Педагогический такт — проявление чувства меры, выбор наилучшей формы и содержания педагогических воздействий в процессе работы. Педагогический такт не имеет готовых рецептов. Это творчество педагога, которое, как и любое другое творчество, есть выраженное стремление к поиску наилучшей формы и содержания своей деятельности.
Педагогический такт основан на выдержке и уравновешенности, соблюдении целесообразности в отношении с учениками. Ос-
194
нову его составляют, с одной стороны, внимательность, которая проявляется в любви и чуткости к ребенку, в умении понять его переживания, психические состояния, в стремлении помочь ему, с Другой — высокая требовательность и уважение к личности ребенка.
Большую роль в психологических основах педагогического такта играет речь. Слово учителя не должно расходиться с делом — только тогда воспитанники будут верить учителю и сами будут стремиться выполнять предъявляемые к ним требования, Речь должна быть грамотной, ясной, понятной, убедительной и выразительной. В ней совершенно' недопустимы грубые выражения, оскорбительные замечания, жаргонные термины.
Проявление педагогического такта всегда связано со знанием возрастных и индивидуальных психологических особенностей воспитанников. Эти знания учитель физической культуры добывает не из книг или анкет и ученических характеристик, а в результате развитой профессиональной наблюдательности.
Таким образом, стержнем психологических основ педагогического такта являются нравственные черты личности учителя: уважение к достоинству личности ученика, отзывчивость, доброжелательность, стремление понять ученика и помочь ему в трудной ситуации и вместе с тем постоянная высокая требовательность к ученику.
Четвертый раздел ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
Глава X ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
Х .1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Она тесно связана с другими разделами психологии— общей, педагогической, медицинской и социальной, с успехом используя их данные для повышения эффективности спортивной деятельности.
Однако этих данных недостаточно для решения основных задач, стоящих перед спортивной психологией. Спортивная деятельность весьма специфична, она существенно отличается от других видов деятельности как целями, так и способами их достижения. Область спортивной деятельности — это подготовка к соревнованиям и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений, предельного напряжения физических и духовных сил. Общение в командах тоже весьма специфично, и управление спортивными коллективами требует специальных знаний. Поэтому психология спорта строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются свои
195
разделы, важнейшими из которых являются: психология обучения
и воспитания в спорте, психология физической, технической и так- •] тической подготовки спортсменов, психология личности спортсмена, психология спортивного коллектива, спортивная психодиагностика и др.
Особенно важными для спортивной практики являются разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (например, психология футбола, психология плавания, психология пулевой стрельбы, психология шахмат и др.). а также психологические особенности соревновательной деятельности в них. Эти разделы психологии спорта призваны раскрыть закономерности пси-, хической деятельности спортсменов в конкретных специфических | условиях тренировок и соревнований.
Х .2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА В СССР *
Психология спорта — молодая отрасль научного знания, но она | имеет уже свою историю. Еще в начале века выдающийся русский, ученый П. Ф. Лесгафт говорил о том, что для физического воспитания необходимо знать не только анатомию и физиологию, но и психологию человека. Он указывал на важную роль мышечно-двигательных и других ощущений в выполнении движений, представлений о своем теле и совершаемых движениях и т. д. Мысли П. Ф. Лесгафта в известной мере явились предпосылками психологии спорта как специальной области знания.
Экспериментальные психологические исследования в сфере спорта в нашей стране начались еще в годы становления Советского государства.
На первом этапе своего развития — этапе зарождения — психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина. Ее развитие определялось теоретическими представлениями и методическим аппаратом, характерными в те годы для общей психологии. Психологию спорта отличала познавательная направленность с целью психологического описания спортивной деятельности. Поначалу изучалось влияние занятий физическими упражнениями на развитие психических (интеллектуальных, волевых) процессов у человека. В дальнейшем круг исследовательских интересов расширялся, что было обу- ) словлено необходимостью психологического анализа спортивной деятельности. С этой целью изучалась ее специфика как особо | трудного в психологическом отношении вида деятельности человека. Основное внимание уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигательных навыков. Исследовались особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спортивной (особенно соревновательной) деятельности, а также исследования предстартовых и
* Разделы Х.2. и Х.З. взяты из работы В. М. Мельникова и Е. Г. Козлова «Введение в психологию спорта». М.., 1984, с. 23.
196
стартовых психических состояний в условиях ответственных соревнований, сенсомоторного реагирования, словесно-логических компонентов деятельности, роли сознания и автоматизмов в двигательных навыках и т. д. Началось также психологическое изучение специфики различных видов спортивной деятельности (видов спорта).
Период зарождения психологии спорта и ее дальнейшее развитие связаны в основном с двумя школами: московской на базе ГЦОЛИФКа (руководитель профессор П. А. Рудик) и ленинградской на базе ГДОИФКа им. П. Ф. Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни). Большой вклад в становление психологии спорта внесли их ученики. В результате усилиями советских ученых была создана новая область спортивной и психологической науки — психология спорта.
На втором этапе — этапе становления — психология спорта, не меняя предмета изучения, стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Сохраняя за собой познавательную функцию (обязательную для любой науки), она стала в большей степени «работать» на теорию и методику'спорта, участвовать в решении практических проблем, в первую очередь педагогических. .
Существенной чертой развития психологии спорта на этом этапе является то, что она стала познавательно-практической дисциплиной в рамках теории и методики спорта, как бы частью сложившейся теории и методики спортивной тренировки. Вначале интенсивно разрабатывалась проблема волевой подготовки спортсменов, развития их волевых качеств (эта проблема выступает уже как психолого-педагогическая) в русле основных идей теории и методики спорта. Затем была сформирована идея выделения психологической подготовки спортсменов, подобно технической, физической, тактической подготовке. Разрабатывались вопросы общей психологической подготовки спортсменов — психологические особенности технической, физической и тактической подготовки, вопросы воспитания личности спортсмена и формирования спортивного коллектива. Особое место занимали исследования психологических особенностей тренированности и спортивной формы спортсменов. Интенсивно изучалась проблема психологической подготовки спортсменов к соревнованию. Сформировался ряд концепций готовности к соревнованию, соревновательному действию. Изучались также другие проблемы в плане их педагогического решения: проблемы спортивных способностей, психодиагностики в спорте, психорегуляции и т. п. В целом этот этап характеризуется относительно большим числом диссертационных работ, монографий, статей и других научно-методических материалов, интенсивным общением между психологами и практическими работниками в виде конференций, симпозиумов, семинаров, расширением международных связей с психологами других стран.
Положение психологии спорта как познавательно-практической
дисциплины принципиально сохранилось и на сегодняшний день.
Есть основания говорить о том, что дальнейшее перспективное
197
развитие психологии спорта связано с формированием ее как nut знавательно-конструирующей дисциплины теории и практики спорта во всем многообразии его проблем. При этом следует учитывать не только существующие проблемы, но и проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Современные тенденции развития психологической науки характеризуют процесс ее становления и формирования как области особой профессиональной деятельности (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. П. Кузьмин). Смысл этого преобразования психологической науки состоит в, том, что она все более становится производительной силой в об-1 щественном строительстве, во всех его сферах; более того, в про- J изводственной деятельности начинает давать прямой экономиче- 1 ский эффект.
Практика современного спорта, перспективы его развития обу-1 словливают необходимость создания новых форм, средств и мето-1 дов руководства, управления и организации спорта, перспективной ] теории и методики спортивной педагогики, а также разработки собственно психологических проблем спорта. В этой связи намечаются перспективные направления психологических исследова- ] ний, пути практической реализации их результатов и создание психологической службы в сфере спорта.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.