ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационные и правовые основы охраны окружающей

Природной среды

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в со­здании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определя­ются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению.

К нормативно-правовым актам относятся:

– федеральные законы;

– указы и распоряжения президента РФ,

– постановления и распоряжения правительства РФ;

– постановления и распоряжения органов власти субъектов РФ;

– международные договора, соглашения, конвенции, протоколы, под которыми стоит подпись Российской Федерации, если они ратифицированы.

59


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


Основу для отечественного нормотворчества заложила Конституция РФ, принятая в 1993 году, ст. 42 которой гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоя­нии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ за­нимает ч.1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

По предмету своего ведения РФ принимает федеральные законы, ко­торые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических от­ношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конститу­ция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам.

Основным экологическим актом России является закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ.

В законе определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие:

– сбалансированное решение социально-экономических задач;

– сохранение благоприятной окружающей среды, биологического раз­нообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей ны­нешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Этот закон возглавляет систему экологического законодательства, т.е. в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны про­тиворечить данному закону.

Центральная тема закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ст. 11 гласит: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защи­ту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на досто­верную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вре­да окружающей среде».

Вместе с правами в законе определяются и обязанности. Граждане России обязаны: «Принимать участие в охране окружающей природной сре­ды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и ус­тановленные нормативы качества окружающей природной среды, своим

60


личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содей­ствовать экологическому воспитанию подрастающего поколения».

Нормы закона закрепляют механизм его исполнения, который состо­ит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственни­ка в охране природной среды и меры административно-правового воздей­ствия на нарушителей эколого-правовых предписаний.

Закон устанавливает полномочия природоохранных органов по приос­тановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вред­ных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения. Определяет порядок возмещения вреда природной среде и здоровью человека, подчеркивает необходимость эколо­гического образования и воспитания, привития экологической культуры.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления направлен Федеральный Закон РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В законе определены полномочия РФ и ее субъектов в области обес­печения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. В ст. 2 закона отмечается, что са­нитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается по­средством:

– профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемио­логической обстановкой и прогнозом ее изменения;

– сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенци­альную опасность для человека;

– лицензирование видов деятельности, представляющих потенциаль­ную опасность для человека;

– государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радио­активных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию страны отдельных видов продукции;

– мер по своевременному информированию населения о возникнове­нии инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний ( от -равлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпи-демических (профилактических) мероприятиях;

61


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


– мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропа­ганде здорового образа жизни;

– мер по привлечению к ответственности за нарушение законодатель­ства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения.

Ст. 8 закона гласит, что граждане имеют право на:

– благоприятну ю среду обитания, факторы которой не оказывают вред -ного воздействия на человека;

– получение в органах государственной власти и учреждениях сани­тарно-эпидемиологической службы РФ информации о санитарно-эпидемио­логической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопаснос­ти продукции производственно-технического назначения, пищевых продук­тов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

– осуществление общественного контроля за выполнением санитар­ных правил;

– возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилак­тических) мероприятий в порядке, установленном законодательством РФ. В законе также устанавливается, что граждане обязаны:

– выполнять требования санитарного законодательства, а также по­становлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор;

– заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;

– не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав дру­гих граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Нормативными правовыми актами являются документы, указанные в таблице 3.

На основе государственных стандартов разрабатываются отрасле­вые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и мест­ные условия, а также конкретные условия и технологии производства.

Еще одну группу нормативно-технической документации составля­ют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утвер­ждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.


Таблица 3

 

 

 

 

 

Вид нормативного документа (наименование)

Органы,

утверждающие

нормативные

документы

полное сокращенное
Государственные стандарты ГОСТ Р Госстандарт России
Отраслевые стандарты ОСТ Федеральные органы исполнительной власти
Санитарные правила СП

Госсанэпиднадзор России

Санитарные нормы СН
Гигиенические нормативы ГН
Санитарные правила и нормы Сан П и Н
Строительные нормы и правила СН и П Минстрой России

Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных – 3 года. После чего эти документы пересматривают и срок их действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.







Дата: 2019-04-23, просмотров: 180.