Разновидности упражнений
| Задание как фактор организации упражнений | Качества речевого умения как способности | Адекватность упражнений качествам речевого умения | Статус упражнения | |||||
Целенаправленность | Динамичность
| Самостоятельность | Продуктивность | ||||||
В методическом плане (независимость от опор) | В психологическом плане | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I | 1 | Составьте рассказ о своем родном городе | - | - | Даны слова и выражения в нужной форме и последовательности для обязательного употребления | - | - Характер опоры не соответствует уровню развития речевого умения | Не развивается ни одно из качеств речевого умения | Неречевое упражнение |
II | 2 | Составьте рассказ о своем родном городе! | - | - | Дан полный план (+) | - | + | Развивается самостоятельность (нет прямой зависимости от опоры) и частично продуктивность | Неречевое упражнение |
3 | Кратко передайте содержание рассказа о нашем городе! | - | - | Прочитанный всеми рассказ-опора (+) (за счет краткости) | - | (+) (за счет краткости) | Развиваются частично продуктивность и самостоятельность в плане использования опор | Неречевое упражнение | |
III | 4 | Опишите свой родной город! | + | - | + | - | + | Развиваются продуктивность, целенаправленность и самостоятельность в плане использования опор | Неречевое упражнение |
IV | 5 | Объясните своему новому другу, за что вы любите свой родной город! | + | + | Даны слова и выражения в нужной форме и последовательности для обязательного употребления | + | - Характер опоры не соответствует уровню развития речевого умения | Развиваются целенаправленность, динамичность и самостоятельность в –психологическом аспекте | Неречевое упражнение |
V | 6 | Объясните своему новому другу, за что вы любите свой родной город! | + | + | Даны содержательные опоры: фотографии или полный план (+) | + | + | Развиваются все качества, самостоятельность (зависимость от опор минимальная) | РУ (1) Речевое упражнение первого уровня |
7 | Объясните своему новому другу, за что вы любите свой родной город! | + | + | Даны смысловые опоры: герб города или план – «слова как смысловые вехи» (+) | + | + | Развиваются все качества, самостоятельность еще не достигает высшего уровня, хотя характер опор изменился (подсказка минимальна) | РУ (2) Речевое упражнение второго уровня | |
8 | Объясните своему новому другу, за что вы любите свой родной город! | + | + | Опор нет + | + | + | Развиваются все качества речевого умения | РУ (3) Речевое упражнение третьего (высшего) уровня |
Пояснения к таблице.
Знак + означает, что соответствующее качество речевого умения развивается и в данных условиях может достичь своего наивысшего уровня.
Знак (+) означает, что качество развивается, но в данных условиях не может достичь своего наивысшего уровня.
Знак (-) означает, что соответствующее качество речевого умения не развивается.
Пояснения к каждому заданию:
Упражнение 1. В задании не ставится речевая задача (4); не учтены взаимоотношения собеседников, и, более того, предполагаемое высказывание вообще адресовано в никуда (5); характер опоры воспитывает иждивенчество говорящего (6); нет исходного мотива (7); характер опор создает условия, при которых, даже если в плане комбинирования речевого материала говорящий и проводит какую-то работу, механизмы выбора и репродукции ему не помогают, т.е. практически продуктивность не развивается (8).
Упражнение 2. (4, 5): см. задание № 1. Полный план в качестве опоры создает условия, при которых самостоятельность в этом аспекте может развиваться до минимального уровня (6); (7) см. задание № 1. Продуктивность будет развиваться очень незначительно, т.к. отсутствует речевая задача, а это не обеспечит употребление речевого материала (8).
Упражнение 3. (4, 5): см. задание № 1, 2. Прочитанный всеми рассказ – очень большая подсказка, но поскольку задание требует краткой передачи содержания, говорящий будет самостоятелен в определенной мере (6); естественная мотивированность высказывания не обеспечена, как и в заданиях № 1, 2 (7); установка на краткое изложение потребует определенного комбинационного умения, но уровень его будет невысоким, см. также задание № 2 (9).
Упражнение 4. Описывать что-либо (например, свой родной город) можно и в коммуникативных целях (4), но взаимоотношения речевых партнеров в данном случае не учтены: слушатели – одноклассники (5); зависимости от опор нет (6); поскольку нет потребности вступить в общение, то нет и исходного мотива (7); качество продуктивности развивается (8).
Упражнение 5. Выполнение упражнения обеспечивает наличие стратегии говорящего, т.к. «объяснить» – одна из коммуникативных задач (4); учтены взаимоотношения собеседников; объяснение должно прозвучать для нового друга, который, естественно, не знает всех привязанностей говорящего (5); характер опоры воспитывает полнейшее иждивенчество, учащийся должен говорить не для того, чтобы решить коммуникативную задачу, а чтобы употребить слова и выражения (6); в психологическом плане говорящий активен, т.к. высказываться он будет из желания «объяснить новому другу», т.е. есть исходный мотив (7); см. пояснения в графе 8 к заданию № 1.
В упражнениях № 6, 7, 8 заданы условия, идентичные условиям реального общения. Характер опор в заданиях 6 и 7 соответствует уровню развития речевого умения. Они призваны облегчить процесс речепорождения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.