Используемые в практике обучения устной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разновидности упражнений

 

 

Задание как фактор организации упражнений

Качества речевого умения

как способности

Адекватность упражнений качествам речевого умения

Статус упражнения

Целенаправленность

Динамичность

 

Самостоятельность

Продуктивность

В методическом плане (независимость от опор) В психологическом плане
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I 1 Составьте рассказ о своем родном городе - - Даны слова и выражения в нужной форме и последовательности для обязательного употребления - - Характер опоры не соответствует уровню развития речевого умения Не развивается ни одно из качеств речевого умения Неречевое упражнение

II

2 Составьте рассказ о своем родном городе! - - Дан полный план (+) - + Развивается самостоятельность (нет прямой зависимости от опоры) и частично продуктивность Неречевое упражнение
3 Кратко передайте содержание рассказа о нашем городе! - - Прочитанный всеми рассказ-опора (+) (за счет краткости) - (+) (за счет краткости) Развиваются частично продуктивность и самостоятельность в плане использования опор Неречевое упражнение
III 4 Опишите свой родной город! + - + - + Развиваются продуктивность, целенаправленность и самостоятельность в плане использования опор Неречевое упражнение
IV 5 Объясните своему новому другу, за что вы любите свой родной город! + + Даны слова и выражения в нужной форме и последовательности для обязательного употребления + - Характер опоры не соответствует уровню развития речевого умения Развиваются целенаправленность, динамичность и самостоятельность в –психологическом аспекте Неречевое упражнение

V

6 Объясните своему новому другу, за что вы любите свой родной город! + + Даны содержательные опоры: фотографии или полный план (+) + + Развиваются все качества, самостоятельность (зависимость от опор минимальная) РУ (1) Речевое упражнение первого уровня
7 Объясните своему новому другу, за что вы любите свой родной город! + + Даны смысловые опоры: герб города или план – «слова как смысловые вехи» (+) + + Развиваются все качества, самостоятельность еще не достигает высшего уровня, хотя характер опор изменился (подсказка минимальна) РУ (2) Речевое упражнение второго уровня
8 Объясните своему новому другу, за что вы любите свой родной город! + + Опор нет + + + Развиваются все качества речевого умения РУ (3) Речевое упражнение третьего (высшего) уровня

Пояснения к таблице.

Знак + означает, что соответствующее качество речевого умения развивается и в данных условиях может достичь своего наивысшего уровня.

Знак (+) означает, что качество развивается, но в данных условиях не может достичь своего наивысшего уровня.

Знак (-) означает, что соответствующее качество речевого умения не развивается.

Пояснения к каждому заданию:

Упражнение 1. В задании не ставится речевая задача (4); не учтены взаимоотношения собеседников, и, более того, предполагаемое высказывание вообще адресовано в никуда (5); характер опоры воспитывает иждивенчество говорящего (6); нет исходного мотива (7); характер опор создает условия, при которых, даже если в плане комбинирования речевого материала говорящий и проводит какую-то работу, механизмы выбора и репродукции ему не помогают, т.е. практически продуктивность не развивается (8).

Упражнение 2. (4, 5): см. задание № 1. Полный план в качестве опоры создает условия, при которых самостоятельность в этом аспекте может развиваться до минимального уровня (6); (7) см. задание № 1. Продуктивность будет развиваться очень незначительно, т.к. отсутствует речевая задача, а это не обеспечит употребление речевого материала (8).

Упражнение 3. (4, 5): см. задание № 1, 2. Прочитанный всеми рассказ – очень большая подсказка, но поскольку задание требует краткой передачи содержания, говорящий будет самостоятелен в определенной мере (6); естественная мотивированность высказывания не обеспечена, как и в заданиях № 1, 2 (7); установка на краткое изложение потребует определенного комбинационного умения, но уровень его будет невысоким, см. также задание № 2 (9).

Упражнение 4. Описывать что-либо (например, свой родной город) можно и в коммуникативных целях (4), но взаимоотношения речевых партнеров в данном случае не учтены: слушатели – одноклассники (5); зависимости от опор нет (6); поскольку нет потребности вступить в общение, то нет и исходного мотива (7); качество продуктивности развивается (8).

Упражнение 5. Выполнение упражнения обеспечивает наличие стратегии говорящего, т.к. «объяснить» – одна из коммуникативных задач (4); учтены взаимоотношения собеседников; объяснение должно прозвучать для нового друга, который, естественно, не знает всех привязанностей говорящего (5); характер опоры воспитывает полнейшее иждивенчество, учащийся должен говорить не для того, чтобы решить коммуникативную задачу, а чтобы употребить слова и выражения (6); в психологическом плане говорящий активен, т.к. высказываться он будет из желания «объяснить новому другу», т.е. есть исходный мотив (7); см. пояснения в графе 8 к заданию № 1.

В упражнениях № 6, 7, 8 заданы условия, идентичные условиям реального общения. Характер опор в заданиях 6 и 7 соответствует уровню развития речевого умения. Они призваны облегчить процесс речепорождения.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.