Предмет, методы и структура психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет, методы и структура психологии

Психология (от греческого «психе» — душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1 этап — психология как наука о душе.

2 этап — психология как наука о сознании.

3 этап — психология как наука о поведении.

4 этап — психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии — это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологииэто происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Природа сознания. Состояния сознания

Сознание – идеально. Потому что чувственно не воспринимаемо, не обладает самостоятельным существованием и развитием. Продукт сознания – нематериальные образы, они лишены своего субстрата. Сознание способно к бесконечному воспроизведению бесконечного многообразия мира.

Должен быть субстрат, который мыслит. Сознание индивидуально, носит субъективный характер. Сознание отражает те признаки предмета, которые важны человеку.

Направленный характер сознания. Сознание зависит от окружающих предметов. Мысль всегда содержательна, предметна. Мы не можем мыслить ни о чем.Сознание закрыто от других, но открывается через речь. Поведение, искусство.

В психологии традиционно изучались два состояния сознания: состояние бодрствования, или активное состояние, и сон, рассматриваемый как период отдыха.

В современной психологии для характеристики сознания введено понятие «измененные состояния сознания», которое обозначает способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий.

Измененные состояния сознания подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные.

Спонтанно возникающие изменения состояния сознания появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании либо при значительном перенапряжении), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека.

Искусственно вызываемые измененные состояния сознания возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка).

Психотехнически обусловленные измененные состояния сознания сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также при применении особой психотехники.

Речь, её функции и виды

Речь—это психическая функция, связанная со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач.

Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать информацию другим людям. Он также был бы лишен способности узнать, что думают и делают другие люди: его современники и те, кто представляет прошлые поколения людей. У него не было бы возможности ни с кем поделиться своими собственными мыслями и чувствами.

У человека имеются следующие виды речи:

• устная и письменная;

• внешняя и внутренняя;

• диалогическая и монологическая;

• вербальная и невербальная.

Функции речи:

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Мотивация деятельности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

 

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

  • Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
  • Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
  • Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
  • Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
  • Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
  • Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Мотивы делятся на осознаваемые и не осознаваемые.

Осознанные мотивы:

Убеждения - это мотивы, базирующиеся, на информированности и опыте человека. Базовая основа убеждений может быть узкой, общей или ситуативной. Большую роль здесь играют определенные взгляды: научные, житейские, общественно-политические, религиозные. Таким образом, если человек обладает упорядоченной и организованной системой взглядов на мир, то речь идет о мировоззрении, которое является одним из самых стойких мотивов личности.

Стремления - это мотивы, отражающие потребность в таких условиях существования, которых нет на данный момент, но могут быть достигнуты в следствии соответствующей деятельности.

Намерения - в этом случае, человеку известны средства достижения желаемого, но он еще не приступил к их осуществлению.

Мечты - стремление к предмету, созданному воображением. При этом субъекту не известны способы достижения цели.

Идеалы - предметы, воплотившие красоту, справедливость, совершенство, безупречность. Нередко предметом, направленности является сам субъект.

Страсти - мотивы, обусловленные предметом, обладающим неодолимой притягательной силой в сравнении с другими мотивами. Неудача в случае страстного желания вызывает реакцию более сильную, чем реакцию в случае успеха.

Интересы - эмоциональные проявления идеальных потребностей человека. Интересы часто служат признаком способностей в той сфере деятельности, по отношению к которой они проявляются.

Не осознаваемые мотивы:

Влечения- мотив, выражающий недостаточно осознаваемую потребность. Имеет свойство, как угасать, так и культивироваться в стремление.

Эмоции - конкретное, непосредственное переживание отношения к предмету, сопровождающее действия человека. Возникнув в какой-либо ситуации, оно сохраняется в памяти и существенно влияет на отношение к деятельности, действиям, операциям.

Установки - неосознанные побуждения к деятельности, предрасположенность, готовность которой не ясны субъекту. Т.о. мы с удовольствием выполняем просьбу одного человека, а такую же просьбу другого человека встретим отказом.

Основные функции эмоций.

1. Оценки. Эмоциональная оценка мгновенна. Человек может давать и рассудочную оценку ситуации или объекту. Если на вопрос о чувствах, человек говорит, что он подумает, это уже не эмоциональна оценка, а мыслительная.

2. Побуждения. Эмоция участвует в организации поведения, именно она дает импульс как реагировать.

3. Активация. Управляют эмоциями подкорковые структуры головного мозга. Рядом с этими подкорковыми центрами находиться ретикулярная формация, которая отвечает за состояние бодрствования, за мобилизацию, за активацию всего организма. Было установлено, что благодаря неспецифическим структурам ретикулярной формации, человек энергетически мобилизуется. А само эмоциональное состояние приводит к тому, что начинает реагировать тело.

4. Компенсация – это аварийное реагирование. Существуют некоторые виды аффектов, которые могут спровоцировать нас к бегству, оцепенению, или крайним формам агрессии.

5. Подкрепление. Эмоции формируют своеобразные следы, и эмоцией подкрепляется все, что присутствует в данной ситуации. Например, идет снег, падает человек, кто-то спрашивает: «Что случилось?». Болит колено, обидно! Прошло 10 лет. Возникает ситуация, которая напоминает ту, что случилась 10 лет назад. Падает снег, кто-то спрашивает: «Что случилось?» Автоматически начинает ныть и болеть колено, становится обидно. То есть произошла ситуация, которая включила параметры старой ситуацией, оставшейся в памяти.

6. Функция синтеза. Заключается в том, что эмоциональный фон ощущений, восприятий, мышления скрепляет образы. Это создает не отрывочное восприятие окружающей действительности, а единое, слитное. Именно поэтому человек воспринимает не набор звуков и пятен, а пейзаж и мелодию. Это и есть синтезирующая основа эмоции.

7. Экспрессивная функция. У человека, как и у животных, эмоциональная выразительность жестов и движений выполняет функцию коммуникации. В общении с человеком мы автоматически отслеживаем экспрессию, учитываем ее в этом общении, понимаем, ориентируемся на нее, стараясь настроиться на состояние собеседника. Это очень помогает взаимодействию и общению.

Волевые качества человека

Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о достигнутом личностью уровнем сознательной саморегуляции поведения, ее властью над собой.

Волевые качества делятся на два основных типа: первичные (экстраординарные волевые качества) и системные (морально волевые качества).

Рассмотрим базовые первичные качества и дадим их краткую характеристику: Энергичность, т ерпеливость, самообладание, смелость.

Теперь перейдем к системным качествам, основанным на первичных. У человека, постоянно прокачивающим силу воли, описанные ниже качества составляют фундамент характера (этими качествами часто описывают человека, дают ему характеристику): Целеустремленность, н астойчивость, п ринципиальность, инициативность, р ешительность, с тратегичность, с амодостаточность.

Факторы развития личности :

Внешние (социальные)

Внутренние (биогинетика)

Условия развития личности:

Внешние (воспитание, образование)

Внутренние (собственная активность)

Теория личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляет собой человек, как он себя ведет и почему поступает так, а не иначе.

Назовем основные теории личности:

1. Аналитическая теория личности. Она близка к теории классического психоанализа, потому что имеет с ней много общих корней. Ярким представителем этой теории является швейцарский исследователь Карл Юнг. Согласно этому подходу, личность – это общность реализованных и врожденных архетипов. Структура личности – это индивидуальное своеобразие отношений отдельных блоков сознательного и бессознательного, интровертированной и экстравертированной личностной установок.
2. Психодинамическая теория личности. Эта теория известна еще под названием «классический психоанализ». Ее представителем и основоположником является Зигмунд Фрейд. В рамках этой теории, личность – это совокупность агрессивных и сексуальных мотивов, защитных механизмов. В свою очередь, структура личности представляет собой различное соотношение отдельных индивидуальных свойств и защитных механизмов.
3. Гуманистическая теория личности. Представитель – Абрахам Маслоу. Ее сторонники считают личность ничем иным как внутренним миром «я» человека. А структура – это соотношение идеального и реального «я».
4. Когнитивная теория личности. По своей природе она близка к гуманистической. Основоположник - Джордж Келли. Он считал, что единственное, что хочет знать человек – это то, что с ним происходило и произойдет в будущем. Личность – система личностных конструктов, которых происходит обработка личного опыта человека.
5. Деятельностная теория личности. Это направление получило наибольшее распространение как отечественные теории личности. Ярким представителем является Сергей Рубинштейн. Личность – это сознательный субъект, который занимает определенное положение в обществе и, в свою очередь, выполняет полезную для социума общественную роль. Структура же личности – иерархия отдельных блоков (самоконтроля, направленности) и системных свойств каждой личности.
6. Поведенческая теория личности. Она имеет еще название как «наученческая». Главный тезис этого направления гласит о том, что личность – это продукт учения. То есть личность – это совокупность системы социальных навыков и внутренних факторов. Структура – это иерархия социальных навыков, в которой главную роль играют внутренние блоки субъективной значимости.
7. Диспозициональная теория личности. С точки зрения этой теории, личность – это система темперамента и социально обусловленных свойств. Структура – иерархия биологических свойств, которые входят в конкретные соотношения и образуют определенные черты и типы темпераментов.
8. Современные теории личности. К ним относят: социодинамическую (теория поведения личности, в которой доминирующее поведение характерно именно внешней ситуации), интернационисткую (взаимодействие внутренних и внешних факторов) и теорию черт (теория типов личности, в основе которой лежит разность отдельных черт различных людей или же личностная целостность).








Природа способностей

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений.

Технология делового общения

Вербальное общение — устная словесная передача информации.

Невербальное общение — информация, передаваемая с помощью невербальных средств общения (жестов, мимики, интонации, позы тела и т. д.).

Дистанционное общение — передача информации с использованием различных видов технических средств (телефон, факсимильный метод, почта, интернет-коммуникации, электронная почта, системы теле- и радиовещания).

Этика делового общения

Этика делового общения является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Деловое общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами.

Формы делового общения

Деловая беседа — межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма деловой коммуникации.

Деловая беседа по телефону — способ оперативной связи, значительно ограниченной по времени, требующей от обеих сторон знание правил этикета телефонных разговоров (приветствие, взаимопредставление, сообщение и обсуждение предмета звонка, подведение итогов, выражение признательности, прощание).

Деловые переговоры — обмен мнениями для достижения какой-либо цели, выработки соглашения сторон.

Служебное совещание — один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений, инструмент управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организации в целом.

Деловая дискуссия — обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных её участников.

Пресс-конференция — встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.

Публичная речь — монологическая ораторская речь, адресованная определенной аудитории, которая произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)[2].

Деловая переписка — письменная форма взаимодействия с партнерами, заключающаяся в обмене деловыми письмами по почте либо по электронной почте. Деловое письмо — это краткий документ, выполняющий несколько функций и касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов. Применяется для связи с внешними структурами, а также внутри организации для передачи информации между физическими и юридическими лицами на расстоянии

 

 

Предмет, методы и структура психологии

Психология (от греческого «психе» — душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1 этап — психология как наука о душе.

2 этап — психология как наука о сознании.

3 этап — психология как наука о поведении.

4 этап — психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии — это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологииэто происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 208.