Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе ТРИЗ-технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе ТРИЗ педагогики лежат: (слайд4)

1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

– целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

– развитие пространственного мышления;

– развитие речи;

– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

– развитие творческого воображения.

Прогнозируемый педагогический результат личности, мотивированной к творческой деятельности.

Знания:

• 1) владение элементами ТРИЗ, со ответствующими программам начального образования;

• 2) умение анализировать и решать изобретательские задачи;

• 3) сформированность основ мысли тельных операций;

• 4) владение навыками самоанализа.

Познавательная деятельность:

• 1) сформированность положительной мотивации учения;

• 2) проявление познавательной инициативы, выходящей за пределы обязательных заданий;

• 3) умение работать со справочной литературой для решения творческих задач и удовлетворения познавательного интереса.

Здоровье: сознательное отношение к собственному здоровью и понимание важности главного ресурса – организма человека.

Культура личности:

• умение строить отношения со взрослыми, сверстниками.

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.

54. Специфика применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе начальной школы

В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Отечественная педагогика отреагировала на запрос общества. В школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

• методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ - развитие творческого воображения);

• методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления);

• воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Развитию творческого воображения помогают кольца Луллия. Устройство представляет собой 2-3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрел ка. Например: урок математики в 1-м классе. Цель: закрепить знания геометрических фигур, обнаружить их наличие в объектах окружающего мира, развивать творческое воображение. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге -геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг - дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме? Или: когда дом может быть круглым?

Морфологический анализ способствует развитию подвижности мышления, формированию умения находить множество вариантов решения проблемы.

Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление.

Несмотря на то, что некоторые учащиеся уже были знакомы с приемами и методами работы ТРИЗ-РТВ-технологии, в ходе внедрения возникли трудности, которые заключались в сложности освоения детьми терминологии, отсутствии специальных часов в учебном плане, недостаточной разработанности учебно-методической базы, но часть данных проблем решаема. Например, знакомство с ТРИЗ-РТВ- технологией шло через кружковую, внеклассную работу и интеграцию предметов.

Использование ТРИЗ-РТВ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно - диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

55. Представьте методические рекомендации по использованию ТРИЗ-технологии в начальной школе

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Целью использования приемов ТРИЗ-педагогики в своей работе считаю развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне.

Некоторые приемы ТРИЗ-педагогики позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. Приёмы ТРИЗ позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный

Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.