Законодательство России в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основополагающими нормативными документами в области защиты населения и территорий от ЧС являются Федеральные Законы:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ;

– «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ;

– «Об обороне» от 31.05. 1996 г. № 61-ФЗ.

Их дополняют Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций» и Постановление № 924 от 3.08.1996 г. «О силах и сред­ствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


 


62


63


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


Федеральный Закон «О защите населения и территорий от ЧС при­родного и техногенного характера» определяет общие для страны органи­зационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производствен­ного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижения размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и мак­симально возможного использования имеющихся сил и средств.

В законе определяются полномочия и обязанности органов федераль­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

В соответствии с законом Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по воп­росу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при необходимости и в соответствии с Конституци­ей РФ чрезвычайное положение.

Федеральное собрание РФ утверждает ассигнования на финансиро­вание мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защи­ты населения и территорий от ЧС.

Правительство РФ устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содер­жат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и дей­ствиям в указанных ситуациях.

Законом также определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценно­стей и участие в работах по ликвидации последствий ЧС (ст.18).

Граждане России имеют право:

– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникно­вения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте;

– при необходимости использовать средства коллективной и индиви­дуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти рес­публик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в ЧС;

64


– получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которо­му может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;

– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обраще­ния по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

– участвовать (в установленном порядке) в работах по предупрежде­нию и ликвидации ЧС;

– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

– на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за прожива­ние и работу в зонах ЧС;

– на государственное социальное страхование, на получение компен­сации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязан­ностей в ходе работ по ликвидации ЧС;

– на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанно­стей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

– на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обя­занностей по защите населения и территорий.

Без четкого выполнения обязанностей гражданами России трудно го­ворить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании системы предупреждения и ликвидации ЧС.

А посему каждый россиянин обязан (ст.19):

– активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;

– соблюдать законы и иные нормативные акты в области защиты на­селения и территорий от ЧС;

– выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой де­ятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут при­вести к экстремальным ситуациям;

– изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, по-65


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


стоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навы­ки для действий в любых складывающихся условиях;

– знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;

– четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

– при первой возможности оказывать содействие в проведении ава­рийно-спасательных и других неотложных работ.

Ст. 28 данного правового акта определяет ответственность за нару­шение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобро­совестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-пра­вовую и уголовную ответственность.

12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданс­кой обороны (далее ГО) и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также силы и сред­ства ГО.

В соответствии с законом принципами организации и ведения ГО яв­ляются:

– организация ГО – важнейшая функция государства, составная часть оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. На тер­ритории России ГО организуется по территориально-производственному принципу;

– заблаговременная в мирное время подготовка государства к веде­нию ГО с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– ведение ГО с начала объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положе­ния на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Руководит организацией и ведением ГО Правительство РФ, которое:

– обеспечивает проведение единой государственной политики в обла­сти ГО;

– издает нормативные правовые акты в области ГО и организует раз­работку проектов федеральных законов;

– определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зави­симости от количества проживающего на них населения и наличия органи-66


заций, играющих существенную роль в экономике госу дарства или влияю­щих на безопасность населения;

– определяет порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов матери­ально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии со ст.9 закона организации в пределах своих полномо­чий, установленных нормативно-правовыми актами РФ:

– планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

– проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функ­ционирования в военное время;

– осуществляют обучение своих работников способам защиты от опас­ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к ис­пользованию локальные системы оповещения;

– создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных и иных средств.

Руководство ГО в федеральных, местных органах исполнительной влас­ти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов и организаций. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО.

В Федеральном Законе от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» отмечается, что организация обороны наряду с подготовкой к военным дей­ствиям Вооруженных Сил включает в себя и проведение таких мероприя­тий, как:

– планирование перевода органов государственной власти и экономи­ки страны на работу в условиях военного времени;

– мобилизационная подготовка органов государственной власти всех уровней и организаций независимо от форм собственности, транспорта, ком­муникаций и населения страны;

– создание запасов материальных ценностей государственного и мо­билизационного резервов;

– планирование и осуществление мероприятий по гражданской и тер­риториальной обороне.

ГО организуется в целях защиты населения и организаций от опасно­стей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих дей­ствий. В функции организаций независимо от форм собственности в соот­ветствии с законодательством РФ входит:

67


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


– выполнение мобилизационных заданий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

– обеспечение и выполнение мероприятий по гражданской и террито­риальной обороне;

– осуществление мероприятий, предусмотренных планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях во­енного времени.

Кроме названных нормативно-правовых актов, за последние годы Правительством РФ принято целый ряд постановлений, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной систе­мы предупреждения и ликвидации ЧС.














ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. По каким признакам классифицируются чрезвычайные ситуации?

2. Что такое режим радиационной защиты и с какой целью они вво­дятся?

3. Какие существуют способы защиты производственного персонала, населения и территорий от химически опасных веществ?

4. Какие основные меры противопожарной безопасности устанавли­ваются в зданиях и на территории предприятий?

5. Какие основные задачи решает Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС на современном этапе?

6. На какие группы обучаемых по вопросам ГО и ЧС делится населе­ние страны в соответствии с руководящими документами?

7. На основе каких принципов организуется защита населения от ЧС?

8. Как организуется жизнеобеспечение населения в районе ЧС?

9. Какие права, обязанности и ответственность граждан России за участие в мероприятиях по ликвидации ЧС установлены в Федеральных законах РФ?

10. Какова ответственность работодателя за нанесение ущерба здо­
ровью граждан?


 


68


69


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com








ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ Р АБОТЫ


7. Какие специальные службы гражданской обороны создаются на крупных объектах экономики?


1. Как классифицируются ЧС по масштабам распространения и тя­жести последствий (в соответствии с постановлением Правительства)?


2. Какие мероприятия по защите персонала и населения проводятся при авариях на АЭС?

3. Как подразделяются химически опасные предприятия по классам опасности?

4. Какие огнегасительные средства и вещества применяются для ту­шения пожаров?


8. Назовите координационные и постоянно работающие органы управ­
ления по делам ГО и ЧС на следующих уровнях:

федеральном_______________________________________________

территориальном ___________________________________________

объектовом________________________________________________

9. Что входит в состав спасательных работ при ликвидации ЧС?

10. Назовите основные законы РФ в области предупреждения и лик­видации ЧС, ГО, радиационной и пожарной безопасности.


5. Из каких подсистем и уровней состоит Единая государственная си­стема предупреждения и ликвидации ЧС?

6. Назовите основные силы МЧС постоянной готовности, предназна­ченные для ликвидации ЧС.


70


71


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com












НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ



ЛИТЕР АТУРА


 




Федеральные законы

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1.

3. «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

4. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

5. «Об основах охраны труда» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ

6. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

7. «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

8. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

9. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ.

10. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 151.