Классификация видов и фактов хозяйственной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как правило, любая бюджетная организация ведет уставную деятельность и совершает разовые действия, которые уставом не предусмотрены. Это могут быть, например, продажа основных средств и иного имущества, получение внереализационных доходов или же единовременные операции, вообще не приносящие доходов: приобретение и монтаж основных средств, капитальное строительство и т. п.

Заметим, что для учреждений образования и культуры основная уставная деятельность отделяется от прочих несистематических действий, чтобы впоследствии можно было применять специальные понятия предпринимательской деятельности. Они содержатся в статье 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и в статье 47 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре и искусстве».

В свою очередь уставная деятельность делится на основную (действия и услуги, для совершения которых и создается учреждение) и прочую уставную деятельность.

Классификация видов и фактов хозяйственной деятельности бюджетных учреждений с указанием формируемых и используемых источников финансирования представлена в следующей таблице.

        Источники фина нсирования и субсчета бухг алтерского учета
Виды дея Тельности бюджетное финансирование (1) предпринимательская и иная приносящая доходы деятельность (2) целевые средства и безвозмездные поступления (3)
    Деятел (совершение действ Основная уставная ьиость, предусмотренн ий, оказание услуг, вы я деятельность, соотв ая уставом учреждения полнение работ, передача т етствующая профилю учре оваров) ждения
Код ОКДП Наименование 1) Основное, 140 2) Дополнительный 1) Доходы от реализации услуг, 1) Из бюджета другого уровня, 27С
7500000 Услуги в области государственного управления и обороны источник, (141) 401 2) Прочие целевые средства, 270 3) От родителей на
7300000 Услуги по исследованиям и разработкам         содержание ДУ, 27^ 4) Из внебюджетны:
8000000 Услуги в области образования         фондов, 274
8500000 Услуги в области здравоохранения и социальной области            
9200000 Услуги по распространению информации; услуги по организации отдыха, спортивных мероприятий и в сфере культуры            
9300000 Услуги жилищно-комму-нального хозяйства и т. д.            

 

    Источники финанси рования и субсчета бухга »лтерского учета
Виды деятельности бюджетное финансирование (1) предпринимательская и иная приносящая доходы деятельность (2) целевые средства и безвозмездные поступления (3)
    Прочая уставная деят елъность    
Любые сопутствующие и иные услуги (работы, товары), не являющиеся основными по профилю учреждения:            
- производство и (или) реализация продукции, работ, услуг учебно-производственными мастерскими и учебными предприятиями (учебно-производственная деятельность) 140, (141) 401 270
- производство и (или) реализация книжной продукции и т. п. (издательско-полиграфическая деятельность) 140, (141) 401 270
— организация проживания, медицинского, экскурсионного, культурно-массового, информационно-консультационного и иного сопутствующего обслуживания потребителей основных услуг 140, (141) 401 270,272,274
- организация общественного питания через столовые и т. п. 140, (141) 401 270, 272, 274
- - торговля покупными товарами (141) 401 -
- посреднические, транспортные и иные коммерческие услуги (141) 401 ———————————————
- систематическая деятельность по сдаче в аренду имущества (услуги по предоставлению в воз-мездное пользование имущества) 141 401    
- систематическая деятельность по получению доходов от долевого участия, по ценным бумагам и от размещения денежных средств на счетах в кредитных организациях (инвестиционно-финансовые услуги) (141) 401    
Прочие несистематич Е юские действия, не преду диновременные поступле смотренные уставом учре ния (доходы) ждения
- реализация основных средств и иного имущества 173, (141) 241, 400, (401) 270
- материалы от списания основных средств и иного имущества 173, (141) 241, (401) 270
- недостачи имущества, выявленные при инвентаризации и отнесенные на виновных лиц (основные средства и МБП по рыночной стоимости; материалы - на разницу между рыночной и балансовой стоимостью) 173,(141) 401 270

 

    Источники финансир ования и субсчета бухгал терского учета
Виды деятельности бюджетное финансирование (1) предпринимательская и иная приносящая доходы деятельность (2) целевые средств и безвозмездньк поступления (3)
- излишки имущества, выявленные при инвентаризации (по рыночной стоимости) - суммы кредиторской и депонентской задолженностей, списанные по истечении срока исковой давности (141) (141) 400, (401) 240,241,410,(401) 270 270
- курсовые разницы 140, (141) 400,401 270
— доходы от сдачи имущества в аренду 141 400, (401) -
- доходы от долевого участия, по ценным бумагам и проценты за размещение денежных средств на счетах в кредитных организациях (141) 400, (401)    
— штрафы, пени, неустойки по хозяйственным договорам, а также доходы от возмещения причиненных убытков (141) 400, (401)    
- прочие внереализационные доходы (141) 400, (401)    
Единовременные действ зия за счет ранее определи енных источников финан сирования
приобретение основных средств и МБП 200, (201) 220,223 225,227,228
— изготовление и монтаж оборудования 200,(201) 221 225
- капитальное строительство 203, (201) 224 225

 

Создавая эту таблицу, мы основывались на положениях российского налогового законодательства: статьях 38-39 Налогового кодекса РФ, Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон о налоге на прибыль). Кроме того, предлагаемая таблица базируется на положениях статьи 120 Гражданского кодекса РФ и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Он утвержден постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17.

Напомним, что с помощью ОКДП бюджетное учреждение может не только определить основной вид своей деятельности, который соответствует профилю и функциям учреждения, но и оценить одновременно возможность использования налоговых льгот.

Например, воспользоваться льготами по НДС могут:

— медицинские организации и (или) учреждения, оказывающие медицинские услуги (подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);

- государственные и муниципальные учреждения социальной защиты, предоставляющие услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (подп. 3 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);

- некоммерческие образовательные организации, осуществляющие услуги в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);

- учреждения культуры и искусства, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства (подп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);

- организации, выполняющие НИОКР (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

Однако, классифицируя виды деятельности бюджетных учреждений, мы придерживались не только упомянутого выше разделения на основную, прочую уставную деятельность и разовые действия, не предусмотренные уставом. Составляя таблицу, мы принимали во внимание еще и виды источников бюджетного финансирования. Их отличительные признаки (1, 2 и 3) и субсчета бухгалтерского учета позаимствованы из Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Обратите внимание: в скобках приведены номера субсчетов бухгалтерского учета, применение которых являлось бы целесообразным (новые счета в таблице предложены не вместо, а в дополнение к применяемым по Инструкции № 107н). По крайней мере это соответствует действующему законодательству и общим методологическим принципам бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Но к сожалению, в настоящее время Инструкция № 107н их использования не предусматривает.

Из этой таблицы видно, что основную и часть прочей уставной деятельности бюджетных организаций государство может финансировать напрямую из того или иного бюджета, а может - и за счет систематических поступлений от потребителей оказываемых услуг или же лиц, заинтересованных в совершении приносящих доходы действий. В частности, за счет родительской платы в детских учреждениях, регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, взимаемых органами государственной власти и управления. Остальная часть прочей уставной деятельности бюджетной организации признается коммерческой.

Однако главный вывод, который следует из анализа классификации видов и фактов хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, состоит в следующем. Отличительные признаки и субсчета бухгалтерского учета применяются в нашей таблице не совсем так, как это рекомендует Инструкция № 107н. Почему? Дело в том, что на сегодняшний день этот документ не учитывает всего многообразия хозяйственных ситуаций и развития законодательной базы. А потому он нуждается в доработке. Что именно требуется изменить в Инструкции № 107н?

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.