На предварительном следствии, основанием для назначения судебной экспертизы является необходимость решения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, а основанием для производства экспертизы – постановление следователя, вынесенное в порядке, установленном законом.
Здесь следует отметить, что содержание понятия «специальные знания» нормативно не определено. В теории уголовного процесса по этому поводу существуют различные точки зрения. Например, В.Н. Махов полагает, что специальными можно считать знания, необходимые в конкретной профессиональной деятельности, полученные в процессе подготовки к этой деятельности и ее осуществления. По мнению других ученых (Т.Н. Бородкина, Ю.К. Орлов, А.А. Эйсман) специальными являются знания, выходящее за рамки общеобразовательной подготовки и житейского опыта.
Правовая неопределенность и явный недостаток конкретики в научных определениях понятия «специальные знания» свидетельствуют о том, что на предварительном следствии, решая вопрос о необходимости применения в процессе расследования специальных знаний, следователь вправе руководствоваться своим внутренним убеждением, учитывая при этом характер обстоятельств, подлежащих доказыванию; особенности расследования конкретного преступления; современные достижения науки и соответствующие позиции судебной и следственной практики.
По общему правилу, вопрос о назначении судебной экспертизы решается по усмотрению следователя. Однако в отдельных случаях, прямо указанных в законе, назначение и производство экспертизы является обязательным и от усмотрения следователя не зависит.
В соответствии с требованиями ст. 196 УПК РФ, назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:
причины смерти;
характер и степень вреда, причиненного здоровью;
психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.
Здесь следует отметить, что приведенный в законе перечень случаев обязательного назначения и производства экспертизы вряд ли можно считать исчерпывающим. На практике, фактически во всех без исключения случаях назначается экспертиза для решения вопроса об отнесении соответствующих предметов и веществ к оружию, взрывным устройствам, взрывчатым веществам, наркотикам, для доказывания факта изготовления поддельных денег и ценных бумаг, для решения соответствующих вопросов по делам о нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и во многих других случаях.
В этих случаях объективная необходимость обязательного назначения экспертиз продиктована характером обстоятельств совершения преступления, спецификой состава и способа совершения преступления, особенностями процесса доказывания по делам указанных категорий.
Решая вопрос о необходимости назначения экспертизы, следователю надлежит определить:
вид специальных знаний, подлежащих применению при производстве экспертизы, то есть определить вид судебной экспертизы;
круг вопросов, подлежащих рассмотрению при производстве экспертизы;
экспертное учреждение (или лицо, обладающее специальными знаниями), которому будет поручено производство экспертизы;
при необходимости, получить образцы для сравнительного исследования в порядке, предусмотренном ст. 202 УПК РФ;
подготовить объекты, подлежащие экспертному исследованию, для направления эксперту (в экспертное учреждение).
В случае необходимости, следователь вправе по всем указанным вопросам получить консультацию специалиста.
При решении вопроса о производстве экспертизы в отношении потерпевшего, необходимо получить письменное согласие данного лица, либо его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 2, 4,5, ст. 196 УПК РФ.
Судебная экспертиза в отношении свидетеля во всех без исключения случаях производится с его письменного согласия либо с согласия его законного представителя (ч. 4 ст. 195 УПК РФ).
В случаях назначения и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы в отношении подозреваемого или обвиняемого, он может быть помещен в медицинский или психиатрический стационар (ч. 1 ст. 203 УПК РФ).
При этом следует иметь в виду, что подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся под стражей, помещается в медицинский или психиатрический стационар лишь при наличии на то судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. При помещении в стационар для производства экспертизы подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, судебного решения не требуется. Для этого достаточно постановления следователя о назначении соответствующей экспертизы.
Указанный выше порядок не следует смешивать с процедурой установленной ч.1 ст. 435 УПК РФ. Речь идет о том, что порядок и правила перевода лица из места содержания под стражей в психиатрический стационар, предусмотренные ч. 1, ст. 435 УПК РФ, могут применяться лишь после производства по делу судебно-психиатрической экспертизы, по результатам которой последует вывод о том, что соответствующее лицо страдает психическим заболеванием.
Поэтому в случае, предусмотренном ч.1 ст. 435 УПК РФ, лицо переводиться в психиатрический стационар не в целях производства судебно-психиатрической экспертизы, а в целях оказания ему врачебно-психиатрической помощи в связи с выявленным у него психическим заболеванием.
Обеспечив все необходимые условия для назначения и последующего производства экспертизы, следователь в установленном законом порядке выносит постановление о ее назначении (ст. 195 УПК РФ).
Постановление о назначении судебной экспертизы состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей и завершается подписью следователя.
Во вводной части следует указание – на вид экспертизы; место и дату вынесения постановления; органа и должностного лица (в данном случае следователя), вынесшего постановление, его фамилии и инициалов; номера уголовного дела, по которому вынесено постановление.
В описательно-мотивировочной части кратко излагаются обстоятельства дела; подробно раскрываются основания назначения экспертизы (с указанием на то, для установления каких обстоятельств дела и какие специальные знания требуются) производится ссылка на статьи УПК РФ, с соблюдением требований которых вынесено данное постановление.
В резолютивной части излагается решение следователя о назначении экспертизы с указанием её вида, экспертного учреждения (или лица), которому поручается ее производство. Здесь же приводятся вопросы, которые ставятся для разрешения в ходе экспертного исследования.
Формируя вопросы, адресованные эксперту, следует иметь ввиду, что они должны быть конкретными, не позволяющими их двоякого толкования. Вопросы не должны выходить за пределы специальных знаний экспертов, на разрешение которых они ставятся. Возникающих при этом затруднений следователь может избежать предварительно обсудив данные вопросы со специалистом, сотрудником или руководителем соответствующего экспертного учреждения.
Вслед за изложением вопросов, адресованных эксперту, в резолютивной части постановления перечисляются материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Завершается постановление подписью следователя.
До направления постановления о назначении экспертизы эксперту (в экспертное учреждение) следователь должен ознакомить с постановлением подозреваемого, обвиняемого, их защитников, потерпевшего, свидетеля и разъяснить им их права при назначении и производстве судебной экспертизы.
В соответствии со ст. 198 УПК РФ указанные участники уголовного процесса обладают следующими правами.
Подозреваемые, обвиняемые и их защитники вправе:
знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
ходатайствовать о внесении в постановление о назначении экспертизы дополнительных вопросов эксперту;
присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;
знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.
Потерпевший вправе:
знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом учреждении;
знакомиться с заключением проведенной в отношении него либо по его ходатайству судебной экспертизы (ч. 2 ст.206 УПК РФ).
Свидетель обладает правом знакомиться с заключением проведенной в отношении него судебной экспертизы (ч. 2 ст. 206 УПК РФ).
При участии в уголовном деле законных представителей подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, они вправе присутствовать при разъяснение данным участникам уголовного процесса их прав, знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и реализовать права, предусмотренные ст.ст. 45, 48, 426 УПК РФ.
Кроме того, следует иметь в виду, что лица, обладающие правом ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта, вправе также ознакомиться с документами, подтверждающими профессиональную квалификацию эксперта, не работающего в государственном экспертном учреждении.
По мнению Конституционного Суда РФ, изложенному в определении от 18 декабря 2003 года № 429-0, данное право указанных лиц вытекает из положений ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, а также из п. 11 ч. 4 ст. 47 и иных норм УПК РФ, предусматривающих право заявить отвод эксперту, в том числе в связи с его некомпетентностью; право ходатайствовать о привлечении в качестве эксперта указанного ими лица, о производстве экспертизы в конкретном экспертном учреждении, о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы.
Об ознакомлении с постановлением указанных участников уголовного процесса и разъяснении прав составляется протокол. В протоколе отражается факт ознакомления соответствующих лиц с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения им прав, а также заявленные ими ходатайства и сделанные заявления. Протокол подписывается следователем и соответствующим участником уголовного процесса (ч. 3 ст. 195 УПК РФ).
Поступившие при этом ходатайства и заявления рассматриваются следователем. О принятом по ним решении следователь выносит постановление, которое объявляется соответствующему участнику процесса. В случае решения об удовлетворении ходатайства следователь осуществляет процессуальные действия, направленные на реализацию принятого решения. Отказ в удовлетворении ходатайства, на предварительном следствии, может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суд.
Выполнив указанные выше процессуальные процедуры, следователь предоставляет постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства, руководителю соответствующего экспертного учреждения (ч.1 ст. 199 УПК РФ).
Если экспертиза производиться вне экспертного учреждения (в следственной практике такие случаи встречаются не часто), следователь вручает постановление и все необходимые материалы избранному им эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ.
При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления и производству назначенной следователем экспертизы, руководитель экспертного учреждения (в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 199 УПК РФ) и эксперт (в случаях, предусмотренных ч. 5 ст.199 УПК РФ) вправе возвратить постановление следователя о назначении экспертизы без исполнения.
При отсутствии указанных в законе препятствий для производства экспертизы, по результатам ее производства составляется заключение эксперта, форма и содержание которого определяется ст.ст. 204, 200, 201 УПК РФ, а также ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001года № 73 – ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 204 УПК РФ в заключении эксперта указывается:
дата, время и место производства экспертизы;
основания для ее производства;
должностное лицо, назначившее экспертизу;
сведения об экспертном учреждении, фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, стаж работы, ученое звание, занимаемая должность;
сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомого ложного заключения;
вопросы, поставленные перед экспертом;
объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы;
данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы;
содержание и результаты исследований с указанием примененных методик;
выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики), прилагаются к заключению и являются его составной частью.
Заключение подписывается экспертом или всеми членами экспертной комиссии.
Согласно ст. 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» подписи эксперта или членов экспертной комиссии удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.
Получив заключение эксперта (или его сообщение о невозможности дать заключение), следователь знакомит с его содержанием подозреваемого, обвиняемого, их защитников, потерпевшего, свидетеля, а также участвующих в деле представителей и законных представителей соответствующих лиц (ст. 206 УПК РФ).
Об ознакомлении указанных участников уголовного процесса с поступившим заключением (сообщением) эксперта и разъяснении им права ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы составляется протокол. В протоколе отражаются также заявленные ходатайства. Протокол подписывается следователем и соответствующим участником уголовного процесса.
Поступившие при этом ходатайства рассматриваются следователем. О принятом по ним решении следователь выносит постановление, которое объявляется соответствующим участникам процесса. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суд.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ заключение эксперта является доказательством по уголовному делу и подлежит оценке по правилам, предусмотренным ст. 88 УПК РФ.
Для разрешения возможных при этом сомнений в доказательственном значении заключения эксперта либо сомнений в его юридической силе, а также в целях получения необходимых разъяснений, следователь вправе допросить эксперта (ст. 205 УПК РФ), назначить дополнительную или повторную экспертизу (ст. 207 УПК РФ), а также произвести любые необходимые по его мнению процессуальные (включая следственные) действия.
В случае необходимости следователь вправе назначить комиссионную экспертизу (ст. 200 УПК РФ) и комплексную экспертизу (ст. 201 УПК РФ).
Виды судебных экспертиз
На практике, при назначении судебных экспертиз, как правило, отдается предпочтение экспертам, работающим в государственных судебно-экспертных учреждениях.
Наиболее разветвленной сетью судебно-экспертных учреждений располагают МВД России, Минюст России, Росздрав России. В некоторых иных министерствах и ведомствах (например, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России и некоторых других) также действуют судебно-экспертные учреждения. Виды экспертиз, производство которых возможно в указанных судебно-экспертных учреждениях, определяются ведомственными правовыми актами.
Например, экспертные учреждения, входящие в систему МВД России, производят следующие судебные экспертизы: автороведческую; автотехническую; баллистическую; биологическую экспертизу тканей и выделений человека, животных; ботаническую; бухгалтерскую; видеотехническую; взрывотехническую; геммологическую; дактилоскопическую; компьютерную; лингвистическую; медико-криминалистическую; налоговую; пожарно-техническую; портретную; почвоведческую; почерковедческую; технико-крминалистическую экспертизу документов; трасологическую; финансово-аналитическую; финансово-кредитную; фоноскопическую; фототехническую; экспертизу материалов, веществ и изделий; экспертизу пищевых продуктов; экспертизу холодного оружия.
В судебно-экспертных учреждениях Минюста России производятся следующие судебные экспертизы: почерковедческая; автороведческая, техническая экспертиза документов; фототехническая; портретная; трасологическая; видео- и звукозаписей; оружия и следов выстрела; взрывотехническая; материалов, веществ и изделий; почвоведческая; биологическая; автотехническая; пожарно-техническая; взрывотехнологическая; строительно-техническая; бухгалтерская; финансово-экономическая; товароведческая; психологическая; компьютерно-техническая; маркировочных обозначений; экологическая; лингвистическая; экспертиза электробытовой техники.
Судебно-экспертные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав России) проводят судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы.
В судебно-экспертных учреждениях Министерства обороны России производятся: криминалистические экспертизы, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, судебно-биологические, молекулярно-генетические, судебно-химические и некоторые другие экспертизы.
Судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы (ФТС России) проводят материаловедческие, идентификационные, товароведческие, химические, сертификационные, технологические, экологические, искусствоведческие и иные виды экспертиз, например, гемологические экспертизы качества и стоимости изделий, содержащих драгоценные камни.
Судебно-экспертные учреждения ФСБ России производят экспертизы для органов расследования данного ведомства. Однако действующее законодательство не содержит запрета на производство экспертными учреждениями ФСБ России судебных экспертиз по поручению иных органов расследования и суда.
При выборе эксперта или экспертного учреждения необходимо учитывать: особенности объектов экспертного исследования; характер вопросов, поставленных на разрешение эксперта; научно-технические и иные ресурсные возможности судебно-экспертных учреждений.
При поручении экспертизы частному лицу следователю необходимо получить достаточные данные о характере его профессиональной специализации, компетентности, убедиться в отсутствии оснований, препятствующих его участию в производстве по уголовному делу в качестве эксперта (перечень которых установлен ст. 61 УПК РФ).
Лицу, производящему расследование, необходимо иметь в виду, что деятельность участников уголовного процесса, связанная с подготовкой, назначением и производством судебной экспертизы, как правило, требует продолжительного времени.
В зависимости от вида судебной экспертизы, на это может понадобиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Это, в свою очередь, может повлечь за собой необходимость продления срока предварительного следствия по уголовному делу и срока содержания обвиняемого под стражей, что также потребует существенных затрат служебного времени, сил и средств.
Данные обстоятельства следует учесть при составлении плана расследования по уголовному делу и определении приоритетов в последовательности производства необходимых по уголовному делу процессуальных и следственных действий.
Следует также обратить внимание, что существующая ныне судебная и следственная практика исходит из невозможности назначения и производства судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела и по делу, приостановленному производством.
Анализируя данную позицию судебной и следственной практики в соотношении с нормами уголовно-процессуального закона следует отметить, что она не вызывает сомнений только применительно к тем случаям, когда экспертиза производится в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля либо, если для ее производства следователю необходимо в порядке, предусмотренном ст. 202 УПК РФ, получить образцы для сравнительного исследования.
В первом случае назначению и производству экспертизы до возбуждения уголовного дела препятствуют номы УПК РФ, согласно которым лицо не может приобрести процессуальный статус подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля до возбуждения уголовного дела. А также то, что производство экспертизы может потребовать такого ограничения прав и конституционных свобод личности, которое возможно только по уголовному делу.
Во втором случае препятствием для назначения и производства экспертизы до возбуждения уголовного дела и по делу, приостановленному производством, является то, что получение следователем образцов для сравнительного исследования – это следственное действие, которое не может производиться до возбуждения уголовного дела и по делу, приостановленному производством.
В остальных случаях, возможных в судебной и следственной практике, правовых препятствий для назначения и производства экспертизы до возбуждения уголовного дела либо по делу, приостановленному производством, не существует.
В заключении следует отметить, что следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Факт присутствия следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта (ст. 197 УПК РФ).
Литература
Бородкина Т.Н. Реализация процессуального статуса специалиста на стадии предварительного расследования. – М.: «Юрлитинформ», 2009.
Ефимичев П.С. Следственные действия по Уголовно-процессуальному кодексу РФ: теория и практика. – М.: «Экзамен», 2008.
Лазарева Л.В. Специальные знания и их применение в доказывании по уголовному делу: Монография. – М.: «Юрлитинформ», 2009.
Меретухов Г.М., Данильян С.А., Гусев А.В. Экспертно-криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел России. – М.: «Юрлитинформ», 2009.
Мурашкн И.А., Яловой О.В. Судебно-экспертные учрежления Министерства обороны Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: «Юркнига», 2004.
Экспертизы на предварительном следствии: Краткий справочник / Под ред. В.В. Мозякова. – М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2002.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.