Как показывает следственная и судебная практика, успех расследования зависит, как правило, от профессионального мастерства следователя и его способности эффективно организовать работу по находящимся в производстве уголовным делам.
Окончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения относится к завершающему этапу производства по делу в досудебных стадиях уголовного процесса, который начинается с момента принятия следователем решения об окончании предварительного следствия по уголовному делу и заканчивается утверждением обвинительного заключения прокурором.
Данный этап не включает в себя производство следственных и процессуальных действий, направленных на получение доказательств, однако это не означает, что на этом прекращается процессуальная деятельность следователя.
Зачастую ошибки, допускаемые следователями на данном этапе, влекут нарушение уголовно-процессуального законодательства. Это может оказать негативное влияние на принятие последующих решений прокурором и судом, то есть на весь процесс расследования по уголовному делу. Что в итоге может повлечь за собой применение к следователю мер дисциплинарной ответственности.
Цель настоящей главы: на основе анализа уголовно-процессуального законодательства, научной литературы и судебно-следственной практики, рассмотреть проблемы, связанные с окончанием предварительного следствия с составлением обвинительного заключения.
Основания и процессуальный порядок окончания
предварительного следствия с составлением
Обвинительного заключения
Изучив материалы уголовного дела, оценив все собранные по делу доказательства и признав их достаточными для составления обвинительного заключения, следователь приступает к завершающему этапу расследования. Основанием для окончания предварительного следствия с составлением обвинительного заключения в соответствии с ч. 1 ст. 215 УПК РФ является производство всех следственных действий достаточных для составления обвинительного заключения.
Организация работы следователя на завершающем этапе расследования включает:
планирование работы по окончанию расследования;
систематизацию материалов уголовного дела;
уведомление об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей;
ознакомление по их ходатайству с материалами уголовного дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей;
ознакомление с материалами уголовного дела обвиняемого, а также его защитника и законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле;
рассмотрение ходатайств;
составление обвинительного заключения и соответствующих статистических карточек;
направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом.
Учитывая изложенное, последовательно рассмотрим содержание работы следователя при окончании расследования с составлением обвинительного заключения.
Планирование работы следователя по окончанию
предварительного следствия с составлением
Обвинительного заключения
Расследованию преступлений, как и всему уголовному судопроизводству, свойственно организационное, плановое начало. Оно заложено в самом уголовно-процессуальном законе, который четко определяет правовые средства доказывания, процессуальные сроки, регламентирует порядок выполнения процессуальных действий, вводит групповой метод расследования по сложным и объемным уголовным делам, т. е. придает процессу расследования упорядоченный характер.
Плановость является одним из важных положений организации расследования преступлений. Работа следователя, как всякая деятельность, состоящая из комплекса различных процессуальных действий, должна быть тщательно спланирована.
Будучи методом научной организации труда, планирование, есть обоснованное материалами уголовного дела определение путей и средств, с помощью которых при наименьшей затрате сил и средств должно быть расследовано преступление, изобличены виновные, выявлены причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Поскольку деятельность следователя на завершающем этапе расследования состоит из ряда процессуальных действий, которые необходимо выполнить в установленные законом сроки, то эти действия должны быть тщательно спланированы.
В теории и практике расследования отсутствует строго определенные форма и содержание плана завершающего этапа. Следователь самостоятельно определяет: место и время ознакомления обвиняемого, защитника и законного представителя обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами уголовного дела, очередность их ознакомления. Единственный критерий, установленный законом состоит в том, что обвиняемый и его защитник, знакомятся с материалами уголовного дела после других участников уголовного судопроизводства (ч.1 ст. 217 УПК РФ).
При составлении плана должны быть учтены закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве сроки предварительного следствия и сроки содержания обвиняемого под стражей. Поэтому, планируя окончание предварительного следствия, следователь определяет момент объявления участникам уголовного процесса об окончании расследования, исходя из объема уголовного дела, количества участвующих на данном этапе расследования лиц, избранной меры пресечения, учитывая личностные характеристики и субъективное отношение этих лиц к процессу ознакомления с материалами уголовного дела.
Так, например, обвиняемые, содержащиеся под стражей, иногда умышлено затягивают процесс ознакомления с материалами уголовного дела, надеясь на изменение или отмену меры пресечения ввиду истечения срока содержания под стражей. В следственной практике встречаются случаи, что злоупотребляют этими обстоятельствами и недобросовестные защитники.
В уголовно-процессуальном законодательстве не установлены конкретные сроки принятия решения об окончании предварительного следствия, однако установлены сроки предварительного следствия и сроки содержания обвиняемого под стражей (домашнего ареста). Предусмотрен порядок продления этих сроков, а также сроки откладывания ознакомления до явки защитника, представителя потерпевшего (гражданского истца, гражданского ответчика) до 5 суток с момента назначенного следователем времени.
По нашему мнению, рекомендуемый минимальный срок принятия решения об окончании предварительного следствия должен быть 7 суток до истечения срока предварительного следствия по уголовным делам, по которым в отношении обвиняемого избрана мера пресечения не связанная с заключением под стражу. По уголовным делам, по которым в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, минимальный срок должен быть примерно 30 суток. Указанные нами сроки принятия решения об окончании предварительного следствия носят рекомендательный характер и зависят от различных объективных и субъективных факторов.
При этом следует учитывать, что на практике уголовное дело, по которому в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, направляется прокурору для утверждения обвинительного заключения не позже 24 суток до окончания срока содержания под стражей.
В соответствии с ч. 5 ст. 109 УПК РФ материалы оконченного расследованием уголовного дела, по которому срок содержания под стражей был продлен до 6 и более месяцев, должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей.
Следует только отметить, что следователь самостоятельно принимает решение об окончании предварительного следствия. При этом должен быть учтен объем работы на завершающем этапе расследования, исходя из сложности уголовного дела, количества участвующих на данном этапе расследования лиц и другие обстоятельства. Основным ограничивающим критерием является соблюдение сроков предварительного следствия и применения меры пресечения в виде заключения под стражу (домашний арест).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.