Государственные, муниципальные унитарные предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Унитарным государственное (муниципальное) предприятие является еще и потому, что его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям). Правила статей 113—115, 294—297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ. Права и обязанности работников определяются, прежде всего, трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (РФ, какому конкретно субъекту РФ или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (федеральные казенные предприятия).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Согласно упоминавшемуся постановлению Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 решения о создании и ликвидации относящихся к федеральной собственности государственных предприятий принимаются правительством на основании совместного представления Госкомимущества России, Минэкономики России и федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий подлежат согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых размещаются предприятия, по вопросам, требующим такого согласования в соответствии с законом. Учредителями от имени государства в предприятиях, создаваемых с участием иных лиц, выступают Госкомимущество России и Российский фонд федерального имущества по решению Правительства РФ. В случаях когда создание федерального предприятия финансируется за счет средств федерального бюджета, решение о его создании принимается правительством на основании представления Госкомимущества, Минэкономики, Минфина России и соответствующего федерального органа исполнительной власти. Решение о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающее изменения их формы собственности, принимается Госкомимуществом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности, Министерством экономики и (или) Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Госкомимущество осуществляет передачу государственного имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров и осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного имущества. Федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности, имеют право утверждать уставы федеральных предприятий в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Госкомимуществом России, назначать на должность и освобождать от должности руководителей федеральных предприятий, заключать, изменять или расторгать контракты с этими руководителями в порядке, установленном законодательством.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц. До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного .ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Если до окончания финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного капитала, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда. Об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить своих кредиторов, которые могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочерние предприятия). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает -его руководителя. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам дочернего предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность последнего возникла в результате неправильных действий предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральные казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению правительства в случаях, предусмотренных законодательством. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утвержденный Правительством РФ. Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908. Казенный завод, отнесенный к хозяйственным учреждениям, находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в отрасли (сфере управления). Он утверждает устав казенного завода, разработанный на базе Типового устава, назначает на должность и освобождает от должности руководителя казенного завода, принимает решение об осуществлении казенным заводом самостоятельной хозяйственной деятельности. Разрешение на осуществление хозяйственной деятельности принимается в форме приказа (распоряжения), определяющего конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых оно распространяется. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» предусмотрено, что производственно-хозяйственная деятельность завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Взаимоотношения завода с поставщиками и потребителями продукции строятся на договорной основе. Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции. При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета. Указанные средства на финансирование казенных заводов предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Завод представляет федеральному уполномоченному органу отчет о целевом использовании бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислений.

РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

 

Экономическое содержание финансов бюджетных организаций.

Финансы как категория возникла с момента возникновения государства, отделения казны государства от собственности монарха, налоги стали носить денежное выражение. Сформировался бюджет, доходы и расходы в 16-17 веках. С развитием капитализма получили широкое развитие финансы предприятия и взаимоотношение финансов предприятий начало формироваться и сформировалась в 50 годах XX века.

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования.

Помимо фондов, формируемым государством, за счет которого существует организация, благодаря специфике ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации, финансы формируются на стадии товара, работ, услуг (некоторые бюджетные организации также занимаются и предпринимательской деятельностью). В бухгалтерии начинают формировать фонды денежных средств сразу же после того, как получен товар, оказана услуга, еще не проданные или не оплаченные.

Финансы организаций – совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участниками общественного производства.

Финансы предприятия играют важную роль в обеспечении эффективного социально-экономического развития страны:

1. Они обеспечивают непрерывность процесса производства товаров (работ, услуг);

2. Часть финансовых ресурсов направляется на личное потребление граждан, что позволяет решать социальные задачи общества;

3. Через финансы предприятия осуществляется финансовое регулирование экономики;

4. Финансы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорций в экономике, создание производств и современных технологий;

5. Они позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств, путем предоставления возможности инвестировать в ценные бумаги предприятия.

Финансы предприятия являются основой финансовой системы страны, потому что в материальной сфере экономике создается основная масса финансовых ресурсов страны.

Основные денежные отношения, возникающие в бюджетной организации:

1. Денежные отношения внутри организации – связаны с взаимоотношением с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием расходных статей и созданием, первичным распределение доходов, полученных от бюджетов различных уровней, а так же от предпринимательской деятельности (создание уставного капитала, распределение прибыли, создание других внутренних фондов).

2. Денежные отношения с вышестоящими структурами – наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением доходов бюджетов, средств различных спец. фондов , а так же с финансированием в порядке перераспределения средств от главных распорядителей федерального бюджета.

3. Денежные отношения со страховой компанией – связаны с уплатой страховых взносов, в выплатой страхового совмещения при возникновении риска.

4. Денежные отношения между Центральным банком РФ (по получению средств соответствующего бюджета или бюджета гос. внебюджетного фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).

5. Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами - денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей – это самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействии коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А бюджетные организации и большинстве своем осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и в праве заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход незначителен.

6. Денежные отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.

Основные функции финансов бюджетных организаций:

1. Распределительная

2. Контрольная

Распределение – связующее звено между деятельностью бюджетной организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в основном вторичное распределение (формирование фондов). Контроль осуществляется на всех стадиях использования фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием средств фондов Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых выплат), налоговая полиция. Кроме государственных служб контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.