Тема 2. Реформы Петра I . Завершение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

оформления абсолютизма

1. Истоки преобразований в России на рубеже XVII-XVIII вв. Личность Петра I.

2. Реформы Петра I и их значение для дальнейшего развития страны.

3. Преобразования в сфере культуры, науки и образования.

 

Источники и литература

 

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987.

Агеева О.Г. Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой // Отечественная история. 2006. № 5.

Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2.

Андреев И. Нетихий Тишайший // Родина. 1998. № 9.

Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.

Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

Жухрай В.М. Секретные службы правителей России: о личной секретной службе Петра I: фрагменты из одноименной книги // Наука и религия. 2006. № 10.

Захарова О. Бал эпохи Петра Великого // Родина. 1995. № 1.

Кирсанова Р. Пошлина на штаны // Родина. 1997. № 1.

Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990; Наука и жизнь. 1992. № 2; Его же. Меньшиков: полудержавный властитель. М., 1999.

Петрунцев Н. Россия Петра: маски и лица // Родина. 1994. № 8.

Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

Шенкман Г. Великий Петр. СПб., 1999.

 

Методические советы

 

1 вопрос. Покажите внутренние и внешнеполитические предпосылки петровских преобразований, расскажите о личности Петра I, идеях, которыми он руководствовался. Особо отметьте и свяжите с современностью вопрос вхождения России в общеевропейскую цивилизацию.

2 вопрос. Покажите процесс формирования в России военно-бюрократической системы, раскройте суть взглядов Петра I на принципы государственного устройства, законодательства, сословного деления, военное строительство, место и роль церкви в государстве и обществе. Расскажите, какими методами Петр I строил российскую экономику, как победа подневольного труда в ней предопределила в дальнейшем отставание страны.

3 вопрос. Расскажите об изменениях в быту в петровское время, о развитии культуры, науки, образования. Проанализируйте оценку петровских реформ современниками и сегодняшнюю точку зрения.

 

Тема 3. Развитие Российской империи

Во второй половине XVIII в.

 

1. Суть политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

2. Идеология, культура, наука и просвещение в царствование Екатерины II.

 

Источники и литература

 

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987.

Английский дипломат о политике и дворе Екатерины II // Вопросы истории. 1999. № 4-5.

Анисимов Е. Женщины на российском престоле. С.- Пб., 1998.

Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И. Пугачева // Вопросы истории. 2006. № 12.

Каменский А.В. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. 1995. № 3.

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 // Советская военная энциклопедия. Т.4.

Манькова Л. Кровавая барыня. Уголовное дело «бесчеловечной вдовы» Салтычихи // Родина. 2002. № 2.

Моряков В.П. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.

Наказ императрицы Екатерины // Вестник Московского университета. 1999. № 3.

Павленко Н. Екатерина Великая. М., 1999; Родина. 1993-1998.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. № 1.

Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина // Отечественная история. 1996. № 6.

 

Методические советы

 

1 вопрос. Проанализируйте особенности развития России в 60-80-е гг. XVIII в., сформулируйте суть политики «просвещенного абсолютизма», причины ее проведения. Особое внимание уделите «Наказу» Екатерины II и деятельности Уложенной комиссии. Проследите, как шел в России процесс усиления крепостного гнета, изменение в связи с этим положения двух основных классов – дворянства и крестьянства.

2 вопрос. Подробно охарактеризуйте зарождение и развитие в России либеральной, просвещенческой и революционной идеологий. Покажите на конкретных примерах развитие в стране культуры, науки и образования, раскройте понимание Екатериной II вопроса о «новой породе» людей.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.