ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ПО КУРСУ
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
ПЕНЗА – 2007
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
УДК: 947
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
(для студентов заочного отделения)
ПЕНЗА – 2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета ПГПУ имени В.Г. Белинского
УДК: 947
Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история» для студентов заочного отделения
Составители: кандидаты исторических наук, доценты А.В. Булкин (семинары 2, 3, 4; к/р 5, 6, 10), Г.Ф. Винокуров (семинар 8; к/р 7, 11, 19), В.А. Власов (к/р 16, 22, 23), В.П. Гордеев (семинары 6, 7; к/р 2, 13, 17, 21), А.Г. Иванчина (к/р 9, 12, 18), Н.С. Кузнецова (семинар 5; к/р 14, 15), А.В. Тишкина (к/р 3, 4, 8), асс. О.В. Степанова (семинар 1; к/р 1, 20).
Ответственный редактор: заведующий кафедрой отечественной истории, кандидат исторических наук, профессор В.А. Власов
Пособие включает в себя тематику семинарских занятий, контрольных работ, список источников и литературы, а также методические советы.
Для студентов заочного отделения
© Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского
Семинарские занятия
Тема I . Возникновение и развитие российской государственности ( VI - XII вв.)
1. Восточные славяне и их соседи в древности.
2. Образование Древнерусского государства. Русь в X-XII вв.
3. Культура Древнерусского государства.
Источники и литература
Хрестоматия по истории России. В 4-х томах. Т.1. М., 1994.
Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X-XVII вв.). М., 1999.
Горский А.А. Становление Руси // Преподавание истории в школе. 2002. № 1.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX-XVII вв.). М., 1999.
Иванов К. Где расположена родина русов? Еще раз о Несторе и «забытой» норманской теории // Родина. 1995. № 11.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Изд. 3-е. М., 2000.
Раков О.М. Славяне и Русь: проблемы и идеи // Отечественная история. 2000. № 2.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: ЭКСМО, 2006.
Шульгин В.Г., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. История русской культуры IX-XX вв. М., 2002.
Янин В.Л. Русь на Волхове // Родина. 1999. № 8. Он же. У истоков новгородской государственности // Отечественная история. 2000. № 6.
Методические советы
1 вопрос. Обратите внимание на дискуссионный характер проблемы происхождения и расселения восточных славян. По документам из хрестоматии определите территорию проживания, особенности религиозных верований, эволюцию общественной жизни восточных славян. Какую роль в формировании уклада жизни, хозяйственной занятости сыграл природно-климатический фактор? Как складывались отношения восточных славян с неславянским миром?
2 вопрос. При полюсных оценках истоков российской государственности (норманская и антинорманская теории) следует иметь в виду объективную обусловленность процесса возникновения Древнерусского государства, именуемого Киевской Русью. Каковы эти факторы, какие условия способствовали их реализации? Раскройте происхождение слова «Русь». Определите характер Древнерусского государства, изучите основные направления внешней политики киевских князей. Каковы причины и последствия дробления Киевской Руси?
3 вопрос. Рассматривая вопрос о культуре Древнерусского государства, следует выявить основные направления развития культуры древних славян. Определить ее связь с традициями скифских и раннеславянских племен, с культурой соседних стран. В области материальной культуры дать оценку орудиям по обработке земли, градостроительству, видам ремесел (кузнечное, кожевенное, гончарное, столярное, стекольное и т.д.), ювелирному искусству. В духовной области – фольклору, появлению письма, бытовым традициям, язычеству и христианству.
Методические советы
1 вопрос. Покажите внутренние и внешнеполитические предпосылки петровских преобразований, расскажите о личности Петра I, идеях, которыми он руководствовался. Особо отметьте и свяжите с современностью вопрос вхождения России в общеевропейскую цивилизацию.
2 вопрос. Покажите процесс формирования в России военно-бюрократической системы, раскройте суть взглядов Петра I на принципы государственного устройства, законодательства, сословного деления, военное строительство, место и роль церкви в государстве и обществе. Расскажите, какими методами Петр I строил российскую экономику, как победа подневольного труда в ней предопределила в дальнейшем отставание страны.
3 вопрос. Расскажите об изменениях в быту в петровское время, о развитии культуры, науки, образования. Проанализируйте оценку петровских реформ современниками и сегодняшнюю точку зрения.
Во второй половине XVIII в.
1. Суть политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
2. Идеология, культура, наука и просвещение в царствование Екатерины II.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987.
Английский дипломат о политике и дворе Екатерины II // Вопросы истории. 1999. № 4-5.
Анисимов Е. Женщины на российском престоле. С.- Пб., 1998.
Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И. Пугачева // Вопросы истории. 2006. № 12.
Каменский А.В. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. 1995. № 3.
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 // Советская военная энциклопедия. Т.4.
Манькова Л. Кровавая барыня. Уголовное дело «бесчеловечной вдовы» Салтычихи // Родина. 2002. № 2.
Моряков В.П. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.
Наказ императрицы Екатерины // Вестник Московского университета. 1999. № 3.
Павленко Н. Екатерина Великая. М., 1999; Родина. 1993-1998.
Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. № 1.
Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина // Отечественная история. 1996. № 6.
Методические советы
1 вопрос. Проанализируйте особенности развития России в 60-80-е гг. XVIII в., сформулируйте суть политики «просвещенного абсолютизма», причины ее проведения. Особое внимание уделите «Наказу» Екатерины II и деятельности Уложенной комиссии. Проследите, как шел в России процесс усиления крепостного гнета, изменение в связи с этим положения двух основных классов – дворянства и крестьянства.
2 вопрос. Подробно охарактеризуйте зарождение и развитие в России либеральной, просвещенческой и революционной идеологий. Покажите на конкретных примерах развитие в стране культуры, науки и образования, раскройте понимание Екатериной II вопроса о «новой породе» людей.
В 60-90-е гг. XIX в.
1. Реформы Александра II 60-70-х годов: предпосылки, проведение, сущность и значение.
2. Контрреформы Александра III 80-90-х годов: цели, практика, итоги и значение.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР: 1861-1917. М., 1990.
Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.
Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены. Власть и общество: этапы расхождения (о реформах 60-70-х гг. XIX в.) // Родина. 1991. № 11-12; Партия контрреформ (Третье поколение русских реформаторов. 1890-1900) // Родина. 1992. № 2.
Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.
Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. 1.
Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10.
Гошуляк В.В. Пензенское земство. Пенза, 1995.
Гросул В.Я. Истоки трех русских революций // Отечественная история. 1997. № 6.
Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.
Захарова Л.Н. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.
Зотова Г.А. Экономическое развитие в годы правления Александра III // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.
История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.
Корнилов А. Курс истории России XIX в. М., 1993.
Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.
Методические советы
1 вопрос. Дайте анализ положения в России в дореформенное время, охарактеризуйте предпосылки падения крепостного права, расскажите о подготовке реформ, сути и значения крестьянской реформы 1861г. Подробно расскажите о буржуазных реформах 60-70-х гг. XIX в. в различных сферах, их позитивном и негативном значении. Подчеркните их ограниченный характер, незавершенность, итоги и значение.
2 вопрос. Раскройте причины перехода к консервативным преобразованиям в стране при Александре III, охарактеризуйте суть проводимых контрреформ, их идеологическую основу; ответьте на вопрос: какая альтернатива развития страны была прервана? Дайте анализ социально-экономического и политического развития России в конце XIX в., ее роль и место в мире.
Методические советы
1 вопрос. Рассматривая его, обратите внимание на разницу концепций развития революции и ее оценку партиями большевиков и меньшевиков, эсеров и кадетов. Какие средства и формы деятельности применялись партиями в условиях борьбы за власть в период двоевластия, на какие социальные слои населения они опирались. Определите основные альтернативы послефевральского развития России.
2 вопрос. При ответе на него проанализируйте деятельность Временного правительства и Петроградского Совета. Выделите ошибки и недостатки их работы. Подумайте над вопросами: каковы причины апрельского и июльского политических кризисов правительства? Каковы цели Демократического и Государственного совещаний? Почему не удалось объединить демократические силы России в противовес большевикам, сумевшим прийти к власти в октябре 1917 г.? Каково было социально-экономическое состояние России в этот период? Почему неуклонно росло недовольство широких слоев народа и их радикализм? Как шел процесс установления Советской власти?
Методические советы
1 вопрос. Рассматривая проблемы коллективизации и индустриализации, обратите внимание, с одной стороны, на энтузиазм народа, а с другой – на узурпацию экономической деятельности, на неспособность партийной номенклатуры учитывать объективные потребности экономики, на внеэкономические методы хозяйственной политики ВКП (б) и как результат – на возникновение затратной экономики, диспропорцию в развитии различных отраслей народного хозяйства.
2 вопрос. Политическую основу тоталитаризма составляет полное отстранение народа от управления делами общества, сосредоточение политической деятельности в партийно-государственном аппарате. Проследите процессы установления тоталитарного партийно-государственного контроля над обществом, насаждение системы террора, принуждения и насилия под флагом «социалистической демократии». Изучая документы судебных процессов 30-х гг., покажите массовую фальсификацию органами НКВД судебных дел на «террористов и шпионов».
3 вопрос. При его подготовке необходимо показать то, что тоталитарное государство считает культуру средством идеологического обеспечения существующего режима, средством для внедрения в массовое сознание политических мифов: о мудром Вожде, о коварном враге, о мессианстве социалистической России, о новом человеке и т.д. Рассмотрите взаимоотношения власти и интеллигенции, противоречия в развития образования, роль моностилистической культуры в тоталитарном обществе. Проанализируйте шаги советского правительства по созданию новой системы школьного образования; выделите цели народного образования, его противоречия и результаты.
Методические советы
1 вопрос. Узловой проблемой является уяснение захватнических планов фашистской Германии по отношению к народам нашей страны, с одной стороны, и справедливый характер войны советских людей, защищавших свое Отечество, национальное богатство, культуру, с другой стороны. Необходимо проанализировать причины тяжелых поражений Красной Армии в начальный период. Далее показать перестройку всей страны на военный лад. Здесь же рассказать о начале складывания антигитлеровской коалиции.
2 вопрос. Необходимо рассмотреть основные военно-стратегические операции советских войск, приведшие к разгрому немецкого вермахта. Выделить поражение фашистских войск под Москвой (конец «блицкрига»), проанализировать переломный характер побед под Сталинградом и на Курской дуге, масштабность и возросшее воинское мастерство в наступательных операциях 1944 года, обеспечивших освобождение территории Советского Союза от оккупантов. Далее оценить освободительную миссию Красной Армии в странах Восточной Европы, роль второго фронта, открытого в 1944 г.
3 вопрос. Рассказать об основных операциях Советской Армии 1945 г., о штурме Берлина, об освобождении Праги, капитуляции Германии и Японии. Особое внимание обратить на анализ решений Ялтинской и Потсдамской конференций, подведших итоги войны с Германией и ее послевоенное устройство. Важно показать народный характер Великой Отечественной войны как главный фактор в Победе, выделить проблему «цены» победы, показать роль СССР в спасении цивилизации от фашизма, выделить уроки войны для современного этапа развития мирового сообщества.
Контрольная работа
Письменная контрольная работа – одна из форм самостоятельной работы студента-заочника. Она способствует углубленному изучению одной из тем курса, вырабатывает навыки работы над источниками и литературой, анализа, обобщения и письменного изложения мыслей.
По курсу выполняется одна контрольная работа.
Перед тем, как приступить к написанию работы, необходимо изучить рекомендованную к данной теме литературу, а также новые материалы, которые появились позднее и не были включены в список рекомендованной литературы.
Контрольная работа оформляется следующим образом:
- объем ее должен быть, как правило, 20-24 листа;
- на титульном листе указывается фамилия, инициалы, факультет и отделение, курс, группа, домашний адрес;
- на первой странице текста называется тема и дается план; в конце работы – источники и литература. Образцы библиографического описания последних см. в данном издании;
- текст работы в соответствии с составленным планом должен быть разделен на части римскими цифрами; после каждого из них делаются выводы; работа подписывается автором, проставляется дата ее исполнения;
- на цитаты, статистические и другие данные даются сноски с указанием источников.
Тема контрольной работы студенту определяется кафедрой. Заглавная буква фамилии студента должна соответствовать шифру, установленному кафедрой тематики контрольных работ. Студентам, написавшим работу не по «своей» теме, работа не зачитывается.
Контрольная работа должна быть представлена в срок, установленный учебным планом.
А
Тема 4. Россия в XVII в.
1. Смутное время.
2. Эпоха первых Романовых.
3. Развитие идеологии, культуры и просвещения в XVII в.
Источники и литература
Хрестоматия по истории России. М., 2004.
Белякова З. Романовы. Как это было. СПб., 2006.
Буганов В.И. С. Разин и Разинцы. М., 1995.
Даннинг Ч. Царь Дмитрий // Вопросы истории. 2007. № 1.
История русской культуры IX-XX вв. М., 2006.
Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004.
Россия после Смуты // Родина. 2006. № 11.
Смута в России. XVII век // Родина. 2005. № 11.
Трепавлов В.В. «Большой хозяин»: Русский царь в представлениях народов России XV-XVIII вв. // Отечественная история. 2005. № 3.
Д
Первой четверти XIX в.
1. Отечественная война 1812 года: причины, ход, итоги.
2. Движение декабристов: организации, программы, историческое значение.
Источники и литература
Хрестоматия по истории России. М., 2004.
Гросул В.Я. Декабристы и эмиграция // Отечественная история. 2006. № 6.
Ильин П.В. Персональный состав тайных обществ декабристов: проблемы изучения // Отечественная история. 2004. № 6.
История России XIX – начала XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.
Киянская О.И. Кто такие декабристы и за что они боролись (Неюбилейные заметки о юбилейных конференциях) // Отечественная история. 2001. № 5.
Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 года и русская православная церковь // Отечественная история. 2002. № 6.
Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М., 2004.
Россия и Наполеон // Родина. 2002. № 8.
Шешин А.В. Революционное и освободительное движение в России (этапы и цели) // Вопросы истории. 1999. № 9.
И
В 60-90-е гг. XIX в.
1. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
2. Контрреформы Александра III 80-90-х гг.: цели, практика, значение и последствия.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР: 1861-1917. М., 1990.
Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.
Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены. Власть и общество: этапы расхождения (о реформах 60-70-х гг. XIX в.) // Родина. 1991. № 11-12; Партия контрреформ (Третье поколение русских реформаторов. 1890-1900) // Родина. 1992. № 2.
Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.
Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. 1.
Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10.
Гошуляк В.В. Пензенское земство. Пенза, 1995.
Гросул В.Я. Истоки трех русских революций // Отечественная история. 1997. № 6.
Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.
Захарова Л.Н. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.
Зотова Г.А. Экономическое развитие в годы правления Александра III // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.
История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.
Корнилов А. Курс истории России XIX в. М., 1993.
Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.
Л
Х, Ц
Ч, Ш
Щ, Э
Ю, Я
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
Дата: 2019-04-23, просмотров: 257.