Особенности политической социализации в странах новой демократии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Трансформация ПС рос. об-ва вызвала к жизни несколько взаимосвязанных тенденций, влияющих сегодня на процессы полит. социализации.

1. произошла деполитизация и деидеологизация основных сфер жизнедеятельности общества: экономики, культуры, образования, досуга. Сама политика стала существовать более свободно и автономно от остальных сфер общества и осуществляться на основе новых принципов, таких как, напр., политический и идеологиче­ский плюрализм, полит. конкурентность, приоритет прав и свобод человека, федерализм и т. д.

2. изменились не только содержание политики и ее прин­ципы, но и институциональные основы, сформировались новые институты и правила полит. игры (институт президентства, парламентаризма, многопартийность).

3., в политике появились новые специализированные роли, кот. необходимо усвоить в процессе полит. социализации, приобретения полит. опыта и навыков полит. участия.

4. возникли новые объекты гражданской и полит. идентификации (российское гос-во, полит. партии).

Всё это оказывает воздействие на процессы полит. социализации индивида и целого поколения.

В наст. вр. в рос. об-ве наблюдаются две тенденции, в борьбе кот. происходит процесс полит. социализации.

С одн. стороны, сущ. все усиливающаяся общественная потребность в полит. развитии личности, в ее активном вкл. в политику, в росте ее самосознания.

С др. стороны, налицо и тормозящая тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от гос-ва, его институтов, от принятия полит. решений.

О первой из этих тенденций свидетельствует рост активности и информированности личности о политике. Вторая тенденция на­ходит отражение в политическом отчуждении граждан, их апатии и цинизме, неверии в официальную политику.

В борьбе этих 2-х тенденций происходит становление новых механизмов регуляции полит. поведения и конституирование нового субъекта политики: человека активного, информированного, принимающего самостоятельные и ответственные решения.

Процессы полит. социализации надо исследовать и анализировать в контексте тех политических и соц.-эк. трансформаций, кот. происходят в современном рос. об-ве.

Реформы 1992-2000 гг. имели бессистемный х-ер. В эк. политике отсутствует концепция, понятная общественности и поддерживаемая ею. Институциональные изменения поли­т. системы носили несистемный х-ер и сопровождались конфликтами. Ни политическая, ни интеллектуальная элита не смогли сформулировать четкую концепцию общественного развития, ее важнейшие цели и средства достижения. Т либеральной политики сменялся периодом активного и подчас необоснованного, не продуманного вмешательства гос-ва в эк. Борьба между фракциями эк. и полит. элиты за контроль над процессами социальных трансформаций нередко выходила за рамки норм цивилизованной политики, шла с использованием силовых структур, а порой и откровенно криминальных.

Процессы полит. социализации 1990-х г. происходили в усл. снижения осн. соц.-эк. показателей общ-го развития и, соответственно, ухудшения соц.-эк. положения большинства населения страны. Обещанный в нач. реформ рост благосостояния всех граждан и слоев об-ва в теч. 1990-х – нач. 2000-х гг. так и не наступил. Качество жизни в постсоветской Р. все вр. сравнивается с кач. жизни в соц. об-ве, особенно это прослеживается у старших поколений. Общая динамика соц.-эк. изменений не производит положительного впечатления.

Можно также констатировать, что в этот Т в сложную ситуацию попали семья и система образования как одни из осн. институтов полит. социализации. Прежде всего, это касается семьи, ее нестабильность, социальная незащищенность в целом отрицательно сказываются на процессах полит. социализации. Семья в усл. кризиса и переходных процессов оказалась неготовой к выполнению функции полит. социализации, либо она не может адекватно выполнять эту функцию, т.к. со стороны гос-ва в основном звучат декларативные обещания в адрес семьи, что не способствует формированию позитив­ного отношения к политике в целом и к гос-ву в частности.

В социологич. плане можно констатировать, что на протяжении уже нескольких поколений происходит полит. социализация в усл. развития относительной депривации, кот. особенно усилилась в исторически последний период. В рез. роста относительной депривации в современном рос. об-ве получили развитие и широкое распространение когнитивные диссонансы, явление аномии, соц. конфликты.

Когнитивные диссонансы часто были связаны с действиями или деятельностью правительства и гос-ва в целом. В кач. примера на общенац. ур. можно назвать осущ. либ. реформ, дефолт 1998 г., войну в Чечне. Естественно, что диссонансы имели место и на региональном и местном уровнях, перекрывая и дополняя др др., соседствуя с общенациональными.

Аномия, в том смысле, в каком употреблял это понятие Э. Дюркгейм в работе «Самоубийство», означает ситуацию, в кот. цели (ценностные экспектации) опережают ср-тва, либо цели остаются постоян­ными, в то время как средства жестко ограничены. Провозглашенные социальные и полит. цели не получили адекватных ср-тв их достижения. Легальные законные ср-тва достижения благосостояния в усл. перехода к рынку и развитию рыночных отношений нередко становились эк. неэффективными и социально неподдержи­ваемыми. Слабость закона, норм права, или их полное игнорирование отд. гражданами или целыми соц. группами (крим. группировки) создали благоприятную среду для развития разл. проявлений аномии: от разрушения соц. стандартов, управляющих соц. поведением, развития чувства неуверенно­сти, соц. недоверия до роста девиантного поведения, включая преступность, суициды, наркоманию и токсикоманию.

Процессы соц. и полит. трансформации вызвали к жизни новые конфликты, породили борьбу за мат. и символические ресурсы, богатство, власть, статус, престиж, столкновения интересов, позиций, ценностей. Это создало доп. проблемы в процессах полит. социализации, особенно ср. молодежи, кот., не имея достаточного личностного и соц. опыта, устоявшей­ся системы ценностей, активно включалась в конфликт, порой полагаясь на мнение представителей более старших и опытных поколений, интуитивно выбирая между различными соц. и полит. альтернативами, глубинный смысл кот. порой осознавался позднее.

В социологич. плане сегодня сложилась интересная ситуация с точки зр. взаимоотношений между разл. поколениями, живущими в рос. об-ве, на которую своевременно обращают внимание рос. социологи.

В совр. рос. политике ведущие позиции занимают 2 поколения1934-1952 и 1953-1964 гг.

1. В ист. плане представляет собой поколение «оттепели».

2. Поколение «застоя». По численности они примерно равны. От х-ера их взаимоотношений во мн. будет зависеть стратегия эк. и полит. развития рос. об-ва в ближайшее вр.

Таблица 10.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 258.