1. Принципы организации и способы защиты населения от ЧС.
2. Порядок оповещения населения:
а) сигналы оповещения мирного и военного времени;
б) порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
3. Инженерная защита населения и объектов:
а) классификация и характеристика средств коллективной защиты
населения;
25
б) порядок заполнения защитного сооружения и правила поведения в нем.
4. Эвакуационные мероприятия в ЧС мирного и военного времени:
а) принципы организации и способы проведения эвакуации;
б) эвакуационные органы;
в) правила поведения населения при эвакуации.
Доклад на тему: «Организация подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны».
ЛИТЕРАТУРА Основная:
1. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Глава 16.
Дополнительная:
2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова.
3. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий.
4. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны: Учебное пособие.
5. Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. В.В. Тарасова.
6. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов.
СЕМИНАР 8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).
2. Проведение АСиДНР в зоне чрезвычайной ситуации.
3. Жизнеобеспечение населения в районе чрезвычайной ситуации.
4. Ликвидация последствий радиационного, химического и бактериологического заражения:
а) дезактивация и способы ее проведения;
б) дегазация и способы ее проведения;
в) частичная и полная санитарная обработка людей;
г) дезинфекция, ее виды и способы проведения.
26 PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Доклад на тему: «Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, определенные Федеральными законами».
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Глава 17.
Дополнительная:
2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова.
3. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий.
4. Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. В.В. Тарасова.
5. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов.
СЕМИНАР 9. Правовые, нормативно-технические
И организационные основы безопасности жизнедеятельности
1. Правовые основы охраны окружающей природной среды.
2. Законодательное обеспечение охраны труда.
3. Основы обеспечения пожарной безопасности.
4. Законодательные акты в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны.
Доклад на тему: «Совершенствование Российского законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности в 90-х годах XX века».
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.
27
3. Федеральный закон «Об основах охраны труда» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
5. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.
6. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
7. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Раздел 6, глава 4.
2. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Глава 18.
Дополнительная:
3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности.
4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия по курсу «Безопасность жизнедеятельности» проводятся по наиболее сложным разделам, темам, имеющим практическое значение, и имеют своей целью:
– закрепить знания, полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой;
– расширить и углубить представления студентов по наиболее актуальным теоретическим и практическим проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и гражданской защиты населения;
– сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;
28
– осуществить контроль за качеством усвоения студентами учебного материала.
Подготовку к семинарскому занятию лучше начинать непосредственно после лекции по данной теме. Рекомендуется проводить ее в определенной последовательности.
Начинать подготовку необходимо с доработки конспекта лекции по соответствующей теме, далее следует ознакомиться с планом семинара, содержанием учебных вопросов, выносимых для обсуждения, а также списком рекомендованной литературы и перечнем нормативно-правовых актов.
При распределении времени на подготовку к семинарскому занятию нужно учесть следующие моменты: когда, какие источники, по какой проблеме следует найти и изучить; когда и по каким вопросам подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады. Самостоятельная работа должна быть спланирована таким образом, чтобы подготовка к семинарскому занятию равномерно распределялись на все время, оставшееся до занятия.
В дальнейшем необходимо подобрать литературу и нормативно-правовые акты, которые рекомендованы для подготовки к занятию. Для более углубленного изучения того или иного вопроса, выносимого на семинарское занятие, нужно обязательно посмотреть дополнительную литературу. Это даст возможность выбрать те источники, где имеются ответы на поставленные учебные вопросы.
В процессе изучения основной и дополнительной литературы, а также нормативно-правовых актов рекомендуется делать необходимые выписки, составлять тезисы своих будущих выступлений. Записи, отражающие содержание вопросов семинара, лучше вести в той же тетради, в которой конспектируются лекции по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Такая концентрация всей информации по проблеме в одном месте позволяет студенту активно участвовать в обсуждении всех вопросов семинара и исключает наиболее рас-пространенну ю ошибку: готовиться к выступлению только по одному вопрос у. Подробный конспект будет хорошим подспорьем при подготовке к зачету (экзамену) и может пригодиться в бу дущей профессиональной деятельности.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает не только поиск ответов на вопросы, поставленные в плане семинара. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи с реальной жизнью и возможностями реализации на практике.
Подготовка доклада или сообщения должна проходить, примерно, по такой схеме: консультация у преподавателя по содержанию предстоящего доклада или сообщения, списку литературы и документов; подбор литературы, составление плана доклада; написание полного текста; продумывание
29
PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
методики изложения подготовленного текста. При свободном владении материалом, безусловно, лучше излагать содержание доклада доходчивым разговорным языком , использу я примеры из практики, ху дожественной литературы и стараясь поддерживать контакт с ау диторией. Для полного успеха следует пред -варительно потренироваться в изложении своего сообщения. На выступление с докладом (сообщением) на семинарском занятии отводится, как правило, 12– 15 минут.
Для того чтобы доклад (сообщение) были интересными, студенту необходимо:
– полно и глубоко раскрыть проблему, опираясь на нормативно-правовую базу и теоретические источники;
– проявить самостоятельность мышления, логику и доказательность высказываемых суждений и предложений, их остроту и злободневность, а также умение использовать и критически оценивать литературные источники;
– показать связь рассматриваемых проблем с жизнью, практикой профессиональной деятельности;
– быть готовым к ответам на возможные вопросы аудитории.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
(ЭКЗАМЕНУ)
1. Понятие безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина, ее цели и задачи.
2. Основные принципы обеспечения безопасности, определенные Российским законодательством.
3. Назовите основные виды безопасности и дайте их характеристику.
4. Дайте краткую характеристику основным формам тру довой деятельности человека.
5. Что такое утомление и переутомление? Причины и меры по их профилактике.
6. Какие требования предъявляются к производственным помещениям и рабочим местам?
7. Что такое вибрация? Виды вибрации и ее влияние на организм человека.
8. Понятие шума и единицы его измерения. Какие изменения возникают при действии шума на организм человека?
9. Какое влияние оказывают вредные химические вещества на организм человека?
30 PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
10. Какое действие на организм человека оказывают электромагнитные поля радиочастот? Меры защиты работающих от их неблагоприятного влияния.
11. Охарактеризуйте влияние на организм человека электрических полей токов промышленной частоты. Средства защиты человека от электрических полей.
12. В чем проявляются неблагоприятные действия лазерного и ультрафиолетового излучений?
13. Ионизирующее излучение и его виды. Дайте характеристику основных видов ионизирующих излучений.
14. Что понимают под поглощенной, экспозиционной и эквивалентной дозами? Единицы их измерения в системе СИ и внесистемные единицы измерения.
15. Охарактеризуйте основные виды лучевых поражений, развивающихся при воздействии ионизирующих излучений. Степени лучевой болезни и их краткая характеристика.
16. Виды антропогенного загрязнения окружающей природной среды и их последствия.
17. Основные причины экологического кризиса в России.
18. Дайте характеристику основных групп негативных факторов жилой среды.
19. Охарактеризуйте основные направления производственной безопасности и экологичности технических систем.
20. Дайте характеристику основных способов очистки вредных выбросов от пыли и газообразных веществ.
21. Охарактеризуйте современные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
22. Медицинские средства защиты. Предназначение и состав аптечки индивидуальной АИ-2.
23. Какие методы и технические устройства применяются для очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод?
24. Раскройте понятие «чрезвычайная ситуация». Дайте общую характеристику чрезвычайных ситуаций природного характера и их классификацию.
25. Охарактеризуйте природные чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их последствия и мероприятия по защите населения.
26. Природные чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и их последствия. Меры, принимаемые по защите населения.
27. Природные чрезвычайные ситуации биологического происхождения. Меры, принимаемые по защите населения.
31
28. Природные чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и их последствия. Мероприятия, проводимые по защите населения.
29. Природные пожары и их последствия. Профилактика лесных и торфяных пожаров.
30. Обеспечение пожарной безопасности в местах проживания. Обязанности граждан в области пожарной безопасности.
31. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий.
32. Дайте определения терминам «эпидемия», «пандемия» и характеристику наиболее опасных инфекционных заболеваний людей.
33. Назовите перечень основных мероприятий при массовых инфекционных заболеваниях.
34. Радиационно-опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах, их возможные последствия. Нормы радиационной безопасности.
35. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
36. Пожаро- и взрывоопасные объекты и их категории. Возможные последствия аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.
37. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Возможные последствия применения ядерного оружия.
38. Боевые отравляющие вещества, их классификация и воздействие на организм человека.
39. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах.
40. Дайте определение терминам «эпизоотия», «панзоотия» и характеристику наиболее опасных заболеваний животных.
41. Дайте определение терминам «эпифитотия», «панфитотия» и характеристику наиболее опасных болезней растений.
42. Назначение и основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Режимы ее функционирования.
43. Состав сил и средств наблюдения и контроля единой системы.
44. Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций единой системы.
45. Основные задачи гражданской обороны Российской Федерации.
46. Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.
47. Территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее структура на всех уровнях.
32 PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
48. Функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
49. Структура органов ГО и ЧС на объекте экономики.
50. Состав формирований общего назначения и формирований специальных служб на объекте экономики.
51. Основные задачи комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
52. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения мирного и военного времени.
53. Принципы организации и способы проведения эвакуации. Эвакуационные органы.
55. Основные принципы организации и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
56. Дайте характеристику средств коллективной защиты населения и их классификацию.
57. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, определенные Федеральными законами.
58. Законодательство Российской Федерации по обеспечению пожарной безопасности.
59. Назовите комплекс мероприятий, проводимых при аварийно-спасательных работах.
60. Что такое дезактивация и способы ее проведения?
61. Что такое дегазация и способы ее проведения? Дегазирующие растворы.
62. Частичная и полная санитарная обработка людей. Порядок проведения полной санитарной обработки на санитарно обмывочных пунктах.
63. Что такое дезинфекция, ее виды и способы проведения?
64. Организация подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Формы и методы обучения начальствующего состава и личного состава формирований.
65. Чрезвычайные ситуации экологического характера и их классификация.
66. Природоохранное законодательство Российской Федерации.
67. Организация охраны труда в Российской Федерации.
68. Какие нормативно-правовые акты составляют основу охраны здоровья граждан и обеспечение безопасности населения России?
33
Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.