Формирование здоровья различных групп населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как нами было отмечено выше, большое значение в формировании здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества человека. Случаи, когда все семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. В течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве – этнокультурные требования и получение удовольствия, в подростковом возрасте – возможность самосовершенствования и способность к маневрам.

Для молодых людей иногда теряет значение первая мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за свой организм. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибочное мнение. Молодой возраст от 12 до 30 лет называют самым аутоагрессивным периодом. Именно в этом возрасте совершаются опасные для здоровья и жизни аутоагрессивные действия: курение, пьянство, эксперименты с наркотиками, случайные половые контакты, ведущие к незапланированной беременности, нежелательному отцовству, венерическим заболеваниям, СПИДу. На этот возраст приходятся пренебрежение к элементарным правилам гигиены питания, сна, труда и отдыха, гигиены одежды. В то же время молодежь наиболее восприимчива к обучению. Именно воспитывая у молодежи навыки сохранения и укрепления здоровья, можно сформировать стереотип здорового образа жизни.

Для проведения гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни целесообразно формировать группы:

· по возрастному составу (дети в детском саду, школьники и учащиеся, студенты и т.д.);

· социальному статусу (работающие, пенсионеры);

· профессиональному признаку (работники промышленных предприятий, декретированные группы населения, работники служб безопасности и др.);

· по наличию заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта и др.).

Формирование групп необходимо, т.к. в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни; в профессиональной группе имеются профессиональные идентичные вредности и особенности гигиены труда; пациенты с аналогичным заболеванием имеют общую этиологию, клинику, вероятность развития осложнений. Для каждой группы необходим комплекс профилактических мероприятий, включающий идентичную диету, исключение факторов риска, вредных производственных факторов, единые принципы диспансеризации.

При работе с детьми необходимо учитывать особенности возраста: для детей дошкольного возраста следует использовать игры, сказки, красочные картинки для привития гигиенических навыков; в работе со школьниками можно использовать их знания по гигиене, природоведению, биологии, анатомии, привлекать к работе педагогов.

Работа с женщинами, беременными, матерями направлена на разъяснение гигиены половой жизни, подготовку к материнству, обучению контрацепции (например, «Школа грудного вскармливания», «Школа планирования семьи» и др.).

Работа с контингентом промышленных предприятий направлена на ознакомление их с вопросами гигиены труда (борьба с шумом, сварочными аэрозолями, пылью и др.) личной гигиены (профилактика болезней кожи) и использование средств общей и индивидуальной защиты.

В сельской местности работа направлена на ознакомление населения с правилами работы с химическими удобрениями, ядохимикатами, разъяснение значения своевременной вакцинации против столбняка, важность дезинфекции и т.д.

Работа с больными также требует определенных правил: необходимо учитывать особенности психики больного, повышенный интерес к своему заболеванию. В данном случае медицинские работники должны использовать гигиеническое обучение и воспитание как средство психопрофилактики и психотерапии, нужно успокоить больного, убедить в необходимости совместными усилиями преодолеть недуг, а при невозможности этого, научить больного, при наличии у него хронического заболевания, жить, сохраняя высокое качество жизни («Школа для больных артериальной гипертонией», «Школа для больных сахарным диабетом», «Астма-школа» и др.).

Таким образом, в целевых группах населения применяются идентичные методы и средства работы и решаются единые задачи гигиенического обучения и воспитания. Работа с целевыми группами осуществляется медицинскими работниками специализированных служб, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, участковой службы.

Важная роль в гигиеническом обучении и воспитании отводится медицинским работникам участковой службы. Знание условий и образа жизни пациентов и их семей позволяет непосредственно заниматься профилактикой и гигиеническим воспитанием.

Профилактика заболеваний в семье в последние годы приобретает особую актуальность в связи с развитием системы общей врачебной практики. Место специалиста общей практики в системе здравоохранения уникально – он непосредственно общается с больным и его семьей, берет на себя ответственность за здоровье наблюдаемых, обеспечивает лечение и профилактику, привлекая для этого самые современные достижения медицинской науки, координирует усилия всех служб здравоохранения. Для лечения и укрепления здоровья человека ему недостаточно только медицинских навыков, требуется знание психологии, умение разбираться в социальных проблемах.

     Общая практика обеспечивает комплексный и индивидуальный подход к больному. Медицинский работник хорошо знает больного и его семью, условия его работы и отдыха, посещает больных на дому. Эти посещения кроме решения чисто медицинских задач, позволяют понять, в каких условиях больной живет, каковы его взаимоотношения с другими членами семьи, они укрепляют взаимопонимание медицинского персонала и семьи. Семьи не всегда воспринимают медицинского работника как советчика, не понимают, что могут обратиться к нему с вопросами не только медицинского характера. В таких случаях медицинский работник должен сам проявить инициативу, особенно уместно это во время консультации пары, собирающейся вступить в брак, при беременности, при наблюдении подростков.

По данным Джона Мерта профессора кафедры общей практики Монэшского университета, редактора журнала «Australian Journal of Family Medicine», гигиеническое обучение и воспитание, осуществляемое специалистами общей практики, преследует цели:

· Воздействие на факторы риска: уменьшение распространенности курения, алкоголизма, наркомании, неправильного питания, малоподвижного образа жизни, артериальной гипертонии, гиперлипопротеидемии, беспорядочной половой жизни, уменьшение воздействия профессиональных вредностей и неблагоприятных факторов окружающей среды.

· Воздействие на основные причины заболеваемости и смертности: профилактика ИБС и инсультов, злокачественных новообразований (особенно рака легкого, молочной железы, шейки матки и кожи), травм и интоксикаций, инфекций, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, болезней зубов, бронхиальной астмы, психических нарушений, инвалидности.

· Консультации по вопросам здорового образа жизни.

Перечень вопросов, как видите, достаточно широк. Поэтому для гигиенического обучения специалисту общей практики необходимы современные знания основ организации гигиенического обучения и воспитания; знания по гигиене, экологии, санитарии, психологии, психогигиене и психотерапии, основ физической культуры и спорта, основам здорового питания, проблем формирования различного рода зависимостей и др. Кроме этого, необходимо использование различных форм и методов.

 

4.6. Профилактическое консультирование

На современном этапе основные принципы профилактики неинфекционных заболеваний сформулированы в Концепции факторов риска (ФР).

Профилактическое консультирование - выявление и измерение факторов риска заболеваний, выработка рекомендаций по снижению индивидуального суммарного риска развития заболеваний или осложнений путем влияния на факторы риска, с целью формирования гигиенической активности, мотивации на регулярное, устойчивое повторение конкретных действий по изменению стиля жизни.

ФР –особенности организма, внешние воздействия и /или их взаимодействия, приводящие к увеличению возможности возникновения заболевания, его прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Модифицируемые ФР– поведенческие и социальные, биологические, окружающая среда (факторы, на которые мы можем повлиять и изменить их).

Немодифицируемые ФР возраст, пол и генетические особенности (факторы, которые невозможно изменить).

Результаты эпидемиологических исследований, проведенных в ряде стран показали, что даже незначительный популяционный сдвиг влево распределения АД, холестерина плазмы крови или потребления алкоголя дает огромные преимущества в оценках вероятности умереть от ИБС или инсульта (Rose G., 1985.Sick Individual sand Sick Populations)

По данным научных исследований в РФ (Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я., 2007) вклад АГ, ГХС и курения в преждевременную смертность населения России от всех причин составляет 75%. Вместе с тем, умеренное (на 10%) снижение распространенности АГ и ГХС в течение длительного времени способствует снижению преждевременной смерти от ССЗ на 45%.

Для определения суммарного риска смерти от сердечнососудистого заболевания существует минимально необходимый перечень методов для определения суммарного риска (таблица 4).

Таблица 4

Минимально необходимый перечень методов

 для определения суммарного риска

Факторы риска Методы скрининг-диагностики
АГ (ЧСС) Измерение АД (трехкратное)
ГХС Экспресс определение холестерина в капле крови или лабораторное определение
Курение Опрос: стаж, регулярность, интенсивность, По показаниям – определение типа курительного поведения (тест Хорна, приложение 8) и степени никотиновой зависимости (тест Фагенстрема, приложение 9)
Пол, возраст, образование  
Индивидуальный суммарный риск Таблицы SCORE или национальные таблицы

Затем, используя рискометр Score, (Приложение 10) медицинский работник определяет категорию 10-летнего суммарного риска смерти от сердечнососудистого заболевания (таблица 5)для пациента и назначает ему профилактические мероприятия (Приложение 11).

Таблица 5

 

Категории 10-летнего суммарного риска (СР) смерти от ССО

Категория очень высокого риска В т.ч. больные с несколькими ФР, СР>10%
Категория высокого риска В т.ч. лица без ИБС и ее эквивалентов, но с несколькими ФР, СР=5-9%
Категория умеренного риска • лица без ССЗ, с несколькими ФР, СР=1-4% • лица без ССЗ, с отягощенным анамнезом (<55 мужчины, <65женщины)
Категория низкого риска лица без ССЗ, с одним ФР, СР<1%

 

Итогом эффективного профилактического консультирования должно стать выполнение пациентом профилактических мероприятий, достижение целевых уровней факторов риска (таблица 6) и поддержание их на достигнутом уровне.

 

Таблица 6

 

Целевые уровни факторов риска

Модифицируемые факторы риска Целевые уровни
АД, АД при СД < 140\90 мм рт.ст. < 130\85 мм рт.ст.
Окружность талии , мужчины <102 см
Окружность талии , женщины <88 см
Общий холестерин < 5 ммоль\л
ХС ЛПНП < 3 ммоль\л
ТГ < 1,7 ммоль\л
ХС ЛПВП >1 ммоль\л
Сахар крови натощак < 6,1 ммоль\л
Через 2 часа после 75г глюкозы < 7,8 ммоль\л

 

Профилактическое консультирование может быть индивидуальным и групповым. Например, прием диетолога с целью коррекции нарушения углеводного и липидного обмена, нормализации массы тела. Или проведение школы для группы пациентов с перечисленными проблемами. Прием специалиста (или школа) по отказу от курения. Прием специалиста по повышению физической активности или групповые занятия ЛФК, фитнесом, индивидуальная ходьба, или массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия. Прием психолога по вопросам отказа от курения, злоупотребления алкоголем, психологической коррекции высокого уровня стресса, тревожности, пограничных депрессивных расстройств или групповые тренинги повышения стрессоустойчивости, отказа от курения и др. мероприятия.

 

Заключение

 

Таким образом, работа сотрудников медицинской организации осуществляется с учетом целей и задач гигиенического обучения и воспитания населения, в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждений по медицинской профилактике. В течение года проводится учет по данному разделу работы (согласно прилагаемых документов), в регламентированные сроки (в конце первого полугодия и года) составляются отчеты о деятельности по гигиеническому обучению и воспитанию населения  в соответствии с утвержденными формами.

Для эффективной работы по разделу гигиенического обучения и воспитания населения медицинским работникам необходимо выделять время на самостоятельную подготовку: на изучение специальной литературы (медицинской, педагогической, психологической) для получения медицинских знаний о заболеваниях, приобретения необходимых навыков практической работы с населением, освоение информации, консультации со специалистами и др.

Представленный методический материал является обобщением ряда первичных документов, докладов, разработок, справок и рекомендаций. В предлагаемых методических рекомендациях мы постарались изложить основы организации работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения и часть специальной информации, которая может понадобиться в практической работе сотрудникам медицинского учреждения любого типа.

 

Приложение 1

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 464.