Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и формирования здорового образа жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Используемые медицинскими работниками методы и средства должны соответствовать основным принципам гигиенического обучения и воспитания и быть обучающими, наглядными, актуальными, доступными, оптимистичными и нести воспитательную функцию.

Классификация методов и средств представлена в таблице 1.

 

              Таблица 1

 

Классификация методов и средств

гигиенического обучения и воспитания

Методы Средства
1. Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, информационное выступление по радио, вечер вопросов и ответов и др.
2. Печатный Памятка, листовка, статья в газете, доска вопросов и ответов, лозунг, книга, брошюра, стенная санитарная печать и др.
3. Наглядный Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии, альбомы, рисунки и др.
4. Смешанный Телевидение, кинофильмы, выставки (стационарные и передвижные), уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки, телекоммуникационное обучение

 

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый, большой материал. Обычно для чтения лекций предполагается большая аудитория.

Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседу заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Вечер вопросов и ответов требует предварительной подготовки и хорошей организованности. Население заранее оповещается о проведении такого вечера, заранее собираются вопросы от населения.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека, например памятка больному, страдающему сахарным диабетом, памятка по контрацепции и др.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна, и содержать конкретную информацию.

Плакаты – массовое средство санитарного просвещения, над которым работают ученые, художники, педагоги и др.

Наряду с традиционными формами и методами работы, применяются современные формы: школы-семинары, образовательные программы, уроки здоровья, конференции, телефоны доверия, горячие телефоны, тренинги, школы здоровья («артериальной гипертонии», «сахарного диабета», «астма-школы», «закаливания», «менопаузы», «грудного вскармливания» и др.). В медицинских организациях могут проводиться социологические исследования, внедряться профилактические и оздоровительные программы.

     Содержание и тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию населения определяются в соответствии с задачами и потребностями контингента, обслуживаемого медицинской организацией. Для участковых медицинских работников это могут быть: правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях, профилактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания, просветительная работа о необходимости профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинопрофилактики и др. Для медицинских работников отделений и кабинетов медицинской профилактики – это проведение различных акций или декад в медицинской организации. Например, декада к дню пожилого человека, включающая комплекс мероприятий: профилактические осмотры, лекции, демонстрации видеоматериалов и др. Для медицинских работников специализированных служб – это работа с пациентами в рамках профильных школ, раздача информационных материалов по вопросам профилактики различных заболеваний.

Для выбора средств гигиенического обучения и воспитания необходимо оценить ситуацию (таблица 2). Каждая ситуация характеризуется с позиции четырех признаков.                                                                                                

Таблица 2

Ситуации для выбора средств гигиенического обучения и воспитания

Признак ситуации Градации признака
1. Количественный состав аудитории · Группы более 20 человек · Группы менее 20 человек · Индивидуум
2. Степень экстремальности ситуации · Экстремальная (эпидемическая обстановка) · Не экстремальная
3. Степень однородности состава группы · Однородная (по возрасту, полу, заболеваниям, профессии) группа · Неоднородная группа
4. Уровень готовности лиц выполнять гигиенические правила · Желание познать (есть, нет) · Знание (есть, нет) · Умение выполнять (есть, нет) · Убеждение – способность правильно действовать в условиях конкретной ситуации (есть, нет)

Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации (таблица 3).

                                                                                           Таблица 3

Дата: 2019-04-23, просмотров: 215.