Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем с помощью побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Основные достоинства проблемного обучения заключаются в том, что: − во-первых, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником; − во-вторых, цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий; − в-третьих, мне кажется, что учащиеся способны и к активной интеллектуальной деятельности, и мыслить логично, и работать самостоятельно, и устанавливать причинно-следственные связи, и проверять полученные результаты на практике; − в-четвертых, технология проблемного обучения позволяет развивать, творческие способности учащихся. − в-пятых, проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций. Если ученик способен найти ответ на проблемной вопрос в учебной деятельности, то он способен разрешить и любую другую, социальную или жизненную проблему.
Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий: − личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация; − регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция; − познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование); − коммуникативные: действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. При реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать методический компонент организации образовательного процесса в условиях начального общего образования. Проблемное обучение позволяет реализовывать разнообразные типы уроков.
Классификации проблемных ситуаций возможные рекомендации по их использованию в учебном процессе начальной школы
проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.
Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И.Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:
· при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
· при организации практической работы обучаемых;
· при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
· при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;
· при исследовательских задачах.
В соответствии с возрастными особенностями и содержанием материала обучение предполагает такие уровни:
1. Учитель сам ставит проблему и решает ее.
2. Учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся включаются в ее разрешение.
3. Проблемная ситуация создается учителем, разрешение ее происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.
4. Усмотрение проблемы самими учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний.
5. Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям:
6. - по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку, математике и т.п.);
7. - по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях);
8. - по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия);
9. - по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и т.п.).
10.
11. В зависимости от того, какой из структурных компонентов действия будет представлен в проблемной ситуации как неизвестное, возможны (по А.М.Матюшкину) три достаточно общих класса проблемных ситуаций.
12. К первому классу относятся такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия).
13. Например, урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)
14. Ко второму классу относятся такие ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Сюда также относятся ситуации, возникающие в процессе обучения общим и специфическим способам решения задач в различных учебных предметах.
15. Например, урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
16. В третий класс входят такие проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые условия действия. Ситуации этого рода чаще всего рассматриваются при формировании навыков, то есть на различных этапах тренировки усвоенного действия.
17. Например, урок «Окружающий мир». Опыт «Измерение температуры воды». Показания термометра в воде отличаются от показаний температуры после извлечения термометра из воды. (Во время нахождения водного термометра вне воды, он дает показания температуры воздуха.).
18. Все типы проблемных ситуаций имеют различное дидактическое назначение. Так, ситуации первого класса (теоретические) используются при усвоении новых знаний. Проблемные ситуации второго класса находят применение, если неизвестным является способ выполнения действия.
19. Функциональное основание в данной классификации очень важно, так как помогает выявить особенности и виды проблемных ситуаций в зависимости от специфики учебного предмета. Принципиально новым в этой классификации является выделение в качестве основания достигнутого обучающимися уровня развития и интеллектуальных возможностей.
Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:
Со стороны обучающихся:
Со стороны учителя:
Дата: 2019-04-23, просмотров: 270.