Психологические проблемы ресоциализации лиц, отбывших
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

наказание в исправительных учреждениях.

 

На процесс социальной адаптации освобожденных от наказания влияют немало обстоятельств: эффективность исполнения наказания в виде лишения свободы; моральная, психологическая и организационная подготовка осужденных к освобождению; осознанное усвоение осужденными новых социальных ролей после освобождения от наказания; восстановление социально полезных связей, правового статуса гражданина. К сожалению, на сегодняшний день перечисленные обстоятельства все еще имеют, так сказать, негативную окраску, характеризуются знаком «минус». Это результат деформации правовых институтов, административно-силового характера формирования уголовно-исполнительной политики. На практике складывается так, что, наказывая виновное лицо уголовным наказанием, государство к тому же еще и лишает его многих конституционных и гражданских прав. Вот и получается в наличии двойное (а то и тройное) наказание за совершенное преступление. Отторжение осужденного от общества продолжается иногда долгие годы, даже после освобождения от отбывания наказания. Государство лишь констатирует рост рецидивной преступности среди освобожденных из мест лишения свободы, а правильные слова о необходимости реабилитации часто остаются лишь на бумаге.

Сложность проблемы заключается в том, что, освободившись из колонии, осужденные попадают в ту же микросреду, которая не позволяет реализоваться их глубинной положительной ориентации, заложенной в стенах ИУ. Результаты криминологических исследований свидетельствуют о том, что общеобразовательный уровень осужденных существенно влияет на формирование их интересов и потребностей: осужденные с более высоким уровнем образования, как правило, проявляют и больший интерес к продолжению обучения, заинтересованность в работе самодеятельных организаций, проведении культурно-воспитательных мероприятий, они испытывают потребность в литературе, более добросовестно относятся к труду, к получению специальности, повышению своей квалификации, среди них снижается число лиц, которые систематически употребляют спиртные напитки и др. Высокий уровень образования, как правило, дает возможность освобожденному правильно оценивать жизненные ситуации и принимать верные решения.

 

Профессионально важные психологические качества личности

Адвоката.

Психологическая профессиональная пригодность – это часть профессиональной пригодности, оценивающая соответствие индивидуально-психологических качеств личности требованиям профессии. Профессиональная пригодность в целом – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда (включает в себя помимо психологических медицинские показатели).

Можно выделить следующие группы профессионально значимых качеств личности адвоката:

– качества, характеризующие социальную зрелость, обеспечивают высокий уровень правосознания, социальной ответственности, стремление к саморазвитию, позитивный взгляд на мир в целом, доминирование социально значимых мотивов профессиональной деятельности. К ним относятся честность, порядочность, ответственность, социальная терпимость, оптимизм, развитые волевых качеств, адекватная самооценка и т.п. Неблагоприятными качествами являются низкий нравственный облик, склонность к обману, безответственность;

– интеллектуальные качества; помимо глубоких профессиональных знаний адвокату необходимо иметь развитый интеллект, гибкое творческое мышление, высокую умственную работоспособность, аналитический склад ума, прогностические способности, активное восприятие, хорошую память, устойчивое внимание, развитое воображение. К интеллектуальным качествам можно отнести эрудированность, интеллектуальную гибкость, креативность, наблюдательность и т.п. Неблагоприятными для адвоката являются слабый интеллект, плохая память, неразвитая речь;

– коммуникативные качества обеспечивают способность устанавливать эмоциональные контакты, поддерживать доверительные отношения, умение слушать, ораторские способности, умение эффективно разрешать конфликты, контролировать свои эмоции. Это доброжелательность, проницательность, вежливость, эмпатийность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, адекватная самооценка, развитая воля, самоконтроль и т.п. Качествами, затрудняющими общение, являются замкнутость, повышенная обидчивость, тревожность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость;

– организаторские качества – это активность, инициативность, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, организованность, дисциплинированность. Они нужны адвокату в первую очередь для правильной организации своего рабочего времени, планирования своего графика. Иногда адвокату приходится организовывать работу команды для эффективного решения профессиональных задач. Особенно организаторские качества нужны адвокату, находящемуся на руководящей должности: заведующему консультацией, председателю коллегии адвокатов, президенту гильдии адвокатов. Неблагоприятными качествами являются агрессивность, эмоциональная неустойчивость, безответственность, тревожность, недисциплинированность;

– эмоционально-волевые качества, обеспечивающие устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля, высокую работоспособность в экстремальных ситуациях. К ним относятся сдержанность, ответственность, терпеливость, гибкость, развитые адаптивные свойства нервной системы и т.п. Неблагоприятными качествами являются несдержанность, вспыльчивость, грубость, агрессивность, импульсивность, быстрая истощаемость нервных процессов. "Несокрушимое спокойствие есть венец человеческого самообладания, и одно из существенных свойств хорошего адвоката"

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.