Особенности конкурентных структур
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Чистая конкуренция.

Характеристика:

1. Большое число продавцов и покупателей

2. Недифференцированные полностью взаимозаменяемые товары

3. Полное отсутствие рыночной силы, которая оценивается способностью фирмы заставить рынок принять цену более высокую чем у конкурентов.

Ситуации такого типа встречаются на промышленных рынках унифицированных и недифференцированных товаров (сырье, металл).

В краткосрочной перспективе для фирмы важно отслеживать объем производства у конкурентов, что позволит предвидеть динамику цен.

В долгосрочной перспективе интерес фирмы очевидно должен быть в том, чтобы избавиться от анонимности чистой конкуренции, дифференцируя свои товары и тем самым уменьшая степень их заменяемости.

II. Олигополия

Это ситуация, когда число конкурентов мало или несколько фирм доминируют на рынке создавая сильную взаимозависимость.

На подобных рынках с высокой концентрацией каждая фирма хорошо знакома с действующими силами и маневры ощущаются. Результат стратегического маневра сильно зависит от того, будет ли на него реагировать конкуренты. Учет в явном виде конкурентного поведения составляет существенный аспект разработки стратегии.

Конкурентное поведение – это позиция, которую в процессе принятия решения занимает фирма по отношению к своим конкурентам. Реально занимаемые позиции можно сгруппировать по 5 типам поведения:

1. Независимое поведение – конкуренты не учитывают поведение фирм.

2. Кооперативное – это стремление к согласию больше чем к конфронтации.

3. Адаптивное поведение – основанное на явном учете действия конкурентов.

4. Опережающее поведение – предусматривающее предвиденье реакции поведения на какое-либо действие фирмы.

5. Агрессивное поведение – когда выигрыш для одного есть проигрыш для другого.

Для анализа реакции конкурентов используется методика:

Реагируя на действия приоритетного конкурента, фирма должна анализировать сложившиеся ситуации и прогнозировать стратегии.

Она предполагает проводить анализ по трем факторам:

А) Снижение цены

Б) Усиление рекламы

В) Повышение качества

С позиции не тактического, а стратегического МА, следует добавить остальные факторы, определяющие конкурентоспособность фирмы (товара): качество сервиса; затраты в сфере потребления товара. В условиях олигополистического рынка необходима система слежения за конкурентами, которая формируется после ответа на следующие вопросы:

1. Каковы основные цели конкурентов

2. Какова текущая стратегия для достижения этих целей

3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свою стратегию

4. Каковы их вероятные будущие стратегии  

Сильная взаимозависимость конкурентов на рынке мало привлекательна для, поскольку она ограничивает свободу действий фирмы. Чтобы избежать ее фирма может попытаться либо дифференцироваться от конкурентов либо искать новые рынки товаров.

III. Монополистическая конкуренция

 Конкуренты многочисленны и их силы уравновешенны, однако их товары дифференцированы, т.е. с точки зрения покупателя они обладают отличительными качествами. Таким образом монополистические конкуренции происходит из стратегий дифференцирования.

Ситуация монополистической конкуренции предлагает дифференцированный товар, фирма получает внешнее конкурентное преимущество. Приобретение рыночной силы защищает фирму и позволяет получать прибыль выше средне рыночной.

IV. Монополия

На рынке доминирует единственный изготовитель, которому противостоит множество покупателей.

1. Монополия новаторов возникает на этапе внедрения товара на рынок в зарождающихся секторах, характеризующихся технологическими новациями.

2. Государственная монополия. Логика государственной монополии не прибыль, а общественные блага, но здесь отсутствует механизм рыночного контроля.

====2====

Конкуренция – это дин из главных источников МА возможностей. Чтобы воспользоваться такой возможностью следует добиться конкурентного преимущества, предложить большую ценность потребителю, т.е. в основе конкурентного преимущества лежит устойчивое отличительное преимущество. Выявление возможности для конкурентного преимущества и определения стратегии его получения состоит из:

I. Выявление основы конкурентного преимущества.

II. Выявление имеющихся или складывающихся возможностей для получения конкурентного преимущества.

III. Разработка конкурентных стратегий с целью воспользоваться возможностями выявленными на II этапе.

IV. Предвиденье ответной реакции конкурентов.

Портер разработал теорию преимуществ конкуренции. В основе конкурентных преимуществ лежит два источника:

- Маркетинг и издержки

Преимущество в МА – это преимущество в товаре.

Преимущество в издержках - это преимущества благодаря более низким производственным и МА затратам.

Где надо добиваться преимущества?

Добиваться преимущества надо на рынке или на его части.

 

 

 

Стратегическое преимущество

Стратегические цели

  Преимущество в товаре Преимущество в издержках
Весь рынок Дифференциация (МА) Лидерство в затратах
Сегмент

КОНЦЕНТРАЦИЯ

 

Й путь

МА преимущество на рынке в целом означает, что некоторые свойства товара или услуги данной фирмы предпочтительней, чем у конкурентов.

Для создания МА преимущества необходимо использовать дифференцирование. Использование этой стратегии преследует одну цель – добиться большей приверженности потребителей, что может защитить фирму от конкурентов. Этот тип конкурентных преимуществ позволяет фирме удерживать цены на уровне обеспечивающем получение прибыли.

Й путь

Преимущество в издержках на рынке в целом, означает способность производить и или продавать товары наименьшими, чем у конкурентов издержками. Такое преимущество позволяет фирме, либо поделиться с потребителем экономией по средствам установления более низких цен, либо использовать возросший доход для расширения МА. В любом случае конкурентные позиции фирмы укрепляются. Данное преимущество достигается путем использования методов дифференцирования по издержкам. Программа снижения затрат должна предусматривать обеспечение качества, в противном случае фирма не сможет сохранить конкурентное преимущество.

3-й путь

Найти защищенную рыночную нишу.

Однако неизвестно, как фирма сумеет сохранить свою нишу, прежде чем на нее посягнут крупные фирмы. Парадокс состоит в том, что чем лучше фирма обслуживает конкретную рыночную нишу, и чем эта ниша прибыльнее, тем выше вероятность того, что ей заинтересуются крупные компании. В результате фирма балансирует на достаточно тонкой гранью, между сохранением защищенной ниши и привлечения конкурентов. Фирма доминирует в нише благодаря, либо превосходству товара, либо преимущества в издержках.

Преимущество в товаре следует добиваться если фирма может удовлетворить потребности рынка, такое преимущество возможно, когда товар появляется впервые, конкурентов на рынке нет или мало.

Преимущество в издержках можно добиваться на давно функционирующих рынках, где продажи стабильны или сохраняются. В этих условиях на рынке предлагается мало новых товаров, поэтому наиболее эффективный способ обеспечить себе преимущество на рынке в целом – это снижение затрат и использование дополнительных доходов, либо для снижения цены, либо для уменьшения рекламных расходов.

Стратегия рыночной ниши подходит для небольшой фирмы, которая пытается сосуществовать с гигантами. Эта стратегия может быть использована более крупными компаниями, которые стремятся завоевать плацдарм в отрасли, в качестве основы для дальнейшего роста.

Независимо от того, добиваются ли фирма преимущества в товаре или издержках, на рынке в целом или на ее ниши, результатом как правило является более высокая прибыль. Но фирма не может добиваться преимущества использовав лишь один путь и игнорировать другой. Преимущество в издержках будет не прочным при игнорировании качества товара и наоборот, преимущество в товаре бесполезно если он становится недоступно дорогим.

====3====

хотя фирмы могут выбирать различные способы достижения преимуществ над конкурентами, использование этих способов не всегда возможно. И они не всегда соответствуют ресурсам компании. Фирме следует оценить рынок и выбрать возможности получения преимуществ в конкуренции.

Следует оценить 3 фактора для выявления возможности конкурентного преимущества:

1. Степень привлекательности рынка.

2. Сильные и слабые стороны конкурентов на рынке.

3. Способность фирмы воспользоваться преимуществом над конкурентами.

 

Рис. Выявление возможности для получения конкурентного преимущества.

 

                          Сильная

                            

 

          

    Слабая

   Высокая

     
 

 


    Низкая

            Высокая                           Низкая                                                                                                                        

 

 

Анализ перечисленных факторов позволяет выявить окно конкурентных возможностей фирмы, следовательно возможность определяется в контексте конкуренции.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.