Понятие и типы темперамента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и типы темперамента.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и пр.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).
Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик - сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
Меланхолик - слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.
Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика - в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.






Професииональная интуиция и профессиональное мастерство в

Деятельности юриста.

Профессиональное мастерство, как специфическая сторона подготовленности специалиста-личности к профессиональной деятельности, — это высокая степень его профессиональной обученности, позволяющая компетентно решать профессиональные задачи.
Юрист — это специалист в области юриспруденции, юридической работы и главного в ней - ведения юридических дел, т.е. жизненных случаев, выступающих в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения (преступлений, гражданских споров, конфликтов и других случаев, которые требуют оценки, рассмотрения и решения в соответствии с нормами права). Его мастерство как специалиста, как человека, профессионально искушенного в юридических делах, складывается из специально-юридической обученности и профессионально-психологической подготовленности . Последнее обусловлено тем, что его мастерство связано с искусством общения, работы с людьми, воздействий на них. Оно несводимо к безукоризненному выполнению юридически значимых действий по ведению юридических дел. Нельзя представлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурно правильном совершении юридически значимых действий (вызов свидетеля, предъявление обвинения, осмотр места происшествия и пр.), составлении юридических документов, оформлении доказательств, проведении экспертиз, научных заключений и др. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активности. Без этого они похожи на сухое дерево без листьев, лишенное жизни и превратившееся в вещество.

 


Поведения.

Во́ля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.
Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.
Во́ля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название ``волевые качества''.
Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.
Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.
1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.
Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.
Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.
2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.
Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.
Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.
Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.
3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль
Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.
Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.
Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.
Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.
Самоконтроль -- это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.
Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

Волевая регуляция деятельности — динамика психических состояний. У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других — менее устойчивыми. Так, устойчивое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

 






















Внутреннего убеждения.

Одной из важных гарантий постановления законного и обоснованного приговора является оценка доказательств по внутреннему убеждению судей, сложившемуся в ходе судебного разбирательства. Обязанность судьи подчиняться только закону и принимать решения по своему внутреннему убеждению вытекает из независимости. Внутреннее убеждение судей рождается и формируется на основании фактических данных в процессе исследования доказательств в судебном следствии, являясь его результатом. Внутреннее убеждение в уголовном процессе рассматривается как не связанная формальными предписаниями мыслительная деятельность субъектов, опирающаяся на достаточную совокупность рассмотренных доказательств. Под внутренним убеждением судей следует понимать их уверенность в правильности решения, принимаемого ими по делу, основанную на проверке и оценке всей совокупности доказательств. Судьи в процессе исследования доказательств сначала устанавливают каждый факт, проверяют каждое доказательство в отдельности. Имея перед собой все доказательства, судьи сопоставляют их друг с другом, выясняют их совпадение или несовпадение, разрешают возникшие противоречия между ними. И только тогда, когда судьи располагают совокупностью всех проверенных доказательств, они могут дать им окончательную оценку на основе требований закона и в соответствии со своим внутренним убеждением, основанным на критической проверке и оценке всей совокупности доказательств.

Правильное формирование внутреннего убеждения судей может происходить лишь при условии, когда они полностью свободны от предубежденности и предвзятости. Созданию таких условий способствует ряд правил, содержащихся в уголовно-процессуальном законодательстве. Это правила об отводе и самоотводе судей и, в частности, правила об отводе судей по обстоятельствам, вызывающим сомнение в их беспристрастности; правила о недопустимости совмещать обязанности судьи с выполнением каких-либо других обязанностей по разбираемому судом делу; правила о недопустимости повторного участия судьи в новом судебном разбирательстве после отмены первоначального приговора, а также о недопустимости участия судьи первой инстанции в вышестоящих судах при рассмотрении того же дела в порядке кассационного и надзорного производства и т. д. Цель этих правил — обеспечить беспристрастность и объективность судей, призванных постановить приговор по делу.

 

10.Профессионально важные психологические качества личности

Прокурора.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор выполняет последовательно следующие функции:
1) изучает материалы и заключение предварительного следствия;
2) участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о предании подозреваемого суду;
3) участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты;
4) готовит и произносит в суде обвинительную речь. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных прений. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном разбирательстве и имеет огромный социально-психологический эффект, протекая обычно на фоне напряженного ожидания и активного интереса всех присутствующих в зале судебного заседания. Эта речь обычно имеет категорически утвердительный, наступательный характер как протест общества против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства.

К профессионально важным свойствам личности прокурора, играющим существенную роль в успешности его деятельности, следует отнести:
аналитико-синтетические свойства мышления, его теоретичность и логичность;
высокое чувство ответственности, социальную направленность эмоций, честность и мужество;
развитые волевые качества (принципиальность, настойчивость, самоконтроль).
экстравертированность;
способность осуществлять внушающее воздействие; выразительность и моторную сдержанность мимики и пантомимики.

 

11.Внимание как психический познавательный процесс: понятие, виды










И закономерности.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Процесс человеческого познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации — от восприятия до практического действия.
Выделение в познавательных процессах их отдельных видов в значительной мере условно, однако оно помогает в практике изучении психики.
В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов:
-специфические;
-неспецифические.

Специфические познавательные процессы
Специфические или собственно познавательные — это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.
Среди специфических процессов обычно рассматриваются:
Ощущения -процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;
Восприятия — результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат. perception — представление, восприятие);
Мышление -высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают: понятия, суждения и умозаключения.
Неспецифические познавательные процессы
Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность:
Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;
Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;
Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;
Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

 

12.Психологическая структура следственной деятельности.

Психологическая характеристика деятельности следователя предполагает раскрытие ее психологической структуры, т. е. выяв­ление профессионально значимых компонентов.

Социальная деятельность охватывает политический аспект деятельности следователя как одного из организаторов борьбы за искоренение преступности. Она же включает в себя и профилакти­ческие мероприятия, правовую пропаганду, участие следователя в перевоспитании преступника.

Поисковая (познавательная) деятельность — это в первую очередь собирание следователем информации о событии преступ­ления.

Реконструктивная деятельность представляет собой текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвиже­ние на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие. С их помощью следователь до суда проверяет подлинность созданной конструкции. Планирова­ние — также результат реконструктивной деятельности.

Удостоверительная деятельность — это приведение всей до­бытой информации в специальную, предусмотренную законом фор­му — протокол, постановление и т. д.

Коммуникативная деятельность заключается в получении не­обходимой информации посредством общения. Особенно большой удельный вес этот вид деятельности имеет при допросах.

Организаторская деятельность состоит в волевых действиях, направленных на реализацию и проверку гипотез (версий) и пла­нов. Она проявляется в двух формах: самоорганизации и организа­ции людей для коллективного решения профессиональной задачи.

 

13.Цели, методы и пределы диагностики личности в уголовном

процессе.

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следу­ющим основным требованиям:

надежности, исключающей промахи в виде грубых нарушений процедуры измерения, а также различного рода случайные или система­тические ошибки сбора данных и их измерения;

валидности (или адекватности), т.е., в какой мере тест измеряет то психическое качество, для оценки которого он предназначен;

стандартизации, представляющей линейное или нелинейное пре­образование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исход­ных оценок новыми, производными, облегчающими понимание резуль­татов тестирования;

практичности в виде достаточной простоты, экономичности, эф­фективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

Условно существующие тесты и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты (эксперты) психологи в сфере правоохранитель­ной деятельности, условно можно разбить на четыре большие группы.

Первая группа — психофизиологические методы диагнос­тики функциональных состояний индивида.С их помощью иссле­дуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека-оператора. К ним относятся электрофизио­логические показатели: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма. В эту же группу можно также включить методики, фиксирующие биохимические изме­нения в организме при различных экстремальных состояниях психики. Например, в качестве информативных признаков при диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови и моче так называ­емых гормонов стресса — адреналина и норадреналина.

Вторая группа — интеллектуальные психологические тесты,с помощью которых исследуется интеллектуальный уровень раз­вития человека. К этой же группе можно отнести методики, позволяю­щие оценивать сформированность у испытуемого познавательных про­цессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также развитие речи, его отдельные навыки, умения, способности.

Третья группа включает личностные, так называемые ан­кетные тесты в виде опросников,предназначенных для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности путем получения от испытуемого односложных ответов (типа верно — невер­но или да — нет — не уверен) на строго определенные вопросы-утверж­дения. Например: «я редко беспокоюсь о своем здоровье», «я никогда не нарушал закона» («да, верно» либо «нет, не верно»). В подобных случа­ях испытуемый лишен возможности давать произвольные ответы. Поэ­тому подобного рода опросники (вопросы) называются закрытыми. Выбор краткого ответа на какой-либо вопрос зависит от степени выра­женности того или иного свойства у испытуемого. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые можно довольно точно определить свойства его ха­рактера, некоторые способности, ведущие мотивы поведения, направ­ленность личности.

Четвертая группа — проективные (прожективные) тесты, в основе построения которых лежит механизм проекции.В психо­логии проекция (буквальный перевод с латинского projectio — броса­ние от себя) — это психический процесс бессознательного перенесе­ния, приписывания субъектом другим людям своих собственных ка­честв, состояний, взглядов, идей, доминирующих потребностей, моти­вов, «значащих переживаний», «личностных смыслов». Проекция может также выражаться в неправильных, ошибочных умозаключени­ях, принимаемых решениях, обусловленных каким-то прежним, ранее усвоенным, иногда негативным опытом. Эти психические явления в виде стимулов, побуждений бывают настолько скрыты, что часто не от­ражаются в сознании человека, хотя их влияние на его поведение чрез­вычайно велико. Поэтому, чтобы глубоко разобраться, почему человек поступил так, а не иначе, нужно выявить эти проекции, а за ними и его скрытые побуждения, импульсы, чувства, состояния

 

14.Професионально важные психологические качества личности судьи.

 

Эффективное осуществление судебной деятельности зависит не только от этики, но и от психологии. Этика и психология взаимосвязаны множеством порою совсем невидимых нитей. На практике в тех сложных и исключительно динамичных обстоятельствах, которые сопутствуют профессии юриста, они взаимообусловлены теснейшим образом и нередко действуют воедино.

Качественное осуществление всех стадий судебного процесса зависит от профессиональной направленности. Важнейшим элементом профессиональности судьи является профессиональный долг, связанный с профессиональной честью, постоянным повышением мастерства, воспитанием у людей уважения к закону, высокими требованиям морали.

Особое отношение в судебной деятельности занимает судейская совесть, которая формируется на основе правовых и этических требований. Судейская совесть заставляет судью действовать согласно своим убеждениям и профессиональным возможностям.

Деятельность судьи требует строгого соблюдения нравственных требований, учитывая воспитательное значение всех процессуальных действий и решений суда. А. Ф. Кони писал: "Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнении формы и образов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа" [1].

Необходимо помнить, что за действиями судьи внимательно следит большое количество людей, анализируя и обсуждая соблюдение им правовых и нравственных норм, его поступки, слова, жесты, мимику и т.д. Поэтому судья должен обладать сильной волей, быть решительным, внимательным, объективным и принципиальным, в меру строгим. Приводимые им доводы и аргументы должны быть убедительными, понятными участникам процесса и присутствующим людям.

Наличие у судьи соответствующих нравственно-психологических качеств способствует всестороннему и объективному рассмотрению дел, предупреждению появления у него признаков профессиональной деформации (например, предвзятости, жесткости и т.д.). Общеизвестно, что предвзятость влечет за собой односторонность оценки собранных по делу доказательств, предубежденность порождает судебные ошибки.

Своим обликом судья обязан воспитывать у людей уважение к судебным органам, вырабатывать уверенность в справедливости вынесенным ими решений.

Профессиональная деятельность судьи требует от него развитых психофизиологических качеств – эмоциональной стабильности (умение владеть сильными эмоциями), длительной работоспособности, "помехоустойчивости" (свойство всех психических явлений в большей или меньшей степени сохранять целесообразную структуру в условиях влияния неблагоприятных деформирующих ее факторов), быстрого ориентирования в ситуации, находчивости, развитых свойств внимания (устойчивости, непереключаемости и др.)

Судебная практика показывает, что у судей под влиянием условий их служебной деятельности могут развиваться и негативные качества – профессиональная деформация. Термин "деформация" используется для обозначения различных изменений и явлений внешнего мира, а также для изменений психических явлений под воздействием среды, в которой осуществляется деятельность (например, под влиянием особенностей профессии).

Причины профессиональной деформации судьи классифицируются на объективные (наличие властных полномочий, дефицит времени и перегрузки, частое возникновение остроконфликтных судебных ситуаций и др.) и субъективные (хроническое переутомление, низкий профессиональный уровень, отсутствие умения и навыков контролировать свое поведение, недоверие к людям, подозрительность, безответственность, самоуверенность, раздражительность, вспыльчивость, грубость, уверенность в своей непогрешимости, карьеризм, отсутствие самокритичности, "эмоциональное выгорание", неблагоприятные бытовые условия и др.).

Одним из наиболее опасных следствий профессиональной деформации личности судьи выступает чрезмерная подозрительность. Возможна, например, ситуация, когда судья выносит подсудимому необоснованно суровый приговор, не соответствующий содеянному. Результатом профессиональной деформации могут быть изменения психофизиологических и характерологических качеств судьи. Но профессиональная деформация не обязательный признак судебной деятельности, ее появление можно предупредить. Здесь важную роль играют система строгого соблюдения морально-нравственных правил поведения судьи, правильная организация труда, общение с людьми неюридической профессии и т.д.

Судья должен уметь владеть собой, заниматься самовоспитанием, самоанализом, положительно относиться к критике. Ему должно быть присуще качество здоровой самокритичности.

 

15.Средства общения и их характеристика.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

§ передача информации

§ восприятие друг друга

§ взаимооценка партнерами друг друга

§ взаимовлияние партнеров

§ взаимодействие партнеров

§ управление деятельностью и т.д.

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

§ интенциональные — специально производимые для передачи информации

§ неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

§ Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

§ Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

§ Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

§ Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

§ Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

§ Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

§ Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

 

16.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве:

предмет, компетенция.

Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления органов суда и следствия. На разрешение экспертизы выносятся возникающие в судопроизводстве вопросы оценки различных свойств личности, особенностей психического состояния, тех или иных индивидуально-психологических характеристик участников судебного процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетеля). Квалифицированные и объективные заключения экспертизы призваны способствовать повышению научной обоснованности, индивидуализации и эффективности судебных санкций.

Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей.

Под компетенцией психологической экспертизы следует понимать совокупность поставленных перед экспертами задач, их возможностей и полномочий.

Компетенция судебно-психологической экспертизы определяет рамки задаваемых эксперту вопросов, границы разрешаемых им ситуаций и строго ограничена законом (УПК, ГПК и т. д.). В частности, эксперт-психолог решает вопросы, заданные ему следователем в постановлении, и не вправе выходить за рамки этих вопросов В некоторых случаях необходима постановка дополнительных вопросов для разрешения какой-либо возникшей ситуации, тогда эксперт имеет право запросить следователя (лицо, ведущее дознание) дополнить постановление, а в отдельных случаях — назначить дополнительную либо повторную экспертизу. Закон, ограничивая компетенцию эксперта, тем самым устанавливает рамки решаемых им вопросов.

 

17.Общее понятие об эмоциональных процессах личности.

1. По знаку эмоции делятся на положительные и отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вторых — страх, гнев, ярость.

2.По интенсивности и длительности. Настроение — устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств, настроения не имеют явной направленности на какой-то объект. Особенности настроений как Эмоция (в узком смысле слова) — переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности.

Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении.

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине). Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.

Страсть — чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Аффект — интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека (рис. 13.6). Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

3. По степени мобилизации организма.

Эмоции по воздействию на организм делят на стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг), и астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.

4. По специфическому содержанию (модальности).

· Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.

· Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.

· Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

· Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).

· Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.

· Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

· Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

· Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

· Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

· Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.

 

18.Психологические основы допроса потерпевшего на предварительном
















Следствии.

Допрос — одно из распространенных следственных процессуальных действий.

Допрос свидетеля и потерпевшего одна из разновидностей допроса, которая подробно регламентируется ст. 369 УПК РК (допрос потерпевшего) и ст. 370 УПК РК (допрос свидетелей) [1]. Основные требования, предъявляемые к допросу: 1) Законность. 2) Неразглашение обстоятельства интимной жизни допрашиваемого. 3) Недопустимость производства допроса в ночное время (кроме случаев, не терпящих отлагательства). 4) Недопустимость действий, нарушающих правила морали
Основу данного следственного действия составляет личное общение следователя с допрашиваемым с целью получения у него сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Тактическая задача следователя при производстве допроса свидетелей и потерпевших — выяснение информационного и психологического состояния допрашиваемого, определение его отношения к искомой информации, установление возможного противодействия с его стороны и т. д.

Крайне важным для достижения целей допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым

С того момента, как психологический контакт установлен, следователь предлагает допрашиваемому рассказать все, что известно об обстоятельствах дела. Этот этап допроса называется свободным рассказом допрашиваемого. В ходе данного этапа допроса он рассказывает известные ему факты в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или же которую он избирает сам. Рассказ допрашиваемого не рекомендуется следователю прерывать репликами или вопросами, так как это может сбить с последовательного изложения обстоятельств, имеющих отношение к делу. Как только показания изложены, следователь, используя различные вопросы, уточняет и выявляет факты, которые не упомянул допрашиваемый в ходе свободного рассказа. Полученные показания могут являться ложными либо умышленно, либо при добросовестном заблуждении. Если следователь считает, что полученные показания являются ложными, то он должен изобличить допрашиваемого во лжи и получить правдивые показания. При добросовестном же заблуждении следователь должен помочь допрашиваемому свои ошибки исправить.

 


Адвоката.

Психологическая профессиональная пригодность – это часть профессиональной пригодности, оценивающая соответствие индивидуально-психологических качеств личности требованиям профессии. Профессиональная пригодность в целом – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда (включает в себя помимо психологических медицинские показатели).

Можно выделить следующие группы профессионально значимых качеств личности адвоката:

– качества, характеризующие социальную зрелость, обеспечивают высокий уровень правосознания, социальной ответственности, стремление к саморазвитию, позитивный взгляд на мир в целом, доминирование социально значимых мотивов профессиональной деятельности. К ним относятся честность, порядочность, ответственность, социальная терпимость, оптимизм, развитые волевых качеств, адекватная самооценка и т.п. Неблагоприятными качествами являются низкий нравственный облик, склонность к обману, безответственность;

– интеллектуальные качества; помимо глубоких профессиональных знаний адвокату необходимо иметь развитый интеллект, гибкое творческое мышление, высокую умственную работоспособность, аналитический склад ума, прогностические способности, активное восприятие, хорошую память, устойчивое внимание, развитое воображение. К интеллектуальным качествам можно отнести эрудированность, интеллектуальную гибкость, креативность, наблюдательность и т.п. Неблагоприятными для адвоката являются слабый интеллект, плохая память, неразвитая речь;

– коммуникативные качества обеспечивают способность устанавливать эмоциональные контакты, поддерживать доверительные отношения, умение слушать, ораторские способности, умение эффективно разрешать конфликты, контролировать свои эмоции. Это доброжелательность, проницательность, вежливость, эмпатийность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, адекватная самооценка, развитая воля, самоконтроль и т.п. Качествами, затрудняющими общение, являются замкнутость, повышенная обидчивость, тревожность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость;

– организаторские качества – это активность, инициативность, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, организованность, дисциплинированность. Они нужны адвокату в первую очередь для правильной организации своего рабочего времени, планирования своего графика. Иногда адвокату приходится организовывать работу команды для эффективного решения профессиональных задач. Особенно организаторские качества нужны адвокату, находящемуся на руководящей должности: заведующему консультацией, председателю коллегии адвокатов, президенту гильдии адвокатов. Неблагоприятными качествами являются агрессивность, эмоциональная неустойчивость, безответственность, тревожность, недисциплинированность;

– эмоционально-волевые качества, обеспечивающие устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля, высокую работоспособность в экстремальных ситуациях. К ним относятся сдержанность, ответственность, терпеливость, гибкость, развитые адаптивные свойства нервной системы и т.п. Неблагоприятными качествами являются несдержанность, вспыльчивость, грубость, агрессивность, импульсивность, быстрая истощаемость нервных процессов. "Несокрушимое спокойствие есть венец человеческого самообладания, и одно из существенных свойств хорошего адвоката"

 

Следствии.

Допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого. Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача.

Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.

Вызванные по одному и тому же делу свидетели и потерпевшие должны допрашиваться таким образом, чтобы они не имели возможности общаться между собой. Такие условия допроса обеспечивают наиболее благоприятную обстановку для получения правдивых показаний.

 Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.

Перед допросом свидетеля или потерпевшего следователь удостоверяется в их личности, разъясняет их права и обязанности и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем отбирается соответствующая подписка. Этим лицам разъясняется правило ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном следователь свободен при выборе тактики допроса. Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.

 Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными частью второй статьи 53 УПК РФ. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса.

 

Сотрудников ОУР и ОБЭП.

 

34.Психологические основы организации и деятельности следственно-

оперативной группы.

 

Поведения.

Внутреннее состояние готовности человека к действию предшествует поведению и имеет название аттитюд (от англ. Attitude - отношение, установка).

Аттитюд формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивную (направляет поведение или управляет им) функцию в отношении поведения индивида.

Он также определяет:

· устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются;

· освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях;

· может выступать и как фактор, который предопределяет инертность действия и тормозит приспособления к новым ситуациям, которые требуют изменения программы поведения.

В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка, выделяют три уровня регуляции поведения - уровни смысловых, целевых и операционных аттитюдов.

Смысловые аттитюды состоят из информационного (мировоззрение человека), эмоционального (симпатии, антипатии в отношении другого объекта), регулятивного (готовность действовать) компонентов.

Они помогают воспринимать систему норм и ценностей в группе, сохранять целостность поведения личности в ситуациях конфликта, определять линию поведения индивида т.д.

Целевые аттитюды обусловлены целями и определяют устойчивость течения определенного действия человека.

В процессе решения конкретных задач на основе учета условий ситуации и прогнозирования развития в этих условиях, оказывают операционные аттитюды, которые проявляются в стереотипности мышления, конформном поведении личности и т.д.

Личность, выступая субъектом общения в группе, имея определенную позицию в социальной среде, характеризуется оценочным, выборочным отношением к людям, которые ее окружают. То есть она сопоставляет, оценивает, сравнивает и выбирает людей для общения, руководствуясь возможностями конкретной группы и своими собственными потребностями, интересами, установками, прошлым опытом общения, которые в совокупности создают конкретную ситуацию жизнедеятельности личности, предстают как социально-психологический стереотип ее поведения.

40.Психологические основы розыска преступника.

В области разработки психологических основ розыска наиболее перспективно дальнейшее исследование возможностей и путей использования теории рефлексивных игр, а также выяснение характера и механизма действия факторов, стимулирующих деятельность субъекта розыска. По традиции к числу таких факторы можно отнести чувство ответственности перед законом и сознание служебного долга, ожидание удовлетворения от решения поставленной задачи, стремление подтвердить свое интеллектуальное превосходство над противостоящей стороной, свои профессиональные качества следователя и т. д..

 

Потерпевшего.

Допрашиваемые в суде лица — «величины сомнительные». Они могут отказаться от показаний, данных на предварительном следствии, усилить или ослабить их, могут дать показания о новых фактах, разрушающих все предварительное следствие, и могут стать на стезю ложных показаний. Показания допрашиваемых лиц — динамическая основа всего судебного процесса. Искусство судопроизводства — прежде всего искусство допроса.

Особого мастерства и психологической интуиции требуют вопросы, направленные на диагностику и преодоление ложных показаний.

Ложность показаний диагностируется по ряду признаков:

• бедности эмоционального фона показаний, схематичности, заученности их вербальной структуры; лексическим особенностям показаний, не соответствующим личностным особенностям допрашиваемого лица;

• проговоркам в высказываниях, указывающим на осведомленность лица относительно скрываемых им обстоятельств;

• стереотипному совпадению показаний нескольких лиц; неспособности детализировать описание события;

• повышенной самореабилитации;

• уклончивости ответов на прямые вопросы;

• незнанию обстоятельств, которые должны были войти в поле непроизвольного восприятия и запоминания.

Разоблачению лжесвидетельств содействуют получение информации из различных источников, повторные допросы с применением уточняющих, детализирующих и контрольных вопросов.

Ко лжи чаще всего прибегают отдельные обвиняемые и свидетели. Потерпевшие же в массе своей склонны к преувеличенному искажению событий.

Обвиняемый и потерпевший в судебном процессе образуют единую систему. Без выявления характерологических особенностей потерпевшего невозможно раскрыть существо дела. Поведение потерпевшего может быть неосмотрительным, рискованным, легкомысленным, провокационным. Виктимные особенности потерпевшего существенны для выяснения степени ответственности обвиняемого. Суд выявляет юридически значимые особенности, характеризующие личность потерпевшего; тяжесть телесных повреждений; беспомощное, опасное для его жизни болезненное состояние; социальные признаки личности (материальное положение, социальный статус и др.); правомерность-неправомерность поведения; взаимоотношение с обвиняемым (отношения родства, опеки, служебная, материальная и иная зависимость).

Поведение потерпевшего влияет, как известно, на квалификацию преступления. (Так, квалификация убийства из хулиганских побуждений будет отвергнута, если убийство совершено на почве личных неприязненных отношений.)

Провоцирующее поведение потерпевших суды должны признавать основанием для смягчения наказания.

Судебное следствие допускает использование приемов правомерного психического воздействия, не ограничивающих свободу волеизъявления, на лиц, умышленно противодействующих достижению истины. Это могут быть и внезапная постановка эмоционально воздействующих вопросов, и предъявление новых неожиданных доказательств, заключений экспертиз, организация перекрестного допроса, очной ставки и т. п. Всем допрашиваемым может быть оказана мнемическая помощь: напоминание об отправных событиях, их последовательности, опора на эмоционально окрашенные обстоятельства, привязка к жизненно важным для данного индивида событиям, побуждение к установлению ассоциативных связей.

Суд вправе проводить все следственные действия, предусмотренные законом. Протоколы следственных действий предварительного расследования подлежат критической оценке. Тщательно исследуются материалы судебных экспертиз, а эксперты могут быть допрошены.

Понятие и виды общения.

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека – это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения – способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

1. По содержанию:

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;

2) кондиционное – общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное – в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;

4) когнитивное – передача знаний друг другу; 5) деятельное – передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

2. По целям:

1) биологическое – общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное – общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

3. По средствам:

1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.);

2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

4. В зависимости от мотивов общения:

1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

 

Преодоления.

Профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед ним задач. Она обычно выражается в равнодушии, властолюбии, подозрительности, скептицизме, правовом нигилизме, ложной корпоративности (защита «чести мундира»), схематизме мышления, карьеризме, индивидуализме и т.п.

Профессиональная деформация юриста — это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности.

Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разновидности:

- правовой нигилизм,

- правовой инфантилизм, или пробельность правосознания,

- негативно-правовой радикализм,

- спекулятивно-правовой популизм

- нравственно-правовой конформизм.

Правовой нигилизм выражается в неуважительном отношении к праву, в неверии в его общеполезную роль в социальной жизни и отрицании ценности правового регулирования.

Разочарование в правовых идеалах, утрата веры в абсолютную ценность идеи законности и справедливости, своеобразная установка на выход из правового поля деятельности и стремление противопоставить идее права иные ценности неправового характера — таковы основные черты правового нигилизма должностного лица.

Правовой инфантилизм - пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций; юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности.

Негативно-правовой радикализм - неуважение к праву у негативных радикалов трансформируется в противоправный умысел использовать должностное положение в личных корыстных, карьерных и иных антисоциальных целях.

Отсюда, взяточничество, мошенничество, должностной подлог и весь «букет» прочих злоупотреблений властным положением.

Спекулятивно-правовой популизм как особая разновидность профессиональной деформации выражается в субъективном настрое должностного лица на внешнюю аффектацию своей личности и результатов деятельности, на подчеркивание исключительной значимости своего отношения к делу и стремления на этой основе укрепить свой социальный и служебный статус. Это идейно-психологическая готовность «работать на публику», искусственно рассчитывая на популярность собственных правовых воззрений и практических действий и выигрыш в мнениях и оценках других людей.

Нравственно-правовой конформизм характеризует правосознание должностного лица, ориентирующегося в своей деятельности на образцы и стандарты ролевого поведения, культивируемого в данной социальной среде. Пассивность и безынициативность — главные черты конформизма.

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей

Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

2) Использование "тайм-аутов"

Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции.

Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование

Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.

Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

Таблица. Диагностика лжи

 

57.Задатки и способности как индивидуально-психологические

особенности личности.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех выполнения той или иной деятельности и легкость (различия в динамике) овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками.Признаки понятия «способности»: Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.В о-вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Способности - это возможности по отношению к знаниям, умениям, навыкам. Превратится ли возможность в реальность зависит от многих причин.Способности - проявляются в знаниях, умениях, навыках, но к ним не сводятся. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.Способностиобнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений, навыков.

Индивидуально-психологические особенности личности – это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях, образующиеся в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения.

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей: репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения; творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей.

Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности. Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность – это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях.

Одаренность – понятие многогранное. Она может рассматриваться как:

качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

• общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности;

• умственный потенциал человека, его интеллект;

• совокупность задатков, предпосылок способностей.

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.

Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.

Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка при соответствующих условиях могут выработаться разные способности. Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т. д. На основе такого задатка, как быстрота, тонкость и ловкость движений, могут выработаться способности гимнаста, скрипача, хирурга, а также вора-карманника.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности.

 

Группы.

Под психологическими особенностями личности (в том числе и личности преступника) понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

Результаты эмпирического изучения личности преступников в сравнении с законопослушными гражданами свидетельствуют о наличии некоторых отличительных черт в структуре личности.

Установлено, что преступники от непреступников на статистическом уровне отличаются весьма существенными психологическими особенностями, которые и обусловливают их противоправное поведение. «Иными словами, — отмечает Ю.М. Антонян, — понятие личности преступника может быть наполнено этим психологическим содержанием. Поскольку же указанные психологические черты участвуют в формировании нравственного облика личности, есть основания утверждать, что преступники от непреступников в целом отличаются нравственно-правовой спецификой».

Результаты исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них личностные черты.

Плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе.

Импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости.

Нарушение или деформированность нормативного контроля. Они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации.

Нарушения в сфере общения. Неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это, в свою очередь, снижает возможность адекватной ориентации, продуцирует возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность — с другой.

Основные закономерности формирования преступной группы:
добровольное объединение;
единая цель совместной деятельности;
постоянное расширение преступной деятельности;
формирование преступных групп от простых объединений до групп высокого уровня организации;
существование внутренней психологической структуры группы;
выдвижение лидера преступной группы.

Существует следующая типология традиционных преступных групп:
1) простая организованная группа;
2) структурная (сложная) организованная группа;
3) организованная преступная группировка;
4) бандитское формирование;
5) преступная организация (сообщество);
6) мафия;
7) кооперация профессиональных преступных лидеров («воров в законе»).

Организованная преступная группировка — это многочисленное преступное образование, объединяющее в своих рядах десятки и даже сотни лиц, активно занимающихся преступной деятельностью.

Структура организованных преступных образований, состоящих из нескольких десятков активных членов, включает три уровня структурных звеньев:
1) на нижнем уровне — исполнительные звенья (элементы);
2) на среднем уровне — организационно-контрольные звенья и группы безопасности;
3) на верхнем уровне — руководящие звенья (группы лидеров, элитарная группа).

Исполнителями могут быть рядовые представители разных видов преступности, как экономической, так и общеуголовной.

Основными задачами организационно-контрольного звена, расположенного в средней части преступной пирамиды, являются:
обеспечение реализации решений руководителей сообщества;
контроль за деятельностью исполнителей;
осуществление всевозможных посреднических полномочий;
разработка мер по повышению результативности преступной деятельности исполнителей;
разрешение споров между отдельными членами организации и входящими в нее группировками;
сохранение преступно добытых ценностей;
организация материальной помощи членам преступного формирования, попавшим в места заключения, и их семьям.

Высшие эшелоны власти преступных сообществ состоят из лидеров и приближенных к ним лиц. Все они решают общие организационные вопросы, вырабатывают стратегию и тактику преступной деятельности,
принимают меры по «отмыванию» и приумножению преступно добытого капитала, поддерживают связи с другими преступными сообществами, в том числе зарубежными.

Современному лидеру организованного преступного сообщества присущи следующие черты:
наличие опыта преступной деятельности;
сильные волевые качества;
довольно высокий уровень умственных способностей;
большая физическая сила;
умение держать слово;
предприимчивость;
коммуникабельность;
решительность в действиях;
быстрота ориентирования и способность принимать решения в сложных для преступного сообщества ситуациях;
умение обеспечить конспиративность подготавливаемых и совершаемых формированием преступлений;
знание внутренних и внешних условий функционирования сообщества.

В криминальной психологии лидеры преступных групп по стилю руководства подразделяются на следующие категории:
1) лидер-вдохновитель — предлагает свою программу, определяет нормы поведения, цели и задачи;
2) лидер-инициатор — лично организует действия преступной группы и руководит ими, осуществляет программу, выработанную ранее всей группой;
3) лидер смешанного типа — сочетает в себе черты лидера-вдохновителя и лидера-организатора, задает программу и одновременно организует ее выполнение.







































Виды, закономерности.

Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью.

По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения.

Классификация ощущений:

Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

 

Личности.

Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности, выделяют:
отклонения характера;
отрицательное влияние социального окружения;
педагогическую запущенность.

Психологический анализ личностных факторов, опосредующих совершение преступлений, основывается на трех типообразующих признаках:
1) отношения личности;
2) направленность личности;
3) мотивационно-побудительная сфера.

В преступной деятельности проявляются четыре типа отношений личности.

Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности: жизни, здоровью, чести, достоинству, спокойствию и т.д. Этот тип отношений характерен для преступников, совершивших убийства, оскорбления, изнасилования, занимавшихся клеветой. К данному типу относятся также большинство хулиганских правонарушений.

Корыстно-частнособственническое отношение свойственно лицам, совершившим служебно-корыстные и корыстно-хозяйственные преступления, кражи, грабежи, разбои, мошенничества.

Индивидуалистически-анархическое отношение к различным социальным установлениям и обязанностям присуще лицам, совершившим хозяйственные преступления, преступления против порядка управления, против правосудия, различные воинские преступления.

Легкомысленно-безответственное отношение, проявляющееся в неосторожных преступлениях.

Что же касается направленности личности, то можно также выделить четыре основных типа.

Аморальная направленность, не влекущая уголовной и иной ответственности, но нарушающая моральные нормы общества.

Асоциальная направленность, которой обладают лица с поведением, не совпадающим с интересами общества, но не причиняющим существенного вреда. К таковым относятся проституция, попрошайничество, мелкая спекуляция.

Антисоциальная направленность, приносящая вред, не представляющий, однако, опасности главным условиям общественного бытия. Ею обладают лица, совершающие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками.

Преступная (общественно опасная) направленность, угрожающая условиям общественного бытия — убийства, членовредительство, хищение социалистической собственности, государственные и военные преступления.

В зависимости от преобладания тех или иных мотивов, мотивационно-побудительная сфера личности преступника дифференцируется следующим образом:
1) корыстно-утилитарная мотивация поведения;
2) мотивация социального престижа;
3) мотивация самоутверждения;
4) мотивы хулиганских побуждений;
5) мотивы озорства;
6) суицидальная мотивация (самоубийства);
7) персонифицированная (личностная) мотивация поведения;
8) низменная мотивация;
9) антисоциальная мотивация.

 
















Виды, закономерности.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.Основой другого типа классификации видов восприятия являются формы су­ществования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и вос­приятие движения.

Закономерности восприятия:
Предметность
. Связана с психическими образами предметов, осознаваемыми не в качестве образов, а в качестве реальных предметов. Точнее говоря предметность отражает степень адекватности восприятия образов в реальности.

Избирательность. Отражает вычленение одного из объектов общего фона. Здесь он является системой отсчета, которая дает оценку другим качествам воспринимаемого объекта. Избирательному восприятию сопутствует качество центрации — это субъективное расширение фокуса внимания и при этом сокращение периферийной зоны. При уровне значимости объекта человек чаще всего выделяет основной объект и объект большего размера..

Константность. Показывает отражение основных качеств объектов независимо от измененных условий восприятия. Например, восприятия формы предмета при различной освещенности и или в зависимости от расстояния до объекта. Данный показатель отражает наблюдаемый объект независимо от точки наблюдения.

 Структурность. Показывает целостность и устойчивость некоторых компонентов перцептивных образов. Данная закономерность означает, что восприятие не является суммой ощущений. Например, при звучании мелодии человек слышит различные звуки музыкальных инструментов, а не общие показатели.

Категориальность. Восприятие связано с осмысленностью и обобщенностью. Объекты воспринимаются не как данность, а соответствуют некоторым классам объектов. Здесь выявляется взаимосвязь восприятия и мышления, а в случае обобщенности, проявляется взаимосвязь мышления и памяти.
Апперцепция. Восприятие связано с зависимостью человека от его предыдущего опыта, от присутствия у него знаний, увлечений и пристрастий. Так проявляется постоянная апперцепция. При временной апперцепции восприятие человека зависит от его эмоциональных состояний.

 



Уголовном процессе.

В процессе предварительного следствия психолог может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта. Роль психолога в качестве специалиста, привлеченного к участию в производстве следственных действий, регламентируется нормами УПК РФ.

Применение знаний психологии способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений, а также перевоспитания лиц, совершивших преступления. В практике работы наиболее опытных следователей есть много примеров успешного разрешения сложных ситуаций при помощи психолога, выступающего в качестве специалиста-консультанта или эксперта.

Психолог в процессе предварительного следствия может участвовать в качестве:

1) консультанта по делу; 2) специалиста; 3) эксперта.

Законом предусматривается, что при допросе малолетних и несовершеннолетних лиц обязательно должен участвовать педагог. Эту же функцию можно поручить и детскому психологу – специалисту, который обладает научными знаниями в области психологии детей и подростков и владеет профессиональными практическими навыками общения с детьми. В этих случаях психолог поможет скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком и дать сове- ты и необходимые сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Именно психолог может подсказать тактику проведения допроса, создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности и недоверия ребенка, а также поможет преодолеть негативистскую позицию подростка, стеснение и стыдливость несовершеннолетней потерпевшей от полового посягательства.

Аналогичные задачи решает психолог в отношении умственно отсталых лиц. Психолог своими действиями должен способствовать установлению контакта между следователем и несовершеннолетним, а также дифференцировать вопросы задаваемые в ходе допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого.

Особое значение приобретает сотрудничество с психологом при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог призван оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить ее лидеров и распределение ролей в группе, а также способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него при расследовании преступления.

Помочь следователю выработать оптимальный индивидуальный ритм деятельности, преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации может только профессиональный психолог.

Период развития общества .

71. Психологическая культура юриста: понятие и содержание.

Психологическая культура юриста занимает центральное место в юридической (правовой) психологии и входит в систему знаний юридической деонтологии. Профессиональная компетентность юриста в значительной степени определяется его личностным потенциалом, т.е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры. Судья и следователь, прокурор и адвокат, администратор и воспитатель исправительных колоний, нотариус и юрисконсульт, инспектор уголовного розыска и криминалист-эксперт должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных правовых отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. В условиях роста преступности в таких его опасных формах, как организованная преступность, заказные убийства, убийства на сексуальной почве и др., юристу иногда сложно выполнить современные требования гуманизации процесса расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. С одной стороны, он обязан повысить эффективность своей деятельности, с другой - усилить охрану и защиту прав и интересов граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности. Структура: Наиболее устоявшимися элементами структуры в научной среде считаются криминальная психология, судебная психология и исправительно-трудовая психология. Каждая из них основывается на психологической культуре юриста-профессионала, поскольку имеет дело с личностью.Криминальная психология - наука, изучающая психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности и групп правонарушителей, образованием их преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, созданием преступного стереотипа поведения. Судебная психология - наука, изучающая основы раскрытия и расследования преступлений, судебно-психологической экспертизы и психологических аспектов судебного процесса. - наука, исследующая специфику перевоспитания Исправительно-трудовая психологияи исправления лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях.

Понятие и типы темперамента.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и пр.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).
Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик - сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
Меланхолик - слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.
Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика - в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.






Дата: 2019-04-23, просмотров: 373.