Всего
Аудиторная работа
Самостоятельная работа
Содержание практических и семинарских занятий
№ темы | Наименование темы дисциплины | Тематика семинарских занятий | Формы проведения | Трудоемкость (час.) | |
общ. | в т.ч. интерак | ||||
1. | Понятие и функции общения. Деловое общение | 1.Понятие общения в психологии. Функции общения. 2. Виды общения, структура общения. 3. Деловое общение. Рекомендуемые источники:8,2; 8,3; 8,7; 8,11. | Мини-лекция. Тренинг знакомства. Тренинг общения по обработке базовых коммуникативных навыков. Мини-игры. | 2 | 0,5 |
2. | Коммуникативная сторона общения | 1. Общение как обмен информацией 2. Средства коммуникации. 3. Эффективность коммуникации. 4. Способы преодоления агрессии в общении. 5. Приемы конструктивной критики. Рекомендуемые источники: 8,2; 8,3; 8,7; 8,11; 8,13. | Мини-лекция. Тренинг общения: отработка практических навыков коммуникации при помощи вербальных и невербальных средств. Мини-игры. Деловая игра: «Расшифруй невербалику». | 2 | 0,5 |
3 | Интерактивная сторона общения | 1. Общение как взаимодействие2. Основные идеи теории трансактного анализа Э.Берна 3. Эффективное деловое взаимодействие. 4. Ассертивное поведение. Рекомендуемые источники: 8,2; 8,3; 8,7; 8,11. | Мини-лекция. Тренинг эффективного взаимодействия на основе теории трансактного анализа Э.Берна. Анализ ситуаций делового взаимодействия. Тренинг ассертивного поведения. Тесты. | 2 | 0,5 |
4. | Конфликты и стрессы в деловом общении. | 1. Понятие, виды, причины конфликтов. 2. Типы конфликтных ситуаций. 3. Технология урегулирования конфликтов. 4. Понятие эмоционального интеллекта. 5. Приемы управления эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации. 6. Понятие стресса, технологии управления стрессом, повышение стрессоустойчивости. Рекомендуемые источники: 8,2; 8,3; 8,8; 8,11; 8,13. | Мини-лекция. Диагностика стиля поведения в конфликте. Анализ конфликтных ситуаций. Диагностика эмоционального интеллекта. Тренинг стрессоустойчивости. Мини-игры («Между ангелом и бесом»). Игра «Семейное шоу». | 4 | 1 |
5. | Перцептивная сторона общения | 1. Восприятие и понимание в процессе общения. 2. Эффекты межличностного восприятия. Рекомендуемые источники: 8,2; 8,3; 8,11. | Мини-лекция. Тренинг общения: межличностная перцепция, исследование эффектов межличностного восприятия. Анализ социально-психологических экспериментов. | 2 | 0,5 |
6. | Механизмы взаимодействия в процессе общения | 1.Общая характеристика основных механизмов воздействия в общении. 2. Виды психологического влияния. 3. Приемы защиты от манипуляций. 4. Убеждающее выступление, информационное выступление. 5. Способы преодоления барьеров во взаимопонимании. Рекомендуемые источники: 8,2; 8,3; 8,7; 8,11; 8,13. | Мини-лекция. Тренинг влияния: манипулятивное и цивилизованное влияние, приемы защиты от манипуляции и психологического нападения. Тренинг убеждения. Игра «Интеллектуальный футбол». | 4 | 1 |
7. | Состояние русского языка /иностранного языка и культуры речи на современном этапе. | 1. Понятие культуры речи и норм речевого общения. Функции норм. 2. Языковые и речевые аспекты культуры речи. 3. Состояние русского /иностранного языка и культуры речи на современном этапе. Негативные явления: интернет-сленг, жаргоны, логические ошибки. 4. Пути повышение грамотности и речевой культур на современном этапе. 5. Языковая политика Российской Федерации. Рекомендуемые источники: 8,1; 8,4; 8,5; 8,6;8,9; 8,10; 8,12. | Мини-лекция. Анализ устных и письменных текстов. Выполнение и анализ стартового текста. Коммуникативный тренинг: дискуссия «Что мешает молодому профессионалу говорить и писать грамотно?» | 4 | 1 |
8. | Коммуникативные качества речи. Речевой этикет профессиональной коммуникации. | 1. Понятие эффективной коммуникации. 10 качеств «хорошей речи» по Д. Э. Розенталю. 2. Точность и понятность речи. 3. Уместность и доступность речи. Учет характера адресата. 4. Чистота и простота речи. Запрет на использование жаргонизмов и лексики ограниченного употребления. 5. Грамотность речи. Рекомендуемые источники: 8,1; 8,4; 8,5; 8,6; 8,9; 8.10; 8,12. | Мини-лекция. Индивидуальные выступления с презентациями, групповое обсуждение вопросов. Участие в ситуативном задании «Деловое общение по телефону: типичные нарушения нормы (речевые и этические)». | 2 | 0,5 |
9. | Функциональные стили современного русского языка /иностранного языка. Язык официально-делового общения. | 1. Понятие функционального стиля речи и стили современного русского языка /иностранного языка. 2. Понятие официально-делового стиля речи (ОДС). Жанры, сфера употребления, особенности ОДС. 3. Заявление как вид личного документа. 4. Резюме как как вид личного документа, его особенности. Типичные ошибки соискателей. 5. Объяснительная записка, типы записок, особенности оформления. Рекомендуемые источники: 8,1; 8,4; 8,5; 8,6; 8,9;8,10; 8,12. | Мини-лекция. Индивидуальные выступления с презентациями, групповое обсуждение вопросов. Анализ языковых особенностей личных деловых документов. Коммуникативный тренинг: «Стилистическое многообразие – препятствует или способствует эффективности общения?» Составление делового письма, резюме. Игра «Прием на работу». | 2 | 0,5 |
10. | Устные и письменные формы деловой (профессиональной) речи. Формат собеседования | 1. Устная и письменные формы делового общения, их специфика. 2. Особенности и основные формы устной речи. 3. Собеседование при приеме на работу, его цели, подготовка к нему. 4. Схема и основные этапы собеседования. 5. Правила поведения на собеседовании. Рекомендуемые источники: 8,1; 8,4; 8,5; 8,6; 8,9; 8,10;8,12. | Мини-лекция. Анализ основных особенностей резюме как разновидностей личного документа. Коммуникативный тренинг: «Собеседование с точки зрения интервьюера //кандидата на должность». | 2 | 0,5 |
11. | Основы ораторского искусства. Подготовка публичного выступления. | 1. Понятие «ораторское искусство», история его возникновения. 2. Три уровня ораторского искусства. 3. Уровень 1 – владение материалом, грамотность и композиция речи. 4. Уровень 2 – владение собой, естественность поведения и техника речи оратора. 5. Уровень 3 – образ оратора, основные требования к невербальному поведению оратора. Рекомендуемые источники: 8,1; 8,4; 8,5; 8,6; 8,9; 8,10; 8,12. | Мини-лекция. Выступления с презентациями, обсуждение вопросов. Речевой тренинг: упражнения по риторике и технике речи. Игры «Ромашка» и «Умницы и умники» | 4 | 1 |
12 | Лингвистические аспекты эффективной деловой (профессиональной) коммуникации. | 1. Оратор и аудитория. каналы коммуникации, задействованные в обмене информацией. 2. Функции голоса. Интонация. Пауза. Мимика и жесты. 3. Понятие интерактивного взаимодействия с публикой. Способы поддержания внимания аудитории. 4. Начало речи. «Лестница вступления» к речи. 5. Правила завершения речи. Ответы на вопросы. Типичные ошибки оратора. Рекомендуемые источники: 8,1; 8,4; 8,5; 8,6; 8,9; 8,10; 8,12. | Мини-лекция. Мини-игры. Коммуникативный тренинг: «Качества зрелого оратора». Выполнение и анализ тестовых заданий. Игра «Морской бой». | 2 | 0,5 |
13. | Национальные особенности делового общения. | 1. Роль и место делового общения в профессиональной деятельности человека. Формы делового общения. Этикет. Национальные особенности и их проявление в деловом общении. 2. Классификация деловых культур по Р.Л. Льюису. 3. Стратегия и тактика делового общения в зависимости от национального характера аудитории. 4. Категория «политкорректность» как значимый компонент речевого этикета. Понятие «речевая агрессия» и недопустимость форм ее проявления в деловом общении. 5. Интернационализация форм делового общения в условиях глобализации общества. Рекомендуемые источники: 8,1; 8,4; 8,5; 8,6; 8,9; 8,10; 8,12. | Ролевая игра «Мы и они» ( интерпретация классификации деловых культур по Р.Л. Льюису. Проверочная работа. | 2 | 0,5 |
Итого
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной
работы обучающихся по дисциплине
6.1. Перечень вопросов, отводимых на самостоятельное освоение дисциплины, формы внеаудиторной самостоятельной работы:
Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоёмкость в часах | Перечень вопросов, отводимых на самостоятельное усвоение |
1.Понятие и функции общения. Деловое общение | Работа с учебной литературой. Подготовка контрольной работы. | 6 | Уровни общения, виды и формы делового общения. |
2.Коммуникативная и интерактивная стороны общения | Работа с учебной литературой. Подготовка контрольной работы. Выполнение заданий из практикума по психологии делового общения. | 6 | Стили коммуникации. Техники активного слушания, я-сообщения. Барьеры в общении и их преодоление. |
3.Интерактивная сторона общения | Работа с учебной литературой. Подготовка контрольной работы. | 6 | Ассертивное поведение. техники ассертивного поведения и уверенного взаимодействия. |
4. Конфликты и стрессы в деловом общении | Работа с учебной литературой. Подготовка контрольной работы. Выполнение заданий из практикума по психологии делового общения. | 6 | Типичные конфликты в деловой среде. Медиация как способ управления конфликтами. Стресс-менеджмент в деловом общении. |
5. Перцептивная сторона общения | Работа с учебной литературой. Подготовка контрольной работы. Выполнение заданий из практикума по психологии делового общения. | 6 | Каузальная атрибуция как феномен «психологии здравого смысла». Формирование первого впечатления. Самопрезентация в общении. |
6. Механизмы воздействия в процессе общения | Работа с учебной литературой. Выбор темы выступления (индивидуально // в составе малой группы сотрудничества). | 6 | Прямой и кросвенный способы убеждения. Проблемы податливости и устойчивости в процессе убеждающего воздействия. |
7. Состояние русского языка /иностранного языка и культуры речи на современном этапе | Работа с учебной литературой. Подготовка к опросу. Подготовка выступления по выбранной теме. Выполнение заданий из практикума по риторике. | 6 | Орфоэпия как часть речевой культуры современного человека, ее основные правила. Типы орфоэпических ошибок. Грамматические нормы. Употребление числительных и производных предлогов. Лексическая стилистика. |
8. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет профессиональной коммуникации | Работа с учебной литературой. Подготовка к контрольной работе. Подготовка выступления по выбранной теме. Выполнение заданий из практикума по риторике. | 6 | Богатство речи. Многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Служебный деловой этикет. особенности делового общения по телефону. |
9. Функциональные стили современного русского языка /иностранного языка. Язык официально-делового общения | Работа с учебной литературой. Подготовка к тесту. Подготовка презентации по выбранной теме. | 6 | Взаимодействие функциональных стилей. Специфика научного стиля речи, история его возникновения. Жанры. Языковые особенности научного стиля. |
10. Устные и письменные формы деловой (профессиональной) речи. Формат собеседования | Работа с учебной литературой. Подготовка к контрольной работе. Подготовка презентации по выбранной теме. Подготовка к тесту. Стилистический анализ образцов письменной речи. | 5 | Письменная речь и ее отличительные признаки. Основные жанры письменной речи. Функциональные стили и письменных формы речи. Методика стилистического анализа форм письменной речи. |
11. Основы ораторского искусства. Подготовка публичного выступления | Работа с учебной литературой. Подготовка к контрольной работе. Подготовка презентации по выбранной теме. Подготовка к тесту. | 5 | Этапы подготовки публичного вступления. Подготовка содержания речи. Словесное оформление. Богатство и разнообразие речи. Окончательная подготовка выступления. Презентация. |
12. Лингвистические аспекты эффективной деловой (профессиональной) коммуникации | Работа с учебной литературой. Подготовка к контрольной работе. Подготовка выступления по выбранной теме. Выполнение заданий из практикума по риторике. | 5 | Эффективные техники убеждения собеседника. Понятия и правила убеждающей речи. Приемы усиления убедительности речи и воздействия на адресата. Типы аргументов. |
13. Национальные особенности делового общения | Работа с учебной литературой. Подготовка к контрольной работе. Подготовка выступления по выбранной теме. Выполнение заданий из практикума по риторике. | 5 | Национально-психологические особенности разных народов и различные модели поведения на переговорах и деловых встречах (американцы, немцы, китайцы, японцы, итальянцы, французы, англичане, русские и др.). |
ИТОГО | 74 |
6.2. Перечень вопросов, заданий, тем для подготовки к текущему контролю
В качестве формы текущего контроля по дисциплине «Основы деловой и публичной коммуникации в профессиональной деятельности» предусмотрена домашняя контрольная работа.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 168.