Основные нормативные документы,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Регламентирующие работу медработников по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни

1. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ;

2. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ

3. Концепция по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (Одобрена распоряжением Правительства

Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р).

4. Приоритет формирования здорового образа жизни приоритетного национального проекта «Здоровье»

5. Приказ Минздрава России от 23.09.03 г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»;

6. Приказ Минздрава России от 23.04.97 г. № И/61-119 «О временной форме

статистической отчетности»;

7. Приказ Минздрава России от 31.12.03 г. № 650 «Об утверждении инструкций по заполнению отчетной и учетной документации центра, отделения (кабинета)»;

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.06.06 г. № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой».

9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2005 № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового»

10.   Приказ МЗ и СЦР от 19.08.2009 № 597Н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию ЗОЖ у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака (в редакции приказов МЗ РФ от 08.06.10г №430Н, от 19.04.2011 № 328Н, от 26.09.2011 №1074Н)

11.   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012г № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»

12.   Приказ Минздрава России от 06.12.2012г. № 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического осмотра»

 


Приложение5


ПЛАН

Работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни

на_________год

Наименование медицинского учреждения

Ф.И.О. главного врача, телефон:

Ф.И.О. и должность ответственного за работу по ГО и ВН, телефон:

№ п/п Мероприятия Срок исполнения Ответственные за исполнение Отметка о выполнении Контроль за исполнением

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.1. Повышение квалификации (ПС и ТУ) медицинских работников по профилю «гигиеническое воспитание»         1.2 Обучение кадров           Врачи, средний медперсонал           Учащиеся и студенты           Педагоги           Работники культуры           Прочие (указать какие)         1.3. Гигиеническое воспитание и образование населения         . Пенсионеры           Дети           Подростки         1.4. Подготовка методических материалов, внедренческая работа         . Методические рекомендации           Видеофильмы           Анкетирование           Разработка программ           Школы здоровья           Компьютерные программы           Методические консультации        

МАССОВАЯ, ГРУППОВАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. Публикации в прессе (с указанием тем)         2.2 Выступления на ТВ         2.3 Выступления на радио         2.4. Организация выставок, конкурсов, видеодемонстраций         2.5 Лекции         2.6 Беседы         2.7 Стенная санитарная печать        

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Методические материалы, справочники, информационные материалы для населения.        

КОНСУЛЬТАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Индивидуальное и групповое профилактическое консультирование         4.2 Профилактические осмотры         4.3 Вакцинация         4.4 Другое (указать)        

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

5.1 Оснастить компьютером         5.2 Видеотехникой         5.3 Множительной техникой        

 

 

Должность ответственного за работу по ГО и ВН                                                     

 

Ф.И.О., дата, подпись.


 

Приложение 6


Перечень Всемирных и Международных дней здоровья,

Установленных Генеральной Ассамблеей ООН или Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ), которые могут быть использованы для проведения массовых мероприятий по охране и укреплению здоровья населения

4 февраля  Всемирный День борьбы против рака

11 февраля  Всемирный день больного

1 марта      Всемирный день иммунитета

6 марта        Всемирный день борьбы с глаукомой

14 марта (второй четверг марта) Всемирный день почки

24 марта      Всемирный день борьбы против туберкулеза

7 апреля       Всемирный день здоровья

23–30 апреля (последняя неделя апреля) Европейская неделя иммунизации

26 апреля   День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

8 мая                    Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца

15 мая          Международный день семьи

19 мая          Международный день памяти умерших от ВИЧ и СПИДа

31 мая          Всемирный день без табачного дыма

1 июня         Международный день защиты детей

5 июня         Всемирный день охраны окружающей среды

14 июня       Всемирный день донора крови

16 июня (третье воскресенье июня) День медицинского работника

26 июня      Международный День борьбы с наркоманией

10 августа (вторая суббота августа)    Всероссийский День физкультурника

29 сентября (последнее воскресенье сентября) Всемирный день сердца

27 сентября Всемирный день туризма

28 сентября Всемирный день борьбы против бешенства

1- 7 октября Всемирная неделя поощрения и поддержки грудного вскармливания

1 октября      Международный день пожилых людей

3 октября    Всемирный День трезвости и борьбы с алкоголизмом

10 октября   Всемирный день психического здоровья

10 октября (второй четверг октября) Всемирный день зрения

20 октября    Всемирный день борьбы с остеопорозом

14 ноября     Всемирный день борьбы с диабетом

14 ноября            Всемирный день борьбы против хронической обструктивной болезни легких

 21 ноября (третий четверг ноября) Международный день отказа от курения

17 ноября (третье воскресенье ноября) Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

1 декабря    Всемирный день борьбы со СПИДом

3 декабря   Международный день инвалидов

11 декабря  Всемирный день борьбы с бронхиальной астмой




Приложение 7

 

Примерные нормативы времени на отдельные виды работ по гигиеническому воспитанию населения (в часах)

(в соответствии с приложением 1 к инструкции о работе санитарно-эпидемиологических станций по гигиеническому воспитанию населения утвержденной начальником Главного санитарно-профилактического управления МЗ СССР 29.06.1990г.)

 

№ п\п Виды работ Часы
1. Подготовка методического письма До 48,0
2. Разработка программ (без содержания к ним) по курсовой гигиенической подготовке До 24,0
3. Разработка текстовых программ для опроса с помощью простейших программированных устройств До 48,0
4. Разработка опросных карт До 24,0
5. Подготовка к выступлению по местному телевидению, радио, в кинолектории и др. До 6,0
6. Выступление по местному телевидению, радио, перед киносеансом и др. 0,5
7. Подготовка статьи для территориальной прессы (газеты, журналы и др.) До 6,0
8. Подготовка к лекции в учреждениях здравоохранения 4,0
9. Чтение лекции, проведение бесед в учреждениях здравоохранения 0,5–1,0
10. Подготовка к лекции на объекте (в народном университете медицинских и гигиенических знаний и др.) 2,0
11. Чтение лекции на объекте (в народном университете медицинских и гигиенических знаний и др.) 1,0
12. Проведение занятий с общественными санитарными инспекторами 1,0
13. Разработка тематико-экспозиционного плана выставки санитарно-просветительной направленности 1,0
14. Разработка санитарно-просветительной памятки 6,0
15. Разработка санитарно-просветительного лозунга 1,0
16. Составление текста лекции с апробацией ее на заседании лекторской группы 10,0
17. Составление текста беседы с апробацией ее на заседании лекторской группы 7,0
18. Составление рецензии на лекцию, прочитанную в массовой аудитории 2,0
19. Составление рецензии на беседу, проведенную в массовой аудитории 1,0
20. Составление заметки для стенной санитарной печати и др. 1,5
21. Оформление стенной санитарной печати и др. 4,0
22. Изготовление фотоиллюстраций на устном материале для стенной санитарной печати и др. 4,0
23. Оформление информационной доски вопросов и ответов, уголков здоровья и др. 3,0

 

Начальник отдела пропаганды профилактики

заболеваний и информации Главного санитарно-

профилактического управления Минздрава СССР                                         Н.Н Хитрова

Директор ВНИЦ профилактической медицины

Минздрава СССР, профессор                                                                             Р.Г. Оганов

 


 

Приложение 8

Анкета для определения типа курительного поведения (Д. Хорна)

Анкета состоит из 18 вопросов (6 блоков по 3 вопроса).
Ответ на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале

(1- никогда, 2 - редко, 3 - не очень часто, 4 - часто, 5 - всегда).

  Категории вопросов Всегда Часто Не очень часто Редко Никогда
А Я курю для того, чтобы не дать себе расслабиться 5 4 3 2 1
Б Частичное удовольствие от курения я получаю еще до закуривания, разминая сигарету 5 4 3 2 1
В Курение доставляет мне удовольствие и позволяет расслабиться 5 4 3 2 1
Г Я закуриваю сигарету, когда выхожу из себя, сержусь на что-либо 5 4 3 2 1
Д Когда у меня кончаются сигареты, мне кажется невыносимым время, пока я их не достану 5 4 3 2 1
Е Я закуриваю автоматически, даже не замечая этого 5 4 3 2 1
Ж Я курю, чтобы стимулировать себя, поднять тонус 5 4 3 2 1
З Частичное удовольствие мне доставляет сам процесс закуривания 5 4 3 2 1
И Курение доставляет мне удовольствие 5 4 3 2 1
К Я закуриваю сигарету, когда мне не по себе и я расстроен чем-то 5 4 3 2 1
Л Я очень хорошо ощущаю те моменты, когда не курю 5 4 3 2 1
М Я закуриваю новую сигарету, не замечая, что предыдущая еще не догорела в пепельнице 5 4 3 2 1
Н Я закуриваю, чтобы «подстегнуть» себя 5 4 3 3 1
О Когда я курю, удовольствие я получаю, выпуская дым и наблюдая за ним 5 4 3 2 1
П Я хочу закурить, когда удобно устроился и расслабился 5 4 3 2 1
Р Я закуриваю, когда чувствую себя подавленным и хочу забыть обо всех неприятностях 5 4 3 2 1
С Если я некоторое время не курил, меня начинает мучить чувство голода по сигарете 5 4 3 2 1
Т Обнаружив у себя во рту сигарету, я не могу вспомнить, когда я закурил 5 4 3 2 1


Блоки вопросов характеризуют 6 типов курительного поведения:
А+Ж+Н = Стимуляция; Г+К+Р = Поддержка;
Б+З+О = «Игра с сигаретой»; Д+Л+С = Жажда;
В+И+П = Расслабление; Е+М+Т = Рефлекс.

 

Интерпретация ответов проводиться по сумме трех вопросов соответствующего блока.
• Сумма баллов 11 и более указывает, что вы курите именно по этой причине.
• Сумма баллов от 7 до 11 - смешанный тип курительного поведения.
• Сумма меньше 7 говорит о том, что данный тип курения для вас не характерен.

 

Согласно результатам анкеты выделяют следующие типы курительного поведения:

 

1-й тип — «Стимуляция» .Курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечаются симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии.

2-й тип — «Игра с сигаретой». Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.

3-й тип — «Расслабление». Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» к отдыху. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.

4-й тип — «Поддержка». Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.

5-й тип — «Жажда». Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам.

6-й тип — «Рефлекс». Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Куря автоматически, человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много: 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руке сигарета.

 

Приложение 9

Тест Фагенстрема на определение никотиновой зависимости

 

1. Как скоро вы тянетесь за сигаретой, после того как проснетесь?

1. в течение первых 5 минут.

2. через 6 – 30 минут.

3. через 31 – 60 минут.

4. более, чем через 60 минут.

2. Тяжело ли вам воздержаться от курения в тех местах, где оно запрещено?

1. Да.

2. Нет.

3. От какой сигареты вам было бы тяжелее всего воздержаться?

1. От утренней.

2. От последующей.

4. Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

1. До 10.

2. От 11 до 20.

3. От 21 до 30.

4. Более 30.

5. Когда вы больше курите – утром или на протяжении дня?

1. Утром.

2. На протяжении дня.

6. Курите ли вы во время болезни, когда должны придерживаться постельного режима?

1. Да.

2. Нет.

 

Ключ к тесту

 

Баллы начисляются по следующей схеме: 1a -3 балл, 1b – 2, 1c – 1; 2a – 1;

3a – 1; 4b – 1, 4c – 2, 4d – 3; 5a – 1; 6a – 1.

Максимальная сумма баллов – 10.

 

Интерпретация результатов теста

 

• от 0 до 3 баллов – низкий уровень зависимости. При решении прекратить курение основное внимание должно быть уделено психологическим факторам.

• 4-5 баллов - средний уровень зависимости. Желательно использование препаратов замещения никотина.

• 6-10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать неприятные ощущения в организме. Справиться с ними помогут препараты замещения никотина.

 

Приложение 10










Таблица оценки 10-летнего фатального риска ССЗ в Европейских регионах с высоким риском ССЗ на основании пола, возраста САД, ОХС и статуса курения ( SCORE – Systemic Coronary Risk Evaluation )

 


Приложение11

Оценка и прогноз по суммарному риску развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ)

 

Ильченко И.Н., 2009 год


 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агаджанян Н.А. и др. Экология человека: словарь-справочник. – СПб.; СОТИС.- 1997. – 187с.

2. Агаджанян Н.А. и др. Физиология человека. - СПб.; СОТИС.- 1998. – 132с.

3. Агаев Э.Р., Саркисянц Э.Э. Гигиена с основами организации здравоохранения, - М.: Медицина. 1979. – 256с.

4. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: методические рекомендации. - СПб.- 1994. – 55с.

5. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний. – М.: Академический проект, 2004. – 560с.

6. Братков О.Л. Всеобщее право на здоровье и его реализация в различных странах мира. - М.; Медицина.- 1981. – 143с.

7. ВОЗ: Задачи по достижению здоровья для всех / Копенгаген.- 1985. - 24с.

8. ВОЗ: Планирование и оценка служб санитарного просвещения / Женева, доклад Комитета экспертов ВОЗ.- 1970. – 24с.

9. Глобальная стратегия ВОЗ по достижению здоровья к 2000 году и ее реализация в различных странах мира: сб. тр. / М.- 1986. – С.237.

10. Глазунов И.С. и др. Укрепление здоровья детей школьного возраста: план действий по разработке региональных программ в России. Часть1/Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2004. - № 1. – С. 14-20.

11. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.; ДЕАН.- 1998. - 232 с.

12. Лаврова И.Г. и др. Социальная гигиена и организация здравоохранения. - М.: Медицина.- 1987. – 287с.

13. Лаврова И.Г., Майстрах К.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. - М.: Медицина, 1981. – 256с.

14. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М.- 1982. – 357с.

15. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.- 2002.-С. 90-99.

16. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. - М.-1998. – 134с.

17. Лобыкина Е.Н., Проскурякова Л.А., Рузаев Ю.В. Гигиеническое воспитание. – Новокузнецк. – 2009. – 188с.

18. Лобыкина Е.Н., Рузаев Ю.В. Гигиеническое воспитание в деятельности лечебно-профилактических учреждений. – Новокузнецк. – 2012. – 58с.

19. Лузан Н.В. и др. Основы знаний о профилактике наркозависимости, ВИЧ/СПИД, ИППП.– Новосибирск.- 2002. – 86 с.

20. Макарова Н.В., Ильченко И.Н. Эпидемиология артериальной гипертонии на уровне региона Европейской части России: вопросы профилактики //Общественное здоровье и здравоохранение. 2009. № 2. С. 12-20.

21. Мерта Дж. Справочник врача общей практики. – М.: Практика.- 1998. – С. 17-85.

22. Оганов Р.Г., Вялков А.И. Первичная профилактика заболеваний в системе общественного здоровья // Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. – 2000. - №5. – С. 5-8.

23. Оганов Р.Г., Калинина А.М., Сырцова Л.Е. и др. Организация и координация работы по профилактике заболеваний и укреплению здоровья в системе первичной медико-санитарной помощи (организационно-функциональная модель). / Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2002. – № 3. – С. 3-8.

24. О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2003году: государственный доклад / М.- ГЭОТАР-МЕДИА.- 2004. – 75с.

25. Разработка стратегий по достижению здоровья для всех к 2000 году: руководящие принципы и основные вопросы / Женева, Исполнительный комитет ВОЗ.-1989. – 24с.

26. Руководство для средних медицинских работников (Под ред. Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева)/ - М. - ГЭОТАР – Медиа.- 2006. - С. 895 - 913.

27. Руководство по медицинской профилактике (Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина)/ - М. - ГЭОТАР – Медиа.–  2007. – 439с.

28. Сибурина Т.А., Барскова Г.Н., Лохтина Л.К. Кластерный механизм межсекторального сотрудничества в интересах здоровья населения. – Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения».–http://vestnik.mednet.ru/content/view/404/27/lang,ru/

29. Соболева Е.С. Организация стратегического управления в здравоохранении /Сибурина Т.А., Аттаева Л.Ж., Барскова Г.Н., Лохтина Л.К., Мочалова Г.Н., Смирнов A.A., Соболева Е.С., Князев A.A.// Учебно-мегодическое пособие. - М.Агар/ - 2008. - 176 с.

30. Стародубов В.И., Сковердяк Л.А., Соболева Н.П. Проблемы нормативного обеспечения медицинской профилактики// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2005. - №5. – С. 4-7.

31. Тарханов П.В. и др. Новая парадигма роли гигиенической науки в социально-экономическом развитии России // Гигиена и санитария.- 2003. - № 3. – С. 91-93.

32. Фомичева М.Л., Винкевич Е.Г.. Организация работы отделений (кабинетов) медицинской профилактики в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.– Новосибирск. – 2005. – 34с.

33. Фомичева М.Л., Зуева И.А., Лузан Н.В. Организация гигиенического обучения и воспитания населения в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях: методические рекомендации. – Новосибирск, 2007. – 69С.

 

Общая редакция:

Чернышев Владимир Михайлович, зав. отделом науки и инновационной деятельности ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ГОУ ВПО «Новосибирского государственного медицинского университета Минздрава РФ», Заслуженный работник здравоохранения РФ, доктор медицинских наук 

 

 

Авторский коллектив:

Фомичева Марина Леонидовна - директор Государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городской медицинский информационно – аналитический центр», главным специалистом по профилактической медицине Минздрава Новосибирской области, кандидат медицинских наук.

 

Зуева Ирина Анатольевна - заместитель директора Государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городской медицинский информационно – аналитический центр».

 

Безпрозванная Елена Анатольевна - заведующий организационно-методическим отделом, Государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городской медицинский информационно – аналитический центр», кандидат медицинских наук.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.