Обследования передвижений и поездок населения различными видами городского пассажирского транспорта, а также использования мест парковки легковых автомобилей, рекомендуется проводить по формам (бланкам) В.1¾В.12.
Формы В.1¾В.3 предназначены для обследований передвижений (подвижности) населения города (пешком или с использованием транспорта) в полном объеме (форма В.1), сокращенном (форма В.2) с привлечением учащихся школ, с параллельной обработкой данных учетчиками, проводящими опрос (форма В.3).
Обследование трудового расселения выполняется при помощи формы В.4, которая заполняется отделом кадров предприятий, учреждений и организаций после обработки списков адресов мест жительства трудящихся.
При помощи формы В.5 методом опроса изучаются передвижения приезжего населения территории города при выезде из него пассажиров на массовом и немаршрутном транспорте.
Для корректировки существующей схемы маршрутов городского общественного транспорта, определения межстанционных корреспонденций и пересадочности пассажиров метрополитена используются данные опроса пассажиров на остановочных пунктах, станциях метрополитена по формам В.6 и В.7.
К натурным (визуальным) обследованиям относятся обследования пассажиропотоков (формы В.8 и В.9) и наполнения подвижного состава маршрутного транспорта (форма В.10). Следует отметить, что первый из указанных видов натурного обследования дает широкий спектр показателей (потоки пассажиров, средняя дальность поездки, пассажирооборот остановочных пунктов, объемы перевозок и др.), а второй ¾ только нагрузку маршрутов на перегонах между остановочными пунктами.
Использование населением личного легкового транспорта для поездок, в том числе мест его постоянного хранения и временной парковки, устанавливается с применением форм В.11 и В.12.
Обследования пассажиропотоков на метрополитене рекомендуется проводить для определения:
¾ пассажирооборота станций ¾ методом почасового учета входящих и выходящих пассажиров;
¾ загрузки линий и станций, а также ряда показателей, характеризующих эту загрузку, ¾ выборочным методом визуального подсчета постанционного количества пассажиров, совершающих посадку и высадку в вагоны поездов различного направления (форма В.9);
¾ пересадок пассажиров с одной линии на другую и межстанционных корреспонденций ¾ методом опроса пассажиров на перегонах станций (форма В.7).
Форма В.9 заполняется учетчиками на платформе станции для каждого часа суток отдельно. Количество учетчиков должно быть не менее удвоенного количества вагонов в поезде. За каждым учетчиком закрепляется направление движения поездов и порядковый номер вагона в поезде. Учетчики подсчитывают количество высадок и посадок пассажиров поочередно по каждой двери закрепленного номера вагона при каждом прибытии поезда по схеме, приведенной на рисунке В.1
Рисунок В.1 ¾ Схема обследования пассажиропотоков метрополитена выборочным методом
21
П3-01 к СНБ 3.03.02-97
Заполненные формы В.9 группируются по направлениям, вагонам, дверям, часам суток. В каждой форме обследования для каждой двери вагона подсчитываются средние за час величины высадок и посадок пассажиров, которые затем суммируются в необходимой последовательности.
Опросное обследование по форме В.7 целесообразно проводить одновременно с обследованием по форме В.9. При этом опрос пассажиров должен проводиться на перроне станции в промежутках между отправлениями поездов.
Представленные формы для проведения обследований определяют перечень всех необходимых параметров и характеристик для разработки различных градостроительных проектов и организации движения городского пассажирского транспорта.
Натурные (визуальные) обследования нагрузки общественного транспорта (табличный метод) по формам В.8 и В.9 ведутся способом регистрации пассажиров внутри подвижного состава (трамвай, троллейбус, автобус) или вне его (метрополитен), по форме В.10 ¾ на остановочных пунктах. Итоги обследования по формам В.8 и В.9 позволяют получить комплекс показателей как для совершенствования организации перевозок (распределение подвижного состава по маршрутам, составление расписания движения, удлинение или укорочение маршрута, введение экспрессного движения, размещение остановочных пунктов и др.), так и для достаточно полного анализа транспортной сети и маршрутной системы при разработке градостроительных проектов.
В процессе проведения натурного обследования по формам В.8 и В.9 могут быть получены следующие основные материалы по маршрутам, видам транспорта и транспортной сети города в целом:
¾ пассажиропотоки за сутки и отдельные часы (рисунок В.2);
¾ фактические объемы перевозок по часам суток (с учетом безбилетных пассажиров и пассажиров, имеющих право на льготный проезд);
¾ пассажирооборот остановочных пунктов;
¾ средняя дальность маршрутной поездки пассажира;
¾ транспортная работа;
¾ сменяемость пассажиров на маршруте;
¾ наполнение подвижного состава по часам суток;
¾ неравномерность пассажироперевозок по часам суток, по направлениям и длине маршрутов.
Рисунок В.2 ¾ Картограмма пассажиропотоков (пример-фрагмент)
В результате обработки анкет обследования по формам В.1¾В.7 могут быть получены следующие основные материалы (по целям, способам передвижений и видам транспорта):
¾ межзонные (или межрайонные) корреспонденции передвижений и поездок;
¾ межзонные (или межрайонные) средневзвешенные затраты времени на передвижения и поездки;
¾ целевая структура передвижений и поездок;
22
П3-01 к СНБ 3.03.02-97
¾ подвижность населения (общая и транспортная);
¾ средневзвешенные затраты времени и распределение передвижений и поездок по продолжительности;
¾ коэффициенты пользования транспортом;
¾ степень пользования различными видами транспорта;
¾ пересадочность;
¾ возвратность передвижений.
При определении отдельных методов проведения обследований и результатов обработки их материалов могут быть использованы рекомендации, приведенные в «Руководстве по проведению транспортных обследований в городах» (М.: Стройиздат, 1982).
23
П3-01 к СНБ 3.03.02-97
Форма В.1
Опросный лист (анкета) обследования передвижений населения
Город Дата заполнения _________________________________________
Общие сведения
(поставьте «+» или впишите необходимые данные)
Вопрос | Ответ |
1 Ваш возраст (лет) | |
2 Занятость в настоящее время: | |
работаю | |
учусь в институте, техникуме, ПТУ | |
учусь в школе | |
неработающий пенсионер | |
домохозяйка | |
безработный | |
3 Образование: | |
начальное | |
неполное среднее | |
среднее | |
неполное высшее | |
высшее | |
4 Адрес места жительства (улица, номер дома) | |
5 Адрес места работы (улица, номер дома) | |
6 Затраты времени (мин): | |
на передвижение на весь путь от дома до работы (от «двери» до «двери») | |
на подход от дома до ближайшей остановки общественного транспорта | |
7 Число членов семьи, проживающих совместно | |
8 Есть ли в Вашей семье автомобиль («да» или «нет») |
24
П3-01 к СНБ 3.03.02-97
Окончание формы В.1
Дата: 2019-04-23, просмотров: 224.