СЕМИНАР 7. Организация защиты населения в мирное и военное время
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Принципы организации и способы защиты населения от ЧС.

2. Порядок оповещения населения:

а) сигналы оповещения мирного и военного времени;

б) порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

3. Инженерная защита населения и объектов:
а) классификация и характеристика средств коллективной защиты

населения;

25


б) порядок заполнения защитного сооружения и правила поведе­ния в нем.

4. Эвакуационные мероприятия в ЧС мирного и военного времени:

а) принципы организации и способы проведения эвакуации;

б) эвакуационные органы;

в) правила поведения населения при эвакуации.

Доклад на тему: «Организация подготовки населения в области защи­ты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны».

ЛИТЕРАТУРА Основная:

1. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Глава 16.

Дополнительная:

2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учеб­ник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова.

3. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита насе­ления и территорий.

4. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности стра­ны: Учебное пособие.

5. Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. В.В. Тарасова.

6. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситу­ациях: Учебное пособие для вузов.



СЕМИНАР 8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

2. Проведение АСиДНР в зоне чрезвычайной ситуации.

3. Жизнеобеспечение населения в районе чрезвычайной ситуации.

4. Ликвидация последствий радиационного, химического и бактериоло­гического заражения:

а) дезактивация и способы ее проведения;

б) дегазация и способы ее проведения;

в) частичная и полная санитарная обработка людей;

г) дезинфекция, ее виды и способы проведения.

26 PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


Доклад на тему: «Права и обязанности граждан Российской Федера­ции в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, определенные Федеральными законами».


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Глава 17.

Дополнительная:

2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учеб­ник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова.

3. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита насе­ления и территорий.

4. Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. В.В. Тарасова.

5. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситу­ациях: Учебное пособие для вузов.

СЕМИНАР 9. Правовые, нормативно-технические

И организационные основы безопасности жизнедеятельности

1. Правовые основы охраны окружающей природной среды.

2. Законодательное обеспечение охраны труда.

3. Основы обеспечения пожарной безопасности.

4. Законодательные акты в области защиты населения в чрезвычай­ных ситуациях и гражданской обороны.

Доклад на тему: «Совершенствование Российского законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности в 90-х годах XX века».

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

27


3. Федеральный закон «Об основах охраны труда» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

5. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

6. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

7. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Раздел 6, глава 4.

2. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Глава 18.

Дополнительная:

3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности.

4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия по курсу «Безопасность жизнедеятельности» про­водятся по наиболее сложным разделам, темам, имеющим практическое зна­чение, и имеют своей целью:

– закрепить знания, полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой;

– расширить и углубить представления студентов по наиболее актуаль­ным теоретическим и практическим проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и гражданской защиты населения;

– сформировать и развить практические навыки и умения, необходи­мые для будущей профессиональной деятельности;

28


– осуществить контроль за качеством усвоения студентами учебного материала.

Подготовку к семинарскому занятию лучше начинать непосредственно после лекции по данной теме. Рекомендуется проводить ее в определенной последовательности.

Начинать подготовку необходимо с доработки конспекта лекции по со­ответствующей теме, далее следует ознакомиться с планом семинара, со­держанием учебных вопросов, выносимых для обсуждения, а также списком рекомендованной литературы и перечнем нормативно-правовых актов.

При распределении времени на подготовку к семинарскому занятию нужно учесть следующие моменты: когда, какие источники, по какой пробле­ме следует найти и изучить; когда и по каким вопросам подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады. Самостоятельная работа дол­жна быть спланирована таким образом, чтобы подготовка к семинарскому занятию равномерно распределялись на все время, оставшееся до занятия.

В дальнейшем необходимо подобрать литературу и нормативно-право­вые акты, которые рекомендованы для подготовки к занятию. Для более уг­лубленного изучения того или иного вопроса, выносимого на семинарское за­нятие, нужно обязательно посмотреть дополнительную литературу. Это даст возможность выбрать те источники, где имеются ответы на поставленные учебные вопросы.

В процессе изучения основной и дополнительной литературы, а также нормативно-правовых актов рекомендуется делать необходимые выписки, со­ставлять тезисы своих будущих выступлений. Записи, отражающие содержа­ние вопросов семинара, лучше вести в той же тетради, в которой конспектиру­ются лекции по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Такая концентра­ция всей информации по проблеме в одном месте позволяет студенту активно участвовать в обсуждении всех вопросов семинара и исключает наиболее рас-пространенну ю ошибку: готовиться к выступлению только по одному вопрос у. Подробный конспект будет хорошим подспорьем при подготовке к зачету (экзамену) и может пригодиться в бу дущей профессиональной деятельности.

Подготовка к семинарскому занятию предполагает не только поиск от­ветов на вопросы, поставленные в плане семинара. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи с ре­альной жизнью и возможностями реализации на практике.

Подготовка доклада или сообщения должна проходить, примерно, по такой схеме: консультация у преподавателя по содержанию предстоящего доклада или сообщения, списку литературы и документов; подбор литерату­ры, составление плана доклада; написание полного текста; продумывание

29


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


методики изложения подготовленного текста. При свободном владении мате­риалом, безусловно, лучше излагать содержание доклада доходчивым разго­ворным языком , использу я примеры из практики, ху дожественной литературы и стараясь поддерживать контакт с ау диторией. Для полного успеха следует пред -варительно потренироваться в изложении своего сообщения. На выступление с докладом (сообщением) на семинарском занятии отводится, как правило, 12– 15 минут.

Для того чтобы доклад (сообщение) были интересными, студенту необходимо:

– полно и глубоко раскрыть проблему, опираясь на нормативно-право­вую базу и теоретические источники;

– проявить самостоятельность мышления, логику и доказательность вы­сказываемых суждений и предложений, их остроту и злободневность, а также умение использовать и критически оценивать литературные источники;

– показать связь рассматриваемых проблем с жизнью, практикой про­фессиональной деятельности;

– быть готовым к ответам на возможные вопросы аудитории.




ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

(ЭКЗАМЕНУ)

1. Понятие безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедея­тельности как учебная дисциплина, ее цели и задачи.

2. Основные принципы обеспечения безопасности, определенные Рос­сийским законодательством.

3. Назовите основные виды безопасности и дайте их характеристику.

4. Дайте краткую характеристику основным формам тру довой деятель­ности человека.

5. Что такое утомление и переутомление? Причины и меры по их про­филактике.

6. Какие требования предъявляются к производственным помещениям и рабочим местам?

7. Что такое вибрация? Виды вибрации и ее влияние на организм че­ловека.

8. Понятие шума и единицы его измерения. Какие изменения возника­ют при действии шума на организм человека?

9. Какое влияние оказывают вредные химические вещества на орга­низм человека?

30 PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


 

10. Какое действие на организм человека оказывают электромагнит­ные поля радиочастот? Меры защиты работающих от их неблагоприятного влияния.

11. Охарактеризуйте влияние на организм человека электрических по­лей токов промышленной частоты. Средства защиты человека от электри­ческих полей.

12. В чем проявляются неблагоприятные действия лазерного и ультра­фиолетового излучений?

13. Ионизирующее излучение и его виды. Дайте характеристику основ­ных видов ионизирующих излучений.

14. Что понимают под поглощенной, экспозиционной и эквивалентной дозами? Единицы их измерения в системе СИ и внесистемные единицы из­мерения.

15. Охарактеризуйте основные виды лучевых поражений, развивающихся при воздействии ионизирующих излучений. Степени лучевой болезни и их крат­кая характеристика.

16. Виды антропогенного загрязнения окружающей природной среды и их последствия.

17. Основные причины экологического кризиса в России.

18. Дайте характеристику основных групп негативных факторов жилой среды.

19. Охарактеризуйте основные направления производственной безопас­ности и экологичности технических систем.

20. Дайте характеристику основных способов очистки вредных выбро­сов от пыли и газообразных веществ.

21. Охарактеризуйте современные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

22. Медицинские средства защиты. Предназначение и состав аптечки индивидуальной АИ-2.

23. Какие методы и технические устройства применяются для очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод?

24. Раскройте понятие «чрезвычайная ситуация». Дайте общую характе­ристику чрезвычайных ситуаций природного характера и их классификацию.

25. Охарактеризуйте природные чрезвычайные ситуации геологическо­го происхождения, их последствия и мероприятия по защите населения.

26. Природные чрезвычайные ситуации метеорологического происхож­дения и их последствия. Меры, принимаемые по защите населения.

27. Природные чрезвычайные ситуации биологического происхождения. Меры, принимаемые по защите населения.

31


28. Природные чрезвычайные ситуации гидрологического происхожде­ния и их последствия. Мероприятия, проводимые по защите населения.

29. Природные пожары и их последствия. Профилактика лесных и тор­фяных пожаров.

30. Обеспечение пожарной безопасности в местах проживания. Обя­занности граждан в области пожарной безопасности.

31. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их рас­пространения и тяжести последствий.

32. Дайте определения терминам «эпидемия», «пандемия» и характе­ристику наиболее опасных инфекционных заболеваний людей.

33. Назовите перечень основных мероприятий при массовых инфекци­онных заболеваниях.

34. Радиационно-опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах, их возможные последствия. Нормы радиационной безопасности.

35. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объек­тах и их возможные последствия.

36. Пожаро- и взрывоопасные объекты и их категории. Возможные по­следствия аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

37. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Возможные послед­ствия применения ядерного оружия.

38. Боевые отравляющие вещества, их классификация и воздействие на организм человека.

39. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах.

40. Дайте определение терминам «эпизоотия», «панзоотия» и характе­ристику наиболее опасных заболеваний животных.

41. Дайте определение терминам «эпифитотия», «панфитотия» и ха­рактеристику наиболее опасных болезней растений.

42. Назначение и основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Режимы ее функцио­нирования.

43. Состав сил и средств наблюдения и контроля единой системы.

44. Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций единой системы.

45. Основные задачи гражданской обороны Российской Федерации.

46. Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.

47. Территориальная подсистема Единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее структура на всех уровнях.

32 PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com


 

48. Функциональная подсистема Единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

49. Структура органов ГО и ЧС на объекте экономики.

50. Состав формирований общего назначения и формирований специ­альных служб на объекте экономики.

51. Основные задачи комиссии по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

52. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения мирного и военного времени.

53. Принципы организации и способы проведения эвакуации. Эвакуаци­онные органы.

 

55. Основные принципы организации и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

56. Дайте характеристику средств коллективной защиты населения и их классификацию.

57. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области граж­данской обороны и чрезвычайных ситуаций, определенные Федеральными законами.

58. Законодательство Российской Федерации по обеспечению пожар­ной безопасности.

59. Назовите комплекс мероприятий, проводимых при аварийно-спаса­тельных работах.

60. Что такое дезактивация и способы ее проведения?

61. Что такое дегазация и способы ее проведения? Дегазирующие ра­створы.

62. Частичная и полная санитарная обработка людей. Порядок прове­дения полной санитарной обработки на санитарно обмывочных пунктах.

63. Что такое дезинфекция, ее виды и способы проведения?

64. Организация подготовки населения в области защиты от чрезвы­чайных ситуаций и гражданской обороны. Формы и методы обучения началь­ствующего состава и личного состава формирований.

65. Чрезвычайные ситуации экологического характера и их классификация.

66. Природоохранное законодательство Российской Федерации.

67. Организация охраны труда в Российской Федерации.

68. Какие нормативно-правовые акты составляют основу охраны здо­ровья граждан и обеспечение безопасности населения России?

33






Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.