности к данной проблематике, обусловили необходимость создания научно обоснованной стратегии борьбы на междисциплинарной основе, охватывающей различные стороны создания научного знания.

Вместе с тем следует отметить, что существующее состояние исследований в этой области является неудовлетворительным. Наиболее серьезной значимой работой последних 10 лет в этом вопросе является монография К.Ш.Курманова, изданная в 1989 году «Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы». Несмотря на значительный рост внимания к данной проблематике со стороны ученых, политиков, ряд важных аспектов данной проблематики остается неизученным.

Новизна выбранной темы состоит в том, что в связи с принятием в 1997 году Кыргызской Республикой нового Уголовного кодекса к проблеме незаконного оборота наркотических средств стали подходить по другому. Например, ранее действовавший УК КР 1961 года предусматривал составы преступлений, связанных с наркотическими средствами в главе под названием « Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» в двух, трех статьях, диспозиция которых охватывала узкий круг преступных деяний, связанных с наркоманией. Хищение же наркотических средств рассматривалось в другой главе наряду с хищениями любого другого вида имущества, в зависимости от формы его совершения. Спекуляция наркотическими средствами квалифицировалась по совокупности

А новый УК КР включил все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в одну главу 25, именуемую  « Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», по признаку общности объекта на который они посягают. Также можно указать и на тот факт, что некоторые виды наркопреступлений которые ранее считались уголовно-наказуемыми, по новому УК преступлениями не являются. Например, по УК 1961 года потребление наркотических средств без назначения врача считалось преступным деянием, а в новому УК такая норма отсутствует.

 Практическая значимость данной работы в том, что в ней обобщается законодательство КР по незаконному обороту наркотических средств, дается подробный анализ норм УК КР, предусматривающих ответственность за незаконные операции с наркотиками, рассматриваются методы расследования указанных преступлений правоохранительными органами,а также предлагаются нововведения в этой области, с учетом ряда особенностей нашей республики, рекомендуемые применять на практике.   

Только комплексное и системное изучение факторов, способствующих превращению наркобизнеса в наиболее доходный вид преступной деятельности в Кыргызстане, обретающего контуры высококонцентрированного и высокоцентрализованного бизнеса организованной преступности поможет разрешить данную проблему. Это связано с тем, что борьба с наркотизмом в первую очередь предполагает глубокие знания о самом явлении, затем адекватное отражение в законодательстве и, наконец, систему продуманных мер по ее локализации.

 Таким образом, указанная проблематика является многозначной и многоаспектной. Все это актуализирует главную цель предлагаемой работы, в которую входят как теоретическое развитие проблемы, связанной с незаконным оборотом наркотиков, так и внесение некоторых предложений, которые впоследствии могут быть использованы на практике.

 

 

 

1.1 Международно-правовые аспекты преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.                   

 

Наркомания, распостраняясь по миру, легко пересекает границы между государствами, для нее нет непреодолимых препятствий и барьеров, она отвоевывает все новые территории с огромной скоростью. Нет ни одной страны, где бы народ и правительство оставались равнодушными и безучастными к судьбам людей, попавших под влияние расползающегося наркотического дурмана, втягивающего в смертельную бездну новые жертвы. Для защиты от наркоманной беды все народы мира применяли разнообразные средства. Каждое государство в определенные исторические периоды своего развития принимало соответствующие законы, направленные на борьбу с наркоманией. Устанавливалась уголовная ответственность за преступления, связанные с наркотиками, включая самые суровые санкции (длительные сроки лишения свободы и даже смертную казнь). А с начала XX в., понимая чрезвычайную опасность данного негативного социального явления, врачи, интеллигенция, некоторые религиозные деятели стали высказывать мнение о необходимости объединения усилий перед нарастающей угрозой расползания по миру наркомании. В 1909-1912 гг. проводятся первые международные совещания и конференции, на которых обсуждаются вопросы контроля за производством опиума-сырца, ограничением его экспорта, возможным разрешением использования в медицинских целях и т.д. В подготовке и принятии первой в истории человечества Конвенции и наркотиках приняли участие 12 государств мира. В разработке и принятии последующих конвенций о борьбе против незаконного оборота НС, а затем психотропных веществ участвовали почти 150 государств.

Современный уровень борьбы с наркоманией уже не мыслим без международных соглашений о контроле за производством наркотиков в тех или иных государствах, без осуществления строгих мер надзора за рынком торговли наркотиками, без обязанности выполнения всех достигнутых межправительственных договоренностей и ответственности в случае их нарушения. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1991-2000 гг. десятилетием борьбы против злоупотреблений наркотиками.

Ученые всего мира постоянно разрабатывают новые, самые эффективные, отвечающие современному уровню науки способы оказания помощи больным наркоманией. Отрабатываются новейшие методики лечения, проверяется действие лекарственных препаратов, включая даже производство операций с целью избавления человека от наркотической зависимости. Обобщается опыт мировой практики предупреждения наркомании с помощью объединения накопленных знаний в области медицины, психиатрии, психологии, социологии, юриспруденции и т.д. Но несмотря на все усилия ученых и практиков, проблема наркомании продолжает оставаться одной из самых злободневных, общественно опасных, остро стоящих перед человечеством, трудно разрешимых в обозримом будущем.1

Международная система контроля над наркотиками основывается на принципе национального контроля в рамках юрисдикции отдельных государств и в соответствии с положениями международных договоров. Каждое государство-участник конкретного договора обязано принять соответствующее законодательство, осуществлять необходимые административные и правоохранительные меры и сотрудничать не только с другими государствами, но также с международными органами по контролю над наркотиками, созданными в соответствии с этими договорами. Всем другим государствам, не являющимся участниками соответствующего договора, предлагается принимать эти меры на временной основе до вступления его в силу для каждого из них.

Основными действующими международными договорами о контроле над наркотиками является Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая была принята в 1988 году.

Эти конвенции являются самыми последними среди множества многосторонних договоров. Они отражают усилия международного сообщества наций, направленные на развитие сотрудничества в борьбе против злоупотребления наркотиками, и включает также основную задачу всех предыдущих международных конвенций в этой области, а именно ограничить использование наркотиков чисто медицинскими и научными целями.

Цель этих конвенций, как было выше указано, заключается в обеспечении доступа к наркотическим средствам и психотропным веществам в медицинских и научных целях, ограничении их использования этими целями и борьбе с их незаконным оборотом, спросом и потреблением.

Они представляют собой общие принципы, которые должны служить основой для других двусторонних и многосторонних официальных договоренностей и соглашений, в которых определялись бы конкретные формы и условия для оказания помощи и проведения совместных действий в области контроля над наркотиками.

Главная цель Единой Конвенции 1961 года, вступившей в силу в 1964 году, заключалась в том, чтобы подтвердить, кодифицировать, упростить, обновить и дополнить ранее заключенные договоры. Она ограничивает производство, изготовление, торговлю, импорт, экспорт, распределение и использование НС исключительно медицинскими и научными целями и направлена на борьбу с наркоманией, в связи с чем, правительства обязаны предоставлять все возможные средства для лечения, ухода и социальной реабилитации наркоманов. В ней НС подразделяются на 4 категории в соответствии с рисками неконтролируемого использования и вероятности злоупотребления. Для каждой категории предусмотрены меры контроля различной строгости.

В Протоколе 1972 года о поправках к Единой Конвенции 1961 года более четко определены и расширены функции контроля и проверки Международного комитета по контролю над наркотиками, дополнительно усилены меры по контролю, предусмотренные в 1961 году, включено обязательство для сторон представлять доклады о деятельности по незаконному обороту наркотиков в рамках их границ (включая производство, изготовление, переработку, использование и оборот) и уделено больше внимания лечению, образованию, восстановлению, реабилитации и социальной интеграции наркоманов.

Конвенция 1971 года возлагает на государства-участники обязательства осуществлять национальный и международный контроль над психотропными веществами, которые являются предметом злоупотребления или могут стать предметом злоупотребления в будущем в ущерб общественному здоровью. К ним относятся депрессанты центральной нервной системы, стимуляторы и галлюциногены.

Конвенция 1988 года призвана содействовать развитию сотрудничества между государствами - участниками, с тем, чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота НС и психотропных веществ, имеющего международный характер.1

 

Такое четкое определение наркотизма, во-первых, дает четкое представление о всех компонентах наркотизма и соответственно о направлениях и мерах борьбы с ним и, во-вторых, послужит убедительным аргументом в пользу принятия и реализации специально финансируемой государственной программы его преодоления.

К деяниям, подпадающим под понятие наркотизма относятся: потребление, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт, хищение НС; склонение других лиц к их потреблению; создание условий для их потребления; посев или выращивание наркотикосодержащих культур; нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки НС; контрабанда НС, а также различные корыстные (включая корыстно-насильственные) преступления, не связанные с наркотиками, но совершаемые с целью добывания средств для их последующего приобретения (кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство и другие), и насильственные преступления, совершаемые в состоянии наркотического опьянения (против личности, хулиганство и т.д.).1 Приведенное определение отражает суть, очерчивает границы и сферы проявления наркотизма, а также указывает направления для установления его масштабов и разработки мер борьбы с ним. Между тем истинные масштабы этого явления вуалируются высокой степенью латентности как заболеваемости наркоманией, так и противоправных деяний, связанных с НС.2

В нашей республике Закон « О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» был принят 22 мая 1998 года. Данный Закон с учетом международных обязательств КР регулирует общественные отношения в сфере оборота НС, ПВ и прекурсоров, устанавливает ответственность и систему мер, направленных против их незаконного оборота и злоупотребления ими.

То есть вышеуказанный закон регулирует все общественные отношения в сфере оборота НС, ПВ и прекурсоров. А статьями 247-252 УК Кыргызской Республики предусматриваются уже более конкретные, общественно опасные и наказуемые общественные отношения в сфере незаконного оборота НС на территории КР, а также уголовная ответственность за их нарушение.

Наркомания и преступность – явления тесно взаимосвязанные, существующие неразрывно между собой, нередко распространяющиеся только потому, что они «подпитывают» друг друга.

Все преступления, так или иначе порожденные, обусловленные или соприкасающиеся с наркоманией, условно можно подразделить на несколько групп. Круг преступлений, связанных с наркотиками, в каждой группе достаточно широк.

       В первую группу объединим преступления, совершаемые потребителями наркотиков. Сюда прежде всего относятся запрещенные законом действия по приобретению, изготовлению, перевозке и другие операции с наркотиками, совершаемые лицами, пробившимися к потреблению ядовитого дурмана и добывающими эти препараты в личных целях для последующего использования. В действующем УК КР установлена ответственность практически за все незаконные операции с наркотиками. Уголовно наказуемы приобретение, хранение, изготовление, пересылка, перевозка, сбыт, хищение либо вымогательство наркотиков, склонение к потреблению НС, организация либо содержание притонов для потребления НС, выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение НС.

При этом рано или поздно наркоманы-потребители вынуждены идти на контакт со сбытчиками, представителями преступных группировок, попадая к ним в материальную и психологическую зависимость. Очень часто, не имея необходимых денег на приобретение очередной порции наркотика для себя, они берут в долг, а потом «отрабатывают», в том числе оказывая услуги сбытчикам по распространению НС. Тем самым лица, попавшие в наркотическую зависимость, незаметно для себя преодолевают хрупкую грань от уголовно не наказуемого деяния (потребление) к тяжкому преступлению (распространение).

Ко второй группе преступлений, связанных с наркотиками, относятся корыстные и корыстно-насильственные общественно опасные деяния, на которые решаются наркоманы с единственной целью получения денег для приобретения НС. Особенность течения болезни наркомании состоит в том, что втянувшийся, а затем превратившийся в хронического больного наркоман не может все время обходиться одним и тем же количеством потребляемых НС. Постепенно, но неизбежно его суточная дозировка увеличивается многократно. Параллельно, подобно сообщающимся сосудам, из личности как бы «вытекает» последняя способность своим трудом зарабатывать деньги, желание остановиться, обратиться за помощью. Наркоман все больше деградирует, превращаясь в раба наркотика, ради которого он готов на все. Преступление в такой ситуации – это для него достаточно быстрый и единственно приемлемый путь получения денег.

В третью группу  входят агрессивные преступления, которые совершают наркоманы, находясь в состоянии наркотического опьянения. В таком состоянии наркоман представляет реальную опасность и угрозу причинения физического вреда и себе, и окружающим его людям. Находясь под воздействием наркотиков, он, как правило, не может адекватно и объективно оценивать ситуацию, в которой оказался. Его больное воображение воспринимает реальность искаженно. Все предопределяет общественно опасное поведение наркомана, совершение им агрессивных и насильственных преступлений против жизни и здоровья людей. В таком состоянии наркомана трудно остановить, ему абсолютно все равно, находится ли перед ним женщина, или ребенок, или престарелый человек.

Когда все сдерживающие запреты и барьеры под влиянием наркотика разрушены, наркоману становится чуждым чувство раскаяния за содеянное, он не испытывает угрызений совести или страха перед наказанием за свое общественно опасное поведение. Преступления против личности, совершаемые наркоманами, находящимися в наркотическом опьянении, часто отличаются особой жестокостью и цинизмом, сопровождаются длительным и безжалостным издевательством над потерпевшим.

Агрессия стала, чуть ли не отличительной чертой современного общества. В последние годы повсеместно отмечается значительный рост насильственных преступлений, совершаемых не только на почве пьянства, но и наркомании. Криминологи отмечают, что особое беспокойство вызывают сложившиеся изменения в структуре совершаемых преступлений: растет количество умышленных убийств (на 200%), умышленных тяжких телесных повреждений (на250%), изнасилований (на 150%). При этом характерно, что совершение преступлений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения возросло на 180%.1

В четвертую группу  преступлений, связанных с наркотиками, входят те, которые совершаются против подрастающего поколения. Невозможно в полной мере оценить опасность и размер вреда, наносимый наркоманией здоровью детей, подростков и молодых людей, а в конечном итоге – будущему генофонду общества.

В эту группу преступлений входят общественно опасные деяния, которые связаны с распространением наркомании вширь, втягиванием в это занятие все новых жертв из числа молодежи. Попав в хроническую зависимость к наркотикам, не в силах самостоятельно справиться с тяжелым недугом, при этом потеряв работу, а с ней и зарплату, данная категория лиц вынуждена рано или поздно решать вопрос об источнике получения денег на НС. Они не могут оставаться в одиночестве. Им нужно окружение. Нередко ради денег они идут на совершение корыстных преступлений, но самый простой способ решения своей проблемы – втянуть в занятие наркоманией новых людей, на средства которых можно какое-то время продолжать приобретать необходимые порции НС. Проще всего это сделать путем вовлечения в занятие наркоманией несовершеннолетних и молодых людей.

Хронические наркоманы, как правило, прибегают к различным ухищрениям, уловкам, обману, чтобы получить очередную дозу наркотического дурмана, боясь своих взрослых покровителей-наркоманов, начинают воровать и приносить из дома деньги и ценности, а затем совершать и другие правонарушения.

Очень близко к этим преступлениям примыкает пятая группа. В нее входят преступления, связанные с распространением наркотиков в их самой общественно опасной форме. Это – организованная преступность в области наркобизнеса. Распространители, сбытчики наркотического зелья данного уровня сами, как правило, не потребляют наркотики. Они объединены в организованные группировки, имеющие разветвленные связи в различных регионах страны, в ближнем и дальнем зарубежье. Их влияние подчас распространяется на финансовые, экономические, а порой и политические процессы, происходящие в стране. На их счету не только преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, но и заказные убийства, физические расправы и устрашение конкурентов, подкуп, рэкет, взяточничество и другие общественно опасные деяния.

Организованная преступность делает на наркотиках свое многомиллионное состояние, с помощью которого она не только вмешивается в финансовые  операции на уровне отдельных регионов или страны в целом, но и 

стремится оказывать влияние на власть в принятии тех или иных выгодных для

 них решений.1

 В шестую группу входят те преступления, которые совершаются из-за наркотиков в местах лишения свободы. Здесь наркомания является как бы следствием преступности, хотя после некоторого промежутка времени она вновь превращается в ее причину. Так, лица, отбывающие уголовные наказания, нередко именно в зоне впервые пробуют наркотические вещества, постепенно добровольно или принудительно втягиваются в систематическое их потребление. Оказавшись на свободе, они не только, продолжают оставаться в плену наркотической зависимости, но и становятся активными членами организованных преступных сообществ и группировок, специализирующихся на распространении наркотиков, занимающихся наркобизнесом.2

Законодательное обеспечение

Средством проведения госполитики в области контроля наркотиков является законодательство, закрепляющее порядок их законного оборота, устанавливающее ответственность за правонарушения, связанные с их незаконным оборотом, регламентирующее полномочия госорганов по эти вопросам, а также лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию наркоманов.

В этих целях необходимо:

- разработать действенные механизмы реализации Закона Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» в соответствии с Уголовным кодексом КР;

- в разрабатываемых комментариях к УК предусмотреть четкую дифференциацию ответственности лиц, виновных в преступлениях, связанных с незаконным оборотом НС;

- внести коррективы в количественные и качественные критерии определения размеров наркотиков, незаконное обращение с которыми влечет применение различных мер ответственности.

Организационное обеспечение

Государственная политика по контролю над наркотиками призвана обеспечить комплекс скоординированных мер, направленных на предупреждение развития наркотизма в Кыргызстане, пресечение незаконного предложения наркотиков и уменьшение спроса на них.

Предполагается осуществить ее в Кыргызской Республике по следующим основным направлениям:

- координации деятельности, взаимодействию и контролю за деятельностью органов государственного управления, министерств, ведомств, общественных формирований по выполнению Государственной программы по борьбе с наркотизмом на 1998-2000 гг., а также других, в том числе межгосударственных и международных субрегиональных программ в этой сфере;

- анализу данных, сведений и другой информации о состоянии наркоситуации, их обобщении и представлении в Администрацию Президента КР, Аппарат Премьер-министра КР, а также в соответствии с международными обязательствами – в международные структуры, институты и организации;

- распределению целевых бюджетных средств, выделяемых на организацию борьбы с наркотизмом, а также субсидий, внешних грандов и т.д.

Реализация данных приоритетных мер государственной политики в области контроля над наркотиками и их незаконного оборота будет способствовать защите всего общества от негативных социальных явлений, которые могут причинить злоупотребление наркотиками и их неконтролируемый оборот.1

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С обретением суверенитета и расширением международных связей Кыргызстан начал испытывать влияние ряда негативных факторов. Одним из них является растущая наркотизация и тесно связанная с этим явлением криминализация общества.

Происходит ухудшение наркологической ситуации. Географическое положение, природные условия, социально экономическая и политическая ситуация ставят Кыргызстан в положение мощного региона наркотизма

Наркотизм – чрезвычайно сложное и общественно опасное явление в современном мире. Причиняемый им вред огромен и практически не поддается исчислению. Это и деградация личности наркоманов, и импульс к совершению разнообразных преступлений, и снижение материально-технического и интеллектуального потенциала общества, и ухудшение его генофонда, и искажение вследствие «отмывания наркоденег» законного распределения материальных благ, и проникновение преступников в государственные властные структуры, и влияние на формирование политики государств в преступных интересах и многое другое.

Наркотизм, к сожалению, с каждым днем все глубже и глубже проникает в жизнь общества. Изыскиваемые методы преодоления, разрабатываемые законодательные и иные направленные против него меры, противодействующие ему достижения науки отстают от его распространения и изобретаемых преступниками способов извлечения в результате наркобизнеса максимальной прибыли, обхода законодательства, коррупции, проникновения во властные структуры.

Особую тревогу вызывает появление в незаконном обороте наиболее опасных по своим последствиям для здоровья населения синтезированных НС из растительного сырья, изготовляемых в подпольных лабораториях с использованием химических реагентов, таких как героин, эфедрон и других.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация привела к чрезвычайным острым социальным конфликтам, неуверенности в завтрашнем дне. В обществе определились особо уязвимые группы населения, которые не в состоянии противостоять новым более суровым требованиям времени. Неумение противостоять окружающим нас острым социальным проблемам приводит к употреблению наркотиков, что является временным способом ухода от решения жизненных проблем, достижения хотя бы иллюзорного благополучия.

Из года в год возрастает число лиц, употребляющих наркотики как постоянно, так и эпизодически. Такой интенсивный рост заболеваемости наркоманией свидетельствует о чрезвычайности, напряженности наркологической ситуации в регионе и в последнее время приобретает масштабы национального бедствия.

 

Все это свидетельствует об усилении спроса на наркотики, росте заболеваемости наркоманией и конечно же о прогрессирующем росте незаконного оборота НС.

Проблема незаконного оборота НС как ярко выраженный медицинский аспект, но корни ее носят социальный характер и последствия его очень плачевны и многогранны.

Что же касается взаимосвязи наркомании и преступности, то можно с полной уверенностью согласиться с утверждением, что «наркомания – одно из общепризнанных явлений сопутствующих преступности»1

Взаимосвязь преступности и наркомании выражается:

 - в противоправных действиях, связанных с производством, распространением наркотиков и т.д.;

 - в совершении наркоманами противоправных действий с целью завладения наркотиками или средствами для приобретения;

- в преступлениях совершаемых под непосредственным воздействием наркотиков на психическое состояние их потребителей.

В конце работы, подводя итоги, немного об особенностях наркоситуации последних лет, а именно 1998 начала 1999 годов.2

Наркоситуация указанного периода претерпела существенные изменения. Этому способствовали процессы, происходящие как в республике, так и в ближайшем ее окружении.

Анализом оперативной обстановки установлено, что она определяется следующими основными факторами:

- реструктуризацией рынка наркотиков в направлении развития спроса на полусинтетические депрессанты и стимуляторы (героин, эфедрон);

- смещением контрабандных путей поступления наркотиков в южных регионах республики;

- продолжающимся ростом объемов незаконных операций с наркотиками на территории Иссык-Кульской области, где произрастает дикорастущая конопля;

- Чуйская область и город Бишкек превращаются в крупные транзитные и распределительные узлы, через которые проходят значительные количества наркотиков, направляемых в страны СНГ.

На фоне общего снижения преступности в истекшем году (в 1998 г.) по республике раскрыто 3277 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 174 больше, чем за 1997 год (+174 факта, + 5,6%).

Их удельный вес от линии уголовного розыска возрос с 8,6% до 9,9%, то есть практически каждое 10-е умышленное преступление приходится одно преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков.

Во всех без исключения регионах республики наркопреступлений выявлено больше.

Наркотических средств всех видов органами внутренних дел за 1998 год изъято 1 тонна 765 килограмм 97 грамм (в 1997 году: 1 тонна 336 килограмм 387 грамм), в том числе героина 24 килограмма 732 грамма ( 1997 год – 1 килограмм 785 грамм).

Таким образом, наркотических средств всех видов изъято больше на 428 килограмм 710 грамм.

В связи с реструктуризацией наркорынка героина изъято на 22 килограмма 947 грамм больше.

В истекшем 1998 году за наркопреступления задержано 2993 лица (1997 год 2707 (+286) лиц).

В том числе жителей республики 2895 (96,7%); иностранцев 80 ( 2,7%), среди которых граждан Канады 1, Ирака 1, Таджикистана 16, Узбекистана 27, России 14, Казахстана 19, Туркменистана 1, Азербайджана 1.

 

Широкая распространенность наркотизма, отражаясь на здоровье населения, на экономике страны, приводит к значительным потерям в производительных силах. Рост операций, связанных с незаконным оборотом НС непосредственно способствует увеличению преступности, что существенно подрывает существующий правопорядок.

Именно поэтому наши правоохранительные органы должны стараться более эффективно и оперативно работать в этом направлении: разрабатывать новые методы борьбы и использовать их вкупе с уже имеющимися на практике; подготавливать способных, умных, могущих сориентироваться в любой ситуации сотрудников и конечно же активно взаимодействовать с правоохранительными и силовыми ведомствами других стран для успешного решения таких проблем.

Но также нельзя забывать и о своевременном и постоянном информировании различных слоев населения республики, чтобы общество также задумывалось об общественной опасности наркомании и всеми возможными методами предостерегалось от нее.

Для эффективной борьбы с наркотизмом необходимы огромные материальные ресурсы, которыми подавляющее большинство государств не располагает. Наибольшие средства для этого выделяются в США, где оборот наркотиков, наркобизнес считается сердцевиной, ядром организованной преступности. В этой стране значительная часть органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, специализируется на подавлении наркобизнеса. Создать и содержать такую же разветвленную и многочисленную службу, состоящую из хорошо оплачиваемых высококвалифицированных сотрудников, ведущих борьбу с наркобизнесом, могут лишь единичные государства.

Другие вынуждены обеспечивать борьбу с незаконным оборотом наркотиков «не числом, а уменьем», то есть путем изыскания, отбора, разработки и использования максимально рациональных, экономных и в то же время эффективных методов воздействия лишь на наиболее уязвимые места наркотической преступности. Поэтому крайне важно постоянно совершенствовать научную основу преодоления незаконного оборота наркотических средств, где новые методы действовали бы максимально эффективно при минимальных материальных затратах государств. Хотя, может быть, это также трудно, как найти средство против рака.

 Многолетний отечественный и зарубежный опыт показывает, что успешное противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими возможно – при планомерном системном подходе.

Ежегодно увеличивающиеся затраты на противодействие незаконного оборота наркотических средств без ощутимой компенсации потребовали разработки и внедрения новых подходов. Это – практика лишения организованных преступников, занятых в сфере незаконного оборота наркотиков, доходов, полученных от торговли наркотиками; ликвидация каналов и источников незаконного оборота наркотиков; умелая дезорганизация деятельности преступных сообществ; продуманные и строго контролируемые материально-технические затраты на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств.

Представляется, что в Кыргызстане систему государственной силовой политики следовало бы строить на базе принципов конкуренции, контрактивности и разумной достаточности.

1.Принцин конкуренции между финансовым потенциалом государства и незаконно нажитыми организованной преступностью капиталами от торговли наркотиками.

 По выводам экспертов ООН и МОУП/ИНТЕРПОЛ преступные транснациональные наркосообщества ежегодно отмывают криминальные доходы в суммах от 300 до 500 млрд. долларов США. Эти деньги изымаются организованными преступниками у населения разных стран мира в обмен на наркотики, что наносит колоссальный финансовый ущерб легальной экономике. Наркоденьги разрушают жизнь любого общества. Тем самым между государством и организованной наркопреступностью нарастают социальные противоречия. Разрешить их в пользу общества и государства возможно при реализации принцип конкуренции, где, выражаясь упрощенно, побеждает сильнейший. То есть тот, кому удастся опередить соперника в подрыве его финансовой мощи.

Реализация принципа конкуренции потребует от государства помимо всего прочего, во-первых, внедрения в юридический оборот понятия наркобизнес ( индустрия наркобизнеса), во-вторых, экономического признания правоохранительных органов структурами, занятыми производительным трудом в сфере материального производства, в-третьих, обеспечения достоверной статистической отчетности об экономических успехах в борьбе с наркобизнесом.

В специальной литературе употребление понятия наркобизнес становится обычным. В содержание индустрии наркобизнеса в отличие от незаконного оборота наркотиков международные эксперты включили в основном экономические характеристики: крупный источник доходов большинства преступных организаций; транснациональный характер незаконной деятельности; отмывание денег; прямая связь с другими видами незаконной торговли, особенно оружием; использование вырученных денежных средств для подкупа чиновников.

В Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., которая ратифицирована и Кыргызстаном оговаривается возможность распоряжения конфискованными доходами или собственностью в соотвествии со своим национальным законодательством и административными процедурами, передачи таких доходов или собственности структурам, причастным к антинаркотической деятельности. Это важное положение Конвенции в законодательную практику Кыргызстана так и не внедрено. Проволочка с законодательной поддержкой принципа конкуренции оборачивается тем, что финансовое противостояние в Кыргызстане между социумом и наркобизнесом – не в пользу государственного бюджета. Эксперты оценивают доходную часть кыргызского наркобизнеса в миллионы долларов США. Усредненные материальные затраты, которые ведомственный бюджет МВД КР отпускает для оперативно-розыскного изобличения членов наркобизнеса тоже составляют немалые суммы. Крупные долговременные оперативные мероприятия измеряются сотнями тысяч долларов США. Кроме этого есть еще и расходы на предварительное следствие, содержание подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного и т.д.

Все это вполне можно назвать инвестиционной деятельностью государства в пользу индустрии наркобизнеса. Выявленная нелепость во многом объясняется либеральной антинаркотической политикой, похоже, не заинтересованной в лишении наркобизнеса финансовой мощи. Срочно требуется нормативное закрепление практики перечисления конфискованного у наркопреступников на расчетные счета тех правоохранительных органов и спецслужб, которые принимали участие в пресечении наркобизнеса. И Конвенция ООН 1988 г. настоятельно рекомендует включение в национальное законодательство поощрительных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Принцип контрактивности наркобизнесу.

Сущность этого принципа – адекватные и даже более жесткие меры противодействия индустрии наркобизнеса со стороны правоохранительных органов и спецслужб. И положения Конвенции ООН 1988 г. и статьи УК КР допускают принятие самых решительных мер по отношению к дельцам транснационального наркобизнеса.

Принцип разумной достаточности.

Говоря об этом принципе, имеется в виду необходимость контроля над целесообразностью проведения дорогостоящих правоохранительных мероприятий. Безусловно, нужно заметно сокращать сроки предварительного следствия по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, малозначительного характера, сводить их, в конечном счете, к протокольной форме расследования наркопреступлений. Это освободит значительные людские и материальные ресурсы, позволив перебросить их на предупреждение и пресечение разрушительной деятельности центров индустрии наркобизнеса.

Представляется, что неплохо было бы создать специальный аппарат профессионалов, специализирующийся на протокольной форме расследования наркопреступлений. Стоит подумать также и о создании подразделения финансовой разведки, специализирующейся на выяснении материального благосостояния обоснованно подозреваемых лиц.

 

Возможно, реализация этих принципов придаст действенные стимулы оперативно-служебной деятельности, увеличит бюджетные поступления, повысит заинтересованность оперативных работников, следователей, судей, всех участников борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Список использованной литературы.

Нормативная литература:

1.Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года;

2.Конвенция о психотропных веществах 1971 года;

3.Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;

4.Закон КР «О наркотических средствах, психотропных веществ и прекурсорах» от 22мая 1998 г.

5. Закон КР « Об опреативно-розыскной деятельности» от 16 октября 1998 г.

6. Положение о Государственной комисии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков утвержденное постановлением Правительства КР от 9 июля 1998 г. № 456.

7. Концепция развития государственной политики Кыргызской Республики в облатси контроля наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000 гг.

       8.Положение о порядке изъятия, хранения и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденное постановлением Правительства КР от 25 сентября 1997 г. № 555.

       9.Постановление Правительства КР « О мерах по усилению борьбы с наркотизмом» от 10 декабря 1997г.

       10. Постановление Правительства КР «О создании специализированных бригад по уничтожению дикорастущей конопли по КР»……….

11.Нормативные акты Киргизской ССР по борьбе с наркоманией. – Фрунзе, 1987г.

       12. Сборник нормативных документов и материалов Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков: Бюллетень №1.- Бишкек, 1996 г.

       13.Соглашение «О сотрудничестве между министерствами внутренних дел независимых государств в борьбе с незаконным оботоротом наркотических средств и психотропных веществ», Киев, 21 октября 1992 г.

       14. Информационный бюллетень УБН МВД Кыргызской Республики – Бишкек, 1999 г.

       15. Информационный бюллетень Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской       Республики по контролю наркотиков. – Бишкек, 1998-99гг.

       16.Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 18 сентября 1997 г.

       17. Международная программа ООН по контролю над наркотиками: Справочный документ службы юридической помощи., том 2. – Вена, 1992 г.

       18.Доклад председателя Государственной комисии при Правительстве Кыргызской Республики по котролю наркотиков генерал-майора Мамеева А.М. «О состоянии борьбы с наркотизмом в Кыргызской Республике» на Совете безопасности Кыргызской Республики 13 сентября 1996 г.

       19. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1996 год. – Нью-Йорк, 1997 г.

       20. Постановленние от 10 июня 1993 года N 254 Бишкек, дом Правительства (В редакции Постановления Правительства КР от 13 июня 1996 года N 266, 29 ноябpя 1996 года N 557): Вопросы Государственной комисии КР по контролю наркотиков.

 

       21. Государственная Программа по укреплению общественного порядка и усилению борьбы с преступностью в Кыргызской Республики на 1997-2000 годы.

 

 

Специальная литература

 

1. Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. – Л.,1974 г.

2. Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. – М., 1997 г.

3. Гаухман Л.Д. Объект преступления: Лекция. – М., 1992 г.

4. Гаухман Л.Д. Субъективная сторона преступления ( Сравнительно-правовой аспект): Лекция. – М.,1992 г.

5. Драган, Калачев. Наркомания и наркобизнес: выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.- М., 1998 г.

6. Белкин Р.Ф. Курс криминалистики. В 3 т. – М., 1997 г.

7. Мирошниченко Н.А., Музыка А.А. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. – Одесса ,1988 г.

8. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. – М., 1998 г.

9. Михлин В.М., Дюбин Е.А. Осторожно: белая смерть. – Кишинев, 1989 г.

10. Возгрин И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений . – Минск , 1983 г.

11. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. – М.,1990 г.

12. Гуськов В. Наркомания. - Воронеж, 1988 г.

13. Икрамова М.Г. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. – Ташкент, 1982 г.

14. Кадыров М.М., Омигов В.И. Наркомания: панацея или социальное зло? – Ташкент, 1990 г.

15. Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы. – Фрунзе, 1989 г.

16. Кожевников И.Н. Расследование преступлений: руководство для следователей. – М., 1997 г.

17. Зеличенко А. Наркоэкспансия. – Бишкек, 1997 г.

18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.,1996 г.

19. Наумов А.В. Уголовное право: общая часть. – Кишинев, 1989 г.

20. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 1987 г.

21. Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении борьбы с наркотизмом.

22. Романова Л.И. Наркомания и преступность./ Укрепление правопорядка и борьба с преступностью,1998 г.

23. Рексед Б., Эдмондсон К., Хан И., Р. Дж. Самсом. Руководство по контролю над наркотическими средствами и психотропными веществами. – Женева, 1987 г.

24.  Шаталов А. « Сущность и содержание криминалистическиой характеристики преступлений» - /Следователь №1 – 1999г., М./

25. Национальный отчет КР по человеческому развитию за 1996 год, Бишкек, 1996 г.

26. Побегайло Э.Ф. «Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею» - М., Академия МВД СССР, 1990 г.

27. Мацкевич И.М. «Корыстно-насильственная преступность в вооруженных силах» /Государство и право. 1997 г., №4 /

28. Долгова А.И., Дьяков С.В. «Организованная преступность» – М., 1993г.

29. Уголовное право. Под ред. Журавлева М.П.,Рарога А.И. – М., 1996г.

30. Уголовное право России .Т.1 .Общая часть. Под ред. Игнатова А.И., Красикова Ю.А. – М., 1998г.

31. Криминалистика. Под ред. Образцова В.А. – М., 1997 г.

32. Соловьев А.В. «Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств» /Следователь, №5 , 1998 г./

33. Советский энциклопедический словарь. – 1987 г.

34. Судебная психиатрия. – М., 1967 г.

35. Анисимов Л.Н. «Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи» – М., 1988 г.

 

 

…………….

 

           

 

 


[1] См.: Михлин В.М., Дюбин Е.А. Осторожно: белая смерть.-Кишинев, 1989.С.23

 

1См.: Национальный отчет КР по человеческому развитию за 1996 год, Бишкек,1996 год, С.52

1См.: Зеличенко А. «Опиумная война: мы в центре» / «Слово Кыргызстана», 24,25 октября, 1997 год /

2См.: Национальный отчет КР по человеческому развитию за 1996 год, Бишкек, 1996 год, С.33

3См.: Информационный бюллетень ГККН КР - Б., 1999. С.14

1См.: Там же. С.14.

1  См.: Романова Л.И. «Наркомания и преступность» - /Укрепление правопорядка и борьба с преступностью.-М., 1998, с.179/

 

1См.: Информационный бюллетень УБН МВД КР - №1/1, январь, 1999.

 

1  Информационный бюллетень УБН МВД КР - №1/1, январь, 1999.

 

1См.: Романова Л.И. «Наркомания и преступность» /Укрепление правопорядка и борьба с преступностью. М.,1998, с.178/

1 Организационные и тактические вопросы профилактики наркотизма (методические рекомендации). – М.: ГУУР МВД СССР, 1988.

1См.: Наркотизм: тенденции и меры преодоления. Гасанов Э.Г., М., 1997.С.23.

2См.: Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. – М.: Академия МВД СССР, 1990 год. С.14.

 

1 Мацкевич И.М. Корыстно-насильственная преступность в вооруженных силах (Криминологический аспект)// Государство и право. 1997 год. №4.С.57.

 

1См.: Организованная преступность - / Под ред. А.И. Долговой, С.В.Дьякова.М.,1993 год. С. 79; Лунев В.В. Организованная преступность в России: Осознание, истоки, тенденции // Государство и право. 1996 год. №4. С.105-107.                                                                     

 

2См.: Романова Л.И. «Наркомания и преступность» /Укрепление правопорядка и борьба с преступностью. М.,1998, с.178/

 

1См.: Уголовное право. Под ред. Журавлева М.П., Рарога А.И.- М.,1996, С.36.

 

1См.: Уголовное право России. Т.1. Общая часть. Под ред. Игнатова А.И., Красикова Ю.А. - М.1998., С. 105.

 

2См.: Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. – М.,1997.С.125.

 

1См.: Закон КР « О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 22 мая 1998 г.

 

1См.: Популярная медицинская энциклопедия.- М.,1987.С.388.

 

1См.: Приложение

 

2См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 27 апреля 1993г.

1См.: Уголовное право России. Под ред. Игнатова А.Н., Красикова Ю.А. –М.,1998, С. 131.

 

2См.: Определения деяний, составляющих объективную сторону данных преступлений даны в следующем разделе.

 

1См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики - М., 1996. С.64.

1См.: Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы. – Фрунзе. 1989. С. 111

2См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 27 апреля 1993.

 

1 См.: Сборник нормативных документов и материалов: ГККН: бюллетень №1 – Б.,1996.

 

2 См.: Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. – М.,1996. С.90.

 

1 См.: Уголовное право России. Под ред. А.Н.Игнатова, Ю.А.Красикова.- М.1998.С.164.

 

1 См.: Гаухман Л.Д. Субъективная сторона преступления (сравнительно-правовой аспект): Лекция.- М.,1992.С.5.

1См.: Криминалистика. Под ред. Образцова В.А. – М., 1997, С.492.

 

1См.: Соловьев А.В. «Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств» / Следователь, №5, 1998, С.40.

 

1См.: БСЭ. 3-е изд. Т.18.С.252.

 

1См.: Судебная психиатрия. - М., 1967.С.304.

2См.: Закон КР «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 22 мая 1998г. Ст.1.

3См.:Приложение

1См.: Закон КР «Об ОРД»

 

1См.: Сборник нормативных материалов и документов ГККН: Бюллетень №1 – Б.,1996.С. 5-6.

 

1См.: Сборник нормативных материалов и документов ГККН: бюллетень №1 – Б., 1996. С. 7- 8

[2] См.: Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении борьбы с наркотизмом

[3] См.: Сборник нормативных документов и материалов ГККН. – 1999.С.7

1 См.: Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы. Фрунзе.1989.С.190.

1См.: Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы. -Б.,1989. С.200.

 

2См.:Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.- М.,1988.

1 1См.: Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы. -Б.,1989. С.202.

 

2См.: Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении борьбы с наркотизмом

 

1См.: Сборник нормативных актов и материалов ГККН. – 1999.С.9.

1См.: Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении борьбы с наркотизмом

2См.: Положение о Государственной комиссии КР по контролю наркотиков от 9 июля 1998 года № 456.

1См.: «Концепция развития государственной политики КР в области контроля наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000 годы»

 

 

1См.: Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. Л., 1974. С.6.

 

2См.: Информационный бюллетень УБН МВД КР / №1/1, январь, 1999.

 


Приложения

Список литературы

 

 

                                                                                                                               

Введение

 

  Кыргызская Республика - молодое независимое государство, которое стремится к построению истинно демократического общества. В тоже время, получение суверенитета поставило перед нашей страной ряд крайне важных проблем экономического и политического характера, которые негативно отразились на социальной жизни республики.

  Неизбежное в переходный к рыночной экономике период резкое ухудшение экономической ситуации привело к закрытию многих промышленных предприятий, распаду колхозов и совхозов, а также к значительному сокращению бюджетных ассигнований на социальные программы.

  Как следствие, в республике появились ранее неизвестные социально- стрессовые явления - безработица, неуверенность в завтрашнем дне, резко выраженная социальная напряженность, массовая миграция населения из села в город, обострение межнациональных противоречий, расслоение общества на богатых и бедных и т. п.

     Трансформируясь, столь сложная социальная обстановка нашла свое отражение в появлении саморазрушающих форм человеческого поведения, таких как стремительный рост наркотизации граждан республики и резкое увеличение потребления социальных наркотиков (алкоголь, табак), которые уже угрожают принять характер национальной катастрофы; выраженная криминализация общества; рост числа суицидов; расцвет проституции; изменение нравственно-этических критериев жителей республики.

Перечисленные факторы значительно ослабляют, а порой и затрудняют проведение демократических реформ в государстве.

Что же такое наркомания?

«Наркомания – это употребление растительных веществ, минералов, синтетических препаратов с немедицинской целью, а для произвольного изменения своего психического состояния, которое характеризуется злоупотреблением, что в свою очередь приводит к тяжелой зависимости»[1]

Наркомания, как социальное явление, вызывает значительные расходы для общества в результате издержек, которые приходится нести в сфере здравоохранения, социального обеспечения, транспорта и обеспечения охраны общественного порядка.

Заболеваемость наркоманией к 1997 году выросла более, чем в 5 раз ( по официальным данным) в сравнении с 1992 годом. На 1997 год по республике состояло на учете 2866 больных. Кроме того на профилактическом учете по поводу эпизодического употребления наркотиков состоит 2017 человек.

Наиболее высокая заболеваемость отмечается в крупных городах, таких как Бишкек ( 72.9 на 100 тыс. населения), Токмак (62.7), ОШ (52.5), а также в регионах Чуйской области.

Но показатели официального учета – это только «вершина айсберга».

Наряду с ростом наркологической заболеваемости изменилась и структура наркомании. Если в 80-е годы доля гашишной наркомании составляла 60-80%, а опийной 8-10%, то в настоящее время доля опийной наркомании возросла до 60%, а гашишной снизилась до 30%.

Подавляющее большинство больных (95,6%) –это люди трудоспособного, репродуктивного возраста (от 18 до 45 лет). Однако уже сегодня можно сказать, что наряду с ростом наркомании идет полным ходом наркотизация подростков. Так, исследователи 70-80 годов показали, что первые пробы наркотиков были в 16-18 летнем возрасте, а регулярные приемы наркотиков приходились на возраст 20-22 года, то в настоящее время эпизоды потребления приходятся на возраст 13-14 лет, а переход к постоянному потреблению наркотиков на возраст 15-16 лет, но имеются также случаи заболевания наркоманией у детей 10-12 лет.

       Дополнительным показателем неблагополучия в наркологической ситуации является увеличение числа лиц прошедших судебно-наркологическую экспертизу с 1878 – в 1995 году, до 2136 – в 1996 году.

Все это свидетельствует об увеличивающемся росте заболеваемости наркоманией людей из различных социальных групп, которые подвергаются риску попадания в физическую и психическую зависимость от наркотиков и, что особенно опасно – подавляющее большинство из них подростки и молодежь, что представляет собой серьезную угрозу генофонду республики и вызывает невосполнимые потери человеческих ресурсов.

Только по официальным статистическим данным в 1998 году от передозировки и отравления наркотиками по республике скончалось 14 человек в трудоспособном возрасте, однако, фактический уровень смертности наркоманов гораздо выше статистического.

Кыргызстан по своему географическому положению, наличию

Транспортных путей сообщения находится в центре регионов выращивания

 и потребления наркотических средств.

 До недавнего времени проблемам, связанным с наркотиками от потребления до производства и торговли, не придавался характер острой социальной проблемы. После обретения независимости под воздействием различных внешних и внутренних факторов, которые зачастую, к сожалению, не принимались во внимание, проблемы, связанные с незаконным торговлей наркотиками, получили дальнейшее развитие.

Сегодня наркорынок является самым подвижным и многоликим сектором криминального рынка, моментально реагирующим на деструктивные и аномальные потребности людей. Приходится констатировать, что в Кыргызстане, к сожалению, на сегодня существуют все условия для его расширенного производства. Только по официальной статистике, в 1995 г. рост1 составил 3,1%, а в 1996 г. – 11%, причем эта прогрессирующая тенденция, характерная для всех регионов Кыргызстана, с каждым годом растет все с большей скоростью не только в Кыргызстане, но и во всем мире.

К факторам, способствующим этим процессам, можно отнести:

 -собственные сырьевые источники дикорастущей конопли;

-слабо укрепленные границы, когда в соседнем Таджикистане не прекращаются внутренние конфликты, а в Афганистане производство опия, по оценкам ООН, достигает 3 тысяч тонн в год;1

-широкое распространение бедности. По данным Всемирного банка, в Кыргызстане 75% населения находится за чертой бедности, а 30% из них – в крайней бедности;2

-слабая законодательная урегулированность в вопросах организации государственной службы, что привело к широкому распространению коррупции в органах власти;

- отсутствие государственных действий по рационализации жизненных ориентаций молодежи.

Также одним из факторов, усугубляющим существующее положение является все увеличивающаяся контрабанда наркотиков из сопредельных стран дальнего и ближнего зарубежья, втягивание в наркобизнесс широких слоев населения.

Колоссальные прибыли, извлекаемые из незаконного оборота НС, с одной стороны, отсутствие жизненных идеалов и бесперспективность значительных групп населения в обществе, с другой, привлекают к нелегальному производству и спекуляции наркотиками тысячи и тысячи преступных элементов. По данным международных экспертов ООН и Интерпола, 1 доллар, вложенный в наркобизнес, приносит 12.240 долларов прибыли.  Именно высокая прибыльность и способствует быстрому развитию незаконного оборота наркотических средств.

Различные по своему положению в обществе, средствам, связям, возможностям они имеются на всех ступенях гигантского механизма, цель которого – производство денег, а средство – отравление миллионов людей. Среди многочисленных форм преступной деятельности, незаконный оборот НС является самым массовым и организованным видом.

К примеру, на сегодняшний момент можно привести следующие цены на

некоторые виды наркотиков на территории нашей республики:

- 1кг – героина в Ошской области стоит 5-7 тысяч долларов США, в Бишкеке – 10-12 тысяч долларов США;

- 1кг опиума в Оше – 500-800 долларов США, в Бишкеке – 800-1000 долларов США;

- 1 кг гашиша – 500 долларов США;

- 1 кг марихуаны – 100-300 долларов США.3

Масштабы незаконного оборота НС невозможно установить достаточно четко. Определенные сведения о них можно получить на основе данных о произведенных изъятиях наркотиков. К примеру, на территории Кыргызстана было изъято наркотических средств:

-в 1993 году - 1773,4 кг;

-в 1994 году – 1131,8 кг;

- в 1995 году – 1254,8 кг;

-в 1996 году – 1472,6 кг;

-в 1997 году – 1336,8 кг;

-в 1998 году – 1774,4 кг;

-в 1 квартале 1999 года – 334,9 кг.1

Из приведенной статистики можно увидеть, что количество незаконных операций с НС с каждым годом увеличиваются, несмотря на тенденцию уменьшения общего количества преступлений.

Основная масса изъятых НС приходит в КР транзитными путями из Афганистана и Таджикистана. Существует хорошо отлаженный криминальными структурами наркотрафик через нашу республику с «доставкой на дом» наркотиков в страны Центральной и Восточной Азии. Часть этих НС оседает в Кыргызстане.

Все вышеуказанное актуализирует тему предлагаемой дипломной работы.

Актуализация и рост общественной значимости проблемы незаконной торговли наркотиками определили отношение общественности к данной проблематике, обусловили необходимость создания научно обоснованной стратегии борьбы на междисциплинарной основе, охватывающей различные стороны создания научного знания.

Вместе с тем следует отметить, что существующее состояние исследований в этой области является неудовлетворительным. Наиболее серьезной значимой работой последних 10 лет в этом вопросе является монография К.Ш.Курманова, изданная в 1989 году «Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы». Несмотря на значительный рост внимания к данной проблематике со стороны ученых, политиков, ряд важных аспектов данной проблематики остается неизученным.

Новизна выбранной темы состоит в том, что в связи с принятием в 1997 году Кыргызской Республикой нового Уголовного кодекса к проблеме незаконного оборота наркотических средств стали подходить по другому. Например, ранее действовавший УК КР 1961 года предусматривал составы преступлений, связанных с наркотическими средствами в главе под названием « Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» в двух, трех статьях, диспозиция которых охватывала узкий круг преступных деяний, связанных с наркоманией. Хищение же наркотических средств рассматривалось в другой главе наряду с хищениями любого другого вида имущества, в зависимости от формы его совершения. Спекуляция наркотическими средствами квалифицировалась по совокупности

А новый УК КР включил все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в одну главу 25, именуемую  « Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», по признаку общности объекта на который они посягают. Также можно указать и на тот факт, что некоторые виды наркопреступлений которые ранее считались уголовно-наказуемыми, по новому УК преступлениями не являются. Например, по УК 1961 года потребление наркотических средств без назначения врача считалось преступным деянием, а в новому УК такая норма отсутствует.

 Практическая значимость данной работы в том, что в ней обобщается законодательство КР по незаконному обороту наркотических средств, дается подробный анализ норм УК КР, предусматривающих ответственность за незаконные операции с наркотиками, рассматриваются методы расследования указанных преступлений правоохранительными органами,а также предлагаются нововведения в этой области, с учетом ряда особенностей нашей республики, рекомендуемые применять на практике.   

Только комплексное и системное изучение факторов, способствующих превращению наркобизнеса в наиболее доходный вид преступной деятельности в Кыргызстане, обретающего контуры высококонцентрированного и высокоцентрализованного бизнеса организованной преступности поможет разрешить данную проблему. Это связано с тем, что борьба с наркотизмом в первую очередь предполагает глубокие знания о самом явлении, затем адекватное отражение в законодательстве и, наконец, систему продуманных мер по ее локализации.

 Таким образом, указанная проблематика является многозначной и многоаспектной. Все это актуализирует главную цель предлагаемой работы, в которую входят как теоретическое развитие проблемы, связанной с незаконным оборотом наркотиков, так и внесение некоторых предложений, которые впоследствии могут быть использованы на практике.

 

 

 

1.1 Международно-правовые аспекты преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.                   

 

Наркомания, распостраняясь по миру, легко пересекает границы между государствами, для нее нет непреодолимых препятствий и барьеров, она отвоевывает все новые территории с огромной скоростью. Нет ни одной страны, где бы народ и правительство оставались равнодушными и безучастными к судьбам людей, попавших под влияние расползающегося наркотического дурмана, втягивающего в смертельную бездну новые жертвы. Для защиты от наркоманной беды все народы мира применяли разнообразные средства. Каждое государство в определенные исторические периоды своего развития принимало соответствующие законы, направленные на борьбу с наркоманией. Устанавливалась уголовная ответственность за преступления, связанные с наркотиками, включая самые суровые санкции (длительные сроки лишения свободы и даже смертную казнь). А с начала XX в., понимая чрезвычайную опасность данного негативного социального явления, врачи, интеллигенция, некоторые религиозные деятели стали высказывать мнение о необходимости объединения усилий перед нарастающей угрозой расползания по миру наркомании. В 1909-1912 гг. проводятся первые международные совещания и конференции, на которых обсуждаются вопросы контроля за производством опиума-сырца, ограничением его экспорта, возможным разрешением использования в медицинских целях и т.д. В подготовке и принятии первой в истории человечества Конвенции и наркотиках приняли участие 12 государств мира. В разработке и принятии последующих конвенций о борьбе против незаконного оборота НС, а затем психотропных веществ участвовали почти 150 государств.

Современный уровень борьбы с наркоманией уже не мыслим без международных соглашений о контроле за производством наркотиков в тех или иных государствах, без осуществления строгих мер надзора за рынком торговли наркотиками, без обязанности выполнения всех достигнутых межправительственных договоренностей и ответственности в случае их нарушения. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1991-2000 гг. десятилетием борьбы против злоупотреблений наркотиками.

Ученые всего мира постоянно разрабатывают новые, самые эффективные, отвечающие современному уровню науки способы оказания помощи больным наркоманией. Отрабатываются новейшие методики лечения, проверяется действие лекарственных препаратов, включая даже производство операций с целью избавления человека от наркотической зависимости. Обобщается опыт мировой практики предупреждения наркомании с помощью объединения накопленных знаний в области медицины, психиатрии, психологии, социологии, юриспруденции и т.д. Но несмотря на все усилия ученых и практиков, проблема наркомании продолжает оставаться одной из самых злободневных, общественно опасных, остро стоящих перед человечеством, трудно разрешимых в обозримом будущем.1

Международная система контроля над наркотиками основывается на принципе национального контроля в рамках юрисдикции отдельных государств и в соответствии с положениями международных договоров. Каждое государство-участник конкретного договора обязано принять соответствующее законодательство, осуществлять необходимые административные и правоохранительные меры и сотрудничать не только с другими государствами, но также с международными органами по контролю над наркотиками, созданными в соответствии с этими договорами. Всем другим государствам, не являющимся участниками соответствующего договора, предлагается принимать эти меры на временной основе до вступления его в силу для каждого из них.

Основными действующими международными договорами о контроле над наркотиками является Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая была принята в 1988 году.

Эти конвенции являются самыми последними среди множества многосторонних договоров. Они отражают усилия международного сообщества наций, направленные на развитие сотрудничества в борьбе против злоупотребления наркотиками, и включает также основную задачу всех предыдущих международных конвенций в этой области, а именно ограничить использование наркотиков чисто медицинскими и научными целями.

Цель этих конвенций, как было выше указано, заключается в обеспечении доступа к наркотическим средствам и психотропным веществам в медицинских и научных целях, ограничении их использования этими целями и борьбе с их незаконным оборотом, спросом и потреблением.

Они представляют собой общие принципы, которые должны служить основой для других двусторонних и многосторонних официальных договоренностей и соглашений, в которых определялись бы конкретные формы и условия для оказания помощи и проведения совместных действий в области контроля над наркотиками.

Главная цель Единой Конвенции 1961 года, вступившей в силу в 1964 году, заключалась в том, чтобы подтвердить, кодифицировать, упростить, обновить и дополнить ранее заключенные договоры. Она ограничивает производство, изготовление, торговлю, импорт, экспорт, распределение и использование НС исключительно медицинскими и научными целями и направлена на борьбу с наркоманией, в связи с чем, правительства обязаны предоставлять все возможные средства для лечения, ухода и социальной реабилитации наркоманов. В ней НС подразделяются на 4 категории в соответствии с рисками неконтролируемого использования и вероятности злоупотребления. Для каждой категории предусмотрены меры контроля различной строгости.

В Протоколе 1972 года о поправках к Единой Конвенции 1961 года более четко определены и расширены функции контроля и проверки Международного комитета по контролю над наркотиками, дополнительно усилены меры по контролю, предусмотренные в 1961 году, включено обязательство для сторон представлять доклады о деятельности по незаконному обороту наркотиков в рамках их границ (включая производство, изготовление, переработку, использование и оборот) и уделено больше внимания лечению, образованию, восстановлению, реабилитации и социальной интеграции наркоманов.

Конвенция 1971 года возлагает на государства-участники обязательства осуществлять национальный и международный контроль над психотропными веществами, которые являются предметом злоупотребления или могут стать предметом злоупотребления в будущем в ущерб общественному здоровью. К ним относятся депрессанты центральной нервной системы, стимуляторы и галлюциногены.

Конвенция 1988 года призвана содействовать развитию сотрудничества между государствами - участниками, с тем, чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота НС и психотропных веществ, имеющего международный характер.1

 

ОРГАНЫ ООН ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ.

 

Программа ООН по контролю над наркотиками (английская аббревиатура – «UNDCP» ( читается как «Ю-Эн-Ди-Си-Пи»); русская аббревиатура «ЮНДКП» ) является органом Секретариата, отвечающим за все мероприятия Организации Объединенных Наций в области контроля над НС. Программа была создана в соответствии с резолюцией 45/179 Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1990 года. Она возглавляется Директором-исполнителем, который представляет доклады непосредственно Генеральному секретарю.

Среди своих многочисленных функций, связанных с контролем над наркотиками Программа служит секретариатом и исполнительным органом Комиссии по НС. В этой связи он оказывает помощь государствам-членам в осуществлении договоров по контролю над НС и выполняет обязанности, вытекающие из действующих международных соглашений по контролю над НС, а также из мандата Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии по НС. Кроме того, Программа оказывает техническое сотрудничество в борьбе со злоупотреблением НС и их незаконным оборотом, в разработке программ контроля над наркотиками и оказании помощи в финансировании их осуществления.

Проекты, поддерживаемые ООН в настоящее время осуществляются в более чем 40 странах. Эти проекты охватывают все аспекты проблемы наркотиков.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.