Создание коллектива осужденных является принципиальным фактором в перевоспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит коллектив, и это воздействие бывает тем больше полным, правильным и целенаправленным, чем быстрее удается сделать коллектив. В согласовании с этим деятельность воспитателя в значительной мере и ориентирована на компанию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет монотонную массу. Он состоит из отдельных ячеек — особенностей, личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При разработке групп должна учитываться интенсивность прошлой криминальной деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошедшем, проявляющиеся дела к мерам воздействия, труду, режиму и т.д.
Этот принцип должен соблюдаться применительно к разным группам осужденных, находящихся в колониях различного режима. Да и в колонии каждого типа длится процесс рассредотачивания осужденных на более маленькие группы, надлежащие личным особенностям личности. Тут, обычно, учитываются личные симпатии и антипатии, определенные связи и общие интересы по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь в разработке коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который сформировывает однообразные привычки в действиях, способностях, поведении: а это в свою очередь содействует появлению традиций, скрепляющих коллектив.
Процесс сотворения коллектива сопровождается неизменным изучением каждого из членов, продолжением отбора и конфигурацией этих групп.
Для того чтоб верно повлиять на коллектив заключенных, каждому воспитателю нужно иметь четкое понятие о его структуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное роль в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, обычно, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное роль в трудовой деятельности, но по своей инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии собственного поведения. Поступки их в значимой степени зависят от создавшейся ситуации.
Последней является группа трудновоспитуемых, к которым относятся лица, не только лишь не вставшие на путь исправления, да и уклоняющиеся от роли в трудовом процессе, стремящиеся интенсивно противодействовать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно повлиять на отдельных членов этой группы, целенаправленно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы.
Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только лишь прямо и конкретно, да и через малую группу. И от того, на чьей стороне она находится, почти во всем зависит фурор воздействия на конкретную личность. Малые группы появляются без помощи других, независимо от администрации, обычно, стихийно. Фактически в любом коллективе осужденных на хоть какой стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют необыкновенную роль: в их создается тот «микроклимат», который оказывает часто решающее воздействие на поведение осужденных, со всей силой тут действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, ежедневными традициями.
27.Приемы установления психологического контакта и доверительных
отношений в процессе общения.
Основные психологические условия установления психологического контакта обусловлены тем, что, как правило, надо не искать «золотой ключик», не рассчитывать на авось, а фундаментально, комплексно подходить к его установлению. Существует по меньшей мере пять групп психологических факторов, образующих в комплексе условия установления психологического контакта:
• психологическая значимость, трудность, объективная или субъективная, оценивая опасность того дела, проблемы, по поводу или в контексте которых ведется общение и юристом делается попытка установить психологический контакт;
• психология гражданина, занятая им позиция, избранная линия и тактика поведения, психические состояния;
• психологические особенности обстановки, в которой осуществляется общение;
• психология юриста;
• психологическая эффективность применяемых юристом приемов общения и установления контакта.
Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барьеры в общении», т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы. Успеху делового общения в значительной мере способствует формирование у партнера положительного впечатления о себе. Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений.
ледует помнить очень важную рекомендацию фоносемантики (науки о знаках чувств): самый привлекательный облик человека в общении – приветливый, доброжелательный. В общении каждый из партнеров нуждается в положительных эмоциях, поэтому тот, кто находится в позитивном, жизнерадостном и оптимистичном состоянии, становится действительно желательным собеседником.
Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии – это люди, наделенные обаянием. Можно выделить три группы качеств, определяющих уровень личного обаяния:
1. Природные качества: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатия (способность к сопереживанию), рефлексия (способность влиять на другого человека), красноречие (способность воздействовать словом). Все это составляет основу природных дарований, характеризуемых общим понятием «умение нравиться людям».
2. Характеристики личности, являющиеся следствием образования и воспитания: нравственные ценности, духовное здоровье, владение техникой общения, деловая речь, упреждение и преодоление конфликтных ситуаций.
3. Характеристики личности, связанные с жизненным и профессиональным опытом человека. Это особенно ценно, когда опыт обостряет интуицию. Нередко в процессе общения обаятельные люди используют приемы, которые, как правило, скрыты от собеседника. С помощью таких приемов нельзя никого ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить к себе собеседников.
К основным приемам, стимулирующим общение, помогающим продолжать его, даже если позиция партнеров не совпадает, можно отнести: «открытость для убедительных аргументов», «условное принятие доводов оппонентов»; «оттягивание возражений»; «обращение за советом»; «вовлечение оппонента в совместную выработку решения»; «настройка на волну оппонента»; «избежание категоричных высказываний» и т.п.
Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к конфликту (конфликтогенов). Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются: открытое недоверие; перебивание собеседника; принижение значимости его роли; подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу; напоминание о проигрышной для собеседника ситуации; устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту; заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада; постоянное навязывание своей точки зрения; неискренность в суждениях; неумение выслушать и понять точку зрения собеседника.
28.Профессионально важные психологические качества личности
работника исправительных учреждений.
Эмоциональные качества: уравновешенность и самообладание; умение управлять своим поведением; стрессоустойчивость. Все это укладывается в понятие «эмоциональная зрелость». Эмоциональная зрелость - это способность адекватно на высоком уровне профессиональной культуры реагировать на стрессогенные ситуации, выражать свои эмоции, чувства и принимать управленческие решения в экстремальной ситуации. Эмоциональная зрелость зависит от природных свойств нервной системы и сформировавшихся в процессе жизнедеятельности и специальных тренировок умений контролировать эмоциональные проявления. Доминирование оптимизма, сдержанности и деловитости - показатель эмоциональной зрелости и даже мудрости человека. От эмоциональной неуравновешенности страдают и окружающие, и сам сотрудник, здоровье которого может резко ухудшиться. Учитывая, что деятельность сотрудников УИС носит экстремальный характер, эмоциональная зрелость относится к профессионально значимым свойствам персонала УИС.
Волевые качества: упорство в преодолении возникающих трудностей; уверенность в себе; целеустремленность; выносливость; решительность; мужество. Безволие при прочих положительных качествах не позволяет сотруднику быть последовательным, целеустремленным и полностью решать поставленные задачи. К числу важнейших профессиональных качеств следует отнести выдержку и самообладание: сотрудник всегда, даже в самых неожиданных обстоятельствах, обязан играть ведущую роль при взаимодействии с осужденными. Никакой растерянности и беспомощности у сотрудников осужденные не должны видеть и даже чувствовать. Неразвитость этих качеств провоцирует агрессивность со стороны осужденных, групповое неповиновение. Сотруднику исправительного учреждения следует всегда контролировать свои действия и поведение, высокий самоконтроль - необходимое профессиональное качество сотрудника УИС.
29.Понятие, виды и закономерности речи.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом по поводу происходящих событий.
Диалог – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником.
Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом.
Диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сообщаемого одним говорящим в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию – монологической речи.
Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим. По реакции слушателей он судит лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает.
Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.
Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Чувства и эмоции автора должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем из контекста. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения.
Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь.
Закономерности речи:
1. Первая закономерность – 100% зависимость восприятия устной речи от эмоциональной составляющей. Русская эффективно воспринималась, и говорящий доминировал в любом разговоре, от бытового, до профессионального, если произносил слова внятно, с хорошей артикуляцией. В первую очередь люди реагировали на голос говорящего и то, как он говорил, а потом уже на содержание слов и тему разговора.
2.Вторая закономерность – резкое падение уровня восприятия говорящего, если его речь отклонялась от принятых в национальном языке произношений, вследствие каких-то огрехов, недостатков артикуляции и выговаривания отдельных звуков, сорности, проблем с самим речевым аппаратом и дыханием.
3.Третья закономерность – падение уровня восприятия говорящего при несовпадении его манеры говорить с его мимикой, жестикуляцией, движениями тела и его внешнего вида вообще.
4.Четвертая закономерность – уровни социального статуса, профессиональной успешности, финансового благополучия оказались у носителей речевой нормы выше, чем у говорящих с отклонениями от нее. Причем эта закономерность особо отчетливо проявлялась у лиц старше 30-35 лет, что однозначно указывало на то, что социальную, профессиональную успешность испытуемые в массе своей наработали в процессе жизни, в том числе и благодаря умению эффективно говорить.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 478.