1. Собственно эмоции. Это, прежде всего реакции на события, при этом события могут быть реальными, только что произошедшими, и могут быть воспоминаемыми. Эмоция сопровождает всю деятельность человека, и связана с актуальной в данный момент потребностью. Эмоции выполняют регулирующую функцию, так как являются регулятором мотивации. Они стимулируют продолжение процесса, который приводит к удовлетворению.
2. Чувства – это устойчивые отношения к предметам. Они выделяют объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость. Чувства считаются высшим уровнем развития эмоциональной сферы человека. Для того, чтобы понять, как чувства отличаются от эмоций, можно сравнить их с облаками. Эмоции: стыд, гнев, сомнения, как облака, они проходят. Чувства устойчивы, обобщены, хорошо развиты. Испытывая определенные чувства, мы также испытываем и эмоции. Одной из характеристик чувств можно назвать амбивалентность.
3. Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее психическую деятельность человека. Это фон, на котором протекает деятельность.
4. Страсть – господствующее, все охватывающее переживание, очень и очень стойкое. Человек полностью поглощен предметом, все направлено на единую цель. Это сплав эмоций и мотивов, которые концентрируются вокруг определенных объектов.
5. Аффект – мощная эмоциональная реакция, которая сопровождается сужением сознания и последующей амнезией. Во время аффекта включаются филогенетические программы регуляции, человек совершает действия как индивид, а не как личность. Если человек совершил преступление, находясь в состоянии аффекта, то это освобождает от ответственности. Аффект — это не предсказуемое состояние.
6. Стресс – это критическое состояние, возникающее в экстренной ситуации. Изучал Ганс Селье: «Стресс против дистресса». Дистрессом он назвал состояние, которое вызывает негативные последствия в организме человека. Это как бы стресс со знаком минус. В реакциях человека на действительность есть еще и положительный стресс, или стресс со знаком плюс.
Волевые качества человека
Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о достигнутом личностью уровнем сознательной саморегуляции поведения, ее властью над собой.
Волевые качества делятся на два основных типа: первичные (экстраординарные волевые качества) и системные (морально волевые качества).
Рассмотрим базовые первичные качества и дадим их краткую характеристику: Энергичность, т ерпеливость, самообладание, смелость.
Теперь перейдем к системным качествам, основанным на первичных. У человека, постоянно прокачивающим силу воли, описанные ниже качества составляют фундамент характера (этими качествами часто описывают человека, дают ему характеристику): Целеустремленность, н астойчивость, п ринципиальность, инициативность, р ешительность, с тратегичность, с амодостаточность.
Понятие личности в психологии. Основные теории личности в психологии
Личность- это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке над природного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Развитие личности это закономерный, непрерывный процесс, количественных, качественных и структурных изменений. Физических, психических и духовных сил человека.
Факторы развития личности :
Внешние (социальные)
Внутренние (биогинетика)
Условия развития личности:
Внешние (воспитание, образование)
Внутренние (собственная активность)
Теория личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляет собой человек, как он себя ведет и почему поступает так, а не иначе.
Назовем основные теории личности:
1. Аналитическая теория личности. Она близка к теории классического психоанализа, потому что имеет с ней много общих корней. Ярким представителем этой теории является швейцарский исследователь Карл Юнг. Согласно этому подходу, личность – это общность реализованных и врожденных архетипов. Структура личности – это индивидуальное своеобразие отношений отдельных блоков сознательного и бессознательного, интровертированной и экстравертированной личностной установок.
2. Психодинамическая теория личности. Эта теория известна еще под названием «классический психоанализ». Ее представителем и основоположником является Зигмунд Фрейд. В рамках этой теории, личность – это совокупность агрессивных и сексуальных мотивов, защитных механизмов. В свою очередь, структура личности представляет собой различное соотношение отдельных индивидуальных свойств и защитных механизмов.
3. Гуманистическая теория личности. Представитель – Абрахам Маслоу. Ее сторонники считают личность ничем иным как внутренним миром «я» человека. А структура – это соотношение идеального и реального «я».
4. Когнитивная теория личности. По своей природе она близка к гуманистической. Основоположник - Джордж Келли. Он считал, что единственное, что хочет знать человек – это то, что с ним происходило и произойдет в будущем. Личность – система личностных конструктов, которых происходит обработка личного опыта человека.
5. Деятельностная теория личности. Это направление получило наибольшее распространение как отечественные теории личности. Ярким представителем является Сергей Рубинштейн. Личность – это сознательный субъект, который занимает определенное положение в обществе и, в свою очередь, выполняет полезную для социума общественную роль. Структура же личности – иерархия отдельных блоков (самоконтроля, направленности) и системных свойств каждой личности.
6. Поведенческая теория личности. Она имеет еще название как «наученческая». Главный тезис этого направления гласит о том, что личность – это продукт учения. То есть личность – это совокупность системы социальных навыков и внутренних факторов. Структура – это иерархия социальных навыков, в которой главную роль играют внутренние блоки субъективной значимости.
7. Диспозициональная теория личности. С точки зрения этой теории, личность – это система темперамента и социально обусловленных свойств. Структура – иерархия биологических свойств, которые входят в конкретные соотношения и образуют определенные черты и типы темпераментов.
8. Современные теории личности. К ним относят: социодинамическую (теория поведения личности, в которой доминирующее поведение характерно именно внешней ситуации), интернационисткую (взаимодействие внутренних и внешних факторов) и теорию черт (теория типов личности, в основе которой лежит разность отдельных черт различных людей или же личностная целостность).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.