1. Степень подготовленности СССР к отражению фашистской агрессии. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны. Превращение страны в единый боевой лагерь.
2. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Открытие второго фронта.
3. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Цена Победы. Итоги и уроки Второй мировой войны.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996. Гл. V.
Аксел А. Герои России. 1941-1945. М., 2002.
Великая Победа. Пенза: ПГПУ, 2005.
Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне // Новая и новейшая история. 1996. № 5.
Война и общество. 1941-1945. В 2-х кн. М., 2004.
Война. Народ. Победа. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 60-летию начала Великой Отечественной войны (19-20 апреля 2001 г.). Пенза, ПГПУ, 2001.
Кирсанов Н.А., Дробязко С.Н. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: национальные и добровольческие формирования по разные стороны фронта // Отечественная история. 2001. № 6.
Короленков А.В. СССР и его союзники во Второй мировой войне // Отечественная история. 2007. № 2.
Медведев Ж.А., Медведев Р.А. План «Барбаросса» // Вопросы истории. 2002. № 6.
Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. М., 1998. Т.2. Гл. 11.
Орлов А. Крушение «третьего» рейха // Новая и новейшая история. 2005. № 2.
Пензенская область в годы Великой Отечественной войны. Приволжск. кн. изд-во. Пенз. отд. 1985.
Попов В.Н. Сталинградская битва по новейшим исследованиям // Новая и новейшая история. 2007. № 2.
Случ С.З. Сталин и Гитлер: расчеты и просчеты Кремля // Вопросы истории. 2002. № 6.
Сперанский А. Становой хребет обороны. Победа ковалась в уральском тылу // Родина. 2001. № 11.
Степанов А.С. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале Второй мировой войны: британский фактор // Отечественная история. 2006. № 3.
Хлюпин В.И. Сыны России (Пензенцы - Герои Советского Союза). М., 1985.
Методические советы
1 вопрос. Узловой проблемой является уяснение захватнических планов фашистской Германии по отношению к народам нашей страны, с одной стороны, и справедливый характер войны советских людей, защищавших свое Отечество, национальное богатство, культуру, с другой стороны. Необходимо проанализировать причины тяжелых поражений Красной Армии в начальный период. Далее показать перестройку всей страны на военный лад. Здесь же рассказать о начале складывания антигитлеровской коалиции.
2 вопрос. Необходимо рассмотреть основные военно-стратегические операции советских войск, приведшие к разгрому немецкого вермахта. Выделить поражение фашистских войск под Москвой (конец «блицкрига»), проанализировать переломный характер побед под Сталинградом и на Курской дуге, масштабность и возросшее воинское мастерство в наступательных операциях 1944 года, обеспечивших освобождение территории Советского Союза от оккупантов. Далее оценить освободительную миссию Красной Армии в странах Восточной Европы, роль второго фронта, открытого в 1944 г.
3 вопрос. Рассказать об основных операциях Советской Армии 1945 г., о штурме Берлина, об освобождении Праги, капитуляции Германии и Японии. Особое внимание обратить на анализ решений Ялтинской и Потсдамской конференций, подведших итоги войны с Германией и ее послевоенное устройство. Важно показать народный характер Великой Отечественной войны как главный фактор в Победе, выделить проблему «цены» победы, показать роль СССР в спасении цивилизации от фашизма, выделить уроки войны для современного этапа развития мирового сообщества.
Контрольная работа
Письменная контрольная работа – одна из форм самостоятельной работы студента-заочника. Она способствует углубленному изучению одной из тем курса, вырабатывает навыки работы над источниками и литературой, анализа, обобщения и письменного изложения мыслей.
По курсу выполняется одна контрольная работа.
Перед тем, как приступить к написанию работы, необходимо изучить рекомендованную к данной теме литературу, а также новые материалы, которые появились позднее и не были включены в список рекомендованной литературы.
Контрольная работа оформляется следующим образом:
- объем ее должен быть, как правило, 20-24 листа;
- на титульном листе указывается фамилия, инициалы, факультет и отделение, курс, группа, домашний адрес;
- на первой странице текста называется тема и дается план; в конце работы – источники и литература. Образцы библиографического описания последних см. в данном издании;
- текст работы в соответствии с составленным планом должен быть разделен на части римскими цифрами; после каждого из них делаются выводы; работа подписывается автором, проставляется дата ее исполнения;
- на цитаты, статистические и другие данные даются сноски с указанием источников.
Тема контрольной работы студенту определяется кафедрой. Заглавная буква фамилии студента должна соответствовать шифру, установленному кафедрой тематики контрольных работ. Студентам, написавшим работу не по «своей» теме, работа не зачитывается.
Контрольная работа должна быть представлена в срок, установленный учебным планом.
А
Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.