Категории «потребности», «установки» и «мотивы» являются ключевыми при изучении человека как индивида и личности. Важность этих категорий связана с их значением для объяснения движущих сил человеческого поведения. «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)»*,— писал Ф. Энгельс. Отмеченную Ф. Энгельсом связь между потребностью и поведением схематически можно изобразить так: потребность->-мысль->действие.
Человек, как правило, плохо осознает последовательный переход по цепочке от потребности к действию. До конца осознается постановка цели, отчего в дальнейшем представляется, что именно цель является стимулом к деятельности. Между тем истоки поступков человека лежат в его потребностях, а не в мышлении. Мышление лишь промежуточный этап между желанием и действием. Поэтому для понимания поведения человека следует обратиться прежде всего к анализу потребностей, установок и мотивов.
Категория потребности
Для того чтобы жить и развиваться, человек должен находиться в благоприятных условиях. Поэтому термином «благо» обозначаются предметы и явления, которые способствуют развитию субъекта. Отсутствие какого-либо блага порождает потребность в нем, т. е. потребность — это всегда лишение, нехватка, конкретного блага и одновременно требование его восстановления, воспол-
*Рубинщтейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946, с. 620.
♦Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 493.
72
73
нения. Таким образом, потребность в конкретном благе — это состояние лишения данного блага. Отсутствие потребности в нем может быть в двух случаях: при наличии блага или когда индивид не нуждается в этом благе для поддержания существования или развития. Другими словами, наличие блага уменьшает или полностью снимает потребность, а появление потребности определяет отсутствие блага. Благо и потребность объединяются в понятии «ценность». Благо является позитивной ценностью, а потребность— негативной, и наоборот, позитивная ценность (т. е. нечто полезное) —это всегда некоторое благо, а негативная ценность (т. е. нечто вредное) — всегда какая-либо потребность.
Ценности (благо и потребности) различаются по уровню. Ценностью первого порядка является благо, которое необходимо для поддержания существования индивида, ценностью второго порядка — благо, необходимое для удовлетворения потребностей первого порядка. Аналогично определяются ценности более высоких порядков. Например, хлеб является благом первого порядка, потому что он необходим для удовлетворения потребности в пище, мука — благо второго порядка, потому что служит удовлетворению потребности в хлебе, зерно — благом третьего порядка и т. д. Связь между ценностями разных порядков наглядно изображена в стихотворении С. Я. Маршака «Гвоздь и подкова».
Конница разбита — Армия Бежит. Враг вступает в город, Пленных не щадя, Оттого, что в кузнице Не было гвоздя. |
Не было гвоздя —
Подкова
Пропала.
Не было подковы —
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала —
Командир
Убит.
На практике, конечно, невозможно определить порядок благ и потребностей. Поэтому принято просто говорить о ценностях низкого порядка и ценностях высокого порядка. Порядок благ и потребностей отражает причинно-следственные отношения между ними. Блага и потребности высших порядков являются причинами, а низших — следствиями. Поэтому благо высшего порядка называется также ресурсом для производства благ и удовлетворения потребностей низших порядков, или иначе благо более низкого уровня уступает в качестве цели, результата, а благо более высокого уровня — в качестве средства, инструмента удовлетворения потребности более низкого порядка. Определить, являются ли блага и потребности низшими или высшими, целевыми или инструментальными,— задача весьма актуальная для решения практических проблем. Когда психолог предполагает, что некоторая ценность (например, занятия спортом) служит для индивида инструментом удовлетворения какой-либо другой потребности, он должен восстановить цепочку и выяснить финальную целевую потребность низшего порядка. Без такого анализа невозможно правильно предсказать поведение человека. Сложность здесь за-
74
ключается еще и в том, что большинство ценностей высшего порядка поливалентны: например, одежда служит для согревания и для украшения и даже для хранения и переноса мелких предметов. Многие явления сочетают целевую и инструментальную полезность: например, здоровье является благом само по себе и как средство для многих видов деятельности *.
Поливалентность ценностей обычно выступает в двух формах: в форме множественной полезности и в форме множественной вредности. Но может проявляться в амбивалентной форме, т. е. в форме сочетания в одном предмете полезных и вредных свойств. Например, интенсивная спортивная тренировка порождает вначале отрицательные ценности (усталость, отказ от удовольствий и т. п.) и лишь затем — положительные (рост спортивного мастерства).
Разные ценности одного и того же предмета или явления неодинаковы и с точки зрения их порядка. Во многих предметах можно одновременно обнаружить ценности высших и низших
порядков.
Наличие потребности или состояние удовлетворения потребности (т. е. наличие блага)- отражается в психике человека в виде переживания чувств неприятного или приятного, удовольствия или неудовольствия, радости или страдания. Эти психические явления называются эмоциональными переживаниями**. Общепризнано, что положительно окрашенные эмоциональные переживания соответствуют благополучию, наличию блага, а отрицательные — отсутствию блага, потребности. Иными словами, эмоциональные переживания выступают в качестве своеобразной оценочной функции, сигнализирующей индивиду о степени удовлетворения его потребностей. Причем выраженность и характер эмоциональных переживаний не зависят от конкретного содержания ценностей и определяются только наличием или отсутствием блага, т. е. эмоциональные переживания только сигнализируют о степени благополучия, но не указывают на его причины.
Связь эмоциональных переживаний с действиями или предметами, которые способны изменять их характер, устанавливается в результате обучения. Например, можно испытывать сильную отрицательную эмоцию из-за недостатка витаминов и не понимать, чем она вызвана. Хорошо известна недифференцированная юношеская влюбленность, когда радость испытывается просто от общения с лицами противоположного пола и т. д. Таким образом, в результате индивидуального обучения происходит ассоциирование эмоциональных переживаний с образами тех событий и явлений, которые способны выступать в качестве блага и удовлетворять потребности. Это ассоциирование формирует в психике человека новые психические образования, получившие название установки.
* См. М а г у н В. С. Потребности и психология социальной деятельности
личности. — Л.: Наука, 1983, с. 46.
** См. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: МГУ,
1976, с. 47—56.
75
Категория установки
Установка — это готовность человека действовать в определенном направлении при соответствующих условиях*. Каждая установка может быть с определенной вероятностью соотнесена с какой-то конкретной потребностью и условиями ее удовлетворения. Таким образом, установку можно определить как склон ность к определенным действиям в определенной ситуации. Это позволяет раскрыть содержание установки в следующей схеме: «в этих условиях я очень хочу сделать то-то с тем-то». Здесь слова «в этих условиях» указывают на условия лишения' или присутствия какого-либо блага, слова «я очень хочу» опре-1 деляют степень напряженности потребности, или, как принято! говорить, силу влечения, а слова «сделать то-то с тем-то» указывают на предмет, выступающий в качестве частного проявления блага, и предполагаемый характер действий с данным предметом,! который в конечном счете может привести к желаемому удовлетворению потребностей. Психологическое содержание установки складывается из трех основных компонентов: 1) аффективного, или эмоционального («я очень хочу»), 2) когнитивного, или познавательного («в этих условиях») и 3) конативного, или поведенческого («сделать то-то с тем-то»).
Аффективный компонент установки — это эмоциональная оценка предмета установки; когнитивный компонент — это разнообразные знания субъекта о данном предмете и текущей ситуации, а конативный компонент—программа действий, направленных на удовлетворение потребности с помощью данного предмета.
Объединение в установке трех указанных компонентов позволяет рассматривать ее в качестве показателя готовности к действию. Поэтому возник иннтерес к сопоставлению установок с реальным поведением людей. Многочисленные исследования, направленные на анализ этого соотношения, показали, что для прогноза реального действия (или намерения его совершить) следует одновременно учитывать две установки: установку на реальное прогнозируемое действие и установку на выполнение социально-нормативных требований.
Таким образом, реальное поведение человека зависит от двух составляющих: индивидуальных установок и нормативных требований окружения. На обыденном языке они могут быть поняты в терминах «хочу» и «надо». Причем влияние каждой из этих составляющих на реальное поведение закономерно меняется в зависимости от текущей социальной ситуации.
Установки отличаются друг от друга видом потребности и конкретным содержанием деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Сложные виды человеческой деятельности, как правило, ассоциированы не с одной, а с несколькими одновременно действующими и взаимодействующими установками. Реализуясь, одна установка подчиняет себе другую, та, в свою
* См. Узнадзе Д. Н, Психологические исследования. М., 1966.
76
очередь, следующую и т. д. Например, один человек может заняться спортом, чтобы укрепить свое здоровье, другой — чтобы получить разряд, третий — чтобы стать членом сборной команды и т. Д. Причем установки не просто составляют длительные цепи, а образуют узлы и объединения. Установки редко существуют изолированно, независимо друг от друга. Как правило, они взаимосвязаны и поэтому взаимозаменяемы. Например, такие установки, как «Я хочу принимать активное участие в спортивных соревнованиях», «Я люблю различные игры и развлечения», «Я хочу присутствовать на всех играх своей команды», «Я хочу иметь возможность для регулярных тренировок» и др., обычно встречаются одновременно, поэтому индивид, стремящийся регулярно тренироваться, любит спорт и является болельщиком. При невозможности реализовать какую-либо из установок, человек легко переключается на другую.
Иные отношения существуют между установками различных групп. Реализация установок одной группы не избавляет человека от напряженности, возникающей из-за невозможности реализовать установки другой группы. Установки разных групп не являются взаимозаменяемыми. Поэтому классификация установок на однородные группы является важной теоретической и практической задачей психологии личности.
N1.2.3. Категория мотива
Классы установок называются мотивами. Каждый мотив объединяет множество однородных взаимозаменяемых установок. Их однородность и взаимозаменяемость объясняется тем, что все они ориентированы на удовлетворение одной и той же потребности и разнятся только в отношении средств ее удовлетворения и характера эмоциональных реакций.
По степени настоятельности, или очередности, удовлетворения мотивы делятся на первичные и вторичные. Первичные мотивы обеспечивают сохранение жизни и результаты деятельности человека, а вторичные способствуют развитию и совершенствованию личности. Они выдвигаются на первый план лишь по мере удовлетворения первичных мотивов.
К первичным относятся мотивы, объединяющие установки, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, потребности в безопасности и потребности в принадлежности к группе.
Физиологические мотивы — мотивы голода, жажды, половой и т. д.— бесспорно, важны для понимания поведения человека. Регулярно удовлетворяемые, они перестают активно управлять поведением человека, так как на него влияют только неудовлетворенные мотивы.
Мотив безопасности объединяет установки на сохрани-тельное поведение, стремление оградить себя от внешних угроз, опасностей и болезней. Этот мотив имеет глубокие корни в историческом развитии человека. Когда-то человек боялся диких
77
зверей, холода, жажды, нападения врагов. С развитием цивилизации роль этого мотива снижается.
Мотив принадлежности к группе объединяет установки на поиск симпатии, любви и участия. На этом мотиве основывается групповая сплоченность. Некоторые психологи считают его социальным мотивом.
Ко вторичным мотивам относятся мотивы самоуважения, самовыражения и гражданственности.
Мотив самоуважения включает установки на достижение уважения со стороны других и самого себя. По мнению многих психологов, в современном капиталистическом обществе этот мотив подавляется. Только в социалистическом обществе создаются все условия для удовлетворения мотива самоуважения.
Высшей ступенью развития мотивов А. Маслоу считает мотив самовыражения, или самоактуализации. «Если даже все перечисленные потребности уже удовлетворены,— пишет А. Маслоу,— все мы часто (если не всегда) можем в скором времени ожидать нового недовольства и беспокойства, если человек делает не то, что ему хочется делать. Музыкант должен играть, художник должен рисовать, а поэт должен сочинять стихи, чтобы в конечном счете стать счастливым. Человек должен быть тем, кем он может быть». Мотив, направленный на удовлетворение этой потребности, А. Маслоу и назвал мотивом самоактуализации. Он рассматривается автором в качестве вершины, венчающей развитие мотивационной сферы личности. Однако это утверждение А. Маслоу верно только для капиталистического общества, с его конкуренцией, частным предпринимательством, ненасытной жаждой обогащения. В обществе с такими законами максимально к чему может стремиться человек — это стремление к самовыражению, желанию быть самим собой. Но даже это встречается не всегда.
Если человеку не удается удовлетворить мотивы более высокого уровня, он стремится как можно полнее реализовать мотивы низших уровней. Например, спортсмен, который не может стать ведущим игроком команды, находит компенсацию в роли эмоционального лидера команды.
Совсем иные условия для развития мотивационной сферы личности создаются в социалистическом обществе. Закон нашего-общества «от каждого по способностям...» поощряет стремление к самоактуализации и самовыражению. Однако в социалистическом обществе мотив самоактуализации не может рассматриваться как верхний и ведущий в иерархии мотивов.
Для человека социалистического общества ведущим, доминирующим мотивом является мотив гражданственности.
Под влиянием коммунистического воспитания и социалистического образа жизни у советских людей формируется система-взглядов о законах общественного развития и об ответственности человека перед обществом. По мере упрочения эти взгляды оказывают все более существенное влияние на поведение, становятся его основным действенным мотивом. О значении убеждений
78
как мотивов поведения и об их способности снять все другие мотивы говорит стойкость коммунистов в годы революции, гражданской и Отечественной войн. Ради своих убеждений и принципов они готовы были идти на любые лишения, мучения, смерть.
Развитие личности — это в первую очередь движение, подъем по иерархической лестнице мотивов, готовность «для высшего наслаждения отречься от низших * мотивов. Ярким примером этого закона развития личности в советском обществе может служить рассказ о жизни Алексея Стаханова: «Чего я стремился достичь в жизни? — ставит вопрос зачинатель стахановского движения и отвечает: а) на первых порах быть сытым; б) далее— получать высокие заработки; в) достичь «человеческого уважения»; г) с развитием классового самосознания возникло желание доказать, что без тебя не может обойтись шахта, целый коллектив; д) в конце концов выработалось понимание «необходимости быть лучше и выше самого себя» **.
СПОСОБНОСТИ
В то время как потребности и мотивы характеризуют направленность личности, способности характеризуют успешность ее деятельности. «Всякая способность, — указывал С. Л. Рубинштейн,— является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических данных. Мы говорим об этих данных как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят» ***.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 243.