Им. М. Утемисова
Кафедра всемирной истории и социально-политических дисциплин
SYLLABUS
по дисциплине Философия
для всех специальностей университета
Составители: Науанова К.М., кандидат философских наук, доцент
Уральск, 2018 г.
SYLLABUS разработан на основании Типовой учебной программы общеобразовательной дисциплины "Философия" для организаций высшего и (или) послевузовского образования, утвержденной Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 603.
Рассмотрено на заседании кафедры всемирной истории и социально-политических дисциплин
Протокол № 1 от «14» сентября 2016 г.
Зав. Кафедрой Журасова А.Ш.
Рецензент: Мулдашева Г.Б., кандидат философских наук, доцент кафедры всемирной истории и социально-политических дисциплин ЗКГУ им.М.Утемиосова
1. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS
Семестр состоит из 15 учебных недель и 3 недель сессии.
Объем дисциплины составляет 3 кредита:
Кол-во кредитов | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | Всего часов | Форма контроля | |||
Лекции | Практические/ семинарские занятия | Лабораторные занятия | СРСП | СРС | |||
3 | 30 | 15 | - | 23 | 67 | 135 | Комбинированный экзамен |
Рубежный контроль- 8 и 15 неделя семестра
2.Данные о дисциплине
Цель: Целью программы является формирование у студентов целостного представления о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса 1)освоение обучающимися основ философско-мировоззренческой и методологической культуры в контексте понимания роли философии в модернизации общественного сознания и решении глобальных задач современности; 2) формирование у студентов философской рефлексии, навыков самоанализа и нравственной саморегуляции; 3) развитие научно-исследовательских способностей и формирование интеллектуального и творческого потенциала.
Пререквизиты : Для изучения дисциплины необходимы знания по курсам всемирной истории, культурологии, политологии, религиоведения, социологии
Постреквизиты: Знания полученные в ходе изучения дисциплины необходимы для изучения: современные системы международных отношений, современные проблемы международных отношений, геополитики
По итогам освоения программы обучающийся обладает следующими результатами обучения:
1) описывать основное содержание онтологии и метафизики в контексте исторического развития философии;
2) объяснять специфику философского осмысления действительности;
3) обосновывать мировоззрение как продукт философского осмысления и изучения природного и социального мира;
4) классифицировать методы научного и философского познания мира;
5) интерпретировать содержание и специфические особенности мифологического, религиозного и научного мировоззрения;
6) обосновывать роль и значение ключевых мировоззренческих понятий как ценностей социального и личностного бытия человека в современном мире;
7) анализировать философский аспект медиатекстов, социально-культурных и личностных ситуаций для обоснования и принятия этических решений;
8) формулировать и грамотно аргументировать собственную нравственную позицию по отношению к актуальным проблемам современного глобального общества;
9) проводить исследование, актуальное для выявления философского содержание проблем в профессиональной области и презентовать результаты для обсуждения.
3. Требования к студентам: Требования к студентам: получение хорошего балла по курсу невозможно без постоянной работы. Это предполагает, что оценка по курсу формируется в течение всего семестра. Вы заинтересованы принимать активное участие в работе во время занятий. Максимальная оценка за все виды работ ставится, если был дан правильный, четкий ответ на поставленные вопросы работа выполнена аккуратно в полном объеме.
1. Посещение. Посещение должно быть обязательным. Пропуски занятий отрабатываются в полном объеме занятия, отраженном в учебно-методическом комплексе. Пропуски занятий без уважительной причины, в объеме превышающем треть курса, ведут к исключению с курса.
2. Поведение в аудитории. Студент обязан не опаздывать на занятия, не разговаривать во время занятий, не читать газеты, отключать сотовый телефон, активно участвовать в учебном процессе.
3. Домашнее задание. Домашняя работа обязательна для выполнения и отчетность по ней принимается в оговоренное преподавателем время. У студентов опоздавших во время отчитаться домашнее задание приниматься не будет. На основе ваших отчетностей будет выведена оценка, которая повлияет на итоговую оценку.
4. Рубежный контроль. В течение семестра проводится два рубежных контроля на 8 неделе и на 15 неделе
Методы и технологии обучения, используемые в процессе реализации программы:
1) студентцентрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося;
2) компетентностно-ориентированное обучение;
3) ролевые игры и учебные дискуссии различных форматов;
4) кейс-стади (анализ конкретных ситуаций);
5) метод проектов.
4. Методические указания по изучению дисциплины
Содержание курса
Первая неделя Тема: Возникновение культуры мышления. Предмет и метод философии
Лекция №1
План лекции: 1.Философия и мировоззрение. Соотношение мифологии, религии и философии. Художественная рефлексия. 2.Научная, философская, религиозная картины мира. 3.Философия как любовь к мудрости.
Термины и определения: мировоззрение, миф, религия, искусство, философия
Практическое занятие №1:
1.Понятие мировоззрения, его структура и роль в жизни людей, общества. 2.Исторические типы мировоззрения: миф, религия. 3.Научная, философская, религиозная картины мира. 4.Философия как любовь к мудрости. Особенности философского мировоззрения.
Задания на СРС: 1).Подготовить конспект: 1.Искусство и художественная рефлексия. 2.Философия и искусство. 2).Подготовить глоссарий: мировоззрение, миф, религия, искусство, философия
СРСП 1: 1).Проверка конспекта 1.Искусство и художественная рефлексия. 2.Философия и искусство 2).Устный опрос: 1.Искусство и художественная рефлексия. 2.Философия и искусство 3. Проверка глоссария и устный опрос по глассарию
Вторая неделя. Тема: Возникновение культуры мышления. Предмет и метод философии
Лекция №2:
План лекции: 1.Предмет философии, ее структура. Многозначность определений философии. 2.Основные направления философии и многообразие способов философствования. 3.Особенности философии: диалогичность, критика и сомнение, личностный характер 4. Философия и философ в жизни человека и общества.
Термины и определения: онтология, гносеология, философская антропология, логика, этика, эстетика, социальная и политическая философия, рефлексия
Практическое занятие №2:
1.Предмет философии, ее структура. Многообразие определений философии. Особенности философии. 2.Основные направления философии. 3.Функции философии и ее роль в жизни человека и общества.
СРС 2:
1. Подготовить аналитическую работу (эссе, реферата, доклада) в письменной форме на тему "Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана"
Форма отчетности:
СРСП 2: 1) Проверка письменной работы "Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана" 2) Устный опрос письменной работы "Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана"
Практическое занятие №3
1.Проблема сознания, души в истории философии. Пути перехода от первобытной аморфности культуры к структурированному обществу. 2.Формы существования мифологического сознания. 3. Художественные формы предметной деятельности древнего человека.
СРС 3: 1.Подготовить аналитическую работу (эссе, реферата, доклада) на тему "Аллегория пещеры: современное прочтение" (рекомендуется использовать работу Дерека Джонстона "Краткая история философии"). 2. Подготовить творческий проект на тему "Критическое мышление в контексте модернизации общественного сознания" (рекомендуется использовать работу Б. Рассела "10 заповедей критического мышления")
СРСП 3: Устный опрос: 1.аналитическая работа "Аллегория пещеры: современное прочтение" 2.творческий проект "Критическое мышление в контексте модернизации общественного сознания"
Практическое занятие №4
1.Проблема бытия в истории философии: античной, средневековой, нового времени, философии Гегеля 2.Понятие бытия, его формы. Специфика бытия человека. 3.Проблема и понятие субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Г. Лейбниц). 4.Понятие "материя". Движение, пространство и время.
СРС 4: 1.Подготовить творческую работу на тему: "Основные понятия онтологии М. Хайдеггера". 2. Подготовить устные ответы: 1.Диалектика как учение о развитии, ее исторические формы 2.Законы диалектики. 3.Категории диалектики.
СРСП 4: Устный опрос: творческой работы на тему: "Основные понятия онтологии М. Хайдеггера". 1.Диалектика как учение о развитии, ее исторические формы 2.Законы диалектики. 3.Категории диалектики.
Практическое занятие №5:
1.Определение сущности знания в различных философских концепциях. Субъект и объект познания. 2.Формы чувственного и рационального познания: общее, различия, взаимодействие. 3.Истина и заблуждение. Знание, истинность и ложность. Критерии истины.
СРС 5: 1. Подготовить сравнительный анализ индуктивного и дедуктивного и мышления на примере работ одного мыслителя (на выбор). 2. Подготовить устные ответы: 1. "Бессубъектная" эпистемология К. Поппера.
СРСП 5: Устный опрос: 1.сравнительный анализ индуктивного и дедуктивного и мышления на примере работ одного мыслителя 2."Бессубъектная" эпистемология К. Поппера
Шестая неделя. Тема: Образование, наука, техника и технологии
Лекция №6:
План лекции: 1.Специфика научного познания, его структура. Методы научного познания и специфика научной истины. 2.Наука как знание, деятельность и социальный институт. Классификация наук. Ценности науки. Этика науки. 3. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника. Философия образования
Термины и определения: образование, наука, техника, технологии, этос науки
Практическое занятие №6:
1.Успехи современной науки и их причины. Специфика научного познания, его структура. 2.Методы научного познания и специфика научной истины. 3. Наука как знание, деятельность и социальный институт. Классификация наук Аристотеля, Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ф. Бэкона, Г. Гегеля, О. Конта 4. Ценности науки. Этика науки.
СРС 6: 1.Составить сравнительную таблицу "знание-информация" на основе гносеологического анализа функционирования информации в современной культуре в контексте статьи Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
2. Подготовить эссе-обоснование "Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм" на основе современной интерпретации скептицизма как гносеологической стратегии и выявления его значения в современном научном и обыденном мировоззрении.3.Подготовить конспект на темы: 1. Сциентизм и антисциентизм. 2. Наука и техника. 3. Философия образования
СРСП 6: 1).Проверка сравнительной таблицы "знание-информация" на основе гносеологического анализа функционирования информации в современной культуре в контексте статьи Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".. 2)Устный опрос: эссе-обоснования "Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм" 3.Проверка конспектов
Практическое занятие №7:
Презентации: 1.Человек в системе конфуцианства и даосизма. Образы человека в истории античной философии. Христианская антропология: человек - образ и подобие Бога. 2.Индивидуалистическая трактовка человека в эпоху Ренессанса. Механистическая антропология Нового Времени. 3.Антропологизм Л. Фейербаха. Марксистское понимание сущности человека. Идея сверхчеловека у Ф. Ницше. 4. Проблема человека в философии XXв.
СРС 7: 1.Написать эссе-обоснования по проблеме человека в философии Абая Кунанбаева.
2.Подготовить аналитический обзор об экзистенциальном понимании человека на основе первоисточников (на выбор).
СРСП 7: Устный опрос: 1. эссе-обоснования по проблеме человека в философии Абая Кунанбаева. 2.аналитический обзор об экзистенциальном понимании человека на основе первоисточников (на выбор).
Практическое занятие №8:
Презентации: 1.Категории человеческого бытия (счастье, вера, жизнь и смерть). Человек, его смертность и бессмертие. Проблема бессмертия в мировоззрении Коркыта. 2.Смысл жизни. Поиски смысла жизни. Смысл жизни как основная категория казахской философии. 3.Любовь как сущность человеческого существования. Любовь как смыслообразующее начало в философии Абая.
СРС 8: 1.Подготовить научно-исследовательский проект "Проблема смысла жизни как одна из основных тем казахской философии" на основе сравнительного анализа и комментированного чтения первоисточников по казахской философии. 2.Подготовить эссе-обоснование на тему «Стоицизм и гедонизм» на основе их современной интерпретации.
СРСП 8: Проверка и устный опрос: 1. научно-исследовательского проекта "Проблема смысла жизни как одна из основных тем казахской философии". 2. Эссе-обоснования на тему «Стоицизм и гедонизм»
Практическое занятие №9:
1.Исторические типы этических учений. Подходы к пониманию истоков человеческой нравственности. 2.Этические категории (долг, благо, сущее и должное, совесть, свобода). Золотое правило нравственности Конфуция, категорический нравственный императив И. Канта. 3.Аксиология и нравственность. Природа ценностного сознания. 4.Политическая этика. Профессиональная этика. Этика в бизнесе.
СРС 9: Подготовить 1.эссе-рассуждение на тему "Этические ценности современной казахстанской молодежи". 2.кейс-анализ и аргументацию оценки этической ситуации (моральное затруднение, неоднозначные социальные случаи, стоящая перед обществом актуальная этическая проблема, межличностный или внутриличностный конфликт).
СРСП 9: Устный опрос: эссе-рассуждение на тему "Этические ценности современной казахстанской молодежи". 2.кейс-анализ и аргументация оценки этической ситуации.
Практическое занятие №10:
1.Понятие свободы в истории философии. 2.Свобода воли. Иерархия свобод. Позитивная и негативная свобода. Свобода, справедливость, жизнь и достоинство человека как нравственно-правовые ценности. 3. Политическая свобода. Национальная свобода. Индивидуальная свобода и естественные права.
СРС 10: Подготовить творческую работу (эссе, реферата, доклада) на тему: "Понимание свободы в философии Ницше", «Понимание свободы в творчестве Ф.М. Достоевского на примере анализа Легенды о Великом инквизиторе», «Связь свободы и истины в работах М. Хайдеггера, «Свобода и ответственность в учении Ж.П. Сартра». «Свобода и абсурд в творчестве А.Камю», «Концепции свободы в философии Н.А.Бердяева»
СРСП 10: Презентация творческих работ в устной форме и их обсуждение: "Понимание свободы в философии Ницше", «Понимание свободы в творчестве Ф.М. Достоевского на примере анализа Легенды о Великом инквизиторе», «Связь свободы и истины в работах М. Хайдеггера, «Свобода и ответственность в учении Ж.П. Сартра». «Свобода и абсурд в творчестве А.Камю», «Концепции свободы в философии Н.А.Бердяева»
Практическое занятие №11:
Презентации (тема на выбор): 1.Философия искусства в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель и др.). 2.Философия искусства в традиции фалсафа (Омар Хайям, Аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Араби, Руми). Художественно-эстетический мир христианского средневековья (Августин, Иоанн Дамаскин). 3.Эстетика и художественная практика эпохи Возрождения (Л.Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А.Дюрер, М.Монтень, Эразм Роттердамский). Новоевропейская эстетика и художественная практика XVII-XVIII веков (Д. Локк, Р. Декарт, Вольтер, Д.Дидро, Ж. Руссо). 4. Основы классической эстетики (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг). Неклассическая философия искусства второй половины XIX - XX века (Ф. Ницше, Дж. Дьюи, Ж.П. Сартр.М. Хайдеггер). 5. Стратегии исследования искусства в современной философии. 6.Философия искусства казахского народа. Национальные инструменты кобыз, домбра как выражение духовной культуры кочевников.
СРС 11: Подготовить эссе-рассуждение на тему «Роль искусства в жизни современного человека»
СРСП 11: Устный опрос: эссе-рассуждение на тему «Роль искусства в жизни современного человека»
Практическое занятие №12:
1.Понятие общества, специфика его бытия и структура. 2.Типы общества. Информационное общество. Постиндустриальное общество. Открытое и закрытое общество. Массовое общество. Сетевое общество. Модернизация. Урбанизация. 3.Теории культуры в истории философии (З. Фрейд, Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леви-Строс). 4. Культура, ее природа. Материальная и духовная культура. Культура и коммуникация.
СРС 12: Подготовить творческую работу (эссе, реферата, доклада) на тему «Философия прагматизма в контексте приоритетов современного развития Казахстана», «Проблемы духовной модернизации в рамках проекта "Рухани жаңғыру".
СРСП 12: Устный опрос по творческой работе: 1. Философия прагматизма в контексте приоритетов современного развития Казахстана», «Проблемы духовной модернизации в рамках проекта «Рухани жаңғыру».
Тринадцатая неделя. Тема: Философия истории
Лекция №13:
План лекции: 1.История как предмет философского осмысления. 2.Направленность истории и ее смысл. Единство и многообразие истории человечества 3.Формации и цивилизации. Восток-Запад. Столкновение цивилизаций. Процесс формирования единого человечества и мировой истории.
Термины и определения: история, философии истории, прогресс
Практическое занятие №13:
Презентации (тема на выбор): 1.Античное понимание времени и цикличность истории. 2.Понятие «священной истории» в христианстве, эсхатологизм. Историософия Августина. 3. Десакрализация истории: просветительские концепции. 4.Философия истории Г. Гегеля.
5.Марксистское понимание истории и ее движущих сил. 6.«Критическая» философия истории: В. Дильтей, Г. Риккерт 7.Историософия О. Шпенглера и А. Тойнби. 8.Проблемы смысла истории, «конца истории», постистории в современных философских дискуссиях.
СРС 13: Подготовить 1.Аналитический обзор основных концепций развития современного информационного общества на основе комментированного чтения первоисточников и сравнительного анализа их содержания. 2.Эссе-рассуждение на тему «Мой вклад в развитие и процветание Казахстана», «Философия «Жерұйық» Асана Кайгы», «Философия независимости Казахстана».
СРСП 13: Проверка конспектов и устный опрос: 1.Аналитический обзор основных концепций развития современного информационного общества на основе комментированного чтения первоисточников и сравнительного анализа их содержания. 2.Эссе-рассуждение на тему «Мой вклад в развитие и процветание Казахстана», «Философия «Жерұйық» Асана Кайгы», «Философия независимости Казахстана».
Практическое занятие №15:
1.Понятия «Мәңгілік Ел» и «Ұлы Дала». 2.Модернизационные процессы в современном Казахстане: социально-политический, экономический и культурный аспекты. 3.Основные направления модернизации общественного сознания и проект «Рухани жаңғыру»
СРС 15: Разработать научно-исследовательский проект на тему: "Актуальные философские проблемы (сферы профессиональной деятельности)"
СРСП 15: Защита в устной форме: научно-исследовательского проекта на тему: "Актуальные философские проблемы (сферы профессиональной деятельности)"
Литература:
1. Назарбаев Н.А. "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". http://www.akorda.kz.
2. Назарбаев Н.А. "Мәңгілік Ел. Годы, равные векам. Эпоха, равная столетиям" – Астана: Деловой мир Астана, 2014. – 368 с.
3.Нұрышева Г.Ж. "Философия" – Алматы: Інжу-маржан, 2013.
4.Петрова В.Ф., Хасанов М.Ш. "Философия". – Алматы: Эверо, 2014.
5.Ғарифолла Есім "Фәлсафатарихы" – Алматы, 2000.
6.ҒарифоллаЕсім "Қазақфилософиясыныңтарихы" – Алматы, 2006.7. ҒарифоллаЕсім "Адам-зат" – Астана, 2008.
8.Бертран Р. "История западной философии" – М.: Издатель Litres, 2018. – 1195 с. 9.Джонстон Д. "Философияныңқысқашатарихы. СократтанДерридағадейін".Ғылыми ред. Нурышева Г.Ж. – Астана, 2018.– 216 б.
10.Хесс Р. "Философияныңтаңдаулы 25 кітабы". Ғылыми ред. Раев Д.С. – Астана, 2018.–360 с.
11.Кенни Э. "Батысфилософиясыныңжаңатарихы. 1-том: Антика философиясы" / ғылыми редактор Молдабеков Ж. Ж. – Астана, 2018. – 408 с.
12.Кенни Э. "Батысфилософиясыныңжаңатарихы. 2-том: Орта ғасырфилософиясы" / ғылыми редактор Оспанов С. – Астана, 2018. – 400 с.
13.Карен Армстронг Иудаизм, христиандық пен исламдағы 4000 жылдықізденіс: Құдайтану баяны/ Научн.редакторКенжетай Д. – Астана, 2018. – 496 с.
14. Johnston D."A Brief History of Philosophy: From Socrates to Derrida". –A&C Black, 2006. – 211 p. (ДжонстонДи. "Э брифхисториоффилософи: ФромСокрэйтестуДэррида".-ЭйэндСиБлэк, 2006. - 211 пи.)
15.Kenny A."New History of Western Philosophy". Volume 1-4. –Oxford University Press, 2006 - 2010. (КэнниЭй. "НьюхисториофВестернфилософи". Волум 1-4 – Оксфордюниверситипресс, 2006-2010)
16.Humphreys P. "The Oxford Handbook of Philosophy of Science". – Oxford University Press, 2016. (ХамфрейсПи. "ЗеОксфордхэндбукоффилософиофссайнс". – Оксфордюниверситипресс, 2016)
17.EstlundD."The Oxford Handbook of Political Philosophy". –Oxford University Press, 2017. (ЭстландДи. "Зе Оксфорд хэндбук оф палитикалфилософи". - Оксфорд юниверсити пресс, 2016)
18.Cappelen H., Gendler T., Hawthorne J. The Oxford Handbook of Philosophical Methodology. – Oxford University Press, 2016. (КэппеленЭйч., ГендлерТи., ХэутонДжэй. "Зе Оксфорд Хэндбукоф философикл метадаладжи". – Оксфорд юнивер сити пресс, 2016)
19.Karen Armstrong "A History of God: The 4000-year quest of judaism, christianity and islam". - Gramercy Books, 2014.- 496 p. (КэренАрмстронг "Э хисториофгад: Зефосаузандиегэстофджудаизм, кристианитиэндислам". – Грамэрсибукс, 2014 – 496 пи.)
20.Джонстон Д. "Краткая история философии/пер. Е.Е. Сухарева. - М.: Астрель, 2010. – 236 с.
21.Хесс Р. "25 ключевых книг по философии". – М.: Урал LTD, 2000. – 368 с.
Дополнительная:
1.Барлыбаева Г.Г. "Эволюция этических идей в казахской философии". – Алматы, 2011.
2.Зотов А.Ф. "Современная Западная философия".– М.: Высшая школа, 2012.
3. Сегизбаев О.А. "Қазақфилософиясыныңтарихы". /перевод. Нурышевой Г.Ж., М.Сабит, 2017.
4. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. "Философия". Часть 1,2. –Алматы: Жібекжолы, 2014.
5. Масалимова А.Р., Алтаев Ж.А., Касабек А.К. "Казахская философия". Учебное пособие. – Алматы, 2018
6. "Новая философская энциклопедия": в 4 т. / Институт философии; М.: Мысль, 2010.
7. Бадью А. "Манифест философии" / В. Е. Лапицкого. – Санкт-Петербург.:Machina, 2003. –184 с.8.
8.ДелҰз Ж. Гваттари Ф. "Что такое философия?" /. Перевод С. Зенкина.– М.: Академический Проект, 2009. – 261 с.
9.Коплстон Ф. "История философии: XX век" /перевод П.А. Сафронова. – М.: Издательствово "Центрполиграф", 2002. – 268 с.
10. Copleston F. "History of Philosophy: Modern Philosophy". - Image Books, 2003. – 544 р. (КоплэстонЭф. "Хистори оф философи: Модерн философи". – Имэйдж букс, 2003 – 544 пи.)
11. Марков Б.В. "Философия". Учебник для вузов. – М.: Издательский дом "Питер", 2016. – 464 с.12. Миронов В.В."Философия". Учебник. – М.:Проспект, 2016. – 289 с.
№ п/п |
Критерий оценки
Оценка
Вида
Им. М. Утемисова
Кафедра всемирной истории и социально-политических дисциплин
SYLLABUS
по дисциплине Философия
для всех специальностей университета
Составители: Науанова К.М., кандидат философских наук, доцент
Уральск, 2018 г.
SYLLABUS разработан на основании Типовой учебной программы общеобразовательной дисциплины "Философия" для организаций высшего и (или) послевузовского образования, утвержденной Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 603.
Рассмотрено на заседании кафедры всемирной истории и социально-политических дисциплин
Протокол № 1 от «14» сентября 2016 г.
Зав. Кафедрой Журасова А.Ш.
Рецензент: Мулдашева Г.Б., кандидат философских наук, доцент кафедры всемирной истории и социально-политических дисциплин ЗКГУ им.М.Утемиосова
1. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS
Семестр состоит из 15 учебных недель и 3 недель сессии.
Объем дисциплины составляет 3 кредита:
Кол-во кредитов | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | Всего часов | Форма контроля | |||
Лекции | Практические/ семинарские занятия | Лабораторные занятия | СРСП | СРС | |||
3 | 30 | 15 | - | 23 | 67 | 135 | Комбинированный экзамен |
Рубежный контроль- 8 и 15 неделя семестра
2.Данные о дисциплине
Цель: Целью программы является формирование у студентов целостного представления о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса 1)освоение обучающимися основ философско-мировоззренческой и методологической культуры в контексте понимания роли философии в модернизации общественного сознания и решении глобальных задач современности; 2) формирование у студентов философской рефлексии, навыков самоанализа и нравственной саморегуляции; 3) развитие научно-исследовательских способностей и формирование интеллектуального и творческого потенциала.
Пререквизиты : Для изучения дисциплины необходимы знания по курсам всемирной истории, культурологии, политологии, религиоведения, социологии
Постреквизиты: Знания полученные в ходе изучения дисциплины необходимы для изучения: современные системы международных отношений, современные проблемы международных отношений, геополитики
По итогам освоения программы обучающийся обладает следующими результатами обучения:
1) описывать основное содержание онтологии и метафизики в контексте исторического развития философии;
2) объяснять специфику философского осмысления действительности;
3) обосновывать мировоззрение как продукт философского осмысления и изучения природного и социального мира;
4) классифицировать методы научного и философского познания мира;
5) интерпретировать содержание и специфические особенности мифологического, религиозного и научного мировоззрения;
6) обосновывать роль и значение ключевых мировоззренческих понятий как ценностей социального и личностного бытия человека в современном мире;
7) анализировать философский аспект медиатекстов, социально-культурных и личностных ситуаций для обоснования и принятия этических решений;
8) формулировать и грамотно аргументировать собственную нравственную позицию по отношению к актуальным проблемам современного глобального общества;
9) проводить исследование, актуальное для выявления философского содержание проблем в профессиональной области и презентовать результаты для обсуждения.
3. Требования к студентам: Требования к студентам: получение хорошего балла по курсу невозможно без постоянной работы. Это предполагает, что оценка по курсу формируется в течение всего семестра. Вы заинтересованы принимать активное участие в работе во время занятий. Максимальная оценка за все виды работ ставится, если был дан правильный, четкий ответ на поставленные вопросы работа выполнена аккуратно в полном объеме.
1. Посещение. Посещение должно быть обязательным. Пропуски занятий отрабатываются в полном объеме занятия, отраженном в учебно-методическом комплексе. Пропуски занятий без уважительной причины, в объеме превышающем треть курса, ведут к исключению с курса.
2. Поведение в аудитории. Студент обязан не опаздывать на занятия, не разговаривать во время занятий, не читать газеты, отключать сотовый телефон, активно участвовать в учебном процессе.
3. Домашнее задание. Домашняя работа обязательна для выполнения и отчетность по ней принимается в оговоренное преподавателем время. У студентов опоздавших во время отчитаться домашнее задание приниматься не будет. На основе ваших отчетностей будет выведена оценка, которая повлияет на итоговую оценку.
4. Рубежный контроль. В течение семестра проводится два рубежных контроля на 8 неделе и на 15 неделе
Методы и технологии обучения, используемые в процессе реализации программы:
1) студентцентрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося;
2) компетентностно-ориентированное обучение;
3) ролевые игры и учебные дискуссии различных форматов;
4) кейс-стади (анализ конкретных ситуаций);
5) метод проектов.
4. Методические указания по изучению дисциплины
Содержание курса
Первая неделя Тема: Возникновение культуры мышления. Предмет и метод философии
Лекция №1
План лекции: 1.Философия и мировоззрение. Соотношение мифологии, религии и философии. Художественная рефлексия. 2.Научная, философская, религиозная картины мира. 3.Философия как любовь к мудрости.
Термины и определения: мировоззрение, миф, религия, искусство, философия
Практическое занятие №1:
1.Понятие мировоззрения, его структура и роль в жизни людей, общества. 2.Исторические типы мировоззрения: миф, религия. 3.Научная, философская, религиозная картины мира. 4.Философия как любовь к мудрости. Особенности философского мировоззрения.
Задания на СРС: 1).Подготовить конспект: 1.Искусство и художественная рефлексия. 2.Философия и искусство. 2).Подготовить глоссарий: мировоззрение, миф, религия, искусство, философия
СРСП 1: 1).Проверка конспекта 1.Искусство и художественная рефлексия. 2.Философия и искусство 2).Устный опрос: 1.Искусство и художественная рефлексия. 2.Философия и искусство 3. Проверка глоссария и устный опрос по глассарию
Вторая неделя. Тема: Возникновение культуры мышления. Предмет и метод философии
Лекция №2:
План лекции: 1.Предмет философии, ее структура. Многозначность определений философии. 2.Основные направления философии и многообразие способов философствования. 3.Особенности философии: диалогичность, критика и сомнение, личностный характер 4. Философия и философ в жизни человека и общества.
Термины и определения: онтология, гносеология, философская антропология, логика, этика, эстетика, социальная и политическая философия, рефлексия
Практическое занятие №2:
1.Предмет философии, ее структура. Многообразие определений философии. Особенности философии. 2.Основные направления философии. 3.Функции философии и ее роль в жизни человека и общества.
СРС 2:
1. Подготовить аналитическую работу (эссе, реферата, доклада) в письменной форме на тему "Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана"
Форма отчетности:
СРСП 2: 1) Проверка письменной работы "Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана" 2) Устный опрос письменной работы "Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана"
Третья неделя. Тема: Сознание, душа и язык
Лекция №3:
План лекции: 1.Душа, рассудок, разум, дух. Космологизм души и разума в античной философии. Теологические интерпретации души и духа в эпоху средневековья. 2. Сознание как онтологическая проблема. Факты сознания. Феномены сознания. Факторы, определяющие становление сознания. 3. Структура сознания. Бессознательное, сознание, сверхсознание. Сознание и самосознание. Сознание и национальное самосознание.
Термины и определения: душа, рассудок, разум, дух, сознание, бессознательное, самосознание
Практическое занятие №3
1.Проблема сознания, души в истории философии. Пути перехода от первобытной аморфности культуры к структурированному обществу. 2.Формы существования мифологического сознания. 3. Художественные формы предметной деятельности древнего человека.
СРС 3: 1.Подготовить аналитическую работу (эссе, реферата, доклада) на тему "Аллегория пещеры: современное прочтение" (рекомендуется использовать работу Дерека Джонстона "Краткая история философии"). 2. Подготовить творческий проект на тему "Критическое мышление в контексте модернизации общественного сознания" (рекомендуется использовать работу Б. Рассела "10 заповедей критического мышления")
СРСП 3: Устный опрос: 1.аналитическая работа "Аллегория пещеры: современное прочтение" 2.творческий проект "Критическое мышление в контексте модернизации общественного сознания"
Дата: 2019-04-23, просмотров: 2124.