Определение: Социализация – это процесс, посредством кот. люди приобретают опыт, понимают суть культуры, в кот. они родились, и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям.
Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (напр, язык).
Социализация даёт людям:
- возм. общаться между собой посредством освоенных ролей,
- обеспечивает сохранение об-ва в ходе смены поколений, прививая новым членам об-ва общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Наряду с общей социализацией происходит и полит. социализация индивидов, становление их гр. и полит. идентичности. Процессы полит. социализации имеют ос. важное значение в совр. демократич. об-ве, в кот. права и свободы человека, его включенность в политику явл. одной из основ полит. системы и гр. об-ва.
Определение: Полит. социализация – это процесс усвоения индивидом полит. культуры об-ва, его полит. ценностей, норм, традиций, моделей полит. поведения.
Благодаря полит. социализации обеспечивается воспроизводство полит. системы об-ва, усвоение полит. ролей, интеграция индивидов в политику.
Функция полит. социализации в том, чтобы обеспечить непрерывность функционирования и развития полит. системы на основе преемственности поколений. Полит. социализация не только обеспечивает непрерывную вертикальную связь поколений, что явл. предпосылкой непрерывного функционирования полит. системы, но, кр. этого, она придает горизонтальную устойчивость об-ву, и это выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире. Итак, полит. социализация – это процесс постоянного обучения, в ходе кот. индивид осваивает культуру и приспосабливается к об-ву, которое для него (индивида) является жизненной средой.
Вовлеченность в полит. жизнь во многом опр. связями отд. человека с себе подобными, наличием возможностей для обмена инф-цией, для выработки удобных и взаимоприемлемых правил человеческого общежития. В совр. социологии и полит. психологии занимались проблемами социализации Н.В. Андреенков, В.Т. Лисовский, Н.А. Головин, В.Н. Шубкин, Е.Б. Шестопал, В.А. Ядов.
Е. Шестопал даёт анализ нескольких концептуальных подходов к анализу полит. социализации.
1. В психоаналитич. подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, раскрепощении бессознательной мотивации (традиции фрейдизма). От антропологической школы идет представление о социализации как инкультурации – передаче культурного наследия, отражающего нац. характер.
В соответствии с традицией функционализма (идущей от Т. Парсонса), социализация – ролевая тренировка, адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения.
От бихевиористской (поведенческой) традиции в социологии развивается взгляд на социализацию как на обучение навыкам при соответствующих поощрениях-наказаниях.
Когнитивная (познавательная) модель социализации представляет, что на чел. менее всего влияют разные факторы и социализирующие агенты. Об-ву нужны мыслящие личности, способные усваивать и передавать информацию. Научение сводится к развитию познават. способностей человека, его моральных и эмоциональных качеств. Процесс социализации – это постепенное вызревание личности.
В постбихевиористских концепциях гл. упор делается на идею господства-подчинения, столкновения интересов, незыблемость неравенства и элитарности.
2. Соц.-псих. подход к исследованиям социализации во мн. аналогичен подходу культурной антропологии, представители кот. изучают национальные особенности социализации путем сравнения (кросс-культурные исследования). Важн. место отводится роли родителей, возрастным статусам, обычаям и обрядам, т. е. тем агентам и механизмам социализации, кот. формируют этнич. идентичность народа. Она, в св. оч., связана с полит. идентичностью через вхождение национальных ценностей в гр. идентичность.
Кр. того, культурно-антропологические исследования демонстрируют многообразие путей и рез-ов социализации у разных народов. Наиб. известным произведением такого рода в XX в. стало исследование социализации детей на о. Самоа, выполненное М. Мид (1928 г.). С его пом. М. Мид опровергла расхожий тезис о существовании универсальных форм чел. поведения. Ей удалось продемонстрировать, что подавляющее большинство «естественных способов поведения» являются лишь результатом социализации в конкретной культуре. Не менее убедительные материалы содержатся в книге датско-ам. психоаналитика и социолога Э. Эриксона «Детство и об-во». Позитивный вклад этих произведений и культурно-антропологич. подхода в целом в исследования социализации состоит в предостережении ученых от стереотипов по поводу «единственно верных» целей и систем социализации, якобы имеющих место лишь в своей культуре.
Процессы полит. социализации происходят как на индивидуальном, так и на надиндивидуальном уровнях. В соц.-псих. теориях в осн. акцент делается на инд.-личностный аспект полит. социализации, в социологических теориях – на надиндивидуальный.
Агенты, институты, механизмы, факторы и результаты социализации на надиндивидуальном ур. не совпадают целиком и полностью с теми, кот. воздействуют на отдельного индивида. Иными сл., меняется масштаб и кач. ур. изучения процесса социализации, а не просто число относящихся к ней проблем. В поле зр. социолога попадают процессы ист. масштаба, эффекты социализации рассматриваются на ур. различий в ист. поколениях, в то вр. как в случае психологического и социально-псих. подхода этого обычно не происходит. На ур. массовой социализации, рассматриваемой в социологическом аспекте, ключевыми для понимания результатов социализации становятся не только яркие ист. и полит. события, но и латентные соц.-эк. и полит. процессы, свойственные опр. историческому периоду.
Важнейшим агентом полит. социализации на ур. массового процесса явл. элита, как полит., так и интеллектуальная. В кач. «значимого другого» место отдельного лица скорее всего займет либо она же, либо идеологическая доктрина, либо общ.-полит. устройство др. стран как образец для подражания.
Как интересный и перспективный вариант развития социологич. теории полит. социализации можно предложить концепцию Н. Головина, в кот. он описывает социализацию как сложный кумулятивный процесс, развертывающийся во времени, результатом кот. явл. формирование целого полит. поколения.
3.Социологич. подход к изучению полит. социализации связан с исследованием структур общества, организующих процессы социализации. Социология исследует соц. и полит. институты, оказывающие воздействия на процессы полит социализации. Социологич. подход «означает изучение полит. социализации как общественно организованного процесса на массовом уровне с использованием теоретич. и эмпирич. методов социологии». Полит. социологию интересуют не только проблемы формирования полит. зрелой личности, но и организация этого процесса в об-ве, роль в нем полит. системы в целом и каждого института в отдельности. Ос. внимание политическая социология уделяет таким впр., как организация системы полит. социализации в различных типах об-ва (стабильных, нестабильных, переходных), влияние типа полит. культуры на процессы социализации, роль гос-ва в разработке и осуществлении нац. политики в обл. полит. воспитания и образования граждан, структура и особенности взаимодействий между различными социальными и полит. поколениями.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 252.