Воображение. Его виды и механизмы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воображение- психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта

Виды воображения:

– Активное воображение. Пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

– Пассивное воображение. Его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

– Продуктивное воображение. В нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

– Репродуктивное воображение. Ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Механизмы воображения:

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях



Речь, её функции и виды

Речь—это психическая функция, связанная со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач.

Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать информацию другим людям. Он также был бы лишен способности узнать, что думают и делают другие люди: его современники и те, кто представляет прошлые поколения людей. У него не было бы возможности ни с кем поделиться своими собственными мыслями и чувствами.

У человека имеются следующие виды речи:

• устная и письменная;

• внешняя и внутренняя;

• диалогическая и монологическая;

• вербальная и невербальная.

Функции речи:

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Мотивация деятельности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

 

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

  • Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
  • Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
  • Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
  • Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
  • Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
  • Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Мотивы делятся на осознаваемые и не осознаваемые.

Осознанные мотивы:

Убеждения - это мотивы, базирующиеся, на информированности и опыте человека. Базовая основа убеждений может быть узкой, общей или ситуативной. Большую роль здесь играют определенные взгляды: научные, житейские, общественно-политические, религиозные. Таким образом, если человек обладает упорядоченной и организованной системой взглядов на мир, то речь идет о мировоззрении, которое является одним из самых стойких мотивов личности.

Стремления - это мотивы, отражающие потребность в таких условиях существования, которых нет на данный момент, но могут быть достигнуты в следствии соответствующей деятельности.

Намерения - в этом случае, человеку известны средства достижения желаемого, но он еще не приступил к их осуществлению.

Мечты - стремление к предмету, созданному воображением. При этом субъекту не известны способы достижения цели.

Идеалы - предметы, воплотившие красоту, справедливость, совершенство, безупречность. Нередко предметом, направленности является сам субъект.

Страсти - мотивы, обусловленные предметом, обладающим неодолимой притягательной силой в сравнении с другими мотивами. Неудача в случае страстного желания вызывает реакцию более сильную, чем реакцию в случае успеха.

Интересы - эмоциональные проявления идеальных потребностей человека. Интересы часто служат признаком способностей в той сфере деятельности, по отношению к которой они проявляются.

Не осознаваемые мотивы:

Влечения- мотив, выражающий недостаточно осознаваемую потребность. Имеет свойство, как угасать, так и культивироваться в стремление.

Эмоции - конкретное, непосредственное переживание отношения к предмету, сопровождающее действия человека. Возникнув в какой-либо ситуации, оно сохраняется в памяти и существенно влияет на отношение к деятельности, действиям, операциям.

Установки - неосознанные побуждения к деятельности, предрасположенность, готовность которой не ясны субъекту. Т.о. мы с удовольствием выполняем просьбу одного человека, а такую же просьбу другого человека встретим отказом.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.