В западной полит. социологии на осн. эмпирич. исследований, проводившихся в США и др. странах, как правило, выделяются 3 важнейших этапа полит. социализации.
1. От 3-5 до 12-13 лет – характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7-13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) полит. символы. В этом возрастном промежутке увеличивается полит. информированность.
Важное место на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Св. вклад в полит. социализацию вносят школа, система образования в целом, церковь, гос-во, полит. партии и общ. движения. В совр. об-ве существуют спец. системы полит. социализации – полит. воспитание и полит. образование, поддерживаемые, т.е. финансируемые гос-вом, ориентированные прежде всего на молодежь. На личностном уровне полит. социализация осуществляется в малых и больших соц. группах, в кот. включен индивид. Процессы полит. социализации нередко описывают в терминах соц. психологии: заражение, внушение, подражание, идентификация. На внутриличностном ур. механизмами полит. социализации выступают мотивы, ценности, ценностные ориентации, установки.
Наиболее прочные ценности, нормы и полит. предпочтения приобретаются под воздействием преобладающих в семье настроений. Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых полит. ориентаций у детей. В заруб. лит-ре она рассматривается как ключевой агент, через кот. полит. культура передается от одн. поколения к др. Вместе с тем социализирующая и политизирующая роль семьи во мн. зависит и от того, насколько активно в процессе полит. социализации участвуют др. институты и организации об-ва.
Во-первых, семья передает подросткам, как пр., прежде всего одобряемые ею политические ценности путем примера и непосредственного обучения.
Во-вторых, семья развивает личность ребенка, воспитывая у него опр. нравственные качества: доброту, нежность, коварство, жестокость и др., которые при вхождении подростка в мир политики могут во многом предопределить его политическое поведение.
В-третьих, влияние семьи на ребенка особенно эффективно в политич. смысле, если родители и родственники имеют однородные соц.-полит. взгляды, придерживаются сходных полит. ценностей.
Семья как социализирующий фактор выступает в качестве закрепляющей, но не всегда инициирующей структуры полит. социализации. Она передает полит. установки, кот. могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают правильной ориентировке в текущий момент. Полит. социализация, осуществляемая семьей, имеет те недостатки, что не всегда учитывает изменения полит. ориентаций со сменой поколений, кот. часто соответствуют и смене полит. вех развития, а также полит. представлений по мере соц.-полит. становления личности.
2. 13-18 лет – формируется политическое «Я». Эмоц. чувства по отношению к полит. институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. Он ещё называется подростковым этапом социализации и характеризуется тем, что разрозненная и отрывочная полит. информация начинает складываться в опр. систему, где уже есть место не только отдельным моментам полит. жизни или отд. общественным фигурам. Обычно в этом возрасте в процессе обучения в школе и в ходе общения в семье у подростка формируется представление о полит. жизни, о структуре власти, о целях об-ва и гос-ва. В эти годы подростки, по крайней мере, наиболее продвинутые в своем развитии, имеют представление об общей полит. ситуации в стране. В их сознании находят отражение важнейшие события, происходящие в об-ве. И наконец, в этом возрасте могут реализоваться первые попытки приобщения к деятельности общ. организаций, в т. ч. имеющих и полит. ориентацию. Именно в этот Т шло приобщение к скаутским орг-циям, к комсомолу, к др. существующим общ.-полит. движениям.
3. С 18 лет – отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. 18 лет считаются во мн. об-вах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в полит. жизни. К этому периоду происходит не только его гражданское становление, но он приобретает все права и обязанности, кот. вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к совершеннолетию у чел. складывается мировоззрение, с кот. он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. К этому Т у большинства молодых людей отчетливо проявляются полит. симпатии или антипатии, а для нек. части молодежи участие в полит. процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни. Иначе говоря, к этому вр. чел. становится полноправным субъектом полит. пространства. Являясь структурным эл. класса и нации, человек в то же вр. в зависимости от конкр. обстоятельств самостоятельно «включается» в полит. деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения полит. отношений об-ва.
Начиная с раннего детства, полит. социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом, и даже в преклонном возрасте. В этой связи следует обратить внимание на то, что в возрасте ок. 45 лет у человека происходит изменение поведенческой стратегии. Он переходит от инновационного к адаптивному поведению. Человек и даже целые социальные гр. в процессе своей жизни могут менять свои полит. ориентации и соответственно изменять формы, виды и направленность своей полит. деятельности. Особенно часто это происходит при изменении полит. строя, режима и состава основных полит. участников в стране, гражданами которой они являются.
Содержание и особенности политической социализации зависят от многих факторов:
а) макросреды – эпохи, международных отношений, гос-ва, нации;
б) мезосреды – социальной принадлежности к определенной группе населения, полит. культуры, средств массовой информации и т.п.;
в) микросреды – институционализированных и неформальных общностей, школы, семьи, непосредственного окружения;
г) индивидуальных особенностей человека и самовоспитания.
Сегодня процесс полит. социализации во мн. опр. влиянием СМИ, кот. обеспечивают самый быстрый вариант такой социализации. Радио, телевидение, в последнее вр. и Интернет, оказывают сущ. воздействие на индивидуальные и надиндивидуальные ценности, установки, стереотипы и нормы поведения. Они становятся в развивающемся открытом информационном об-ве важными средствами социализации, и поэтому – объектом острой полит. борьбы.
Решающую роль в полит. социализации, которая воплощается в соблюдении прав и обязанностей граждан, отводится гос-ву.
Т. обр., полит. социализация – это сложный, многоступенчатый и многогранный процесс приобщения к полит. жизни, определения своего места в процессе взаимоотношений с об-вом и гос-вом.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 329.