Неспецифические познавательные процессы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность:

Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;

Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;

Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;

Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

 

8.Психологические основы осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия(ОМП), как правило, относится к первоначальным следственным действиям, а по большинству дел об особо опасных преступлениях против личности, расследование начинается с ОМП.
Психологическими особенностями ОМП являются следующие:
1. ОМП — незаменимое следственное действие. Непосредственно в процессе изучения следователь использует самые различные формы и методы познания, с целью установления фактов и обстоятельств, которые дают возможность обозначить ход расследования и выяснить истинный характер события.
2. Очень часто ОМП совпадает с недостатком информации и характеризуется неопределенностью следственной ситуации. Вопросы, которые ставит перед собой и пытается решить следователь имеют, как правило, комплексный характер.
3. Особенностью следственного осмотра также является его неотложный характер. Всякая отсрочка может привести к изменениям обстановки, утрате следов и улик, забыванию очевидцами и свидетелями важных для дела обстоятельств.
ОМП — это вид сложной комплексной деятельности, состоящей из действий следователя, специалистов и понятых, при руководящей роли следователя. Деятельность следователя в силу этого складывается из ряда операций и реализуется в познавательном, поисковом, организационном и удостоверительном элементах.

4. Кратко их обозначим. Познавательный элемент деятельности составляет восприятие обстановки, фактов, явлений, установление между ними причинной связи, выдвижение предположений, версий. Поисковый элемент деятельности — это поиск, обнаружение изменений, вызванных действиями преступника; изъятие следов, вещественных доказательств. Организационный элемент включает в себя руководство оперативной группой в ходе осмотра (организация охраны места происшествия, помощь потерпевшему, распределение функций между участниками осмотра и т. д.). Удостоверительный элемент деятельности следователя — это закрепление, удостоверение и фиксация в ходе осмотра следов, вещественных доказательств, установленных фактов. Следователь составляет протокол ОМП, чертит схемы и т. п. сам или с помощью специалистов производит фотографирование, киносъемку, видеозапись.
Указанное выше дробление деятельности следователя при ОМП носит в известной степени условный характер. На практике деятельность следователя представляет собой единое неделимое целое.
Каждое преступление приводит к определенным изменениям материальной обстановки, отражается в сознании людей. Изменения в обстановке места происшествия могут быть зафиксированы, обнаружены и использованы в качестве доказательств. Изменения материальной среды воспринимаются участниками осмотра, причем эффективность восприятия, а значит, и следственного действия в большей степени зависит от профессиональных качеств, психологических свойств, состояния эмоционально-волевой сферы субъектов восприятия.
Однако восприятием не исчерпывается содержание осмотра. Не менее важным оказывается решение мыслительных задач. Следователь не просто воспринимает обстановку места происшествия, а одновременно задает себе и пытается ответить на ряд вопросов, выдвигает версии и стремится в ходе осмотра проверить их.
Для успешного ОМП рекомендуется решать следующие задачи:
— Первая — собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.
— Вторая — проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли происшедшее событие.
— Третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия.

 

9.Психологический механизм оценки доказательств и формирования













Внутреннего убеждения.

Одной из важных гарантий постановления законного и обоснованного приговора является оценка доказательств по внутреннему убеждению судей, сложившемуся в ходе судебного разбирательства. Обязанность судьи подчиняться только закону и принимать решения по своему внутреннему убеждению вытекает из независимости. Внутреннее убеждение судей рождается и формируется на основании фактических данных в процессе исследования доказательств в судебном следствии, являясь его результатом. Внутреннее убеждение в уголовном процессе рассматривается как не связанная формальными предписаниями мыслительная деятельность субъектов, опирающаяся на достаточную совокупность рассмотренных доказательств. Под внутренним убеждением судей следует понимать их уверенность в правильности решения, принимаемого ими по делу, основанную на проверке и оценке всей совокупности доказательств. Судьи в процессе исследования доказательств сначала устанавливают каждый факт, проверяют каждое доказательство в отдельности. Имея перед собой все доказательства, судьи сопоставляют их друг с другом, выясняют их совпадение или несовпадение, разрешают возникшие противоречия между ними. И только тогда, когда судьи располагают совокупностью всех проверенных доказательств, они могут дать им окончательную оценку на основе требований закона и в соответствии со своим внутренним убеждением, основанным на критической проверке и оценке всей совокупности доказательств.

Правильное формирование внутреннего убеждения судей может происходить лишь при условии, когда они полностью свободны от предубежденности и предвзятости. Созданию таких условий способствует ряд правил, содержащихся в уголовно-процессуальном законодательстве. Это правила об отводе и самоотводе судей и, в частности, правила об отводе судей по обстоятельствам, вызывающим сомнение в их беспристрастности; правила о недопустимости совмещать обязанности судьи с выполнением каких-либо других обязанностей по разбираемому судом делу; правила о недопустимости повторного участия судьи в новом судебном разбирательстве после отмены первоначального приговора, а также о недопустимости участия судьи первой инстанции в вышестоящих судах при рассмотрении того же дела в порядке кассационного и надзорного производства и т. д. Цель этих правил — обеспечить беспристрастность и объективность судей, призванных постановить приговор по делу.

 

10.Профессионально важные психологические качества личности

Прокурора.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор выполняет последовательно следующие функции:
1) изучает материалы и заключение предварительного следствия;
2) участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о предании подозреваемого суду;
3) участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты;
4) готовит и произносит в суде обвинительную речь. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных прений. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном разбирательстве и имеет огромный социально-психологический эффект, протекая обычно на фоне напряженного ожидания и активного интереса всех присутствующих в зале судебного заседания. Эта речь обычно имеет категорически утвердительный, наступательный характер как протест общества против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства.

К профессионально важным свойствам личности прокурора, играющим существенную роль в успешности его деятельности, следует отнести:
аналитико-синтетические свойства мышления, его теоретичность и логичность;
высокое чувство ответственности, социальную направленность эмоций, честность и мужество;
развитые волевые качества (принципиальность, настойчивость, самоконтроль).
экстравертированность;
способность осуществлять внушающее воздействие; выразительность и моторную сдержанность мимики и пантомимики.

 

11.Внимание как психический познавательный процесс: понятие, виды










И закономерности.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Процесс человеческого познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации — от восприятия до практического действия.
Выделение в познавательных процессах их отдельных видов в значительной мере условно, однако оно помогает в практике изучении психики.
В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов:
-специфические;
-неспецифические.

Специфические познавательные процессы
Специфические или собственно познавательные — это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.
Среди специфических процессов обычно рассматриваются:
Ощущения -процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;
Восприятия — результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат. perception — представление, восприятие);
Мышление -высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают: понятия, суждения и умозаключения.
Неспецифические познавательные процессы
Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность:
Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;
Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;
Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;
Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

 

12.Психологическая структура следственной деятельности.

Психологическая характеристика деятельности следователя предполагает раскрытие ее психологической структуры, т. е. выяв­ление профессионально значимых компонентов.

Социальная деятельность охватывает политический аспект деятельности следователя как одного из организаторов борьбы за искоренение преступности. Она же включает в себя и профилакти­ческие мероприятия, правовую пропаганду, участие следователя в перевоспитании преступника.

Поисковая (познавательная) деятельность — это в первую очередь собирание следователем информации о событии преступ­ления.

Реконструктивная деятельность представляет собой текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвиже­ние на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие. С их помощью следователь до суда проверяет подлинность созданной конструкции. Планирова­ние — также результат реконструктивной деятельности.

Удостоверительная деятельность — это приведение всей до­бытой информации в специальную, предусмотренную законом фор­му — протокол, постановление и т. д.

Коммуникативная деятельность заключается в получении не­обходимой информации посредством общения. Особенно большой удельный вес этот вид деятельности имеет при допросах.

Организаторская деятельность состоит в волевых действиях, направленных на реализацию и проверку гипотез (версий) и пла­нов. Она проявляется в двух формах: самоорганизации и организа­ции людей для коллективного решения профессиональной задачи.

 

13.Цели, методы и пределы диагностики личности в уголовном

процессе.

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следу­ющим основным требованиям:

надежности, исключающей промахи в виде грубых нарушений процедуры измерения, а также различного рода случайные или система­тические ошибки сбора данных и их измерения;

валидности (или адекватности), т.е., в какой мере тест измеряет то психическое качество, для оценки которого он предназначен;

стандартизации, представляющей линейное или нелинейное пре­образование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исход­ных оценок новыми, производными, облегчающими понимание резуль­татов тестирования;

практичности в виде достаточной простоты, экономичности, эф­фективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

Условно существующие тесты и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты (эксперты) психологи в сфере правоохранитель­ной деятельности, условно можно разбить на четыре большие группы.

Первая группа — психофизиологические методы диагнос­тики функциональных состояний индивида.С их помощью иссле­дуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека-оператора. К ним относятся электрофизио­логические показатели: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма. В эту же группу можно также включить методики, фиксирующие биохимические изме­нения в организме при различных экстремальных состояниях психики. Например, в качестве информативных признаков при диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови и моче так называ­емых гормонов стресса — адреналина и норадреналина.

Вторая группа — интеллектуальные психологические тесты,с помощью которых исследуется интеллектуальный уровень раз­вития человека. К этой же группе можно отнести методики, позволяю­щие оценивать сформированность у испытуемого познавательных про­цессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также развитие речи, его отдельные навыки, умения, способности.

Третья группа включает личностные, так называемые ан­кетные тесты в виде опросников,предназначенных для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности путем получения от испытуемого односложных ответов (типа верно — невер­но или да — нет — не уверен) на строго определенные вопросы-утверж­дения. Например: «я редко беспокоюсь о своем здоровье», «я никогда не нарушал закона» («да, верно» либо «нет, не верно»). В подобных случа­ях испытуемый лишен возможности давать произвольные ответы. Поэ­тому подобного рода опросники (вопросы) называются закрытыми. Выбор краткого ответа на какой-либо вопрос зависит от степени выра­женности того или иного свойства у испытуемого. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые можно довольно точно определить свойства его ха­рактера, некоторые способности, ведущие мотивы поведения, направ­ленность личности.

Четвертая группа — проективные (прожективные) тесты, в основе построения которых лежит механизм проекции.В психо­логии проекция (буквальный перевод с латинского projectio — броса­ние от себя) — это психический процесс бессознательного перенесе­ния, приписывания субъектом другим людям своих собственных ка­честв, состояний, взглядов, идей, доминирующих потребностей, моти­вов, «значащих переживаний», «личностных смыслов». Проекция может также выражаться в неправильных, ошибочных умозаключени­ях, принимаемых решениях, обусловленных каким-то прежним, ранее усвоенным, иногда негативным опытом. Эти психические явления в виде стимулов, побуждений бывают настолько скрыты, что часто не от­ражаются в сознании человека, хотя их влияние на его поведение чрез­вычайно велико. Поэтому, чтобы глубоко разобраться, почему человек поступил так, а не иначе, нужно выявить эти проекции, а за ними и его скрытые побуждения, импульсы, чувства, состояния

 

14.Професионально важные психологические качества личности судьи.

 

Эффективное осуществление судебной деятельности зависит не только от этики, но и от психологии. Этика и психология взаимосвязаны множеством порою совсем невидимых нитей. На практике в тех сложных и исключительно динамичных обстоятельствах, которые сопутствуют профессии юриста, они взаимообусловлены теснейшим образом и нередко действуют воедино.

Качественное осуществление всех стадий судебного процесса зависит от профессиональной направленности. Важнейшим элементом профессиональности судьи является профессиональный долг, связанный с профессиональной честью, постоянным повышением мастерства, воспитанием у людей уважения к закону, высокими требованиям морали.

Особое отношение в судебной деятельности занимает судейская совесть, которая формируется на основе правовых и этических требований. Судейская совесть заставляет судью действовать согласно своим убеждениям и профессиональным возможностям.

Деятельность судьи требует строгого соблюдения нравственных требований, учитывая воспитательное значение всех процессуальных действий и решений суда. А. Ф. Кони писал: "Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнении формы и образов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа" [1].

Необходимо помнить, что за действиями судьи внимательно следит большое количество людей, анализируя и обсуждая соблюдение им правовых и нравственных норм, его поступки, слова, жесты, мимику и т.д. Поэтому судья должен обладать сильной волей, быть решительным, внимательным, объективным и принципиальным, в меру строгим. Приводимые им доводы и аргументы должны быть убедительными, понятными участникам процесса и присутствующим людям.

Наличие у судьи соответствующих нравственно-психологических качеств способствует всестороннему и объективному рассмотрению дел, предупреждению появления у него признаков профессиональной деформации (например, предвзятости, жесткости и т.д.). Общеизвестно, что предвзятость влечет за собой односторонность оценки собранных по делу доказательств, предубежденность порождает судебные ошибки.

Своим обликом судья обязан воспитывать у людей уважение к судебным органам, вырабатывать уверенность в справедливости вынесенным ими решений.

Профессиональная деятельность судьи требует от него развитых психофизиологических качеств – эмоциональной стабильности (умение владеть сильными эмоциями), длительной работоспособности, "помехоустойчивости" (свойство всех психических явлений в большей или меньшей степени сохранять целесообразную структуру в условиях влияния неблагоприятных деформирующих ее факторов), быстрого ориентирования в ситуации, находчивости, развитых свойств внимания (устойчивости, непереключаемости и др.)

Судебная практика показывает, что у судей под влиянием условий их служебной деятельности могут развиваться и негативные качества – профессиональная деформация. Термин "деформация" используется для обозначения различных изменений и явлений внешнего мира, а также для изменений психических явлений под воздействием среды, в которой осуществляется деятельность (например, под влиянием особенностей профессии).

Причины профессиональной деформации судьи классифицируются на объективные (наличие властных полномочий, дефицит времени и перегрузки, частое возникновение остроконфликтных судебных ситуаций и др.) и субъективные (хроническое переутомление, низкий профессиональный уровень, отсутствие умения и навыков контролировать свое поведение, недоверие к людям, подозрительность, безответственность, самоуверенность, раздражительность, вспыльчивость, грубость, уверенность в своей непогрешимости, карьеризм, отсутствие самокритичности, "эмоциональное выгорание", неблагоприятные бытовые условия и др.).

Одним из наиболее опасных следствий профессиональной деформации личности судьи выступает чрезмерная подозрительность. Возможна, например, ситуация, когда судья выносит подсудимому необоснованно суровый приговор, не соответствующий содеянному. Результатом профессиональной деформации могут быть изменения психофизиологических и характерологических качеств судьи. Но профессиональная деформация не обязательный признак судебной деятельности, ее появление можно предупредить. Здесь важную роль играют система строгого соблюдения морально-нравственных правил поведения судьи, правильная организация труда, общение с людьми неюридической профессии и т.д.

Судья должен уметь владеть собой, заниматься самовоспитанием, самоанализом, положительно относиться к критике. Ему должно быть присуще качество здоровой самокритичности.

 

15.Средства общения и их характеристика.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

§ передача информации

§ восприятие друг друга

§ взаимооценка партнерами друг друга

§ взаимовлияние партнеров

§ взаимодействие партнеров

§ управление деятельностью и т.д.

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

§ интенциональные — специально производимые для передачи информации

§ неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

§ Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

§ Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

§ Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

§ Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

§ Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

§ Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

§ Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

 

16.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве:

предмет, компетенция.

Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления органов суда и следствия. На разрешение экспертизы выносятся возникающие в судопроизводстве вопросы оценки различных свойств личности, особенностей психического состояния, тех или иных индивидуально-психологических характеристик участников судебного процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетеля). Квалифицированные и объективные заключения экспертизы призваны способствовать повышению научной обоснованности, индивидуализации и эффективности судебных санкций.

Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей.

Под компетенцией психологической экспертизы следует понимать совокупность поставленных перед экспертами задач, их возможностей и полномочий.

Компетенция судебно-психологической экспертизы определяет рамки задаваемых эксперту вопросов, границы разрешаемых им ситуаций и строго ограничена законом (УПК, ГПК и т. д.). В частности, эксперт-психолог решает вопросы, заданные ему следователем в постановлении, и не вправе выходить за рамки этих вопросов В некоторых случаях необходима постановка дополнительных вопросов для разрешения какой-либо возникшей ситуации, тогда эксперт имеет право запросить следователя (лицо, ведущее дознание) дополнить постановление, а в отдельных случаях — назначить дополнительную либо повторную экспертизу. Закон, ограничивая компетенцию эксперта, тем самым устанавливает рамки решаемых им вопросов.

 

17.Общее понятие об эмоциональных процессах личности.

1. По знаку эмоции делятся на положительные и отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вторых — страх, гнев, ярость.

2.По интенсивности и длительности. Настроение — устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств, настроения не имеют явной направленности на какой-то объект. Особенности настроений как Эмоция (в узком смысле слова) — переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности.

Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении.

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине). Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.

Страсть — чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Аффект — интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека (рис. 13.6). Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

3. По степени мобилизации организма.

Эмоции по воздействию на организм делят на стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг), и астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.

4. По специфическому содержанию (модальности).

· Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.

· Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.

· Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

· Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).

· Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.

· Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

· Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

· Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

· Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

· Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.

 

18.Психологические основы допроса потерпевшего на предварительном
















Следствии.

Допрос — одно из распространенных следственных процессуальных действий.

Допрос свидетеля и потерпевшего одна из разновидностей допроса, которая подробно регламентируется ст. 369 УПК РК (допрос потерпевшего) и ст. 370 УПК РК (допрос свидетелей) [1]. Основные требования, предъявляемые к допросу: 1) Законность. 2) Неразглашение обстоятельства интимной жизни допрашиваемого. 3) Недопустимость производства допроса в ночное время (кроме случаев, не терпящих отлагательства). 4) Недопустимость действий, нарушающих правила морали
Основу данного следственного действия составляет личное общение следователя с допрашиваемым с целью получения у него сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Тактическая задача следователя при производстве допроса свидетелей и потерпевших — выяснение информационного и психологического состояния допрашиваемого, определение его отношения к искомой информации, установление возможного противодействия с его стороны и т. д.

Крайне важным для достижения целей допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым

С того момента, как психологический контакт установлен, следователь предлагает допрашиваемому рассказать все, что известно об обстоятельствах дела. Этот этап допроса называется свободным рассказом допрашиваемого. В ходе данного этапа допроса он рассказывает известные ему факты в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или же которую он избирает сам. Рассказ допрашиваемого не рекомендуется следователю прерывать репликами или вопросами, так как это может сбить с последовательного изложения обстоятельств, имеющих отношение к делу. Как только показания изложены, следователь, используя различные вопросы, уточняет и выявляет факты, которые не упомянул допрашиваемый в ходе свободного рассказа. Полученные показания могут являться ложными либо умышленно, либо при добросовестном заблуждении. Если следователь считает, что полученные показания являются ложными, то он должен изобличить допрашиваемого во лжи и получить правдивые показания. При добросовестном же заблуждении следователь должен помочь допрашиваемому свои ошибки исправить.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.