СТРУКТУРА И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспертные системы – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

 

 

 


    

 

 

         Пользователь                                                                       Инженер по знаниям

 

                                             

 

                                                                                                                          Эксперт

Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны экспертной системы.

Инженер по знаниям – специалист по ИИ, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний.

Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и на стадии получения результатов.

База знаний (БЗ) – ядро ЭС, представляющее собой совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной пользователю и эксперту.

Решатель - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основе знаний, имеющихся в БЗ.

Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получать ответы на вопросы: “Как была получена та или иная рекомендация ?” и “Почему система приняла такое решение?”

Интеллектуальный редактор БЗ – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает подсистему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок и т.д.

Экспертная система работает в двух режимах: приобретения знаний и решения задач (называемом также режимом консульта­ции или режимом использования ЭС).

В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет через посредничество инженера по знаниям эксперт. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объекты, их характеристики и зна­чения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования данными, характерные для рассматри­ваемой проблемной области. Эксперт, используя компонент при­обретения знаний, наполняет систему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самостоятельно (без эксперта) ре­шать задачи из проблемной области.

Важную роль в режиме приобретения знаний играет объясни­тельный компонент. Именно благодаря ему эксперт на этапе тестирования локализует причины неудачной работы ЭС, что позволяет эксперту целенаправленно модифицировать старые или вводить новые знания. Обычно объяснительный компонент сооб­щает следующее: как правила используют информацию пользова­теля; почему использовались или не использовались данные или правила; какие были сделаны выводы и т.п. Все объяснения де­лаются, как правило, на ограниченном естественном языке или языке графики.

В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ по­лучения решения. Пользователь в зависимости от назначения ЭС может не быть специалистом в данной проблемной области, в этом случае он обращается к ЭС за советом, не умея получить ответ сам, или быть специалистом, в этом случае он обращает­ся к ЭС, чтобы либо ускорить процесс получения результата, либо возложить на ЭС рутинную работу. Термин "пользователь" является многозначным, так как кроме конечного пользователя применять ЭС может и эксперт, и инженер по знаниям, и прог­раммист.

В режиме консультации данные о задаче пользователя обра­батываются диалоговым компонентом, который выполняет следую­щие действия:

распределяет роли участников (пользователя и ЭС) и орга­низует их взаимодействие в процессе кооперативного решения задачи;

преобразует данные пользователя о задаче, представленные на привычном для пользователя языке, во внутренний язык сис­темы;

преобразует сообщения системы, представленные на внут­реннем языке, в сообщения на языке, привычном для пользова­теля (обычно это ограниченный естественный язык или язык графики).

После обработки данные поступают в РП. На основе входных данных из РП, общих данных о проблемной области и правил из БЗ решатель (интерпретатор) формирует решение задачи.

В отличие от традиционных программ ЭС в режиме решения задачи не только исполняет предписанную последовательность операций, но и предварительно формирует ее. Если ответ ЭС не понятен пользователю, то он может потребовать объяснения, как ответ получен.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 253.