Специфика применения технологии развития критического мышления в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции. Это, в первую очередь, конструктивистская традиция Ж. Пиаже и Л. Выготского. Рассматривая основные критерии дидактики: обучение и развитие, и споря об их приоритетности, они пришли к одному выводу: мышление развивается в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Это естественный процесс генезиса мышления, высшей психологической функции. Если же учитель дает ученику готовые задания о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает у ребенка его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Таким образом, речь идет о «конструировании» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Фактически, это ключевой тезис всей технологии. Он действительно является концептуальным и определяющим все дальнейшее понимание и изложение.

На уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.

Итак, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов - осмысление - рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий.

Данная технология предлагает строить урок по схеме: вызов - осмысление - рефлексия и предлагает целый ряд разнообразных приемов и стратегий, основными из которых являются:

•        представление информации в кластерах;

•        верные и неверные утверждения

•        чтение с разметкой

•        «мозговая атака»

•        графические приемы

•        стратегия решения проблем «Идеал»

•        дискуссия.

 

58. Представьте методические рекомендации по использованию технологии развития критического мышления

ЭТАП ВЫЗОВ

Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.

Например, на данном этапе при изучении темы «Вулкан» (география 6 класс) можно посмотреть фрагмент фильма с записью извержения вулкана или просмотр фотографий с изображением вулканов, вывешенных на доске. Затем ответить на вопросы: опишите что вы видите. Как называется это природное явление? Какие ассоциации вызывает у вас вулкан?

И возникает учебная проблема: как определить что перед нами вулкан, а не просто гора? По каким признакам?

Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний, как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ

Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизации. Она занимает наибольшее значение на уроках, где изучается новый материал. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, что бы с помощью различных методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Организация работы школьников на третьем этапе направлена на использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.

Чтобы учащийся мог мыслить критически, необходимо развивать в нем ряд качеств:

· Готовность к планированию

· Гибкость (восприятие идей других людей дает возможность формулировать собственные идеи и мысли).

· Настойчивость (добиваться результатов в обучении).

· Готовность исправлять свои ошибки, сделав верные выводы, использовать ошибки для продолжения обучения.

· Осознание (умение отслеживать ход рассуждений).

· Поиск компромиссных решений (принятые решения должны восприниматься другими людьми).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 188.