Понятие характера и его свойств. Типология характеров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений.

Типология характера. Типология характеров человека в психологии

С начала существования психологии, попытки вывести ряд типов характеров людей предпринимали многие, опираясь на один и тот же перечень идей для его создания.

Характер начинает свое формирование очень рано, в онтогенезе ребенка, и проявляется на протяжении всей жизни.

Сочетания личностных черт в характере человека сложились не просто так, и образуют типы дающие почву для построения основных типологий характера.

Большинство индивидов одной типологии, можно еще разделять и на группы.

Согласно теории К. Леонарда, в общении с человеком открываются многие его личностные качества, которые влияют на здоровье психики, адаптацию и развитие. Мы рассмотрим одну из основных типологий характера человека в психологии и особенности, присущие каждому типу согласно этой теории.

Гипертимный тип - инициативность, оптимизм, легкомыслие, раздражительность, тяга к аморальным поступкам, несерьезность.

Возбудимый тип – повышенная эмоциональность, вспыльчивость, властолюбие, аккуратность и добросовестность.

Дистимный тип - добросовестность и справедливость, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.

Циклоидный тип - переменчивость настроения, замкнутость либо общительность.

Застревающий тип – инициативность, неразговорчивость, честолюбие, мстительность.

Педантичный тип – доброжелательность, добросовестность, серьезность, надежность, занудливость.

Тревожный тип - самокритичность, дружелюбие, исполнительность.

Мэмотивный тип – доброта, сострадание, исполнительность, чувствительность.

Демонстративный тип – эгоизм, лицемерие, артистичность, обходительность.

Экзальтированный тип – паникерство, дружелюбие, привязанность к близким людям.

Экстравертированный тип – легкомыслие, подверженность влиянию, исполнительность.

Интровертированный тип – упрямство, сдержанность, принципиальность.

Природа способностей

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 233.