Холодильник – это устройство, предназначенное для охлаждения проката одновременно с его транспортировкой, обычно в поперечном относительно технологической линии направлении.
Холодильники с продольным перемещением металла встречаются только у листовых станов, а также для охлаждения рельсов и бунтов.
Транспортеры для поперечного перемещения металла своей основной функцией имеют транспортировку металла, а охлаждение происходит попутно. При этом иногда (на сортовых станах типа кросс-каунтри и шахматных) охлаждение является вредным. Поэтому в таких случаях раскаты экранируют, а скорость транспортера делают максимально возможной. У холодильников наоборот, скорость перемещения выбирают так, чтобы металл успевал охладиться до заданной температуры.
Поскольку кинематическая функция транспортеров и холодильников одинакова, то часто одинаковыми являются и их конструкции. Только холодильники средне- и мелкосортных станов имеют специальную конструкцию, что обусловлено высокими требованиями по сохранению прямолинейности прутков при охлаждении. В чисто транспортных целях эти холодильники не используются.
Основные типы транспортеров для поперечного перемещения и холодильников:
1. Канатные шлепперы – используются в основном как холодильники
и транспортеры крупного сорта, в т.ч. в отделочных линиях, а также в составе рельсобалочных станов;
2. Цепные шлепперы - используются как холодильники для крупного
сорта и как транспортеры для блюмов, слябов, заготовок и листов;
3. Транспортеры с несущими цепями – как холодильники и транспортеры листов и рулонов, обеспечивающие сохранение высокого качества поверхности;
4. Холодильники средне- и мелкосортных станов – применяются только для контролируемого охлаждения и имеют довольно разнообразные конструкции.
Длиной холодильника L считается его размер вдоль технологической линии (рис.15.1).
Рисунок 15.1 − Размеры холодильника
Она принимается равной максимальной длине охлаждаемого проката:
а) у рельсобалочных и крупносортных станов, где прокат режется на мерные длины до холодильника, L ≤ 33÷36м;
б) у средне- и мелкосортных станов L = 60÷150м;
в) у ТЛС и НШС L = 20÷30м и 80÷100м соответственно.
Ширина холодильника В определяется по производительности стана и времени охлаждения проката до требуемой температуры:
,
где Q и G − максимальная часовая производительность и вес одного
раската;
a − шаг холодильника или расстояние между раскатами на нем;
τ − длительность охлаждения одного раската.
Длительность охлаждения ориентировочно можно находить по следующим формулам:
− для сортового проката:
,
где S, П − площадь поперечного сечения и периметр профиля, мм2;
t 1, t 2 − температура до и после охлаждения, 0С;
− для листового проката:
,
где h − толщина листа, мм.
Канатные шлепперы
Состоят из ряда стальных канатов 1 со шлепперными тележками 2, захватки которых перемещают металл 3 волоком по рельсовому настилу 4, обычно от одного рольганга 5 к другому (рис.15.2). Канаты натягиваются блоками 6 и приводятся барабанами 7 через редукторы от электродвигателей.
Шлепперные тележки бывают с управляемыми и неуправляемыми захватками. Захватки 8 удерживаются от опрокидывания (из-за своей неуравновешенности) вокруг шарнира 9 уступами в пазу тележки 2 (рис.14.3). При реверсе тележек, например вправо, очередной раскат отклоняет захватку вниз, позволяя тем самым устанавливать тележки в любое положение. Если нужно передвинуть тележки вперед, не задевая раскаты, то механизм управления захватками поднимает линейку 10 вверх, утапливая захватки ниже уровня настила 4. Благодаря этому
Рисунок 15.2 − Канатный шлеппер
Рисунок 15.3 − Управляемая шлепперная тележка
есть возможность перемещать раскаты из любого участка на настиле,
что необходимо при работе шлеппера в качестве холодильника. При
неуправляемых захватках такая возможность отсутствует. Скорость перемещения металла канатными шлепперами – 1÷2 м/с.
Преимуществом канатных шлепперов является большая маневренность благодаря реверсивному режиму работы. Их недостатки – низкая стойкость канатов под воздействием тепловыделения раскатов и невозможность перемещения проката с постоянными интервалами.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 629.