Перечень сил и средств единой системы определен специальным постановлением Правительства РФ. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, вторая – для ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.
Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды на всей территории РФ осуществляет служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она ведет контроль за радиационным загрязнением; выпадением и концентрацией радиоактивных аэрозолей в приземном слое; содержанием трития и стронция-90 в пробах атмосферных осадков, морских и пресных вод; за химическим заражением; химическим составом осадков.
Ведется контроль за чистотой сырья и готовой продукции. Его осуществляют Госкомсанэпиднадзор, Минсельхозпрод, Роскомрыболовства, имеющие сотни лабораторий и постов.
Осуществляется наблюдение за природными явлениями и процессами – сейсмологическими, геологическими, геофизическими и т. п. с использованием различных систем, в том числе расположенных на спутниках.
40
Не менее важным является контроль за опасными процессами в техносфере, он осуществляется при помощи систем аварийного контроля промышленных объектов.
Основные данные по контролю поступают в органы управления единой системой федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней и в рабочие органы (МЧС, региональные центры, управления ГО и ЧС), которые оценивают обстановку и принимают решение на проведение защитных мероприятий, оповещают население об опасности и информируют его о порядке действий. В целях обеспечения оперативности управления в ЧС создана автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС). Она обеспечивает поступление информации от объектов до центра управления МЧС в кризисных ситуациях.
Этим же постановлением утвержден перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой системы. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:
– сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;
– Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);
– Поисково-спасательная служба МЧС России;
– Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»;
– авиация МЧС России.
Помимо сил и средств МЧС России постоянной готовности в единую систему входят другие силы и средства ликвидации ЧС в составе:
– военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
– формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
– формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
– военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
– формирований ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;
– аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
– служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
41
PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
– восстановительных и пожарных поездов Министерства транспорта РФ;
– аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, из всего перечисленного видно, что в современных условиях наше государство располагает необходимыми профессионально подготовленными силами и средствами для оперативного реагирования и проведения спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 192.