Одной из стратегических задач управления персоналом является повышение эффективности и результативности работы сотрудников. В решении этой задачи наиболее важным направлением является мотивация трудовой деятельности сотрудников.
Существует много определений мотивации. Ряд авторов считают, что мотивация – это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации. Так, Б.М. Генкин определяет мотивацию как «процесс создания индивидууму стимулов для достижения поставленных перед ним целей»; С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко, – как «процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации».
Однако стимулирование, т.е. побуждение сотрудников к определенным действиям, предполагает выполнение ими «чужой воли» менеджера. При таком подходе основная задача менеджера заключается в создании условий, при которых могут быть достигнуты высокие результаты труда.
Важную роль в повышении эффективности и результативности работы человека играют его ценностные ориентации, убеждения, взгляды, потребности.
Наиболее полным и отражающим различные аспекты является определение А. Я. Кибанова: «Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов».
К внутриличностным факторам могут быть отнесены природные свойства индивида и индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, способности), а также система потребностей, мотивов, интересов.
Именно внутриличностные факторы объясняют различие мотивационных структур отдельных людей, разную степень влияния на них одинаковых стимулов.
Вместе с тем, человек не рождается с готовой мотивацией, ее формирование во многом обусловлено ситуацией общественной жизни в целом и социально-экономическими условиями в стране.
Разработкой проблем мотивации человеческой деятельности занимались представители различных научных школ и направлений. Так, в рамках психологического подхода известны работы А. Адлера, Л. И. Божович, Л. Выготсткого, Б. Зейгарник, А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б. Скиннера, З. Фрейда, К. Юнга, П. М. Якобсона и др.
Социально-психологическое направление в мотивации представлено работами Ш. Блонделя, М. Гальбвакса, Г. Гофстед, П. Жане, Л. Леви-Брюля, В. Меде, Н. К. Михайловского, Г. Мэрфи, А. Фишера; социально-политическое – работами Дж. Роулза. Изучением мотивации с позиций менеджмента занимались С. Адамс, В. Врум, Ф. Герцберг, К. Левин, Э. Лоулер, Д. МакКлелланд, А. Маслоу, Л. Портер и др.
Особую актуальность мотивация трудовой деятельности приобретает в условиях кризиса труда. Специалисты рассматривают стимулирование, предполагающее ориентацию практики управления на фактическую структуру ценностных установок и интересов работника как практику решения проблемы повышения эффективности их труда.
Цель стимулирования – наиболее полная реализация имеющегося трудового потенциала работника.
Мотивация − рассматривается как стратегия преодоления кризиса труда и предполагает долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентаций и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
Классификация и характеристика современных теорий мотивации.
В настоящее время можно выделить 3 основные группы теорий мотивации:
- первоначальные,
- содержательные,
- процессуальные.
Первоначальные теории мотивации − основаны на применении простых стимулов принуждения и материального и морального поощрения работников. Широко известна теория «кнута» и «пряника» (положительной и отрицательной мотивации), согласно которой сотрудники четко знают, за что они могут быть поощрены, а за что наказаны.
Развитием теории «кнута» и «пряника» является теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора. Эта теория включает две противоположные концепции (табл. 14.1).
Таблица 14.1 − Теория мотивации Д. МакГрегора
Теория «Х» | Теория «Y» |
1.В мотивах преобладают биологические потребности; 2.Человек не любит работать, поэтому труд необходимо нормировать, а людей принуждать к работе; 3. Человек предпочитает работать, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; 4. Качество работы низкое, поэтому нужен постоянный строгий контроль. | 1.В мотивах преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; 2.Для человека работа может быть источником удовольствия, а может быть наказанием в зависимости от условий; 3.Обычно человек готов брать на себя ответственность; 4.Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт в трудовой деятельности; 5.Внешние контакты и угроза наказания не являются главными стимулами; 6.Наиболее важное вознаграждение связано с удовлетворением потребностей в самовыражении. |
Главный стимул: принуждение. Вспомогательный стимул: материальное поощрение | Главные стимулы: самоутверждение; моральное и материальное поощрение. Вспомогательный стимулы: принуждение. |
Согласно теории «Х» и «Y» при мотивации сотрудников необходимо учитывать состояние уровня их сознания. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «Х» к состоянию «Y».
Теория «Y» получила развитие в трудах В. Зигерта и Л. Ланга, которые отмечали важность информированности, свободы действий и значимости рабочего места сотрудника для мотивации его трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие теория «X» и «Y» получила в трудах В. Оучи, который обосновал важность коллектива при мотивации. Основными положениями теории мотивации «Z» В. Оучи являются положения о сочетании социальных и биологических потребностей в мотивах работников и их предпочтении работать в группе и применять групповой метод принятия решения.
Таким образом, хороший работник предпочитает работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу.
Работники, описываемые теориями «X», «Y» и «Z», образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии, как правило, представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать определенным образом. Наиболее известными являются теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга. Каждый из авторов предлагает свою классификацию потребностей, оказывающих наибольшее влияние на трудовую деятельность человека. Согласно содержательным теориям, управление мотивацией трудовой деятельности заключается в выявлении доминирующей потребности человека и разработке мер по ее удовлетворению.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Согласно этой теории человеческое поведение определяется потребностями, которые можно разделить на пять групп и расположить в виде строго иерархической структуры (рис.14.1).
Рис. 14.1. Мотивационная модель А. Маслоу
По определению А. Маслоу, человек – «вечно хотящее существо»: когда удовлетворяется более низкая потребность, доминирующей становится более высокая. Следовательно, по силе воздействия на поведение работника доминирующими будут потребности, расположенные непосредственно выше только удовлетворенных потребностей.
Однако, как показывает практика, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди, как правило, начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности.
Клейтон Альдерфер объединил потребности человека в три группы:
1. Потребности существования.
2. Потребности связи.
3. Потребности роста.
Группы потребностей данной теории соотносятся с группами потребностей теории А. Маслоу. Потребности существования включают в себя потребности безопасности и физиологические потребности; группа потребностей связи – принадлежности и причастности; потребности роста – потребности самовыражения. Однако, в отличие от теории А. Маслоу, К. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.
Теория потребностей Д. МакКлелландa. Д. МакКлелланд выделяет три потребности, оказывающие наибольшее влияние на эффективность труда работника: власти, успеха, причастности (табл.14.2).
Таблица 14.2 − Теория потребностей Д. МакКлелланда
Потребности | Краткая характеристика | Управление мотивацией | |
1. | Соучастия | Стремление к дружеским отношениям, активному взаимодействию с коллегами и клиентами. | Предоставление работы с широкими коммуникационными возможностями и постоянное информирование о реакции окружающих на их действия. |
2. | Достижения | Стремление к самостоятельности в работе, личной ответственности за полученный результат. | Делегирование полномочий, самостоятельный участок работы. |
3. | Властвования | Стремление к воздействию на других людей, контролю ресурсов и процессов. | Включение в резерв кадров, планирование карьеры, обучение. |
Потребности соучастия, достижения и властвования в концепции Д. МакКлелланда не исключают друг друга: проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния.
Теория мотивации Ф. Герцберга. В литературе теорию мотивации Ф. Герцберга часто называют теорией мотивационной гигиены или теорией «социального человека». Ф. Герцберг выделил две группы побудительных мотивов активизации трудовой деятельности человека: гигиенические, мотивационные (табл. 14.3). Гигиенические мотивы – это мотивы, создающие настрой на труд, они могут быть как мотиваторами, так и демотиваторами трудовой деятельности.
Цель менеджера заключается в создании таких условий, чтобы гигиенические факторы стали мотиваторами трудовой деятельности. К мотивирующим факторам Ф. Герцберг относит то, что всегда способствует повышению эффективности труда работников.
Таблица 14.3 − Модель Ф. Герцберга
Гигиенические факторы | Мотивирующие факторы (мотиваторы) |
Зарплата; Социальные блага; Условия работы; Статус; Климат на предприятии; Рабочая атмосфера, обстановка; Отношение к начальству и к коллегам. | Интересная работа: увлекательная постановка вопросов, многосторонность, возможность повысить свои знания; Самостоятельность и полномочия, свой участок работы; Возможность добиться ощутимых результатов; Признание достижений, выражающееся в увеличении дохода, полномочий, степени трудности поставленных задач; Профессиональное обучение и повышение квалификации как непрерывный процесс. |
Следовательно, если устранить факторы недовольства работников трудовым окружением, то можно формировать мотивы его трудовой деятельности, используя факторы удовлетворенности трудом. В таблице 14.3 приведены основные принципы обогащения содержания работы для мотивации трудовой деятельности.
Таблица 14.4 − Принципы обогащения содержания работы по Ф. Герцбергу
Принцип | Задействованные факторы мотивации |
1. Отмените некоторые виды контроля, сохранив ответственность. | Ответственность и чувство достижения. |
2. Повысьте ответственность работников за результаты их работы. | Ответственность и признание. |
3. Выделите работнику целостный блок работы (деталь, отдел и др.). | Ответственность, чувство достижения и признания. |
4. Предоставьте работнику дополнительные полномочия. | Ответственность, чувство достижения и признания. |
5. Периодически советуйтесь с самим работником, а не с его непосредственным начальником. | Внутреннее признание, самоуважение. |
6. Предлагайте работнику новые, все более трудные задачи. | Профессиональный рост и обучение. |
7. Поручайте работникам задания, требующие особых знаний и навыков. | Ответственность, профессиональный рост и обучение. |
Группы потребностей, предложенные разными авторами содержательных теорий, достаточно наглядно между собой соотносятся (рис. 14.2).
|
Рис. 14.2. Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации
Процессуальные теории мотивации − основаны на предположении, что поведение личности является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Можно выделить три основные процессуальные теории:
1. Теория ожидания.
2. Теория справедливости.
3. Теория подкрепления.
Теория ожидания В. Врума. Основана на положении, что чем больше оправдываются ожидания сотрудника, тем более эффективным будет его труд. В. Врум выделяет три основные ожидания сотрудника в процессе труда: чтобы его трудовые усилия приносили конкретные результаты, согласно которым он будет получать вознаграждение, которое будет ожидаемым (рис. 14.3).
Рис. 14.3. Модель мотивации В. Врума
Валентность – предполагаемая степень относительного удовлетворения (неудовлетворения), возникающая при получении вознаграждения. Если прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то мотивация будет ослабевать.
Теория справедливости С. Адамса. Согласно теории справедливости, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если сравнение показывает, что коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у сотрудника возникает психологическое напряжение, для восстановления справедливости необходимо, либо изменить уровень затрачиваемых усилий, либо изменить вознаграждение.
Специалисты отмечают, что обычно, когда люди считают, что им не доплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Если же считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность.
Теория усиления мотивации Б. Скиннера. Показывает зависимость мотивации сотрудников от их прошлого опыта. Согласно теории Б. Скиннера, наличие стимулов вызывает определенное поведение человека, в зависимости от последствий которого оно повторяется или нет. Неоднократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.
Модель Портера-Лоулера. Л. Портер и Э. Лоулер в своей теории мотивации соединили элементы теории ожидания и теории справедливости (рис. 14.4).
|
Рисунок 14.4. Интегративная модель Портера-Лоулера
Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения (чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия, продвижение по службе).
Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Без удовлетворения не может быть эффективной работы.
Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона основана на положении, что поведение работника является результатом взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, ее восприятия. Каждый человек имеет два мотива – мотив успеха (Му) и мотив, побуждающий избегать неудач (Мн). Эти мотивы достаточно стабильны и формируются в процессе обучения и работы, в них проявляется стремление человека к определенному уровню удовлетворения потребностей.
Помимо личностных качеств на поведение человека влияют 2 ситуативные переменные: вероятность успеха, с которой работник ожидает завершения своей деятельности (Ву) и привлекательность успеха (ценность стимула) для индивида (Пу). При этом привлекательность успеха прямо связана с вероятностью успеха по формуле:
Пу = 1 – Ву (14.1)
Таким образом, чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность. Стремление к успеху (Су), которое выражает силу мотивации, можно выразить формулой :
Су = Му*Ву*Пу (14.2)
Согласно этой формуле, стремление к успеху будет максимальным при вероятности успеха 0,5, т.к. произведение «Ву*Пу» в данном случае максимальное. Но, определяя стремление к успеху, необходимо учитывать и мотив успеха, который у разных сотрудников выражен неодинаково.
Любая конкретная ситуация активизирует мотив успеха и одновременно мотив, побуждающий избегать неудач Мн. При этом сумма вероятности ожидания успеха Ву и вероятности неудачи Вн равна 1.
Согласно теории Д. Аткинсона, лица, в большей мере ориентированные на успех, предпочитают задания средней сложности, т.к. в этом случае ниже степень риска, хотя и меньше привлекательность успеха. В то же время работники, которые приемлют неудачу ради высокой привлекательности возможного достижения цели, предпочитают экстремальные задачи по принципу «пан или пропал», подобные работники относятся к так называемому «рисковому» типу личности. Первой группе работников целесообразно поручить те задания, которые обязательно надо выполнить в отведенные сроки, вторую же группу сотрудников лучше использовать при необходимости поиска нетипичных решений.
Таким образом, процессуальные теории мотивации направлены на формирование такого трудового поведения сотрудника, которая обеспечит эффективность его трудовой деятельности. Процессуальные теории мотивации более универсальны по сравнению с содержательными теориями мотивации, но, к сожалению, не учитывают весь спектр потребностей человека.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 225.