Глава IV ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотренные особенности личности характеризуют интериндивидуальные различия. Однако существуют еще интраиндиви-дуальные различия — психические состояния. Они представляют собой временные изменения в психике человека, происходящие под влиянием внешних или внутренних причин. Важность изучения психических состояний объясняется тем, что с их изменением изменяется эффективность поведения и деятельности человека. Иными словами, различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности состояний, которые определяют готовность человека к выполнению деятельно--сти, ее протекание и эффективность.

В психологии рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на поведение и успешность деятельности. Наиболее актуальными для успешности спортивной деятельности являются утомление, монотония и психическая напряженность.

V.1. СОСТОЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ

Проблема утомления издавна привлекала к себе внимание, особенно со стороны психологов труда и спорта. Объясняется это ее особой практической значимостью: утомление является одним из самых важных факторов эффективности трудовой и спортивной деятельности. Во всей полноте проблема утомления должна рассматриваться по крайней мере в трех аспектах: 1) успешности деятельности; 2) физиологических механизмов; 3) механизмов

психики.

В прикладном аспекте наиболее важным является изменение работоспособности человека в результате развития утомления. Поэтому в большинстве случаев утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных

нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее оптимальные способы функционирования. При утомлении поддержание минутного кровотока осуществляется за ■счет увеличения частоты сердечных сокращений, а не ударного объема сердца; сила сокращения отдельных миофибрилл снижается и двигательные реакции выполняются большим, чем в начале работы, числом функциональных мышечных единиц и т. д. Одновременно нарушается устойчивость вегетативных реакций. Это приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений, дискоординации в работе регуляторных механизмов, затруднениям в формировании положительных и тормозных рефлексов. Как

107


следствие замедляется темп работы, нарушается точность, рит-1 мичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление рассматривается как] особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Ле-| битов (1964) выделяет в состоянии утомления следующие ком-] поненты:

1. Чувство слабосилия: утомление субъективно переживается
как ощущение снижения собственных сил и способностей, чувство
тягостного напряжения и неуверенности в правильности действий, I
невозможности поддерживать работоспособность на прежнем
уровне.

2. Расстройства внимания: происходит снижение объема вни-:
мания, нарушаются процессы переключения и распределения, че-1
ловек становится вялым, малоактивным или, наоборот, легко]
отвлекаемым, хаотично активным. Симптомы расстройства внима-1
ния свидетельствуют о нарушениях процессов сознательного]
контроля над выполняемой деятельностью.

3. Расстройства сенсорных процессов: выраженное снижение
чувствительности различных анализаторных систем, что проявля- \
ется в увеличении абсолютных и разностных порогов чувст-
вительности, снижении критической частоты слияния мельканий,,
возрастании яркости и длительности последовательных образов.

4. Нарушения двигательных функций: утомление обычно со-'
провождается замедлением как простых, так и сложных двига
тельных реакций выбора. Однако иногда с ростом утомления'
наблюдается парадоксальное на первый взгляд ускорение дви
гательных реакций; оно сопровождается снижением точности дви
жений, резким увеличением числа ошибок. В целом утомление
приводит к разрушению сложных двигательных навыков, из них
выпадают отдельные элементы движений, выполнение целостных
двигательных актов подменяется некоординированной реализа
цией отдельных моторных стереотипов.

5. Нарушение памяти: утомление прежде всего приводит к за-3
труднениям извлечения информации из долговременной памяти,
к ухудшению процессов воспроизведения; в'кратковременной па
мяти ухудшаются как процессы запоминания, так и процессы
удержания информации.

6. Нарушения мышления: существенно снижается эффектив
ность процессов мышления в основном за счет стереотипности
мышления, подмены поиска новых решений готовыми стандарт
ными ответами. Иногда наблюдается другая форма расстройств
мышления — потеря целенаправленности интеллектуальных актов,
неупорядоченность, дезорганизация мышления..

7. Трансформация мотивов деятельности: по мере развития
утомления происходит смена мотивов деятельности. Если в начале
деятельности преобладает «деловая» мотивация, то в состоянии
утомления преобладающими становятся мотивы прекращения
деятельности или ухода от нее. Необходимость продолжать работу
и в состоянии утомления может привести к формированию отри
цательных эмоциональных реакций.







































108


 

8. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность и са
моконтроль, исчезает настойчивость.

9. Сонливость: при сильном утомлении возникает сонливость
как результат развития охранительного торможения. Потребность
Бо сне может быть настолько высока, что человек часто засыпает
б любом положении, даже стоя иди на ходу.

Таким образом, с психологической точки зрения утомление может быть охарактеризовано как личностно-когнитивное состояние. В нем не все перечисленные компоненты проявляются

одновременно.

В развитии утомления Н. Д. Левитов выделяет три стадии.

Первая стадия характеризуется относительно слабым чувством усталости, вялости, сонливости и т. п. Человек еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятельности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако длительное волевое сопротивление утомлению может вызвать «взрыв переутомления», который обладает большой разрушительной силой для деятельности.

На второй стадии снижение работоспособности проявляется в основном ухудшением правильности, а не скорости работы. Оно уже не может быть полностью компенсировано стимуляцией

и волевым усилием.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое легко может перейти в хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как естественную реакцию организма, имеющую защитный характер и выполняющую ряд полезных функций, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хронической форме) —явление нежелательное.

Работоспособность при чрезмерном утомлении резко падает или принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить работоспособность на требуемом уровне. Продуктивность деятельности падает до такой степени, что человек чувствует себя не способным выполнять работу и переживает острое чувство упадка сил и беспомощности.

Скорость развития утомления и степень его выраженности зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди субъективных причин Н. Д. Левитов считает наиболее важными возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивацию и интерес к деятельности, уровень развития волевых качеств. ,






IV.2. СОСТОЯНИЕ МОНОТОНИИ

Близким (но нетождественным) состоянию утомления является состояние монотонии. В то время как утомление — естественная реакция организма на работу чрезмерной длительности или интенсивности, состояние монотонии — результат однообразия деятельности (несложные стереотипные действия, бедность внешней информации и т. п.). Монотония, как психическое состояние*

109


характеризуется погружением человека в дремотное состояние,, «выключением» из состояния деятельности, общим снижением активности всех обеспечивающих деятельность психических про-1 цессов.

По своему влиянию .на деятельность монотония симулирует утомление. Под воздействием монотонии работоспособность падает1 значительно раньше развития утомления. Продуктивность однообразной деятельности снижается уже вскоре после .начала ра-1 боты, но может быть легко поднята до прежнего уровня модифи-. кацией деятельности (изменением способа выполнения, дополнительной мотивацией и т. п.). Таким образом, следствием утомления является прогрессивное падение работоспособности, а следствием монотонии — колебания уровня работоспособности. Степень подверженности человека монотонии, как и утомлению, в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей. Главным образом это относится к мотивации и чертам личности. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности способны в значительной степени компенсировать развитие монотонии.

Исследования показали, что устойчивость к монотонии существенно зависит от свойств нервной системы. Монотофильный тип нервной системы характеризуется сочетанием инертности и слабости нервных процессов. И наоборот, монотофобный типологический симптомокомплекс отличается силой и подвижностью нервной системы.

Ряд авторов отмечают половые различия в преодолении влия-еия скучной и однообразной работы. Обнаружено, что женщины более терпеливы в монотонной работе, чем мужчины.

Люди, положительно относящиеся к однообразной работе (монотофилы) не одинаковы, среди них выделяются два типа. Для монотофилов первого типа характерна «связанность с работой». Они находят интерес, новизну в самом процессе выполнения ■отдельных операций. Хорошей иллюстрацией этого могут служить отчеты о тренировках некоторых представителей видов спорта циклического характера. Они с увлечением рассказывают о раз-" нообразии ощущений, которые возникают в результате внесения незначительных изменений в повторяющиеся упражнения.

Психическое состояние монотофилов второго типа характеризуется «свободой от работы». Это люди, которым нравится в процессе выполнения повторяющихся упражнений думать о чем-то другом, не имеющем прямого отношения к данной деятельности: мечтать, вспоминать различные события своей жизни и т. д.

Важным для спортивной практики является вопрос о методах -борьбы с монотонней. В тренировочной работе со спортсменами наиболее часто используются следующие приемы предупреждения и преодоления монотонии (М. И. Виноградов, Н. Д. Левитов):

1. Повышение заинтересованности в выполнении повторяющихся тренировочных заданий, осознание их необходимости. Особенно большое значение имеет понимание глобальных и этапных целей тренировки. В этом случае повышается роль мотивации и внешней

но


стимуляции. Чем яснее и отчетливее стоящие перед спортсменом^ цели, тем больше он заинтересован в результатах и тем меньше переживает состояние монотонии.

2. Периодическая смена упражнений и изменение ритма вы
полнения тренировочных упражнений.

3. Регулярное информирование спортсменов об их физической
кондиции и уровне тренированности.

4. Введение посторонних раздражителей, например функцио
нальной музыки.

5. Создание внешних условий тренировки, ослабляющих:
впечатление повторяемости и монотонии. В ряде случаев доста
точно, например, перенести занятия из закрытого помещения на
свежий воздух, чтобы они переживались как менее однообразные.

Все эти приемы позволяют отодвинуть или избежать наступление монотонии.









Дата: 2019-04-23, просмотров: 261.